Выступление Формирование читателькой компетенции согласно требованиям


Формирование читательской компетенции учащихся в основной школе согласно требованиям ФГОСОсосова С.В.,учитель русского языкаи литературыМБОУ «СОШ № 2»г. Верещагино Компоненты читательской компетенцииПродуктивное (творческое чтение)Потребность в чтенииЧитательская культураСопереживание литературным персонажам Специальные предметные умения и навыкиИнтерпретация текстаЛичностное восприятиеТекст как опыт восприятия мираТекст как способ самореализацииВладение видами чтенияТехнологии читательской деятельностиЧитательские уменияУмение сопереживать персонажам Компоненты культуры чтенияЧитательские умения1. владение разными способами чтения;2. первичное восприятие текста;3. впечатления от текста;4. ведение диалога с автором;4. целостное восприятие и осмысление. Критическое отношение к художественным текстам1. самостоятельность, независимость суждений;2. восприятие текста адекватно авторскому замыслу;3. осмысление авторской позиции;4. соотнесение авторской позиции со своей точкой зрения; Продуктивное чтение1. формулирование своего отношения к тексту;2. интерпретация, истолкование и оценка художественного произведения;3. способы и средства творческого самовыражения4. умение донести до других авторский замысел;5. умение получать удовольствие от чтения.Собственный круг чтения1. осознанный выбор произведения для чтения;2. сформированные читательские интересы;3. читательская самостоятельность;4. потребность в чтении как личностной ценности. Читательские умениясоответствующий возрасту уровень техники чтения;владение разными способами чтения (углублённое, просмотровое, ознакомительное, сканирование, аналитическое чтение и др.);восприятие текста через все каналы (слух, зрение, кинестетика), наблюдение над текстом;уметь запоминать и воспроизводить текст;эмоциональная включённость, первичное восприятие, ощущения (образ не имеет зримого воплощения, поэтому важно впечатление от образа);понимание текста, усвоение авторского замысла;ведение диалога с автором на основе сопоставления с собственным читательским, жизненным опытом (во время чтения можно спорить, не соглашаться с автором, удивляться);целостное восприятие художественного текста (понимание во взаимосвязи его компонентов);осмысление на личностном уровне (через культурный опыт формируются нравственно-духовные ценности). Читательские приоритеты учащихся гимназии г. Верещагино за 2006 – 2009 учебные годы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}авторКолич. прочитан-ных произвед.Колич. прочитав-ших% прочитавших1. Р. Стайн.345748 %2. Д. Емец213832 %3. Д. Ролинг93529 %4. Е. Вильмонт202024 %5. сёстры Воробей151714 %6. А. Иванов,А. Устинова81311 %7. С. Лубенец101210 %8. серия «stalker»8119 %9. Т. Крюкова7108 %10. Е. Артамонова 898 %11. И. Щеглова 698 %12. Е. Нестерина687 %13. Э. Блайтон676 % Анкета по выявлению уровня читательской самостоятельности и потребности в чтении1. Как долго вы заполняете читательский дневник?2. Сколько книг примерно вы прочитываете за год?3. С каким настроением вы садитесь читать книгу?4. Почему вы читаете книги?5. С какими результатами, в основном, вы заканчиваете год, четверть? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КлассВремяОбъёмНастроениеМотивацияУспешность учеников5Примерно 33 мин.В среднем каждый прочитывает по 23 книгиС интересом, хорошим настроением, с желанием, с увлечением, с весельем– 17;заставляют, без желания –3;желание появляется во время чтения;по-разному бывает.Нравится, сама хочу читать, это интересно – 8;узнать что-то новое, научиться чему-то– 5;надо вести читательский дневник, из-за оценки, заставляют– 9;сократить время,отвлекаюсь от беды;хочу победить;я любознательна;сильно втягивает;иногда интересно.Отличник – 4Хорошист – 15Ударники – 4728 мин.24 книги(в среднем)Настроение зависит от книги – 16;с удовольствием – 9;нет желания – 2;с чувством долга.Интересно, нравится, доставляет удовольствие– 16;надо вести дневник – 8;заставили, ради оценки– 5;много поучительного, чтобы быть умней – 3;от скуки – 2;хобби;пригодится в жизни;развивает фантазию.Отличник – 3Хорошист – 17;Ударники – 7 Анкета , 2009 г. Учащиеся 5 класса:«Иногда заставляют, иногда самой хочется»,«Увлекательно узнавать новое»,«Хочу сократить время»,«Читаю с большим желанием»,«Потому что я ощущаю себя в сказке, которую читаю»,«И заставляют, и оценка нужна, иногда интересно».Приняло участие 27 человекУчащиеся 7 класса:«Раньше заставляли читать, а сейчас уже интересно»,«Скажу честно: читать не люблю, но настроение зависит от того, что читаешь»,«Читаю потому, что в книгах много интересного и поучительного»,«Я занимаю своё свободное время», «Читать интересно, некоторые произведения клёвые»,«Иногда просто хочется что-то почитать», «Читаю от нечего делать».Приняло участие 27 человек Отзыв– это сочинение, в котором выражено собственное отношение (отклик, мнение) к прочитанному художественному произведению; это эмоциональная оценка с её обоснованием: чем вызваны те или иные чувства, эмоции. Автор, название произведения, количество страниц.Содержание кратко.Особое внимание персонажам и причинам их поступков.Что понравилось (не понравилось) и почему.Чему книга научила? Читательский дневник. Оценивание читательских отзывовОценка «удовлетворительно» ставится за отзыв репродуктивного уровня, то есть пересказ, либо очень малый (менее 50 % нормы) объём произведения.Оценка «хорошо» ставится за конструктивный уровень отзыва. Сформулировано эмоциональное впечатление, объяснены свои ощущения, дана оценка поступкам героев, истолкованы причины их поведения.Оценка «отлично» ставится за конструктивный уровень. Представлен анализ своего отношения к произведению, выявлены причины, вызвавшие то или иное впечатление, сформулирована своя позиция, определён авторский замысел. ВЕДЬМЫАндерсен Х.К. Сказки.Брэдбери Р. Что-то страшное грядёт. Канун Всех святых.Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.Булычёв Кир. Заповедник сказок. Подземелье ведьм.Волков А.М. Волшебник Изумрудного города. Жёлтый туман.Гарнер А. Камень из ожерелья Брисингов. Луна в канун Гомрата.Гауф В. Сказки.Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки.Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер.Гримм, братья. Полное собрание сказок.Грипари П. Ведьма из чуланчика Даль Р. Ведьмы.Дансени. Дочь короля эльфов.Дж. Конрад. Харчевня двух ведьм.Ибботсон Е. Мисс ВедьмаДж.Г.Смит. Королева ведьм Лохлэнна.Кук Г. Сладкозвучный серебряный блюз. Золотые сердца с червоточинкой.Куприн А.И. Изумруд. Олеся.Курляндский А.Е. Моя бабушка — ведьма.Лагерлёф С. Сага о Йёсте Берлинге.Ле Гуин У. Волшебник Земноморья.Льюис К.С. Хроники Нарнии.Майклз Б. Ведьма.Максимов С.В. Ведьма.Меррит А. Ведьма, гори! Тень, ползи!Нортон А. Ведьмы из Эсткарпа. Метла и металлический шарик.Перро Ш. Сказки Матушки Гусыни. Спящая красавица.Погорельский А. Волшебные повести.Пройслер О. Маленькая Баба-Яга. Пушкин А.С. Руслан и Людмила.Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке.Стюарт М. Маленькая ведьма.Уайльд О. Сказки. Рассказы.Шварц Е.Л. Дракон. Клад. Тень. Два клёна. Обыкновенное чудо.Шекспир В. Комедии. Хроники.Шмидт А. Ведьмы и все прочие. Тематическая читательская конференция. Сообщенияплан содержаниязнание текста художественного произведения, понимание идеи и темы, художественных особенностей произведения;владение навыками анализа литературного произведения в единстве его содержания и формы;знание основных литературоведческих понятий и умение использовать их при необходимости в анализе.план выражениялогичность, последовательность суждений;эмоциональность, выразительность выступления4свободная, грамотная речь;отсутствие затруднённости говорения, не обусловленных содержанием пауз. Темы читательских конференцийв 5 классе – «Об этой книге хочу рассказать», «Любимая фольклорная сказка», «Любимая литературная сказка», «Особенности новеллы»;в 6 классе – «Мифология народов мира», «Фольклор как основа литературного произведения», «Литературное произведение как художественное единство», «Моё любимое стихотворение»;в 7 классе – «Концепция мира и человека в зарубежной литературе», «Русский характер в литературе XIX века», «Произведения русских писателей XIX века», «Мир и человек в русской литературе XX века»;в 8 классе – «Художественное своеобразие литературного средневековья», «Классицизм эпохи Возрождения и Просвещения – основной творческий метод XVII – XVIII веков», «Особенности русского классицизма», «Русская литературный XVIII век»;в 9 классе – «Русский романтизм, его своеобразие», «Русская классическая лирика», «Идейные искания и художественные открытия в литературе конца XIX – начале XX века», «Мир классической художественной литературы». Список источниковОрлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения./пособие для работников образ. Учреждений. – М.: МЦБС, 2008Бончани Даниэла. Теоретические основы совершенствования умений чтения и анализа художественного текста у итальянских учащихся./автореферат диссертации. М., 2006.Литература. Программа для школ и классов с углублённым изучением литературы. 5 – 11 классы./М.Б. Ладыгин и др. – М.: Дрофа, 2006.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.Баландина А.Д. Обучение анализу художественного текста на уроках литературы в старших классах. – Пермь, 2003.Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. – Великий Новгород, 2002.Самохина М.М. Содержание и структура чтения молодёжи: о чём говорят исследования., 2010.