Внеклассное занятие по формированию навыков ведения здорового образа жизни
Внеклассное занятие на тему:
«Азбука витаминов»
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ №29 Коминтерновского района
Г.Воронежа
Хомяковская Ольга Сергеевна
Воронеж-2014
Тема урока: «Азбука витаминов».
Цель урока: расширить знания учащихся об особенностях и значении витаминов в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить с историей открытия витаминов, их разнообразием.
2. Узнать о заболеваниях при неправильном употреблении витаминов.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, умение рассуждать и делать выводы.
2. Развивать логическое мышление речь, умение работать самостоятельно.
Воспитательные:
1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Оборудование: таблицы-карточки, выставка искусственных витаминов, рисунки с изображением овощей и фруктов.
Литература: Детская энциклопедия. Медицина; Под общей ред. О.Г. Хинн;
Энциклопедия здоровья; Под общей ред. Р.В. Андреевой;
Все о здоровом образе жизни. Издательский дом «Ридерз Дайджест». Под общей ред. Н.Ярошенко;
Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове; Э. Борохов.
Ход урока
Вступительное слово. Наш урок мне хочется начать словами английского естествоиспытателя Леббока, который сказал: «Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства». И сегодня мы постараемся еще раз доказать это верное утверждение. Тему нашего урока вам подскажет загадка:
Нас много братьев у природы,
Мы людям продлеваем годы,
Уничтожаем все болезни,
Здоровье делаем «железным»,
Стоим в аптеке на витрине
А как зовут нас? (Витамины)
Кто из вас догадался, о чем наш урок? (О витаминах, об их пользе для здоровья).
Ребята, мы действительно познакомимся с разнообразием витаминов, поговорим о том, какое значение они имеют для здоровья человека. Но также вы узнаете, кто первым открыл эти вещества, какие заболевания могут возникнуть при неправильном употреблении витаминов и какие надо знать правила хранения.
Тема нашего урока: «Азбука витаминов».
Изучение новой темы. Сразу же возникает вопрос: «Как появились витамины?» В 1880 году русский врач Николай Иванович Лунин на основе опытов с животными (мыши) обнаружил в пище наличие незаменимых веществ. Он доказал, что эти вещества встречаются в пище в малых количествах, но несмотря на это, роль их огромна для здоровья. В 1912 польский врач Казимерж Фук более подробно описал витамины и ему же принадлежит авторство в названии этих веществ. Данные вещества получили название ВИТАМИНЫ, что в переводе с латинского VITA означает ЖИЗНЬ.
Как вы думаете, а сколько витаминов существует? (5, 12, 10…)
Сейчас насчитывается около 20 витаминов. Обозначаются они латинскими буквами: A B C D E F K РР и другие. Этот ряд витаминов называют чудесной азбукой здоровья или азбукой витаминов.
У некоторых витаминов есть еще свой числовой индекс, например: В1 В2 В12 На каком предмете вы уже знакомились с латинскими буквами? (На математике, для обозначения отрезков, геометрических фигур, при составлении буквенных выражений).
Сейчас вы познакомитесь с некоторыми витаминами более подробно.
На партах у вас лежат таблички-карточки, которые вы будите заполнять по ходу выступления витаминов. Вы должны внимательно слушать рассказ каждого витамина и заполнять пока первые 4 колонки таблички.
Сценка. Выступление детей в роли витаминов: А, В1, С, РР.
ВИТАМИН А (девочка в костюме моркови)
Я витамином назван А
И очень горд, мои друзья!
Я зренье ваше укрепляю,
Обмен веществ осуществляю!
Еще меня называют ретинол. Найти меня можно в моркови, молоке, масле.
ВИТАМИН В1 (мальчик в костюме колоска)
Я нужный в мире витамин.
Я - В1, я - тиамин.
Я нервы ваши укрепляю
И головную боль снимаю.
Найти меня можно в луке, муке, дрожжах.
ВИТАМИН С (мальчик в костюме лимона)
Я витамином С прослыл.
Тружусь, не покладая сил.
Иммунитет вам повышаю
И все микробы убиваю!
Еще меня называют аскорбиновая кислота. Найти меня можно в клюкве, лимоне, шиповнике, апельсинах и других.
ВИТАМИН РР (девочка в костюме капусты)
Зовусь я витамин РР.
Я в калорийной есть еде.
Со мной дружок, ты подрастаешь
И про болезнь не вспоминаешь.
Я кислородом ткань снабжаю,
От язв тебя уберегаю.
Еще меня называют никотиновая кислота. Найти меня можно в говядине, печени, капусте, морской рыбе.
ВИТАМИНЫ А В1 С РР ВМЕСТЕ:
Нас много братьев у природы.
Мы людям продлеваем годы.
Здоровье делаем «железным»
И убиваем все болезни!
ТАБЛИЦА-КАРТОЧКА «ВИТАМИНЫ»
Название витамина (лат.) Название витамина На что влияет Где содержится Суточная норма (мг) Что возникает при его недостатке
А Ретинол Зрение. обмен веществ Морковь масло молоко 1,5 мг Расстройство зрения.
В1 Тиамин Головная боль, нервы Мука, лук 1-2 мг Расстройства нервной системы
С Аскорбиновая кислота Повышает иммунитет Шиповник клюква лимон 50-100 мг Слабая сопротивляемость инфекциям, кровоточивость десен
РР Никотиновая кислота Рост
и снабжение тканей кислородом Говядина печень морская рыба 14-25 мг Рост и снабжение тканей кислородом
Понравились вам витамины? (Да)
Ребята, а вы заметили, что витамины, кроме латинского обозначения, имеют еще название? (Да, заметили)
Физкультминутка.
Нас большая семья,
Для людей мы друзья.
И вам без нас прожить нельзя!
Витамин! Витамин!
Нам здоровье открыл,
Скорее подружитесь с ним!
Неспроста нас нарекли
«Алфавит здоровья».
Мы поможем вам расти
И учиться в школе!
В какой пище можно найти витамины? (В овощах, фруктах.)
Правильно. Но оказывается витамины «прячутся» и в злаках, поэтому надо употреблять в пищу каши: гречневую, овсяную, пшенную и другие. В продуктах животного происхождения тоже много витаминов.
Вспомните и назовите продукты животного происхождения, которые мы изучали по предмету «Окружающий мир». (Молоко, творог, масло, мясо, яйца)
Получается, что практически в каждом продукте есть витамин, а в некоторых их может быть несколько. Значит все хорошо, нужно только употреблять разнообразную пищу и здоровью человека ничто не будет угрожать.
Представьте себе ситуацию: наш класс собрался на несколько дней в поход. Каждый ребенок собирает свой рюкзак. Нужны ли нам в походе продукты питания? (Да)
Необходимые продукты мы берем обязательно - это крупы, консервы, сухари, шоколад, хлеб. А возьмем любимые овощи, фрукты? (нет)
Почему? (Будет очень тяжело. Продукты испортятся. Продукты помнутся.)
Как же быть, ребята? Ведь пища должна быть разнообразной и в походе.
Кроме продуктов, где еще можно встретить витамины? (В аптеке.)
Расскажите, как выглядят витамины из аптеки. (Это цветные шарики в баночке. Это разноцветные маленькие горошинки.)
Называют их искусственными, то есть созданные людьми. Вот они прекрасно заменят нам в походе натуральные витамины.
Кому покупали аптечные витамины?
Каждый из вас пробовал аптечные витамины, но употреблять без рекомендаций врача витамины нельзя, так как это может вызвать аллергию (сыпь на теле), пищевое отравление. Возникает вопрос: сколько нужно в день употреблять витаминов, чтобы оставаться здоровым? Существует установленная норма употребления любого витамина в день, которой достаточно для нормальной работы организма. Любому человеку необходимо лишь маленькое количество витаминов, доли граммов - миллиграмм (МГ). Если человек не получает данной нормы, возникают заболевания.
Витамины
Витамин
суточная
потребность Что возникает
при его недостатке
А 1,5 мг Расстройство сумеречного зрения, повреждение слизистых оболочек, высыхание роговицы.
В1 1-2 мг Воспаление нервов, расстройство нервной деятельности
В2 1,5-3 мг Расстройства роста и обмена веществ
В6 2 мг Расстройства нервной деятельности, судороги, кожные болезни
В12 0,02 мг Анемия (малокровие)
С 50-100 мг Кровоточивость десен, слабая сопротивляемость по отношению к инфекции, общая слабость
D 400 межд. единиц Рахит
Е 20-30 мг Бесплодие
К 1 мг Кровоточивость
РР 14-25 мг Расстройства нервной системы, язвенная болезнь
В таблице мы видим суточную норму некоторых витаминов, и что возникает при их недостатке. Используя эти данные, теперь вместе мы заполним 5 и 6 колонки в таблице – карточке.
Согласны ли вы, что витамины приносят здоровью человека пользу? (Конечно, да)
А могут ли навредить витамины здоровью? (Нет. Да.)
Если могут навредить, то в каких случаях? (Если человек неправильно употребляет витамины).
Посмотрим 2 сценки. Ребята, внимательно смотрите и слушайте, запишите в тетрадь незнакомые слова и постарайтесь объяснить их значение.
Сценка 1. Девочка плохо кушает несколько месяцев, она выглядит бледной, синяки под глазами. На уговоры мамы она отказывается съесть даже фрукты. Вызвали врача. После осмотра врач ставит диагноз: авитаминоз.
Сценка 2. У второй девочки отличный аппетит. В ее рационе фрукты и овощи. Но без разрешения она стала принимать искусственные витамины большими дозами. Через несколько дней у нее появилась сыпь на теле, недомогание. Вызвали врача. После осмотра врач ставит диагноз: гипервитаминоз.
Какие слова вы записали? (Авитаминоз и гипервитаминоз)
Как вы поняли, что такое авитаминоз? (Когда девочка долго не ела витамины).
Как вы поняли, что такое гипервитаминоз? (Когда девочка ела слишком много витаминов).
Существует и третье понятие «гиповитаминоз». Запишите это слово.
Авитаминоз
гиповитаминоз
гипервитаминоз
Что интересного мы наблюдаем в составе слов? (У слов общая часть – корень «витамин», но разные приставки: а, гипо, гипер, которые изменяют значение слова.)
Авитоминоз – длительное отсутствие витаминов в организме по каким-либо причинам.
Гиповитаминоз – временное отсутствие витаминов в организме. Гипервитаминоз – переизбыток витаминов в организме.
Как вы думаете, ребята, содержание витаминов в продуктах всегда остается неизменным? (Да. Нет. Изменяется.)
Витамины – очень нестойкие вещества. Они разрушаются при длительном хранении пищевых продуктов, при нагревании и доступе воздуха. Установлено, что витамин А при варке быстро разрушается. И в вареной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Картофель, который содержит витамин С, при хранении 6 месяцев теряет 60% данного витамина. Потеря витаминов во время зимнего хранения овощей является одной из причин развития у людей гиповитаминоза в начале весны. Именно ранней весной медики рекомендуют поддерживать организм искусственными витаминами.
Закрепление.
-Что нового вы узнали о витаминах?
-Кому принадлежит открытие витаминов?
-Какое значение имеют витамины для нашего здоровья?
Проведем фруктово-ягодный тест. По пристрастиям едока можно определить, на что он способен. Из указанных фруктов выберите один самый любимый.
АРБУЗ – Вы - положительная личность, избегаете ссор, прекрасный друг.
ВИНОГРАД – Вы - общительный человек, умеете хранить тайны.
ГРУШИ – Вы - спокойны, дружелюбны, внимательны. Вас любят, Вам доверяют.
КЛУБНИКА – Вы - веселый, гостеприимный человек, умеете ладить с людьми. Однако слишком любите красивые вещи.
ЛИМОНЫ – Вы - человек, следящий за своим здоровьем и умеющий его хранить. Ваши глаза всегда блестят, а голова полна идей.
ПЕРСИКИ – Вы быстро знакомитесь с окружающими. Но Вы привыкли, что все дается легко, и поэтому часто отступаете перед трудностями.
СЛИВА – Вы нелегко находите контакт с окружающими. Не терпите критики в свой адрес.
ЧЕРЕШНЯ – Вы - нежны, уступчивы. Но, в то же время, обидчивы и капризны.
Итог. Рефлексия. На доске плакат с изображением яблони, но на ней совершенно нет яблок. Ребята, у каждого из вас на парте 3 шаблона яблока разного цвета. Кому было интересно и легко работать повесят на яблоньку зеленое яблоко. Кому было интересно, но возникали трудности в заданиях, повесят на яблоньку желтое яблоко. Кому было не интересно и тяжело выполнять задания, повесят на яблоньку красное яблоко. Я очень довольна, что на нашей яблоньке только зеленые и желтые яблоки.
Домашнее задание. Добавить в таблицу-карточку данные двух любых витаминов.
Творческие задания
1. Нарисуйте страну «Витаминию».
2. Придумайте сказку на тему «Как витамины победили микробов».
Тема урока: «Лекарственные растения и наше здоровье».
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Задачи:
1.Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах;
2.Познакомить с целебными свойствами лекарственных растений;
3. Познакомить с правилами сушения и хранения;
4. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
5.Развивать умение рационально использовать лекарственные растения;
6. Развивать чувство прекрасного, экологическое мышление, творческое воображение, элементы актерского мастерства;
7. Развивать умение обмениваться информацией, совершенствовать речь;
Оборудование: картинки с изображением лекарственных растений (слайды), гербарий лекарственных растений Воронежского края, Красная книга, подбор литературы по теме.
Ход урока.
Вступительное слово.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Природа дарит нам много красивого, полезного и нужного. И сегодня мы поговорим о лекарственных растениях ,которые являются частичкой природы, помогают людям укрепить и сохранить их здоровье.
Что значит лекарственные растения ? (они содержат лечебные вещества и как лекарства помогают при различных заболеваниях)
Ребята, на уроке мы узнаем о правилах сбора лекарственных растений, о правилах их сушения и хранения. Также поговорим о их целебных свойствах .
Мы любуемся красотой растений. А где их можно встретить? (На лугу, в лесу, в поле.)
С давних пор использовали люди лекарственные растения в жизни. Больных лечили травяными бальзамами и настоями. Передавали секреты врачевания из поколения в поколение. О растениях слагали сказки, мифы и легенды. И с некоторыми сегодня мы познакомимся поближе, к нам придут в гости лекарственные растения.
Какие вы знаете лекарственные растения, и может даже применяли их для лечения?
Вы хотите знать, кто идет к нам в гости? (Да)
Тогда отгадайте загадки.
1.Стоит в поле кудряшка -белая рубашка.
Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
2. О каком растении говорят, что оно жжет? (Крапива)
3. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (Ландыш)
Входят дети в костюмах Ромашки, Крапивы, Ландыша.
Ландыш рассказывает о себе.
О, первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем исходят сны!
Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!
По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царицы, выросли ландыши - символ чистоты, любви и грусти.
Ландыш- спасатель человеческих жизней. Препараты ландыша майского применяются для лечения сердечно - сосудистой системы. Но использовать препарат без назначения врача опасно. Ландыши не только целебны, но и ядовиты. Сейчас ландыши в списке растений, которым грозит гибель. Ландыш занесен в Красную книгу. К сожалению, часто приходится наблюдать ужасную картину: люди охапками рвут эти нежные цветы, чтобы полюбоваться всего несколько дней.
Ромашка рассказывает о себе.
Посреди лугов увядших,
Опаленных зноем,
Белокурые ромашки
Поднимаются прибоем.
Белокурые ромашки
Травы красят белой кистью,
И звенит, звенит протяжно
Жаворонок в синей выси.
Ромашки по форме похожи на зонтики, и по легенде они служили зонтиками для маленьких степных гномиков. Известна ромашка своими целебными свойствами: противовоспалительными, противоаллергическими и заживляющими.
Крапива рассказывает о себе.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
Красиво выглядит крапива,
А поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем хитрая больней кусается.
Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. А еще крапива укрепляет волосы. Из этого растения делают мешковину и веревки, так как у нее прочные волокна.
Вспомните, в какой сказке девушка из крапивы связала рубашки для братьев? (Х.Андерсен «Дикие лебеди»)
Спасибо вам, растения, много нового вы нам рассказали о себе.
На территории России насчитывается 2500 видов лекарственных растений. И в нашем Воронежском крае тоже много целебных трав. Давайте посмотрим гербарий и попытаемся узнать засушенные растения.(или слайды)
Кто знает, где и как правильно собирать лекарственные растения?
-Растения надо собирать вдали от дорог и трасс. Почему? (идет загрязнение от машин)
-Запрещается растения собирать в городах. Почему? (промышленное загрязнение почвы, воздуха)
-Нельзя собирать неизвестные, больные и поврежденные вредителями растения. Почему? (растения могут быть ядовитыми; больные и поврежденные вредителями растения могут быть опасными для здоровья)
-Части растений собирают в сухую ясную погоду. После дождя собирают спустя 2 часа. Почему? ( Капли дождя, проникая в растение, делают его менее целебным. Сырое растение тяжелее сушить.)
Физ.минутка
На берегу стояла ива,
Ветер ветками качал
То налево, то направо,
То листочками играл.
Как же правильно высушить растение?
Существует 2 способа:
1. Растения собирают в небольшие пучки, сушат под навесом, в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
2. Цветки или листики распределяют равномерным тонким слоем на хлопчатобумажной ткани, в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
Возникает вопрос: сколько сушить растение? (5 дней,2недели…)
Чтобы определить высушенное растение, надо проделать следующий практический тест:
Взять несколько листиков или цветков и растереть в ладонях. Если они легко превращаются в мелкие частицы, то растение высушено.
Практическая работа в группах.
Сейчас все попробуют определить, высушено ли растение - подорожник.
Собрали, посушили. Но теперь надо выяснить, как хранить высушенное растение.
Какие способы вы предлагаете? (в пакетике, в банке из-под печенья…)
Оказывается не любой подручный материал можно использовать для хранения растений. Хранить можно в мешочках из хлопчатобумажной ткани, в бумажных кулечках. Но нельзя использовать газеты. Почему? (типографская краска содержит вредные вещества)
Мята, август 2011 год
Все материалы, не пропускающие воздух, использовать не рекомендуют (полиэтилен, клеенка, жестяные коробки). В мешочек необходимо положить этикетку, в которой необходимо указать название растения, месяц и год сбора.
Собирать надо только те части растения, которые являются лечебными. И если вы не знаете или сомневаетесь, какие части растения вам необходимы, можно посмотреть в любом справочнике трав. На нашей выставке книг представлено много справочной литературы, где вы можете узнать информацию о любом лекарственном растении, прочитать о них мифы и легенды. Важно помнить, что при сборе трав, нельзя вырывать их с корнями, иначе растения в этом месте больше не вырастут.
Творческое задание. ( в парах)
На каждой парте лежит лист с маленьким стихотворением. Продолжите стихотворные строчки:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы - (продолжение, варианты детей)
Молодцы, ребята! Послушайте ,как звучит авторское окончание стихотворения.
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Давайте беречь и защищать каждую травинку, каждый цветочек. Сберегая их, мы не только сохраняем красоту нашей природы, но и свое здоровье.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что ни в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим,
А гордимся природой и Отечество любим.
Закрепление.
А теперь мы поиграем. Вы видите на доске ромашку. На обратной стороне лепестков написаны задания, на которые вы должны ответить.
-Загадка. С этих шариков пушистых полетят парашютисты. (одуванчик)
- Загадка. На верхушке стебелька солнышко и облака. (ромашка)
- Загадка. Не пустили в огород, оттого она и жжет. (крапива)
- Какое растение помогает вылечить раны? (подорожник)
-Можно ли собирать растения вблизи дорог? Почему? (идет загрязнение от машин)
-Как определить высушено ли растение? (Взять несколько листиков или цветков и растереть в ладонях. Если они легко превращаются в мелкие частицы, то растение высушено.)
-В чем можно хранить высушенное растение? (Хранить можно в мешочках из хлопчатобумажной ткани, в бумажных кулечках.)
-Почему при сборе трав, нельзя вырывать их с корнями? (растения в этом месте больше не вырастут.)
Итог работы.Рефлексия.
Что нового узнали?
Где пригодятся знания?
Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний?
Как работал ты?
Задание на дом. 1. Вместе с родителями приготовить витаминный чай из трав.
2.Нарисовать любое лекарственное растение и рассказать о его лечебных свойствах.