Проект влияние домашней библиотеки на развитие читательской компетенции и интереса к чтению
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большепикинская основная школа
Проект
«Влияние домашней библиотеки на развитие читательской компетенции и интереса к чтению»
Выполнили ученики 7 «Б» класса
Руководитель
Петрова Ольга Сергеевна
2015 год.
Содержание.
1.Введение.
1.1 актуальность выбранной темы.
1.2 гипотеза.
1.3 описание методов исследования.
2.Исторический анализ домашних библиотек великих людей.
3.Результаты анкетирования учащихся.
4.Вывод.
5.Заключение.
6.Мудрые мысли о книге.
7. Список литературы.
1.Введение.
Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Родители не только подростков, но и младших школьников жалуются, что дети перестали читать. Школьные учителя ломают копья о компьютерный щит и подсчитывают потери в бою за приобщение к классической (и не только!) литературе и - увы! – проигрывают бой за боем. Родители и учителя, отчаявшиеся в попытках усадить детей за книги, уже иногда допускают и такие мысли, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Ведь с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, настал другой век, где всё должно совершаться по – другому, по – скоростному и деловому. То есть так, чтобы не тратить время на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна.
Если вы спросите: « А без чтения жить нельзя?»
Наверно, можно. Можно жить без книг, заменив их «информацией», можно жить без счастья, заменив его благополучием…
Но тогда у человека не сформируется, то самое образование, которое нельзя увидеть, но можно почувствовать:
- оно болит, когда вокруг горе;
- оно радуется и делает дыхание лёгким, когда случается хорошее;
- оно умеет предвидеть горе и счастье, умеет чувствовать, надеяться, мечтать.
Это то, что отличает человека от всего прочего живого мира.
Это – душа.
Древнеримский философ Цицерон утверждал: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души».
К сожалению, таких «бездушных» домов в наше время большинство. Для книг в современных квартирах не находится места. Книги стали не предметом гордости, не роскошью, которую когда-то еще в 80-е годы 20 века выставляли напоказ вместе с чешским хрусталем, а ненужным хламом, «рассадником пыли». Современные дети видят большое количество книг только в школьной библиотеке и только в первом классе знакомятся с разнообразием русской и зарубежной литературы.
Повсеместно мы слышим об уменьшении читающих людей, снижении читательской компетенции и, как следствие, увеличении неграмотных, мало образованных молодых людей с узким кругозором и слабо развитым воображением и речью.
В. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась «структура малодеятельности мозга».
Мы предположили, что одной из причин кризиса интереса к чтению может быть отсутствие домашней библиотеки, т.е. книг, которые всегда под рукой, в свободном доступе, которые можно прочесть в любое время.
Есть известное утверждение: «Если в первом акте спектакля на сцене находится ружье, то в последнем акте оно обязательно выстрелит». Возможно, то же можно сказать и про книги: если в доме есть книга, то ее когда-нибудь обязательно прочтут.
В качестве доказательства своей гипотезы мы 1) провели исторический анализ домашних библиотек известных людей и 2)провели анкетирование учащихся 5-9 классов на взаимосвязь наличия домашней библиотеки и развития читательской компетенции.
2. Исторический анализ домашних библиотек известных людей.
«Умножай свою библиотеку, но не для того,
чтобы иметь много книг,
но чтобы просвещать свой разум, образовывать сердце,
чтобы творческими произведениями великих гениев
возвышать свою душу».
В. Г. Белинский
Самая первая известных домашних библиотек была древнеегипетская библиотека, она принадлежала фараону Рамсесу II и называлась «Аптека для души».
В нашей стране домашние библиотеки всегда были необходимым атрибутом культурного развития семьи, о чем свидетельствуют многочисленные факты. Например, более 100 лет назад в журнале «Известия книжных магазинов товарищества М. О. Вольф» были опубликованы десять заповедей книголюба, где четвертая заповедь гласила: «Не израсходуй всех ассигнованных на приданое дочери денег, не купив ей предварительно хотя бы небольшую библиотеку», а десятая – «Не заботься, чтоб у тебя был подвал, полный вин, а старайся, чтобы у тебя была возможно полная библиотека».В старинных библиотеках вместе хранились и печатные книги, и рукописные. В этом смысле домашняя библиотека и сегодня представляет собой нечто вроде такой старинной библиотеки. «Интеллигентный человек, – писала Н. И. Ильина, – не коллекционирует книги, он обрастает ими естественно, не заботясь об этом».
В России интерес к книжному собирательству возникает уже в XIV веке. Богатые книжные собрания имели великие князья - Иван I Калита, Василий III, царь Иван IV Грозный (его библиотека исчезла в конце XVI - начале XVII вв. и до настоящего времени не обнаружена) и др. Тогда же частные собрания появились и в среде ближайшего царского круга. Первые частные собрания книг принадлежали Андрею Курбскому Ионикию Строганову. В 16-17 вв. сформировались частные собрания В. В. Голицына, А. С. Матвеева и др. В семнадцатом веке появляются частные книжные коллекции у лиц духовного звания. Богатые библиотеки были собраны Симеоном Полоцким, Ефимом Чудновским, протопопом Аввакумом, княгиней Е. Урусовой, Сильвестром Медведевым.
Новый импульс книгособирательство получает с воцарением на престоле Петра I. В 1721-1722 годах Петр I отправляет за границу первого назначенного им библиотекаря И. Д. Шумахера, и одним из многочисленных пунктов в полученной им инструкции было: «Старатися полную библиотеку Вашему Императорскому Величеству промыслить».
В первой половине восемнадцатого века выделяются три направления книгособирательства: старообрядческое, купеческое и дворянское. Активно занимаются книгособиранием и библиофилы-иностранцы, находившиеся на государевой службе: Я. Брюс, А. Виниус, Р. Арескин, А. Остерман, барон Корф. Известными книголюбами были Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Василий Татищев, А. Волынский, А. Хрущев, Голицыны, Шереметевы. Эти книжные собрания состояли преимущественно из книг на иностранных языках. Книжное собрание сподвижника Петра Великого - Якова Брюса - стало основой для научной библиотеки Петербургской Академии наук.
Вторая половина восемнадцатого века характеризуется расцветом дворянского "усадебного" библиофильства в соответствии с идеалами эпохи Просвещения. Дворянские библиотеки пополнялись как русскими, так и иностранными, прежде всего, французскими книгами. Огромными по своему составу и тематике были библиотеки Петра Третьего, Екатерины Второй. Личные библиотеки П. И. Шувалова, Ф. Толстого, А. И. Мусина-Пушкина, Бутурлиных носили универсальный, энциклопедический характер. В это же время появляется интерес к коллекционированию рукописей, предпринимаются первые попытки собрания русских рукописей и старопечатных книг. Самое значительное собрание старообрядческих книг было у купца И. Р. Романова.
Отечественная война 1812 года нанесла значительный урон книжным коллекциям Москвы, которая была главным книготорговым и библиофильским центром России. В московском пожаре погибли многие ценнейшие библиотеки, в том числе собрание графа А. И. Мусина-Пушкина с единственным экземпляром «Слова о полку Игореве», библиотека иностранных книг графа Д. П. Бутурлина, в которой находилось до шести тысяч инкунабул.
В девятнадцатом веке в число библиофилов входят представители самых различных слоев населения. Среди известных русских библиофилов девятнадцатого века - А. С. Пушкин, Н. П. Румянцев, А. Д. Чертков, А. П. Бахрушин.
Николай Петрович Румянцев – граф, выдающийся государственный и общественный деятель, министр иностранных дел, Государственный канцлер России, председатель Государственного совета, основатель Румянцевского музея (сегодня – Российской государственной библиотеки), издатель-меценат, собиратель книг и рукописей – родился 14 апреля (3 апреля по старому стилю) 1754 г. Он был сыном фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского, одним из ярких представителей династии Румянцевых, не одно поколение которых служило России на различных важных государственных постах.
В 1814 г. Румянцев вышел в отставку c сохранением пожизненного звания Государственного канцлера. Занимался изучением истории России, являясь меценатом и просветителем. Вокруг него образовался Румянцевский кружок, в котором велись исследования русских документальных памятников, рукописей, первопечатных книг, организовывались экспедиции. На издательские проекты, создание библиотек, учебных заведений Румянцев не тратил ни копейки из государственной казны, а вкладывал свои личные средства.
Всю жизнь Румянцев собирал коллекцию, в которой в результате набралось более 28 тысяч книг, рукописи, этнографические, археологические материалы, монеты, минералы, живопись, скульптура. Библиотека Румянцева включала более 12 тысяч томов по российской и мировой истории, более тысячи карт; рукописи были, прежде всего, по истории российской государственности. Рукописи и книги покупались в России и Европе. Покупались даже целые библиотеки.
Граф жил в своем петербургском доме на Английской набережной, занимая весь главный этаж, а рядом, в различных залах и других помещениях, хранились все его драгоценные рукописи, медали, монеты и обширная библиотека. Многие молодые ученые пользовались его богатым собранием; Румянцев предоставлял свою библиотеку всем исследователям.
Великие люди были великими читателями. Известно, что Пушкин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский кабинет и проводил там ночи напролёт, просто "пожирая” всё, что попадалось ему под руку. Были у девятилетнего и свои любимые произведения: "Илиада” и "Одиссея” Гомера, а позднее – Плутарх. Пушкин скажет: "Чтение – вот лучшее учение…”
Собрания библиофилов часто становятся основой для проведения серьезных научных исследований. Среди библиофилов появляются личности, которые не просто любят книгу, а хорошо разбираются в истории и научных принципах книгоописания. Такими библиофилами-библиографами являлись П. П. Пекарский, Е. И. Якушкин, Г. Н. Геннади, П. А. Ефремов, М. Н. Лонгинов, А. И. Соболевский. У букинистов-старообрядцев (А. И. Хлудова, К. Т. Солдатенкова, Егоровых) можно было приобрести древние рукописи. В это время начинают издаваться описания частных коллекций, каталоги антикварно-букинистических магазинов. Большой спрос на древние рукописи породил специальное изготовление подделок и фальсификатов (А. И. Бардин, А. И. Сулакадзев).
В начале двадцатого века возникают первые объединения библиофилов: "Общество любителей книжных знаков", "Русское библиографическое общество" (при участии Д. В. Ульяницкого, Б. С. Бондарского, Н. М. Лисовского). Тогда же в Петербурге издавались специализированные журналы "Антиквар" (1902-1903) и `Русский библиофил` (1911-1916).
Революция 1917 года катастрофическим образом отразилась на русском библиофильстве. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о конфискации частных и усадебных библиотек прервал традиции русского книгособирательства. В результате конфискации частных собраний погибло около двухсот коллекций. В годы гражданской войны очень многие библиофилы, прежде всего из ранее привилегированных слоев, погибли или эмигрировали за границу. Часть книжных коллекций была вывезена за рубеж, что положило начало собиранию русских книг в странах Западной Европы и особенно в Америке.
Революционные события в государстве привели к тому, что на книжном рынке появилось значительное количество ценных книг. Писатель М. А. Осоргин вспоминал: «Книги, выбрасываемые на рынок частными лицами, менявшими их на хлеб насущный, вообще потеряли всякую цену. И любопытно, что ниже всего ценилось то, что в обычное время разыскивалось как книжная редкость...». Составить хорошее книжное собрание в это время при наличии средств было довольно просто.
Основные типы личных библиотек советского времени во многом схожи с типичными собраниями дореволюционного периода: наряду с библиофильскими собраниями продолжали существовать рабочие библиотеки писателей, ученых, общественных деятелей. Книжные собрания научной и творческой интеллигенции советской формации все-таки отличались от аналогичных библиотек, сформированных в дореволюционное время. Значительно меньшее место в личных библиотеках стала занимать литература на иностранных языках, происходила дифференциация библиотек в зависимости от лояльности к власти: появились личные собрания, состав которых существенно отличался от набора литературы, доступной в государственных библиотеках. Хранение в личной библиотеке «идеологически вредных» книг особенно в период репрессий 1930-х гг. могло стоить их владельцу жизни. Формирование библиотеки, отвечающей устремлениям личности, становится одним из способов обретения свободы.
Одно из крупнейших книжных собраний принадлежало М. Горькому. Его библиотека, хранящаяся в Москве на его последней квартире, насчитывает свыше 10 000 томов. Эта библиотека имеет «отчизноведческий» характер: Горький приобретал книги не только по истории России, истории русской культуры и литературы, но и по истории русского быта, искусства, науки.
В отличие от библиотеки М. Горького библиотека А. А. Ахматовой не была столь обширна. Основу ее библиотеки составляли любимые книги, к которым она возвращалась на протяжении всей жизни: Гомер, Данте, Пушкин, Джойс и т. д. На составе библиотеки А. А. Ахматовой отразились особенности ее судьбы: кочевой образ жизни и материальные трудности не способствовали созданию большой библиотеки. Личная библиотека А. А. Ахматовой в Фонтанном доме в Петербурге – одна из нескольких библиотек, собранных ею на протяжении жизни, и насчитывает 350 книг. Основной ее раздел – литература о Пушкине и произведения самого Пушкина, что связано с пушкиноведческими интересами Ахматовой.
Известная поэтесса Марина Цветаева увлекалась чтением с детских лет. Вспоминая детство в своих ранних стихах, Цветаева с благодарностью вспоминает о своих «друзьях» Геккельбери Финне, Томасе Сойере, Принце и Нищем, Ундине. Но все эти книжки о девчонках и мальчишках были не главными. Весь жар души вкладывался не в них. С шести лет маленькая Марина была влюблена в поэзию Пушкина. Она делала самодельные книжечки, в которые вписывала полюбившиеся ей стихи.
В юности, примерно с 16 лет, у нее начинается полоса «запойного» чтения, она целиком переселяется в книги, среди которых много французских – книги о Наполеоне и его сыне. Реальность переставала существовать для нее. Марина Цветаева жила только в книгах. «Как я теперь понимаю « глупость» взрослых, не дающих читать детям своих взрослых книг! – пишет она. – Дети не поймут? Дети слишком понимают. Семи лет Мцыри и Евгений Онегин гораздо верней и глубже понимаются, чем двадцати забываюсь только одна, только в книге, над книгой. Книги мне дали больше, чем люди. Воспоминание о человеке всегда бледнеет перед воспоминаниями о книге »
Книжное собрание каждого писателя неповторимо. В. Каверин писал: «Чтение – неотъемлемая часть литературной работы. Это не только мир литературного сознания, не менее важный, чем опыт реальной жизни. Это сопутствующее всей жизни писателя явление резонанса, без которого серьезно работать почти невозможно... Так отзываются в опыте чтения те струны, которые совпадают с кругом ваших намерений и профессиональных интересов». Именно круг намерений и профессиональных интересов, духовных поисков, открытий и заблуждений отражают и писательские библиотеки XX века. Путь писателя к собственной книге обязательно сопровождается книгой.
Книжные собрания деятелей искусства во многом схожи с библиотеками писателей, так как выполняют роль «творческой лаборатории», где рождаются замыслы. Достаточно назвать библиотеки С. Эйзенштейна, В. Мейерхольда, Б. М. Тенина, Ю. Завадского и др. Современный исследователь В. П. Нечаев пишет: «Личные библиотеки актеров, режиссеров, художников, критиков театра надо рассматривать как социально-психологический феномен, как своеобразный вид созидательной деятельности, так как их книгособирательство не замкнуто на самом себе, а имеет многообразные выходы в другие сферы духовной жизни».
Очень много людей изменили свой характер под влиянием книги. Вот, например, что рассказывает великий советский физик Лев Ландау. Он рано научился читать, был очень способным ребенком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым. Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему в руки попался роман А. Стендаля “Красное и черное”. Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.
- Я ликовал, - вспоминал ученый, - мне хотелось во весь голос кричать об этом открытии. Но предстояла большая работа, и он начал трудиться над собой. Тринадцатилетний подросток стал вырабатывать в себе волю, развивать память, воспитывать характер. Этот изматывающий труд - искоренение собственных недостатков и воспитание воли - вошел у него в привычку и продолжался всю жизнь. Один из ученых так скажет потом о Льве Ландау: “Да, он умел держать себя в узде. Ни в чем не давал спуску. И он сумел сделать себя счастливым, это несомненно” .Среди крупных библиотек общественных деятелей и политиков XX века нельзя обойти вниманием библиотеку В. И. Ленина в Кремле, которая насчитывала около 10 000 томов. По содержанию эта библиотека универсальна: от философии и социальных наук до книг по русской церковной старине и древнерусской архитектуре. Широко представлена в этом собрании художественная литература, русская и зарубежная. В настоящее время требуется переосмысление того огромного материала, который дает личная библиотека Ленина, с учетом новых, вошедших в научный оборот материалов но истории XX века. Многочисленные исследования библиотеки Ленина прошлых лет грешат неизбежной заданностью идеологических установок.
В советское время личные библиотеки имели представители самых различных профессий, а не только те, чья профессиональная деятельность была связано с наукой, культурой, искусством.
Характерной чертой истории книгособирательства советского времени является значительное увеличение количества личных библиотек по сравнению с предыдущим периодом и расширение социального состава их владельцев. Учителя, врачи, государственные служащие, рабочие, студенты, представители творческих профессий, как правило, имели различные по объему и содержанию книжные собрания. Большинство такого рода библиотек складывалось стихийно: книги собирались без специального принципа, из любви к чтению, из потребностей обучения, самообразования. Именно в советское время лозунг «Книга – лучший подарок» воплотился в жизнь: книги дарили, книгами награждали за успехи в учебе школьников и студентов, за производительный труд – рабочих и колхозников. Подаренные книги – один из существенных источников пополнения личных книжных собраний советского времени.
Следует выделить еще один тип книжного собрания советского времени, который получил широкое распространение уже в 1970-1980-е годы: это личные библиотеки, созданные из стремления подчеркнуть свой социальный статус и образованность. Мода на книги и книжный дефицит привели к созданию библиотек, где собирались книги, одобренные общественным мнением или книги, которые нужно было «доставать». Эти библиотеки скорее демонстрировались, чем использовались. В них собирались полные собрания сочинений классиков, серийные издания, дорогие книги по искусству. Такого рода книжные собрания отражали стереотипы «поведения-потребления»: наличие «стенки», заполненной собраниями сочинений и хрусталем, позволяло их владельцам причислять себя к определенному «привилегированному» слою общества. При смене ценностной шкалы в постсоветской России именно книги из этих собраний оказались в лучшем случае в букинистических магазинах, а в худшем – на помойках.
В последние годы в России заметно усилился интерес к изучению личных библиотек. Методологическая революция в гуманитарных науках, новая концепция развития культуры, в которой центральное место занимают такие приоритетные направления, как созидательная, творческая роль личности, знаменует стремление к изучению не только крупномасштабных, глобальных явлений, но и «индивидуумов»: выдающихся личностей и обычных людей. Происходит познание мира «изнутри», через человека, проникновение в мир его интересов, увлечений, привлечение внимания к культурным формам и институтам, в которых проходит становление и развитие личности, осуществляется ее самовыражение в культуре. Нет более точного индикатора, отражающего скрытую интеллектуальную и духовную жизнь человека, чем личная библиотека. «Личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина», - констатировал Д. С. Лихачев. Особую роль личные библиотеки играли в российской провинции, где они были важнейшей базой образования, центрами просвещения.
В настоящее время происходит кардинальное изменение ценностных потребностей человека в общении с книгой, ломается одна из лучших традиций культуры России — признание ее самой читающей страной мира. В связи с этим книжная культура в целом и феномен личных библиотек в частности требуют внимания и новой перспективной стратегии в осмыслении и развитии с точки зрения государственной культурной политики.
Известно, что премьер-министр Владимир Медведев читает много исторической литературы, любит классику: Антона Чехова, Ивана Бунина, Федора Достоевского, а также интересуется и современностью: Виктором Пелевиным и Харуки Мураками.
Президент Владимир Путин любит книги Сергея Витте и философа Ивана Ильина. Эрнеста Хемингуэя, Жюля Верна, Джека Лондона – герои этих авторов «формировали мой характер», говорит президент. Четверостишия Омара Хайяма также любимы президентом.
5.Заключение .В моей квартире собраны миры. Они стоят на стеллажах и полках. Они стоят, застывши до поры, Но быть открытыми желанья полны. Я каждый мир любовно обвожу Мечтающим в него проникнуть взглядом И каждый раз вздыхаю, ухожу, Завороженный милым книжным рядом. И дни бегут, событиями полны, Влекут меня по жизни за собой. И снова не до тех мне, что на полках Образовали неразрывный строй. Мне стало стыдно обводить их взглядом, Но я уверен — это до поры: Настанет день — я ближе к книгам сяду, И вот тогда — да здравствуют миры!
Домашняя библиотека – это «портрет» ее собирателя, или, вернее, «семейный портрет в интерьере», так как большей частью домашняя библиотека – семейная. Она похожа на своего собирателя, служит отражением его желаний и планов, знаний о себе и мире, своим содержанием представляет его образ, служит хранителем и «ретранслятором» присущих ему представлений о нравственных нормах, ценностях, идеалах, традициях, устремлениях. Приобщая членов семьи к этому содержательному комплексу, домашняя библиотека объединяет их, способствует преемственности семейных традиций. Недаром возник известный парадокс В. Б. Шкловского: «Человек собирает книги, а книги собирают человека».
Некоторые уникальные библиотеки, собранные верными «рыцарями книги», стали впоследствии частью публичных библиотек, достоянием народа, играли и играют значительную роль в истории культуры и способствуют ее дальнейшему развитию.
«Библиотекою можно назвать такое собрание книг, которое приведено и содержится в известном порядке, и притом книг, предназначенных не для продажи, а личного пользования владельца или более широких кругов. В первом случае библиотеку принято называть домашнею, а во втором – библиотекою.
Домашней библиотекой может быть названо только то целенаправленно подбираемое книжное собрание, которое отражает потребности и интересы владельца, как он их понимает на данный момент. По мере роста книжной культуры собирателя цель создания библиотеки может конкретизироваться, корректироваться или изменяться кардинально.
Когда человек начинает осознавать свою индивидуальность, у него появляется потребность собирать вокруг себя значимые для его духовного развития культурные ценности. В поиске этих ценностей он рано или поздно, но приходит к необходимости иметь рядом с собой духовно близкий ему набор книг, чтобы иметь возможность корректировать свое развитие, постоянно к ним обращаясь и советуясь с ними.
Одна американская компания недавно провела исследование, чтобы выяснить, какая страна самая читающая в мире. И оказалось, что самый читающий народ - это индийцы, которые проводят за книгами больше 10 часов в неделю. За ними идут таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Россия занимает всего лишь седьмое место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение. Интересно, что жители Таиланда и Филиппин, входящие в первую пятерку “книжных червей”, оказались и чемпионами по просмотру телепередач. А вот россияне по этому показателю занимают 15-е место. Это лишний раз доказывает, что ни телевидение, ни Интернет не являются врагами книг. Те, кто почувствовал удовольствие от чтения, не променяют его ни на что.
В мае этого года на заседании Общественной палаты РФ обсуждался вопрос о необходимости разработать подробное руководство, которое поможет гражданам сформировать домашнюю библиотеку. По итогам этого заседания было принято решение о создании группы из отечественных литературоведов и лучших педагогов страны, которые соберут воедино авторов, чьи произведения будут рекомендованы для домашних библиотек.
Обещалось, что это пособие будет готово и предложено для всеобщего ознакомления осенью этого же года (каким именно образом оно будет распространяться, пока неизвестно). Также говорилось, что упор будет сделан на отечественную и зарубежную классическую литературу (современные авторы включены будут, но в незначительном количестве), а методичка кроме списка будет содержать советы о том, в каком возрасте лучше читать ту или иную книгу.
Друзья мои, хочу я вам сказать-
Хоть мы живём в эпоху атомного века,
Ни зал компьютерный, ни выход в интернет
Не смогут заменить общенье с человеком.
Недаром говорят, кто в этом знает толк:
Как одолела хворь телесная — беги в аптеку,
А если вдруг душа болит-
Спеши, мой друг, в библиотеку.
6.Мудрые мысли о книге.
Астафьев В.П.«Добрая книга – как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником»
Бедный Демьян(Ефим
Алексеевич Придворов) «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный вечный спутник»
БЕЛИНСКИЙ В.Г.«Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются – и старые, и молодые, и деловые, и ничего не делающие; дети – также. Все делов выборе книг для них, и мы первые согласны,что читать дурно выбранные книги для них и хуже, и вреднее, чем ничего не читать»
Белинский В.Г. «Книга есть жизнь нашего времени»
БЛАН Л.(франц. социалист) «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.
Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку»
Блок А.А. «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею
пользоваться»
БУАСье П.Э.«швейц.
ботаник)«Ищите людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги, и книг, чтение которыХ стоило бы разговора с философом»
БЭКОН Ф.(англ. философ__________) «Чтение делает человека знающим, беседа —
находчивым, а привычка записывать —
точным»
БЭКОН Ф. «Читай не затем, чтобы противоречить и
опровергать, не затем, чтобы принимать на
веру; и не затем, чтобы найти предмет для бе-
седы; но чтобы мыслить и рассуждать»
БЭКОН Ф. «Есть книги, которые надо только отведать,
есть такие, которые лучше всего проглотить и
лишь немного — разжевать и переварить»
ВЕБЕР М.(нем. социолог,историк, экономист, юрист)
«То, что не стоит прочтения более одного раза,
совершенно не заслуживает прочтения»
ВОВЕНАРГ Л. де К.(франц.писатель, моралист)
«Самая новая и самая оригинальная книга та,
которая заставляет любить старые истины»
ВОЛЬТЕР (Франсуа Мари
Аруэ, франц. писатель,
поэт, драматург, философ-
просветитель)
«Чем более читаете, не размышляя, тем более
уверяетесь, что много знаете, а чем более
размышляете, читая, тем яснее видите, что
знаете еще очень мало»
Вольтер «Читая в первый раз хорошую книгу, мы
испытываем то же чувство, как приприобретении нового друга. Вновь прочитать
уже читанную книгу — значит вновь увидеть
старого друга»
ГАЛУА Э.(франц.математик__________)
«Самая ценная книга истинного ученого — та,
где он откровенно заявляет, что именно ему
неизвестно.