Обобщение педагогического опыта Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.
Формирование у дошкольников осознанного отношения
к своему здоровью
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний вера в свои силы». В. А. Сухомлинский
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирования его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья. Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх. В связи с этим я начала вывешивать в информационных уголках групп советы, рекомендации для родителей, а также для воспитателей.
В дошкольном учреждении я работаю всего два года, из них физ. инструктором – чуть больше года. За время своей работы я определила для нашего дошкольного учреждения две задачи:
- во-первых, сохранить и укрепить здоровье детей;
- во-вторых, выполнить педагогическую программу обучения, в том числе дать детям знания по анатомии и физиологии, охраны безопасности жизни, сформировать осознанное понимание ценности собственной жизни и здоровья.
Цель моей работы – создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника.
Для реализации этой цели я определила следующие задачи:
Сформировать у детей элементарные знания о своем организме;
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию самого себя;
Воспитывать потребность на доступном уровне заботиться о своем здоровье.
Моя методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент я делаю на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно мы построим свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной нашей задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание я уделяю следующим компонентам ЗОЖ: · Занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе.· Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна. · Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды. · Бережное отношение к окружающей среде, к природе. · Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций · Формирование понятия "не вреди себе сам".
Огромную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют занятия физической культурой. Выполняя физические упражнения с детьми, я стремлюсь в большей степени развить у них ловкость, гибкость и быстроту. На практике стараюсь расширять знания о пользе физкультуры для их здоровья. Для закрепления полученных знаний провожу спортивные праздники. Например, "Золотым осенним днем, за здоровьем мы идем!" или "Папа, мама, я - спортивная семья!". Но ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с родителями. Со своей стороны я стараюсь приобщить родителей, вызвать у них интерес к совместной работе в формировании у детей навыков ЗОЖ с помощью следующих методов:
- знакомлю родителей с результатами диагностики физического и психического развития ребёнка, его актуальным уровнем и зоной его ближайшего развития
- призываю к помощи родителей в создании предметно – окружающей среды для занятий физкультурой, для проведения игр, праздников;
- даю рекомендации родителям о конкретных практических приёмах и методах сохранения и укрепления здоровья.
Не маловажную роль играет личный пример родителей в формировании навыков здорового образа жизни. Наши родители и сами участвуют в спортивных мероприятиях, таких как «Дни здоровья», «Лыжные соревнования», также как и воспитатели. Я и сама участвую в таких мероприятиях и стараюсь своим примером вызвать интерес к спорту и своему здоровью. (ПА-СПОРТ-ГТО, Кросс нации 2015).
В своей работе я использую такие методы, как:
Информирование родителей по воспитанию и сохранению здорового образа жизни ребенка:
Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни»; Консультация для родителей: «Гимнастика с мамой»;
Консультация для родителей: «Веселая зарядка для малышей и их мам»;
Консультация для родителей: «Подвижные игры дома»;
Консультация для родителей: «Зимняя прогулка».
- Систематизированные занятия по физической культуре, использование инновационных технологий в образовательном процессе:
Физкультурные занятия, утренняя гимнастика я провожу через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет мне более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры-забавы, аттракционы, тщательно подобранное мной музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.
А так же использую в своей работе следующие нетрадиционные виды упражнений:
- Игровой самомассаж Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, я замечаю, что дети получают радость и хорошее настроение. Я думаю, что такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
- Пальчиковая гимнастика. В результате такой гимнастики, по моему мнению, развивается мелкая моторика и координация движений рук. Такие упражнения, как «Пальчики»; «Моя семья»; «Есть игрушки у меня»; «Мы писали»; «Ветер дует нам в лицо», превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
- Музыкально-подвижные игры. «У жирафа»; «Лягушата», «Ежик», «Лишний стульчик» - такие упражнения я использую практически на всех занятиях. Здесь, в основном я использую приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
- Совместные праздники, досуги, развлечения;
В нашем саду мы устраиваем праздники обязательно с переодеванием в различных героев сказок. Присутствие в праздниках сказочных героев усиливает интерес ребят к данным мероприятиям, желание участвовать, раскрепощает, дает возможность самовыражения. «Доктор Айболит у нас в гостях»; «Веселая зарядка с мамой»; «День пешехода», «23 февраля»; «День Нептуна». Благодаря таким мероприятиям, создается очень благоприятная, теплая атмосфера, в связи с чем у ребят появляется положительный эмоциональный настрой, а также они чувствуют поддержку родителей, у них возникает желание соревноваться, соперничать, показать себя перед родителями во всей красе. Так как наш детский сад с этнокультурной направленностью, мы проводим и национальные праздники. Один из таких праздников «Сабантуй».
«Сабантуй» считается праздником плодородия. Проводится он в соревновательной форме и включает в себя множество эстафет. Таких как перенеси яйцо в ложке, перенеси воду в ведрах, прыжки в мешках, бой с подушками, бег на лошадях. Такое мероприятие помимо всего прочего способствует воспитанию любви к своей культуре, ее традициям.
- Спортивные эстафеты, соревнования . «День здоровья», «Эстафета здоровья», «Летняя олимпиада» «Осенний марафон», «Зимние забавы»; «Велосипедные гонки»; «День светофора», «Эстафета саночников», «Малые олимпийские игры». С помощью таких мероприятий, я стремлюсь развивать у детей навык работы в команде, воспитывать такие чувства, как доброта, взаимовыручка и дружба, знакомить с понятиями сплоченность и организованность.
- Преемственность со школой.
Ведется совместная работа с мастером спорта по «Греко- Римской борьбе» Тариэлом Антоновичем. При встрече с мастером ребята очень внимательно, с большим интересом слушают его рассказ о спорте и здоровье в целом. Встречи всегда заканчиваются небольшой эстафетой, в которой все с радостью принимают активное участие. Я конечно думала, что данные встречи вызовут интерес к занятиям, но не могла предположить, что вызовут настолько сильное желание заниматься спортом и посещать данную спортивную секцию при Чикчинской школе.
Так же мы тесно сотрудничаем с ребятами из кадетского класса Чикчинской школы им. Якина. Проводятся совместные мероприятия патриотической направленности, такие как «Зарница». Кадеты показывают нашим детям из подготовительной группы навыки построения, марширования, а также дают возможность самим принять участие в данном мероприятии. Ребятишки увлеченно смотрят и слушают кадетов и с радостью присоединяются к ним. Данное мероприятие способствует развитию выносливости, гибкости, быстроты, воспитанию чувства патриотизма, взаимовыручки, командного духа и духа соперничества.
Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, я пришла к выводу, что
1. У детей повышается интерес к таким занятиям;
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
3. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности;
5. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма;
6. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка;
7. У детей формируются представления об организме человека, умения по уходу за своим организмом, они приобретают знания правил бережного отношения к своему здоровью;
8. Дети стремятся к физическому совершенству, хотят быть красивыми, стройными, здоровыми и достигать успехов в спорте.
Это в свою очередь ведет к успешной адаптации детей к школе.
15