Урок ОБЖ: «Наложение повязок на конечности»
Предмет ОБЖ
Класс 7
Тема: Наложение мягких повязок на конечности.
Цели урока:
Образовательные:
Сформулировать систему знаний о правильном наложении повязок на конечности.
Обучить технике наложения повязок на конечности.
Научить учащихся применять на практике полученные знания.
Развивающие:
Развитие умения решать учебно-познавательные практико-ориентированные задачи на основе полученных теоретических знаний.
Развитие навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
Воспитывающие:
Формировать потребность бережного отношения к своему здоровью.
Воспитать общую культуру личности.
Воспитать чувство товарищества.
Задачи урока:
Достижение предметных планируемых результатов:
формирование системы знаний о правильном наложении повязок на конечности;
овладеть техникой наложения повязок.
Достижение личностных планируемых результатов:
формирование познавательного интереса к предмету;
мотивация на обучение.
Достижение метапредметных планируемых результатов:
уметь выявлять основные признаки понятий и оперировать ими;
уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать правила бинтования и типы повязок, накладываемых на конечности;
Уметь накладывать повязки на конечности.
Личностные: познавательный интерес к предмету.Метапредметные: выявлять основные признаки понятий и оперировать ими; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия.
Ресурсы, оборудование и материалы:
Учебная литература:
Методическое пособие к изучению темы «Основы хирургии».
Сыромятникова А.А., Брукман М.С. «Руководство к практическим занятиям по хирургии»: М.; Медицина 1987.
Григорян А.В. «Руководство к практическим занятиям по общей хирургии»: М.; Медицина 1976.
Поляков В.А. «Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях»: М.; Медицина 1990.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация;
видеофильм;
карточки с заданиями.
Материалы:
бинты;
перевязочный материал.
Ход урока:
Организационный этап.
Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка присутствующих.
Проверка ЗУН:
Фронтальный опрос:
Сформулировать понятие «повязка»?
(Повязка – это специальное средство, предназначенное для закрепления перевязочного материала или компресса, создания давления на определённую часть тела, обездвиживание повреждённой части тела.).
Сформулировать понятие «десмургия»?
(Десмургией называется раздел медицины, который изучает виды повязок, способы наложения и цели, с которыми они накладываются).
На прошлом уроке мы изучили повязки, в зависимости от цели накладывания и характера применяемого перевязочного материала.
Назовите их и дайте им четкую формулировку?
(1. От цели накладывания различают следующие виды повязок: 1. Защитные повязки – защищающие раны от высыхания и механического раздражения;2. Давящие повязки – создающие постоянное давление на какой-либо участок тела (для остановки кровотечения); 3. Иммобилизирующие повязки – обеспечивающие неподвижность поврежденной части тела; 4. Повязки с вытяжением – для вытяжения какой-либо части тела; 5 Коррегирующие повязки – исправляющие неправильное положение какой-либо части тела.
2. В зависимости от характера применяемого перевязочного материала повязки бывают мягкие и жесткие. К мягким повязкам относятся повязки, наложенные с помощью бинта, марли, эластичного, сетчато-трубчатого бинтов, хлопчатобумажной ткани. В жестких повязках используют твердый материал (дерево, металл) или материал, способный затвердевать: гипс, специальные пластмассы и др. Мягкие повязки крайне разнообразны. Наиболее часто повязки накладывают для удержания перевязочного материала (марли, ваты) и лекарственных веществ в ране, а также для проведения иммобилизации на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение). Узнали какие бывают бинты и для чего они предназначены.
Целеполагание:
Класс вы обратили внимание на слайды с ответами на мои вопросы, что общего вы на них заметили?
Ответы учащихся……..
После ответов формулируем тему урока и формулируем цель.
Сообщаю план урока.
Изучение нового материала.
Знакомство учащихся с методическим пособием(Методическое пособие включает краткое изложение теоретического материала, рисунки с изображением различных видов повязок, алгоритм их выполнения, контрольные задания).
Методическое пособие
«НАЛОЖЕНИЕ МЯГКИХ ПОВЯЗОК НА КОНЕЧНОСТИ»
Содержание
1. Требования к выполнению работы2. Теоретическое введение
Требования к выполнению работы
1. Самостоятельность при выполнении практических заданий2. Соблюдение правил выполнения приемов бинтования3. Использование современных перевязочных средств4. Соблюдение алгоритма действий5. Последовательность изложения выполненной работы с элементами демонстрации
Теоретическое введение
Правила бинтования1. Больной должен находиться в удобном положении. 2. Бинтуемая часть тела должна находиться в том положении, в котором она будет после бинтования.3. Накладывающий повязку должен находиться лицом к больному, чтобы по выражению его лица видеть, не причиняет ли повязка боль.4. Бинтовать начинают снизу вверх, при этом правая рука развертывает головку бинта, а левая – удерживает повязку и расправляет ходы бинта.5. Бинт развертывают в одном направлении, причем каждый оборот бинта должен прекрывать предыдущий на половину или две трети его ширины.6. Бинтование начинают с двух первых закрепляющих туров бинта.7. Конец бинта укрепляют на здоровой стороне или в месте, где узел не будет беспокоить больного.
Типы бинтовых повязок:
Спиральная повязка
Круговая повязка
Восьмиобразная повязка.
Спиральная повязка используется, если надо забинтовать значительную часть тела. При этом туры бинта идут несколько косо снизу вверх и каждый следующий тур закрывает 2/3 ширины предыдущего.
Круговая повязка – повязка, при которой все туры бинта ложатся на одно и то же место, полностью прикрывая друг друга. Чаще накладывается на лучезапястный сустав, нижнюю треть голени, живот, шею, лоб.
Восьмиобразная повязка – повязка, при которой туры бинта накладываются в виде восьмерки. Такая повязка накладывается на область голеностопного сустава, плечевого, кисть, затылочную область, промежность.
Спиральная повязка на один палец применяется при травме одного пальца.
Алгоритм действий:
1. Наложить первые два круговых закрепляющих тура бинта на область лучезапястного сустава.2. По тылу кисти провести бинт до конца пальца.3. Закрыть спиральной восходящей повязкой весь палец до основания.4. Вывести бинт через межпальцевый промежуток на тыл кисти.5. Зафиксировать спиральной повязкой область лучезапястного сустава.6. Закрепить повязку.
Восьмиобразная повязка кисти.
Алгоритм действий:
Повязка начинается круговым ходом на запястье (1). По тылу кисти бинт идет косо (2) и переходит на ладонь, закрепляется круговым ходом (3) и косо но тылу кисти возвращается на запястье (4), пересекая второй ход. В дальнейшем второй и четвертый ходы повторяются (5 и 6). Закрепляют повязку на запястье (7).
Восьмиобразная повязка на локтевой сустав применяется при травме локтевого сустава.
Алгоритм действий:
1. Руку несколько согнуть в локтевом суставе.2. Наложить первые два круговых тура бинта на предплечье около сустава.3. Третий тур бинта косо поднять на плечо и сделать один круговой тур вокруг плеча.4. С плеча бинт опять косо вывести на предплечье и сделать один круговой тур вокруг предплечья (причем каждый п оследующий тур бинта должен заходить на предыдущий или на 1/3 или 2/3).5. Бинт опять вывести на плечо.6. Вновь повторить пункт 4, далее 5. (Обратите внимание, что на предплечье повязка будет восходящей, а на плечо – нисходящей).7. Продолжать бинтование, пока Вы не подойдете к локтевому суставу и сделайте заключительные круговые туры непосредственно вокруг сустава.8. Вывести бинт на плечо и закрепить повязку.
Восьмиобразна повязка стопы
Чтобы закрыть область голеностопного сустава, можно пользоваться повязкой по типу восьмиобразной.
Начинают ее круговым ходом выше лодыжек (1), спускаясь наискось через тыл стопы (2); затем делают ход вокруг стопы (3); поднимаясь вверх на голень (4) по тылу ее, пересекают второй ход. Такими восьмиобразными ходами прикрывают весь тыл стопы (5 и 6) и закрепляют круговыми ходами вокруг лодыжек (7 и 8).
Повязка на один глаз применяется при травме глаза.
Алгоритм действий:
1. Наложить два первых круговых тура бинта через лобно-затылочные области;2. Третий тур в затылочной области опустить ближе к шее и вывести под ухом на лицо через область глаза на лоб;3. Четвертый тур – круговой закрепляющий;4. Следующий тур вновь косой: с затылочной области бинт проводят под ухом на глаз, далее на лоб и.т.д.5. Закрепляющий круговой тур; каждый косой тур постепенно смещать вверх и полностью закрыть область глаза;6. Повязку закончить круговым туром.
Закрепление.
Самостоятельная работа учащихся
Решение ситуационных задач (задания выполняются попарно)Целевые обходы преподавателя:
- Контроль за своевременностью начала работы- Контроль за соблюдением технологии выполнения- Оказание индивидуальной помощи- Коррекция учебных действий- Оценка выполненных работ
Содержание практических заданий
Решение ситуационных задач с демонстрацией практических навыков
Задача 1. В результате неосторожного движения ножом, хозяйка получила травму одного пальца правой руки.
1. Назовите вид травмы.2. В чем заключается первая помощь?3. Выполните наложение соответствующей повязки.
Задача 2. При спуске с горы во время падения возникла травма в области лучезапястного сустава правой конечности.
1. Как помочь пострадавшему? 2. Какую повязку Вы будете использовать?3. Выполните наложение соответствующей повязки.
Задача 3. Во время игры ребенок нечаянно уколол острым концом палки левый глаз. Пострадавший плачет от боли.
1. Какую повязку следует наложить на время доставки ребенка в больницу?2. Выполните наложение соответствующей повязки.
Пример решения задачи
Задача 1.
1. Вид травмы – рана.2. Необходимо обработать края раны и кожу вокруг нее раствором йода или бриллиантовой зелени.3. Наложить спиральную повязку на один палец
2. Материал для самоконтроля
Задание 1: Вставьте пропущенное слово в определение:
1. Раздел медицины, изучающий виды повязок, способы наложения и цели, с которыми они накладываются, называется ________________2. Повязка, обеспечивающая необходимую неподвижность поврежденной части тела, называется _______________3. Перевязочный материал, специальным образом закрепленный на поверхности тела, называется _______________
Задание 2: Выберите правильный вариант ответа:
1. Повязку считают мягкой:а) марлевую; б) гипсовую; в) шинную2. Повязки накладывают с целью:а) закрыть рану; б) остановить кровотечение; в) обеспечить неподвижность поврежденной части тела3. Гипсовую повязку накладывают с целью:а) предотвратить инфицирование раны; б) остановить кровотечение; в) создать неподвижность поврежденной части тела
Задание 3: Дополните предложение:
1. Повязки накладывают с целью … 2. Правило бинтования гласит, что бинтование всегда начинают с …
Обсуждение выполненной работы
Модель обсуждения выполненной работы
Действующее лицо Характер действий
Основной докладчик
(учащийся, непосредственно оказывающий помощь пострадавшему) Излагает последовательность выполняемых действий, подтверждающих правильность решения поставленной задачи, т. е. отвечает на такие вопросы как:
1. Название повязки
2. В каких случаях применяется?
3. Подробный алгоритм действий
Содокладчик
(учащийся, выполняющий роль пострадавшего) Комментирует действия докладчика, указывает на допущенные ошибки и приводит аргументы, подтверждающие правильность выполнения, т. е. отвечает на такие вопросы как:
1. Является ли повязка защитной или иммобилизирующей?
2. Какое самочувствие пострадавшего после выполнения повязки?
3. Что подтверждает или отрицает правильность наложенной повязки?
Эксперт
(преподаватель) Проводит сравнительный анализ выполненной работы с эталоном, используя модель мозгового штурма.
Например,
1. Какой материал или вид повязки может быть использован в конкретном случае?
2. В каком положении следует транспортировать пострадавшего с данным видом повреждения?
Ассистенты
(учащиеся) Оказывают помощь в материально-техническом обеспечении.
Пример обсуждения представлен в табл. 3.
Действующее лицо Характер действий
Основной докладчик Демонстрирует «спиральную повязку на один палец».
Повязка применяется при ране для ее закрытия и предотвращения дальнейшего инфицирования.
Алгоритм действий:
1. Сначала накладываются два первых круговых тура бинта на область лучезапястного сустава для закрепления;
2. По тылу кисти бинт проводится до конца поврежденного пальца;
3. Закрыть спиральной восходящей повязкой весь палец до основания;
4. Вывести бинт через межпальцевый промежуток на тыл кисти;
5. Зафиксировать круговой повязкой область лучезапястного сустава;
6. Закрепить повязку
Содокладчик Подтверждает правильность наложения повязки:
«Считаю, что повязка является защитной, т. к. полностью закрывает рану и хорошо закреплена, самочувствие стабильное.
Основная цель достигнута: предотвращено инфицирование и осложнение раны, пострадавшего смело можно транспортировать в лечебное учреждение».
Эксперт Анализирует алгоритм наложения повязки и дает оценку выполненной работы:
- повязка наложена правильно с учетом всех правил бинтования- достигнута цель действий – повязка закрыла рану и хорошо закреплена
Ассистенты Готовят рабочее место, подручный или специальный материал, оказывают содействие при наложении сложных повязок, могут принимать участие в комментариях.
Самооценка выполненной работы
Эталон правильных ответов
№ Задания Правильный ответ
Задание 1
1 Десмургия
2 Иммобилизирующая повязка
3 Повязка
Задание 2
1 1а
2 2 а, б, в
3 3в
Задание 3
1 Закрыть рану, остановить кровотечение, создать неподвижность поврежденной части тела
2 С двух первых закрепляющих туров бинта
Критерии оценки
Максимальное количество баллов – 15. 15 баллов – «5»; 14-12 баллов – «4»; 11-8 баллов – «3»; менее 8 баллов – «2»
Рефлексия.
Ответ учащегося по схеме: Я узнал (а), Я знаю, Я могу.
Учащимся предлагается поднять кружочки со смайликами, чтоб узнать отношение учащихся к уроку.
Д/з.
Благодарность за урок.