Открытый урок ОБЖ в 5 классе Электричество и пожарная безопасность2
«МКУ «Управление образования администрации Борисовского района»
Районное методическое объединение преподавателей-организаторов и учителей ОБЖ
Открытый урок в 5 классе по теме :«Электричество и пожарная безопасность»
Подготовил:
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «Стригуновская СОШ»
Рослик Василий Григорьевич
с. Стригуны
2014 г.
Тема урока: Электричество и пожарная безопасность».
Цель урока: Изучить причины возникновения пожара из-за неисправности или нарушения правил пользования электроприборами и отработать последовательность действий в случае возникновения пожара.
Задачи урока:
Ознакомиться с последствиями нарушения электро-пожаробезопасности ;Ознакомиться с правилами пожарной безопасности при пользовании электроприборами;
Научиться правильно действовать в случае обнаружения пожара дома и в школе;
Ознакомиться с подручными средствами пожаротушения;
Отработать практически ликвидацию возгораний при пользовании бытовыми приборами.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного)Оборудование: презентация Microsoft Office Power Point; карточки с заданиями; стационарный телефон; мобильный телефон; телевизор; одеяло; цветочный горшок с землей; утюг; розетка, бутылка с надписью «вода» .Основные термины и понятия: пожар; пожарная охрана.
План урока:
Организационный момент.
Проверка пройденного материала.
Новая тема.
Практическая работа.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.- Здравствуйте, ребята!
- Кто сегодня отсутствует? Садитесь, пожалуйста.
II. Проверка пройденного материала.
- Ребята, скажите, какие темы мы изучали на прошлых уроках? (Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель.)- Правильно, сейчас мы с вами повторим некоторые определения, с которыми познакомились на прошлых уроках. У меня записаны несколько слов. Посмотрите и прочитайте их.
(Слайд 2)
Сейчас я вам буду задавать вопросы, ответом на которые является одно из этих выражений.
Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)?
Как называют человека, который управляет каким – либо транспортным средством?
Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.
Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай
Но звоню я то и знай.
Кого перевозит общественный транспорт?
Кто должен двигаться по загородной дороге навстречу транспортным средствам?
На нем можно ездить, не имея водительского удостоверения, но соблюдая правила дорожного движения.
Новая тема.
- Молодцы! Вы справились с моим заданием и вспомнили основные определения прошлых уроков.
Поработаем в группах
Каждая группа запишет на листок, какие электрические приборы имеются у вас дома, в хозяйстве. На задание 3 минуты. Посмотрим, кто напишет более полно! Начнем проверку выполнения задания:
Группы меняются листками с записями,
Капитан одной из групп зачитывает самый большой написанный список,
В других группах вычеркивают совпадающие названия приборов .
Команды определяют занятые места, которые отмечаются на классной доске.
Итак, как мы видим, наши дома наполнены множеством различных электрических приборов и инструментов. Как вы думаете, к чему может привести нарушение правил пользования этими устройствами?
Правильно , к пожару. А теперь давайте сформулируем тему нашего урока.
Тема урока: «Электричество и пожарная безопасность (слайд 1)
- Сегодня мы с вами не только узнаем, что называется пожаром, но и познакомимся с причинами пожаров из-за нарушения правил пожарной электробезопасности, с первичными средствами пожаротушения. Узнаем, как правильно действовать в случае обнаружения пожара дома и в школе. Итак, тема нашего урока «Электричество и пожарная безопасность». Откройте тетради и запишите тему урока.
К чему может привести небрежное отношение с электроприборами (К поражению электрическим током и пожару).
Давайте прочитаем и запишем определение пожара.
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.
(Слайд 3)
Наиболее часто пожары возникают в жилых домах.
- Как вы думаете, почему? В каждом доме увеличивается количество электроприборов. Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, электронагревательные приборы, то есть все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни. Нарушение правил пользования любым прибором может привести к пожару. Запомните! Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности, в том числе не в последнюю очередь, при обращении с электроприборами.
(слайд 4)
В 2013 году из-за нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов в Российской Федерации случилось 40296 пожаров. Нанесен материальный ущерб на сумму более 4 млрд.467 млн. рублей. На первом месте по числу таких пожаров – жилой сектор. В пожарах погибло 10 тыс.560 человек.
Какие нарушения электро-пожаробезопасности могут стать причиной пожара? Как избежать пожара?
Рассмотрим правила электро-пожаробезопасности.
(Слайды 5-11)
Если случился пожар: (слайд12)
1.Немедленно позвонить по телефону 01 (для сотовых телефонов -112)
Сообщить диспетчеру:
-причину вызова (загорелся телевизор);
-свой точный адрес Населенный пункт, улицу и номер дома;
-фамилию и номер телефона, с которого звоните (слайд 13).
2.Нужно знать расположение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения (слайд 14).
3.Попытаться потушить возгорание подручными средствами, предварительно обесточив электроприбор (слайд 15).
4.Нельзя тушить водой включенные в электросеть приборы (слайд 16)
5.Не открывать окна и двери, чтобы не усилить приток воздуха к очагу пожара (слайд 17).
6.Если ликвидировать очаг возгорания своими силами не удается. Немедленно покинуть помещение, закрыв за собой дверь. Организовать встречу пожарных и указать им место пожара (слайд 18).
7.В задымленном помещении необходимо передвигаться на четвереньках (внизу меньше дыма), дышать через влажную ткань (слайды 19-20).
- Ребята, эти и другие правила пожарной безопасности у вас описаны в учебнике в параграфе. Дома вы их прочитаете, запомните и будете стараться их не нарушать.
Устали? Давайте разомнемся. Физкультминутка. Смотрим на экран и выполняем упражнения вместе с медвежонком коала.
IV. Практическая работа.
- А сейчас мы с вами, чтобы лучше запомнить правила пожарной безопасности, немного поиграем. У меня для вас есть игра «Вызов по телефону пожарной команды» и «Тушение возгорания».
- первая группа (условно) вызывает пожарную охрану по стационарному телефону. Один игрок «диспетчер, другой – « очевидец» пожара;
-вторая (условно) тушит возгорание белья под утюгом;
-третья группа ( условно) тушит возгорание телевизора.
Молодцы! Скажите еще раз номера телефонов, которые мы должны набирать, если стали очевидцем пожара.
- Итак, мы научились вызывать пожарную команду и тушить небольшой очаг возгорания.
- Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.
Повторим порядок действий при пожаре дома:
Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;
Нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы и лить воду на электрические провода. Во избежание поражения электрическим током необходимо отключить электроэнергию. Или отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки, загоревшийся электроприбор.
Очаг возгорания можно тушить подручными средствами – водой, плотной мокрой тканью.
- Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара, если пожар случился у нас дома или на улице. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала сигнализация. (Эвакуируемся) (слайд 22)
- Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте. У нас в школе есть такие планы эвакуации? Где они расположены? (слайд 23-24 )При составлении плана эвакуации учреждения учитываются следующие показатели:
Определяются основные и запасные выходы;
Подготавливаются наружные и внутренние лестницы;
Приводятся в готовность средства оповещения – звонки, сигнализация;
Приводятся в готовность средства пожаротушения.
- Если в нашей школе сработала система оповещения о пожаре, а мы с вами находимся на уроке ОБЖ в данном кабинете, то мы с вами должны собрать свои вещи, покинуть класс. Мы выходим из кабинета, поворачиваем направо и спускаемся по лестнице, выходим через запасный выход на 1 этаже. Учащиеся всех классов строятся на спортивном городке (в теплое время года или в доме культуры в холодное время года).
V. Итоги урока.
- Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Скажите, что же такое пожар?
- Чтобы не допустить пожар, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Какие правила вы сегодня узнали и запомнили?
- По каким телефонам мы должны звонить, если стали очевидцем пожара? Что мы говорим диспетчеру?
- Сегодня мы с вами отработали на практике наши действия по тушению небольшого очага возгорания и узнали, что необходимо делать, если сработала система оповещения в нашей школе.
Как вы думаете, на какую оценку вы сегодня сработали? Согласен, молодцы! (слайд 25).
VI. Домашнее задание.
- Дома прочитайте в учебнике параграф, выучите определение пожара и правила пожарной безопасности. Составьте план эвакуации из вашего дома на случай возникновения пожара.