Система патриотического воспитания в школе при исправительном учреждении
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Система патриотического воспитания в школе при исправительном учреждении»
Пермякова Светлана Семеновна
учитель истории и обществознания
филиал №3 ГКВОУ ЦО СОСамара
2015
Система патриотического воспитания в школе при исправительном учреждении
Пермякова Светлана Семеновна
учитель истории и обществознания
филиал №3 ГКВОУ ЦО СО Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет
она решительно все и останется по сути
своей такой же прежней святой нашей
Русью, как была.
Ф.М.Достоевский
Прошло 30 лет с начала перестройки. Что изменилось в нашем обществе? В современном обществе в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.
Работа в школе при исправительном учреждении имеет свои особенности. Наши ученики – взрослые люди 20-29 лет с уже сформировавшимися характерами, со сложной судьбой и слабой мотивацией к учению. У большинства из них преобладает отрицание активной жизненной позиции, индивидуализм и равнодушие друг к другу, нередки проявления агрессии. Нахождение в местах лишения свободы сопровождается эмоциональным выгоранием и устойчивым пессимизмом.
Именно поэтому важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучаемых.
К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важнейшей задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [5]
На основе Государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан на 2011 - 2015 годы» мною была разработана программа патриотического воспитания и гражданско-правового образования учащихся 10-12 классов « Моя Родина - Россия», апробированная в 2011-2014 гг. [2]
Понятие патриотизм включает в себя:
1. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
2. Уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины;
3. Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
4. Проявление гражданских чувств и сохранение верности своей Родине;
5. Гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
6. Гордость за свое Отечество, за государственные символы, за свой народ;
7. Уважительное отношение к историческому прошлому России, своего народа, его обычаям и традициям;
8. Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе учитываются внутренние психолого-педагогические компоненты патриотизма: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.[8]
Основными направлениями в системе патриотического воспитания были определены следующие:
1. Духовно-нравственное с целью осознания учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, формирования способности руководствоваться ими в жизни на свободе.
2. Историко-краеведческое, направленное на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы и неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе.
3. Гражданско - патриотическое, воздействующее на формирование активной гражданской позиции, готовности к служению своему народу, соблюдению законов.4. Героико-патриотическое, ориентированное на пропаганду героических профессий и знаменательных исторических дат, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Воспитательная работа проводится на уроках, во внеклассной работе и классных часах. В этом году мы будем отмечать 70-летие Великой Победы над фашистской Германией и празднование пройдет в условиях происходящей истерии по поводу пересмотра итогов Второй мировой войны.
В ревизии итогов Второй мировой войны есть отчетливое стремление отнять у нашего народа победу. Более того, "…от русских требуют абсолютного покаяния. Эта логика была воспринята и западными державами, и прибалтийскими странами, и незалежными украинцами, и даже горными грузинами. Их кредо: "Русские должны платить и каяться".
Есть у искажённых трактовок и сугубо прагматичный подтекст, который отметил спикер Госдумы С. Нарышкин: «России, как историческому наследнику Советского Союза, провокационно навязывается вина за события Второй мировой войны и тем самым создаётся база для предъявления претензий нашей стране: политических, финансовых, территориальных» и «целью ревизии истории Второй мировой войны является пересмотр её геополитических итогов».[3]
В этих условиях учитель истории каждый урок должен наполнить обучением объективному взгляду на основные события Великой Отечественной войны. Решить эту задачу помогают документы. Я предлагаю моим обучаемым документальные материалы и провожу дискуссии по темам: «Споры вокруг версии и готовящемся превентивном ударе СССР по Германии», «О причинах победы под Сталинградом». Учащиеся убеждаются, что удар не готовился, как утверждал в своей книге «Ледокол» В.Суворов, а причиной победы в Сталинградской битве был не страх бойцов перед приказом №227 «Ни шагу назад!», а великое мужество, героизм и самоотверженность советских людей. [6]
Большой интерес у обучаемых вызывает дискуссия на актуальную тему «Мог ли СССР проиграть в войне?»[4] Не секрет, что некоторые молодые люди, считают, что высокий уровень жизни в современной Германии был бы обеспечен и русскому народу в случае победы в войне. Мнение меняется после знакомства судьбой русского, цыганского и еврейского народов, уготованной в соответствии с планом «ОСТ», разработанным Гимлером.
Не было равнодушных на уроке, посвященном проблемам Нюрнбергского процесса над виновниками войны. [1] Это особенно актуально в связи с героизацией пособников нацистов в Украине и приравнивании их к героям войны. Моему отцу, прошедшему войну в составе армии генерала М.С.Шумилова, награжденному боевыми орденами: Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, Александра Невского, освобождавшего после Курской битвы Украину и окончившего войну под Прагой, в самом страшном сне не могло присниться то, к чему скатились сегодняшние лидеры Украины.
Большую помощь в раскрытии событий войны помогают документальные фильмы Леонида Млечина: «Пивной путч Адольфа Гитлера», «Нобелевская медаль министра Геббельса», «Женщина с ледяными глазами. Магда Геббельс», «Генерал Власов и атаман Краснов», «Вторая мировая война – случайная война», «Третий рейх: последние дни», «Степан Бандера: рассекреченная жизнь», «Вожди Третьего рейха», «Советская разведка в годы войны». На уроках возможно только просматривание фрагментов, посмотреть фильм полностью учащиеся могут во внеурочное время.
При изучении событий Великой Отечественной войны на уроках я стараюсь включать краеведческий материал. Учащимися оформлены папки-раскладушки по темам: «Самара – Вторая столица, «Бункер Сталина», «ИЛ-2», «Герои Самары», «Достопримечательности Самарского края».
Наши воспитанники лишены возможности посещать музеи. Поэтому экскурсии по городам-героям, музеям совершаем виртуально с помощью компьютера: «Москва – столица нашей Родины», «Город-герой Ленинград», «Кремль и Красная площадь», «Музей имени П.В.Алабина», «Сталинград», «Севастополь», «Монументы и памятники» и др.
Ежегодно в мае проводится декада истории, во время которой учащиеся принимают участие в олимпиадах. В 2012 г. олимпиада была посвящена 200-летию победы над Наполеоном, в 2013 г. – 400-летию династии Романовых, в 2014 г. – 100-летию начала Первой мировой войны. Учащиеся составили биографические словари: «Династия Романовых», «Полководцы Первой мировой войны», «Герои 1812 года», «Пионеры-герои». Они находятся в доступном пользовании для чтения. К 70-летию Великой Победы планируем составить словарь «Полководцы Великой Отечественной войны». Выяснивв ходе анкетирования, что мало, кому известны имена: Николай Кузнецов, Лиза Чайкина, Константин Заслонов и др., в кабинете истории мы оформили стенд о героях Великой Отечественной войны.
События в Украине обусловили рост интереса учащихся к истории Древней Руси, времени образования Древнерусского государства. В 13 веке, когда Русь подверглась татаро-монгольскому нашествию, Александр Невский смог сделать исторически правильный выбор, сохраняя православие, являющееся основой духовности русского народа, отверг помощь римского папы в борьбе с завоевателями. Особенный интерес вызвал вопрос об истории включения Крыма в состав России в 1783 и 1954 гг.
По мнению обучающихся, события в Украине и геноцид русского народа являются самым кровавым проектом, разработанным США против России, который нанес удар в сердце древней истории Киевской Руси, Родины трех славянских народов – русского, украинского и белорусского.
Большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Оно невозможно без обращения к православной культуре – основе духовности. Духовность означает высший уровень развития человека и саморегуляцию зрелой личности. Традиционно проводятся классные часы: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение», «Георгий Победоносец», «Сергий Радонежский и Серафим Саровский», «Святые места России», «Дорога к храму». И светлеют взгляды обучаемых, в задумчивом и более спокойном состоянии души уходят обучаемые с таких мероприятий.
Патриот руководствуется высшими духовными ценностями, а не своими личными потребностями и желаниями. От мировоззрения человека зависит, какие моральные ценности и идеалы сформируются в его картине мира. Поэтому я провожу цикл бесед, ролевых игр, тренингов по темам: «Позитивное мышление», «Гений общения: как понять другого», «Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры», «Конфликт как возможность обучения», «Я и другой», «Технология достижения цели», «Я - человек».
Все мы родом из детства и все начинается с дома, семьи. Многие наши обучаемые выросли в неблагополучных семьях, без должного внимания и заботы родителей. И свою задачу я вижу в воспитании духовных традиций семьи. И, может быть, на свободе кому-то удастся создать нормальную семью, дать своим детям то, чего они были лишены в детстве. На уроках истории мы изучаем «Слово о Законе и Благодати», «Поучения Владимира Мономаха», «Домостроя», в которых констатируются ценности, лежащие в основе русской семьи. И учащиеся видят, что тысячу, пятьсот, двести лет назад семейные ценности актуальны и по сегодняшний день, а качества, которые всегда ценились в детях, женах, отцах, являются ныне самыми ценными. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Часть обучаемых имеют семьи, детей. Для них оформлен стенд «Я – родитель», на котором разместили статьи по психологии о воспитании детей. К классному часу «Отчий дом» из сообщений учащихся составили альбом «Моя Малая Родина». Во время мероприятия «Мама, милая мама» состоялся серьезный разговор о тех бедах, которые причинили родителям, своим детям, приняли «Обращение к детям». Некоторые из обучаемых написали родителям письма о прощении.
Гражданско-правовое воспитание проходит в основном на уроках обществознания. В декабре проводится декада правовых знаний, в ходе которой учащиеся принимают участие в олимпиаде, правовых турнирах о Конституции, правах взрослых и детей, об истории государственных символов России. Следует отметить, что за последние годы в положительную сторону изменилось отношение к государственным символам страны. На открытом классном часе «Я – гражданин России» обучаемые единогласно осудили проявления фашизма в Украине и одобрили политику президента России В.В.Путина по поводу присоединения Крыма и пожелали ему здоровья. Это говорит о росте самосознания и сопереживании за судьбу страны, о гордости за нашего президента, о единстве с народом, о неравнодушном отношении к политическим событиям в мире.
По традиции я провожу литературно-музыкальные композиции к 9 мая, 23 февраля, «Береза – символ России», викторины и интеллектуальные игры «Дни воинской славы России», «Богатыри земли русской», «Поля ратной славы», «Песни военных лет», «История военной техники» и др.
Я верю, что моя работа настойчиво ведет обучающихся к свету, истине. Ложь развращает душу, без истины человек запутывается, не понимая, где правда, справедливость, идеал, к которому нужно стремиться. Только духовного человека нельзя развести на пустяки, цветные фантики красивых манипуляций. Наш щит – это вера, вера в Россию, которая оградит нас от некритического отношения к тому, что предлагается СМИ, Интернетом.
И хочется, Чтоб навек все сердцами сроднились, Доброте чтобы все научились. Чтоб забыла планета Земля, Что такое вражда и войн
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Приложение 1.
Результаты диагностики личностного роста учащихся 10-12 классов
(по методике И.В.Кулешовой, П.В.Степанова, Д.В.Григорьева)
Сравниваемые позиции 2011-2012 учебный год 2013-2014 учебный год Динамика
Отношение к Отечеству Устойчиво-негативное Ситуативно-негативное
Отношение к семье Ситуативно-негативное Ситуативно-позитивное Отношение к Природе Устойчиво-негативное Ситуативно-негативное
Отношение к миру Ситуативно-негативное Ситуативно-негативное
Отношение к своему духовному «Я» Устойчиво-негативное Ситуативно-негативное Отношение к своему телесному «Я» Ситуативно-негативное Ситуативно-позитивное Отношение к знаниям Устойчиво-негативное Ситуативно-негативное
Отношение к труду Ситуативно-негативное Ситуативно-позитивное Отношение к человеку как таковому Ситуативно-негативное Ситуативно-негативное Отношение к своему душевному «Я» Ситуативно-позитивное Ситуативно-позитивное
Отношение к человеку как Другому Ситуативно-негативное Ситуативно-позитивное
Отношение к человеку как Иному Ситуативно-негативное Ситуативно-негативное
Выводы: по ряду позиций наблюдается положительная динамика, сферы уважения прав человека, признания других культур и проявления милосердия, гуманизма требуют доработки.
Использованные ресурсы
1. Билдис М. Правосудие победителей. Нюрнбергский процесс: свет и тени. «Родина», 1995, №5, с.59-71.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2010. № 41 (ч.II).- Ст.5250;
3. Заседание Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Интернет-ресурс: http://state.kremlin.ru.
4. Кудряшов С., Олейников Д. Оккупированная Москва. «Родина», 1995, №5, с.11-19.
5. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий.- Волгоград, Учитель, 2006, с. 11.
6. Сорокина Е.Н. Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы, - М., «ВАКО», 2014, с. 136-164.
7.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) http://xn--80abucjiibhv9a.
8. Харламов И.Ф. Педагогика. Курс лекций, – М.: Гардарики, 1999,с.88.