ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 306
Федеральной службы исполнения наказаний
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Ангарск, 2015
Содержание
Введение
стр. 3
Глава 1. Психологические особенности ресоциализации осужденных
стр. 6
Глава 2. Правовое регулирование профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы
стр. 9
Глава 3. Организация и осуществление
профессионального образования и профессиональной подготовки в ФКП образовательное учреждение № 306
стр.16
Заключение
стр.24
Список литературы
стр.25
Приложение 1 Информационная база учета осужденных, не имеющих профессий.
стр.27
Приложение 2 Заявка на подготовку рабочих кадров..
стр.28
Введение
Актуальность выбранной темы объясняется ситуацией, в которой безработица сочетается с большим количеством свободных рабочих мест. Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его слоев, групп, каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, психических заболеваний, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д. В России в числе безработных оказываются в первую очередь социально «слабые» демографические группы (пожилые работники, женщины с детьми, молодежь, беженцы и др.), в их числе и лица, освобожденные из исправительных учреждений. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматриваются создание специализированных предприятий и организаций, дополнительных рабочих мест, особый режим труда. Однако после освобождения из мест лишения свободы многие бывшие осужденные при поиске работы не соответствуют жестким требованиям работодателей (наличие опыта работы в соответствующей отрасли или сфере деятельности, определенный образовательный ценз, культура общения, владение компьютером и т.д.). Массовый характер этих трудностей в процессе ресоциализации осужденных к лишению свободы во многом объясняется отсутствием взаимодействия служб исправительных учреждений и социальными службами города. Для успешного протекания процесса ресоциализации осужденного к лишению свободы после освобождения необходимо выявить социально-педагогический потенциал профессионального образования в исправительном учреждении как средства ресоциализации осужденного.
Ресоциализация осужденных – это целенаправленный процесс возвращения осужденного и приобретения им необходимых возможностей и (или) способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права.
Под ресоциализацией осужденных следует понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. Это поможет осужденному на первых порах более или менее успешно справляться с необходимым количеством ролей в обычных условиях жизни общества, а в перспективе будет служить основной базой для восстановления соответствующего объема функций нормального члена общества. В то же время она предъявляет конкретные требования к условиям отбывания наказаний. Они должны быть достаточными, по крайней мере, для того, чтобы осужденный не утрачивал умений и навыков поведения, практикуемого в обычных условиях жизни общества.
Практика исполнения наказания в виде лишения свободы многогранна и противоречива. С одной стороны, исправительные учреждения должны моделировать жизнь осужденного на свободе, а с другой в них исполняется наказание и реализуются его цели в условиях принудительного режима правилами которого регламентируется поведение осужденных, определяются пределы и приемы коррекционно-исправительного воздействия на осужденных, что не имеет места в жизни на свободе. Соединение этих моментов в жизни осужденного важнейшая социальная проблема, поскольку во время установленного приговором суда срока лишения свободы воспитательная функция права выступает в качестве средства ресоциализации личности осужденного, процесса, составляющими которого являются, в том числе, профилактика преступлений и подготовка осужденных к жизни на свободе.
Кроме того, повседневная практика исправительных учреждений, исполняющих наказание, а также результаты ранее проведенных исследований свидетельствуют о том, что в процессе воспитательного воздействия на лишенного свободы возникают сложные юридические, психолого-педагогические, организационные и иные вопросы, нуждающиеся в неотложном разрешении и в тесной связи теории и практики.
И, наконец, исправление осужденных осуществляется в своеобразной субкультурной среде. Субкультура правонарушителей является, по мнению отечественных криминологов (В,М. Анисимков, А.И. Гуров, Н.А. Стручков, Г.Ф. Хохряков, И.В. Шмаров), главным препятствием эффективного функционирования исправительных учреждений, так как она во многом ориентирована на противодействие целям исправления и адаптации лиц после отбытия наказания. Ресоциализация осужденных как социально-правовая категория востребована социально-экономическими, политическими реалиями жизни современного российского общества, она обеспечивает реализацию принципов социальной справедливости, гуманизма, законности, дифференциации и индивидуализации наказания, исправления осужденных.
Отдельные проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы, механизма ее реализации под различным углом зрения уже рассматривались в работах Т.Н. Волковой, В.А. Елеонского, Б.П. Козаченко, М.П. Мелентьева, А.В. Пищелко, П.Г. Пономарева, Т.Г. Предова, А.А. Рябинина, А.Ф. Сизого, Н.А. Стручкова, А.В. Чернышевой, В.Е. Южанина и других исследователей.
Успех ресоциализации осужденных к лишению свободы в значительной мере зависит от того, как поставлена и проводится воспитательная работа с ними. На процесс исправления воздействуют как объективные, так и субъективные факторы.
По мнению А.В. Шамиса, к объективным факторам исправления осужденных относятся условия, создаваемые государством, материальная и производственная база, социально-психологические отношения между осужденными и администрацией. Сюда же следует отнести и объективно складывающиеся отношения осужденных с представителями общественных, хозяйственных и образовательных организаций, а также со священнослужителями .
К субъективным факторам А.В. Шамис относит целенаправленную деятельность сотрудников исправительных учреждений, их профессиональное мастерство, умение познать особенности личности воспи-туемого, найти и использовать наиболее эффективное средство воздействия на осужденного с целью формирования его поведения, взглядов, отношения к людям.
Эффективное использование объективных и субъективных факторов ресоциализации осужденных наиболее важная и трудная задача для сотрудников исправительных учреждений, и в том числе педагогических работников профессионального образовательного учреждения. Администрация исправительных учреждений как субъект применения основных средств исправления осужденных одновременно должна решать вопросы обеспечения их безопасности, организации режима их содержания, труда и других важных проблем при организации процесса исполнения и отбывания уголовного наказания. Применение основных средств исправления осужденных и материально-техническая база их применения производные, специальные, субъективные факторы, влияющие на эффективность правовых норм. По мнению П.Г. Пономарева, это, по сути дела, две неразрывные составные части, обусловливающие результативность ресоциализации осужденных.
При исправительных и воспитательных колониях РФ функционирует 300 вечерних общеобразовательных школы и 364 учебно-консультационных пункта, 338 профессионально-технических училищ, действуют 436 церквей, 741 молитвенная комната. Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы составляет 355,3 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников - 253,9 тыс. человек.
В своей работе постараюсь раскрыть основные проблемы ресоциализации осужденных отбывающих наказания, опираясь на научные работы и собственный опыт. Профессиональное образовательное учреждение функционирует на территориях исправительных учреждений уже более десяти лет, накоплен некоторый опыт по решению проблемы ресоциализации, этим и обусловлен выбор темы курсовой работы.
Тема ресоциализации рассматривалась в рамках X форума «Образование Прибайкалья» на научно-практической конференции учителей образовательных организаций при исправительных учреждениях ГУФСИН России по Иркутской области. По итогам конференции издан сборник, в который вошли статьи учителей УКП, работающих над решением актуальных практических проблем по созданию условий для адаптации и ресоциализации осужденных средствами обучения, также в сборник вошла и моя статья «Профессиональное обучение как фактор трудовой адаптации осужденных».
Глава 1. Психологические особенности ресоциализации осужденных
Как отмечают исследователи, сотрудники ИУ почти не располагают информацией о личности осужденных. Они не обучены получать и анализировать эту информацию. Более того, они чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимных переживаний им неведомы, поэтому отношения между администрацией ИУ и осужденными очень противоречивы.
В таких сложных условиях в большинстве ИУ никто не намерен заниматься совершенствованием правонарушителей. Наоборот – личность стремится быть грубой, жестокой и боеспособной. А что касается душевных драм и трагедий прошлой жизни – их лучше вытеснить, самооправдать и забыть.
Так закрепляются, консервируются все психологические структуры, характерные для личности преступника. Идет отбывание срока, идет процесс приобщения к тюремной субкультуре, но не процесс ресоциализации личности преступника. Более того, личность еще больше криминализируется. В этом и состоит основной парадокс нашей исправительной системы.
Для того чтобы современные ИУ, стали учреждениями ресоциализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходимы принципиальная их реорганизация, насыщение психолого-педагогически грамотным персоналом. Не исключены и ритуал церковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий), система религиозного душеизлечения.
В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИУ можно указать следующие:
- психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного,
- выявление конкретных дефектов его общей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции;
- разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
- осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации личностных акцентуаций, психопатий;
- всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее социально-положительной психической активности, формирование социально-положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе восстановления социально-положительных ценностных ориентаций;
- разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
- организация социально-положительной микросреды на основе положительных созидательных интересов, создание условий для нравственного самопроявления личности во внутригрупповых межличностных отношениях;
- широкое использование метода поощрений социально адаптированного поведения.
- повышение общеобразовательного уровня осужденных, профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации;
Исправительная психология изучает психологические стереотипы ресоциализации восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полнощной ее жизнедеятельности в обществе, проблемы эффектности наказания, динамику личности осужденного в процессе ее исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения в условиях социальной изоляции, соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.
Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой устойчивости прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования социально адаптированного поведения личности основная задача исправительных учреждений.
Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Перед работниками исправительных учреждений стоит сложнейшая задача диагностики личностных дефектов осужденных, и разработка обоснованной программы исправления этих дефектов, предупреждение тех многочисленных отрицательных "влияний тюрьмы", которые традиционно содействуют криминализации личности.
Основной проблемой уголовно-исполнительной системы является отрыв человека от его социального лона, разрушение социальных связей личности, ее способности к свободному целеполаганию, разрушение возможности человеческой самореализации. Человек, разучившийся в процессе исполнения уголовного наказания планировать свое поведение, психический инвалид.
В настоящее время идея ресоциализации преступников становится ведущей в коренной перестройке деятельности пенитенциарных учреждений. В этом направлении уже предприняты определенные организационные и законодательные инициативы. Так, отменены запреты, разрывающие социальные связи, сняты ограничения в переписке, отменены такие взыскания, как лишение осужденных свиданий с близкими родственниками. В исправительных учреждениях практикуются Дни колоний, отрядов, когда родные и близкие осужденных имеют возможность встретиться, пообщаться в неформальной обстановке.
Глава 2. Правовое регулирование профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы
Принципы, определяющие порядок, основания и формы привлечения к труду осужденных, отбывающих лишение свободы, сформулированы в международных правовых актах по обращению с осужденными. В ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) подчеркивается, что работа или служба лиц, находящихся в местах лишения свободы по законному приговору суда, не относится к принудительному или обязательному труду. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными отмечается, что труд заключенных не должен приносить им страданий, на заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. Обеспечиваемая заключенным работа должна быть по мере возможности такой, чтобы повышать или давать им квалификацию, позволяющую им заняться честным трудом после освобождения. Европейские пенитенциарные правила (2006 г.) в п. 26.3 устанавливают, что характер предоставляемой работы должен поддерживать или развивать навыки, которые позволят заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения.
Указанные положения позволяют сформулировать следующие международные принципы организации труда осужденных к лишению свободы:
обязательность труда;
общественная полезность труда;
труд не должен приносить осужденным физических страданий;
сочетание труда и профессионального обучения;
признание труда в качестве средства исправления;
использование осужденными полученных в местах лишения свободы трудовых навыков после освобождения.
Большинство из них закреплены в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве как в нормах Общей части УИК РФ (ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 12), так и в специальных нормах гл. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», определяющих основания и формы привлечения к труду осужденных к лишению свободы (на собственных производствах исправительных учреждений; на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и вне их; по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и СИЗО; в форме предпринимательской деятельности: индивидуальной трудовой деятельности, общества с ограниченной ответственностью), а также условия и оплату их труда, а также деятельность администрации исправительных учреждений по его организации.
Правовое регулирование профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы осуществляется на основе:
Конституции Российской Федерации
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
2. Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства
1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
Статья 108. Профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы
1. В исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
2. При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию пройти соответствующее профессиональное обучение или получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
3. Отношение осужденных к получению среднего профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления.
5. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональное обучение проходят непосредственно на производстве.
3. Федеральногго закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
7. Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено
4. Концепции развития уголовно-исполнительной системы российской федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р
определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда;
совершенствование и развитие системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, сохранение, передислокация, перепрофилирование и создание новых образовательных учреждений начального профессионального образования, реализующих все формы организации образовательного процесса с различным объемом обязательных занятий осужденных;
осуществление профессионального обучения и профессиональной подготовки осужденных с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений уголовно-исполнительной системы и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям, в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан;
участие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнерства в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных;
разработка программ профессиональной подготовки с учетом заявок от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций.
создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных;
широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях;
разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целях приоритетного обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции;
дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными среднего профессионального образования, разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных
5. Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 07.05.2013 г. № 67 «Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы» (в части, не противоречащей действующему законодательству в области образования);
6. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации
- от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
7. Устава федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 306 Федеральной службы исполнения наказаний:
- Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 306 Федеральной службы исполнения наказаний является федеральным казенным профессиональным образовательным учреждением, осуществляющим среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.
- Предметом и целями деятельности Учреждения являются:
обеспечение условий для получения среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочихи профессионального обучения лицами, осужденными к лишению свободы,не имеющими профессии (специальности), по которой они могут работатьв учреждении, исполняющем наказания в виде лишения свободы, и после освобождения из него, а также дополнительного профессионального образования посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);
привитие и закрепление трудовых навыков у обучающихся осужденных для их ресоциализации через профессию, труд и законопослушное поведение;
ускоренное приобретение обучающимися профессиональных знанийи трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
удовлетворение потребностей исправительных учреждений и рынков труда субъектов Российской Федерации в квалифицированных рабочих из числа осужденных, в том числе по дефицитным рабочим профессиям, а также удовлетворение потребностей личности осужденного в профессиональном становлении;
удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие осужденных, обеспечение соответствияих квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельностии социальной среды;
иные цели, возложенные на Учреждение в соответствиис законодательством Российской Федерации.
- Основной вид деятельности Учреждения:
среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лицензией и федеральными государственными образовательными стандартами по профессиям.
- Иные виды деятельности Учреждения, не являющиеся основными:
профессиональное обучение;
Исходя из основных положений нормативно-правовых актов РФ - профессиональная подготовка является одним из основных средств исправления осужденных.
В Уголовно-исполнительном кодексе РФ получение общего образования и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы называются средствами, направленными на исправление и ресоциализацию. Профессиональное обучение в исправительном учреждении как средство ресоциализации заключается в выполнении им следующих ролей:
обучающей (раскрывается через повышение образовательного уровня, приобретение трудовых умений и навыков, развитие творческих способностей, заботу о сохранении здоровья, появление заботы о будущем трудоустройстве после освобождения от наказания);
воспитательной (обнаруживается через снижение агрессивности и озлобленности, формирование созидательной жизненной цели, уважительное отношение к человеку, обществу, окружающей среде, признание необходимости моральных норм и культурного поведения);
профориентационной (раскрывается через формирование положительного отношения к профессиональной подготовке, способствует появлению у осужденного внутренних мотивов образования (например, получение интересной и высокооплачиваемой профессии));
нормативно-регулятивной (проявляется в осознании осужденным собственной вины за совершенное преступление, признании справедливости наказания, проявлении интереса (без гипертрофии) к закону и правовым нормам);
коммуникационной (способствует компенсации дефицита общения, снижает влияние криминальной субкультуры на осужденных, формирует благоприятный психологический климат и критичное отношение к окружающей среде).
Реализация данных ролей ведет к повышению интеллектуального уровня осужденного к лишению свободы, развитию познавательных потребностей и интересов, перестройке иерархии ценностных ориентаций и, как следствие, облегчает вхождение заключенного в общество после освобождения из мест лишения свободы. Отношение осужденных к получению среднего профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.
Принципы системы профессионального образования:
субъектности (опора на активность, самостоятельность и рефлексивность личности осужденного к лишению свободы),
толерантности (осознание и принятие общечеловеческих норм и ценностей),
диалогического общения (признание педагогом ценности личности осужденного в процессе конструктивного взаимодействия),
сочетание труда осужденных и профессионального обучения.
Этапы педагогического взаимодействия:
мотивационно-диагностический (изучение социально-психологических особенностей осужденного, стимулирование мотивации к образованию, осознание значимости образования для успешной ресоциализации и самореализации),
ценностно-проектировочный (развитие смысложизненных ориентаций осужденного, осознание своего призвания, своих возможностей, проектирование своего жизненного и профессионального пути),
организаторско-управленческий (развитие организаторских способностей осужденного, овладение умениями и навыками делового общения, подготовка к принятию социально- и профессионально-ценностных решений в сложных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности).
Соблюдая данные принципы и этапы педагогическими коллективами учебных заведений разрабатываются образовательные программы с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных, их образовательного, профессионального и культурного уровня. Как отмечается в исправительной педагогике, образовательные программы применительно к осужденным должны включать в себя три компонента:
минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся;
обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности);
уровень нравственности (степень исправления).
Акцент в таких программах необходимо делать на формирование личности, развитие ее сознания, повышение культурного уровня с учетом национальных традиций и обычаев, на воспитание культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осужденных.
Глава 3. Организация и осуществление
профессионального образования и профессиональной подготовки в ФКП образовательное учреждение № 306
Распоряжением Правительства РФ от 05.10.2004 № 1272-р "О перечнях государственных образовательных учреждений начального профессионального образования УИС и федеральных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования" профессиональные училища при исправительных учреждениях были отнесены к УИС, что предполагает руководство и контроль ФСИН России за их деятельностью, а также финансирование за счет средств федерального бюджета, выделяемых на УИС. Среднее профессиональное образование (программы подготовки квалифицированных рабочих) и профессиональное обучение (профессиональная подготовка) осужденных осуществляются в федеральных казенных профессиональных образовательных учреждениях, подчиненных ГУФСИН России по иркутской области (далее - ФКП ОУ), в том числе ФКП образовательное учреждение № 306, функционирующее на территориях исправительных колоний города Ангарска .
Другим видом профессионального обучения осужденных к лишению свободы является обучение непосредственно на производстве. Необходимость существования такого обучения обусловлена либо краткими сроками лишения свободы, либо невозможностью открытия ФКП ОУ в исправительном учреждении, производственной необходимостью или иными обстоятельствами. Так, осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональную подготовку только непосредственно на производстве.
К обучению привлекаются осужденные, как правило, не имеющие специальности либо имеющие специальность не по профилю того производства, на котором приходится работать в местах лишения свободы. Обучение проводится курсовым, бригадным или индивидуальным методом.
Курсовой метод применяется в том случае, когда необходима определенная теоретическая подготовка к освоению новой специальности (например, машиниста, слесаря-наладчика и т. д.).
Бригадный метод используется, если получаемая профессия относительно проста и овладеть ею можно, работая в одной бригаде со специалистами соответствующего профиля.
Индивидуальное обучение приходится использовать при освоении достаточно сложных профессий, требующих передачи обучаемому практических навыков от опытного профессионала. В этом случае обучаемый прикрепляется в качестве ученика к наиболее квалифицированному рабочему.
Администрация исправительного учреждения оказывает всестороннюю помощь образовательным учреждениям, обеспечивает создание и содержание учебно-материальной базы ФКП ОУ для качественной подготовки квалифицированных рабочих кадров из числа осужденных, с учетом реальных потребностей производства, рынка труда и интересов осужденных. На сотрудников исправительного учреждения возлагается обеспечение безопасности работников ФКП ОУ во время нахождения их на территории исправительного учреждения, а также контроль за соблюдением этими лицами режимных требований, установленных в учреждениях, исполняющих наказания.
Профессиональное обучение и профессиональная подготовка обязательны для лиц:
а) не имеющих никакой профессии (специальности);
б) не имеющих профессии (специальности), по которой можно работать в исправительном учреждении.
С одной стороны необходимо дать осужденному профессию, по которой ему может быть предоставлена работа в исправительном учреждении, с другой стороны, обеспечить его профессией, востребованной на рынке труда после освобождения. И здесь возникает закономерное противоречие: образование организуется в благих целях (для исправления осужденного), а воспринимается им как дополнительное наказание, через призму кары. Отрицательное отношение к образованию, естественно, сказывается на его результативности. Таким образом, на работников образовательного учреждения ложится ответственность за оказание позитивно-воспитательного воздействия по восприятию осужденными профессионального обучения, способствующего ресоциализации. Поскольку осужденные работников образовательных учреждений воспринимают лучше, чем сотрудников, то каждый педагогический работник и руководители образовательного учреждения в обязательном порядке входят в совет воспитателей отряда, где они:
- оказывают содействие начальникам отрядов в ведении учета осужденных не имеющих профессии, с целью их обязательного привлечения к профессиональному обучению в ФКП образовательное учреждение № 306 или центре трудовой адаптации осужденных исправительного учреждения;
- ведут учет осужденных, находящихся в отряде;
- осуществляют проверку по Реестру выпускников профессиональных училищ ГУФСИН России по Иркутской области 2005-2015 гг. наличия у осужденных профессии;
- проводят с осужденными отряда, не имеющими профессии, профориентационную работу;
- проводят с осужденными отряда, обучающимися в ФКП образовательное учреждение № 306, индивидуальную воспитательную работу, в том числе по профилактике пропусков учебных занятий без уважительной причины, отказов от получения профессии;
- вносят в дневники индивидуальной воспитательной работы с осужденными информацию о содержании воспитательной работы, проведенной с ними;
- представляют руководству исправительного учреждения ходатайства о применении мер поощрения в отношении обучающихся, не имеющих нарушений учебной и производственной дисциплины, успешно осваивающих профессии;
- представляют ходатайства руководству исправительного учреждения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении осужденных, отказывающихся от получения профессии, а так же систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины.
Руководители, преподаватели и мастера производственного обучения ФКП ОУ проводят работу по обеспечению полного охвата профессиональным образованием осужденных, не имеющих специальности.
В ФКП ОУ ведется учёт наличия/отсутствия профессий у осужденных. С целью выявления осужденных, ранее получивших профессии, но не имеющих в личных делах соответствующих документов. Для обязательного привлечения к обучению осужденных, не имеющих профессии, в ФКП ОУ создается и постоянно обновляется соответствующая информационная база данной категории осужденных (Приложение 1), в зависимости от сроков отбывания наказания осужденных планируются периоды (учебные годы) их обучения.
Образовательное учреждение в текущем учебном году во взаимодействии со структурными подразделениями Учреждения составляет заявку на подготовку рабочих кадров в предстоящем учебном году, осуществляет её согласование с Учреждением и территориальной службой занятости населения (Приложение 2). Даная заявка рассматривается в Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (далее – ГУФСИН).
В соответствии с указанием ГУФСИН России по Иркутской области от 09.06.2014 г. №39/ТО/21/6-2761 «Об установлении контрольного задания по направлению, приёму и выпуску обучающихся в 2014-2015 учебном году» установлено контрольное задание 1020 человек. Образовательное учреждение проводит профориентационную работу с осужденными, не имеющими профессии, с целью получения данными осужденными профессии до наступления сроков перевода в колонию-поселение или предоставления условно-досрочного освобождения.
Приём в образовательное учреждение осуществляется на основании приказа исправительной колонии «О направлении на обучение», согласно «Правилам приема, отчисления и выпуска обучающихся федерального казенного профессионального образовательного учреждения №306 Федеральной службы исполнения наказаний
Учебный год начинается с 1 сентября и завершается 31 августа следующего календарного года. С целью полного охвата обучением не имеющих профессии осужденных комплектование учебных групп по программам профессиональной подготовки продолжительностью менее 6 месяцев обучения осуществляется круглогодично.
Образовательное учреждение в соответствии с лицензией реализует различные по срокам и уровню подготовки образовательные программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения.
I. Программы подготовки квалифицированных рабочих:
№ п/п
Укрупненная группа
Профессия
Квалификация
срок освоения
1
08.00.00. Техника и технология строительства
08.01.07. Мастер общестроительных работ
12680 Каменщик 11196 Бетонщик
10 мес.
2
08.01.08. Мастер отделочных строительных работ
19727 Штукатур 15220 Облицовщик-плиточник
10 мес.
3
29.00.00. Технология легкой промышленности
29.01.29. Мастер столярного и мебельного производства
18874 Столяр 18161Сборщик изделий из древесины
10 мес.
4
15.00.00. Машиностроение
15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
19756 Электрогазосварщик
10 мес.
II. Программы профессиональной подготовки
№ п/п
код
наименование профессии
срок освоения
11196
бетонщик
7 недель
12680
каменщик
17 недель
13786
машинист (кочегар) котельной
16 недель
13788
машинист крана автомобильного
30 недель
16185
оператор швейного оборудования
20 недель
12987
контролер материалов, изделий и лекал
16 недель
17738
раскройщик
16 недель
16675
повар
24 недели
рабочий зеленого хозяйства
14 недель
17710
рамщик
23 недели
18511
слесарь по ремонту автомобилей
24 недели
18783
станочник деревообрабатывающих станков
16 недель
18874
столяр
16 недель
18897
стропальщик
7 недель
19601
швея
17 недель
19727
штукатур
14 недель
19756
электрогазосварщик
41 неделя
19906
электросварщик ручной сварки
25 недель
19806
электромонтажник по освещению и осветительным сетям
16 недель
Качество подготовки выпускников по образовательному учреждению составило 73%, что на 3% меньше, чем в 2013-2014 учебном году. В среднем по программам подготовки квалифицированных рабочих – 85%:
№ п/п
Профессия
качество итоговой аттестации, %
1
08.01.07. Мастер общестроительных работ
86
2
08.01.08. Мастер отделочных строительных работ
95
3
29.01.29. Мастер столярного и мебельного производства
63
4
15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
91
По программам профессиональной подготовки – 73,74%
Руководство образовательного учреждения обеспечивает учет движения контингента обучающихся, а также хранение документов строгой финансовой отчетности о зачислении и отчислении обучающихся согласно установленным требованиям.
В обязанности администрации и преподавательского состава ФКП ОУ входит организация и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с учебными планами и программами по профессиям с учетом требований режима содержания осужденных. В учебные планы по всем профессиям дополнительно, за счет часов вариативной части, введена учебная дисциплина «Технология поиска работы».
Мастерские по профессиям оборудованы и оснащены согласно, предъявляемым требованиям и ФГОС. В исправительных учреждениях имеется достаточно рабочих мест для прохождения производственной практики.
Обучающиеся ПОУ принимают участие в выпуске готовой продукции во время учебной и производственной практик. За 2014-2015 учебный год выпущено продукции на 875 тысяч рублей. Выпуск продукции осуществляется на основании заказа ГУФСИН, который формируется с учетом потребностей исправительных учреждений Иркутской области.
Лица, успешно прошедшие полный курс теоретического и практического обучения, допускаются к сдаче квалификационного экзамена (защите ПЭР).
По результатам сданного квалификационного экзамена (защиты ПЭР) комиссия исправительного учреждения принимает решение о присвоении квалификационных разрядов по соответствующей профессии. Результаты экзамена и решение комиссии оформляются протоколом. Осужденным, окончившим курс обучения и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы установленного образца. Документы об образовании хранятся в личных делах осужденных и выдаются им под расписку при освобождении из исправительного учреждения.
После окончания обучения в ОУ выпускников трудоустраивают в Центры трудовой адаптации осужденных и на объекты жизнеобеспечения исправительных учреждений и приобретают опыт практической работы. Представляю анализ трудоустройства выпускников:
№
Выпущено
трудоустроено
трудоустроено по полученной профессии
трудоустроено по другой профессии
убыло в другие учреждения, освободилось
не трудоустроены
ИК-2
Всего
185
90
51
39
31
64
%
58,44%
33,12%
25,32%
16,76%
41,56%
ИК-7
Всего
180
67
29
38
31
82
%
44,97%
19,46%
25,50%
17,22%
55,03%
ИК-14
Всего
291
34
26
8
94
163
%
17,26%
13,20%
4,06%
32,30%
82,74%
ИК-15
Всего
233
110
40
70
69
54
%
67,07%
24,39%
42,68%
29,61%
32,93%
ВСЕГО по ОУ
889
301
146
155
225
363
%
45,33%
21,99%
23,34%
25,31%
54,67%
Таким образом, по окончании обучения осужденные приобретают профессию и после освобождения из исправительного учреждения у выпускников нашего образовательного учреждения увеличиваются шансы трудоустроиться по полученным профессиям.
Заключение
Таким образом, в местах лишения свободы сохраняется возможность получения осужденным рабочей специальности и повышения образовательного уровня. Однако особенности современного рынка труда предопределяют необходимость владения не только конкретной профессиональной специальностью, но и способностью к постоянному профессионально-личностному самоопределению, профессиональным самореализации и саморазвитию, которые являются неотъемлемыми компонентами ресоциализации осужденного к лишению свободы после его освобождения из мест лишения свободы. Таким образом, структура ресоциализации осужденного к лишению свободы включает такие компоненты, как профессионально-личностное самоопределение, саморазвитие и самореализация. В связи с этим, лицу, отбывающему наказание, важно осознать, что условия рынка потребуют от него, помимо определенных профессиональных знаний, умений и навыков, в первую очередь готовность формировать себя, ориентируясь на конкретную профессиональную деятельность. Профессиональное образование позволяет осужденному к лишению свободы оценить и создать перспективы развития собственной личности, повышая значимость таких ценностей, как образование, интересная работа, материальная самообеспеченность. Мало дать осужденному, отбывающему наказание, «в руки» профессию, его необходимо нацелить на потребность трудоустройства по полученной профессии.
Реализация субъектного подхода при образовании осужденного к лишению свободы позволяет преподавателю сформировать положительное отношение и стремление осужденного к образованию, что может служить основой для успешной его ресоциализации после освобождения от наказания.
Для успешной ресоциализации неотъемлемой задачей является восстановление смысла жизни, часто теряющегося при отбывании уголовного наказания. Однако анализ работ В. Франкла подтверждает, что жизненный смысл можно открыть лишь для самого себя и лишь посредством собственной активности, что означает необходимость включения самого заключенного в качестве субъекта собственной ресоциализации. Обоснованная методика организации образования в исправительном учреждении позволяет обеспечить ускоренное становление ресоциализации осужденного, достижение каждым осужденным положительного эмоционального настроя при взгляде в собственное будущее путем повышения результативности его деятельности.
Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы которого он должен соблюдать, но в силу ряда причин не всегда в состоянии им следовать, так как у него затруднена социальная адаптация. И чтобы решить эту глобальную проблему – нужна государственная программа помощи бывшим осужденным.
Литература
Авраменко, В.Ю. Ресоциализация заключенного как социально-педагогическая цель работы с ним в исправительном учреждении / В.Ю. Авраменко // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки». 2010.
Авраменко, В.Ю. Научное понимание ресоциализации как социально-педагогической цели работы с заключенным / В.Ю. Авраменко // Актуальные проблемы совершенной психологии и педагогики. Челябинск, 2010. Вып. 1. С. 59 (0,33 п.л.).
Авраменко, В.Ю. Влияние образовательной среды профессионального училища на ресоциализацию заключенных в условиях пенитенциарных учреждений / В.Ю. Авраменко // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2930 апр. 2010 г. Воронеж, 2010. Ч. 1. С. 203206 (0,25 п.л.).
Айдосов С. Общественный мониторинг в пенитенциарных учреждениях - Алматы, 2004. – 300 с.
Богреева Е. Субкультура осужденных и их ресоциализация. - М.: ЭННИ МВД РФ., 2001. – 82 с.
Вивьен Стерн. Грех против будущего, тюремное заключение в мире/PRI, 2000. 130c.
Либоракина М.И., Флямер М.Г, Якимец В.Н. Социальное партнерство. - М.: Школа культурной политики, 1996. -114 с.
Лайне М. Криминология и социология отклоненного поведения. – Хельсинки: Центр обучения тюремных служащих, 1994. – 235 с.
Посмаков П.Н. Тюремный синдром. – Астана, 2001. – 171с.
Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ. Учеб. Пособие. - М.: Права человека, 2001. – 182с.
Приложение 1
Информационная база учета осужденных, не имеющих профессий
13 EMBED Excel.Sheet.12 1415
* - информационная база учета осужденных, не имеющих профессии, ведется начальником отряда и работником образовательного учреждения, включенного в состав совета воспитателей данного отряда, в формате электронного файла MS Excel.
_____________________
Приложение 2
СОГЛАСОВАНО
Начальник ФКУ ИК-___ ГУФСИН
России по Иркутской области
________________________
(спец. звание)
__________ /_____________/
(подпись) (расшифровка)
«___»_________2014г.
СОГЛАСОВАНО
Директор ОГКУ ЦЗН г. Ангарска
__________ /______________/
(подпись) (расшифровка)
«___»_________2014г.
ЗАЯВКА
на подготовку рабочих кадров
в ФКП образовательное учреждение № 306
на 2014/15 учебный год
№
Код, наименование профессии
Коли-чество человек
Срок обучения
Планируемый период обучения
Прогнозная потребность регионального рынка труда
Прогнозная потребность внутри-системного рынка труда
1
2
3
4
5
6
7
Директор ФКП образовательное учреждение № 306
13PAGE 15
13PAGE 14215
Root Entry