Использование кейс-метода на уроках биологии
МУ Аллаиховское улусное (районное) управление образования
МОУ «Оленегорская средняя общеобразовательная школа»
Использование кейс-метода на уроках биологии
Учитель биологии и химии: Шабданова С.С.
2014-2015 учебный год
Кейс – это…
Кейс – это описание реальной ситуации
Кейс – это «кусочек» реальной жизни
Кейс – это событие, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.
Суть технологии
Усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитием мыслительных способностей.
Значение использования технологии
Способствует развитию умения
Анализировать ситуации;
Оценивать альтернативные варианты решения проблемы, ситуации;
Выбирать оптимальный вариант решения проблемы;
Планировать осуществление решения данной проблемы.
Вырабатывается устойчивый навык решения практических задач
Этапы использования технологии на уроке
Знакомство с конкретной ситуацией
Поиск проблемы
Индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия)
Обсуждение
Диспут
Сопоставление
Резолюция
План действий учителя по подготовке урока
Подготовительный этап
Подготавливает ситуацию (создание кейса);
Дополнительная информация (энциклопедии, интернет-ресурсы);
Определение место урока в системе предмета, задачи урока
Ознакомительный этап
Вовлечение учащихся в живое обсуждение:
Введение в ситуацию;
Описание ситуации;
Информационный материал;
Основной (аналитический) этап
Распределение учащихся по группам (4-5 человек)
Организация работы групп (краткое изложение прочитанного и их обсуждение. Выявление проблемы, определение докладчиков)Дискуссия – обсуждение проблемных моментов, поиск аргументов и решений
Итоговый этап
Организация презентаций решения (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);
Обобщающее выступление учителя - анализ ситуации
Оценивание учителем учащихся.
Дидактические и методические средства обучения
Материалы для создания кейса (проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники);
Виды представления кейса (печатный кейс, мультимедийный кейс, видеокейс);
Объем кейса может быть различным .Методические рекомендации по использованию кейсов
Примеры:
Тема урока:: Питание животных
I. Класс распределяется на 4 группы
II. Знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания проблемы, сроками выполнения заданий.
Задание 1 группы:
Плотоядные животные или хищники:
1. Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса текст печатный или литература, обсуждение и проверка знаний
2. Закрепление, заполнение таблицы
Семейства Характерные признаки Представители
Предмет: Биология Тема: Витамины
Кейс «Секреты острова Ява»
Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка
Задание:
Какую зависимость проследил Н.И.Лунин?
Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява ?Какие документы могут в этом помочь?
Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов.
Документы: перечень продуктов питания жителей острова, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, перечень витаминов, их свойства и продуктов содержащих
Кейс «чистоплотная домохозяйка»
Случай Задание
«Наталья Егоровна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своем подъезде и вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налет.
-Что это?!!- с ужасом спрашивала Наталья Егоровна у соседки по подъезду. Соседка сказала, что, скорее всего это грибы» -Могут ли быть это грибы?
-А другие организмы?
-Предложите способы с помощью которых можно было бы выяснить природу этого налета.
Случай Задание
«Наталья Егоровна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своем подъезде и вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налет.
-Что это?!!- с ужасом спрашивала Наталья Егоровна у соседки по подъезду. Соседка сказала, что, скорее всего это грибы» -Могут ли быть это грибы?
-А другие организмы?
-Предложите способы с помощью которых можно было бы выяснить природу этого налета.
Кейс «живые электростанции»
Пример Задание
Электрические угри-ночные животные. Охотятся после наступления темноты. Сила электрического удара так велика, что рыба может оглушить даже крупных зверей. При этом мощность электростанций равна1000 ваттам. Как же удалось природе создать свои живые электростанции?
Что явилось их прообразом?
Главная цель современного образования
Любое усвоение знаний строится на усвоение учеником учебных действий, овладев которым ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации
Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению
Одно из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием КЕЙС МЕТОДаЦели урока и характер учебного материала, обуславливающие применение технологии
Использование кейс метода позволяет учащимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни