Дополнительная общеобразовательная программа Кружевоплетение (Фриволите)
Департамент образования Администрации г. Дзержинска
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3»
Принята
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа № 3»
протокол № 12 от 29.08.2016
Утверждена
приказом директора МБОУ
«Средняя школа № 3»
от 30.08.2016 № 246-п
Дополнительная общеобразовательная программа
«Кружевоплетение (Фриволите)»
Возраст детей с 11 по 14 лет
Срок реализации 2 года
Автор: Меринова Ирина Геннадьевна,
учитель трудового обучения (швейное дело) высшей категории
г. Дзержинск
2016 год
1. Пояснительная записка.
Данная программа является модифицированной, разработана на основе программы по кружевоплетению «Фриволите» для 5-9 классов (автор – И.Г. Меринова, учитель трудового обучения (швейное дело) МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 1 г.Дзержинска), утверждённой ГОУ ДПО НИРО научно-методическим экспертным советом 17 ноября 2008 года, экспертное заключение № 209 и методических рекомендаций по составлению дополнительных образовательных программ, Нижний Новгород, 2009 г, с учетом специфики образовательного учреждения, знаний возрастных психолого-педагогических, физических особенностей подросткового возраста.
Программа художественной направленности.
Её актуальность - способствовать формированию всесторонне развитой, гармоничной личности. В самом процессе художественно-эстетического воспитания существуют закономерные и необходимые связи с другими его видами. Так, художественно-эстетическое развитие личности тесным образом связано с идейным, нравственным, умственным, трудовым, физическим воспитанием.
Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, в форме их проведения, в количестве часов, отведённых на изучение программы.
Цель программы:
Возрождение декоративно-прикладного искусства, где практическое применение основано на потребности жизни населения, возрождение былого ремесла и легендарной славы мастера у народа, не утратившего истоки своей культуры.
Задачи:
научить элементам кружевоплетения «Фриволите», достижению технической свободы исполнения, которая помогает жить, даря радость творчеством.
развитие стремления к познанию окружающего мира, расширение и совершенствование круга культурных потребностей.
воспитание умения анализировать собственную деятельность, формирование стремления добиваться результатов и доводить начатое дело до конца.
Программа рассчитана на 2 года обучения, занятия планируются для всех желающих – это учащиеся 5- 8 классов (по возрасту – 11-14 лет). Режим проведения занятий – 1,5 часа в неделю.
В первый год обучения программа решает следующие задачи:
ознакомление учащихся с элементами кружевоплетения «Фриволите» - одного из древних ремёсел XVIII века;
развитие внимания и координации движения кистей рук;
формирование умений и навыков по плетению мерного кружева;
развитие зрительной и эмоциональной памяти;
вырабатывание аккуратности в выполнении задания.
Во второй год обучения программа решает задачи следующего направления:
закрепление навыков выполнения основного узла в кружевоплетении;
формирование мотивации качественного выполнения работы;
повышения уровня осмысленных трудовых приёмов в кружевоплетении «Фриволите»;
усиление прочности в усвоении трудовых умений и навыков;
формирование у школьников умение воспринимать (а также воспроизводить в своей деятельности) красоту труда.
Формы занятий – групповые.
Интерес к занятиям формируется следующим образом:
- образцы изделий, выполненные выпускниками или учителем;
- наличие красочной литературы;
- разнообразие схем;
- технологическая карта пошагового изучения кружевоплетения (дидактический материал).
В процессе обучения акцент направлен на выполнение качественной работы учащимися, на самоконтроль.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Воспитанники 1-го года обучения
Должны знать:
ориентироваться в задании по образцу;
планировать работу по технологической карте;
определять ширину прошвы и количество декоративных пико;
читать графические и условные изображения прошвы;
знать образование сцепки с помощью вязального крючка и одного челнока;
знать закрепление сцепки обратным узлом;
определять количество колец в раппорте схемы;
Должны уметь:
плести одним челноком;
выполнять узлы - ткацкий узел, левый узел, правый узел, узел фриволите;
проводить счет количества узлов;
затягивать узлы в кольцо;
изготавливать из колец различные украшающие элементы;
выполнять открытое и закрытое пико;
плести кольца с декоративным пико;
плести тесьму из полуколец с декоративным пико;
пришивать тесьму к основному изделию косыми стежками;
плести детский воротник;
Воспитанники 2-го года обучения
Должны знать:
технику выполнения замкнутого мотива одним челноком;
технику выполнения замкнутого мотива двумя челноками;
технику выполнения мерного кружева двумя челноками;
технику выполнения однорядного кружева;
технику выполнения двухрядного мотива.
Должны уметь:
плести два вида однорядных розеток одним челноком по одному раппорту;
плести колье одним челноком;
плести мерное кружево;
плести воротник из отдельных двухрядных мотивов;
плести воротник «зубок» методом выполнения однорядного кружева.
Формы и методы контроля
Сроки
Контроль знаний, умений, навыков
Формы контроля
Методы
Первый год обучения.
История происхождения плетения.
Название рабочих инструментов и приспособлений.
Название и применение узлов при изготовлении простейших изделий.
Наматывать нитку на челнок.
Выполнять «ткацкий узел», выплетать левый и правый узел в определённой. последовательности, затягивать узлы в кольцо, выполнять пико.
Назначение прошвы её графическое изображение.
Сцепка колец.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Фронтальный.
Технологическая карта.
Карточки-задания.
Раппорты схем.
Графические изображения.
Творческие задания.
Беседы о роле художественно- эстетического воспитания человека в его жизни.
Второй год обучения
Отличительные особенности однорядного от многорядного кружева.
Сцепка замкнутого мотива.
Составление плана плетения однорядных мотивов.
Самостоятельно ориентироваться по рисунку и графическому изображению
Выполнение элемента «дуга» в кружевоплетении «Фриволите» двумя челноками.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Фронтальный.
Технологическая карта.
Карточки-задания.
Раппорты схем.
Графические изображения.
Творческие задания.
Беседы о роле художественно- эстетического воспитания человека в его жизни.
Результатом работы по выполнению данной программы являются конкурсы, городские и областные выставки декоративно-прикладного искусства в течение и в конце года.
Учебно-тематический план
Четверти
Название темы
Количество
часов
I год обучения
всего
теория
практика
I
Изготовление украшающих элементов в кружевоплетении
15
5
10
1. Анализ образца и планирование работы. Выполнение ткацкого узла.
2. Сведения о нитках. Выполнение левого узла.
3. Игла – колышек. Выполнение узла «Жозефины».
4. Левый и правый узел. Выполнение узла «Жозефины» из правых узлов.
5. Основной узел. Выполнение узла фриволите.
6. Двойной узел. Выполнение 7 узлов фриволите.
7. Узел фриволите. Выполнение колец.
8. Ознакомление с орнаментами фриволите. Изготовление цветочка для основного изделия. Анализ качества.
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
3
3
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
II
Изготовление украшающих элементов в кружевоплетении
13,5
4,5
9
1. Планирование работы. Выполнение открытого пико.
2. Выполнение декоративного закрытого пико в кольце.
3. Выполнение полукольца с закрытым декоративным пико.
4. Плетение тесьмы.
5. Пришивание тесьмы к основному изделию.
3
3
3
3
1,5
1
1
1
1
0,5
2
2
2
2
1
III
Изготовление мерного кружева (прошва)
7,5
2,5
5
1. Планирование работы. Чтение графического изображения.
2. Виды прошв. Правила плетения прошв.
3. Плетение образца прошвы.
4. Выбор прошвы для изделия.
5. Плетение прошвы для основного изделия.
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
Изготовление мерного кружева (кружево углом)
7,5
2,5
5
1. Анализ образца и планирование работы. Чтение графического изображения кружева углом.
2. Плетение образца по выбранной схеме. Выполнение прошвы.
3. Выполнение образца кружева углом.
4. Составление полной схемы плетение.
5. Плетение мерного кружева для основного изделия, выполнение угла для изделия квадратной формы.
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
IV
Кружевоплетённые украшения в одежде
13,5
4,5
9
1.Выполнение образца замкнутого однорядного мотива одним челноком из пяти колец.
2. Составление плана плетения воротника. Выплетание первых трёх колец по раппорту схемы.
3. Плетение детского воротника.
4. Плетение колец по первому раппорту схемы.
5. Плетение колец по второму раппорту схемы.
6. Плетение колец по третьему раппорту схемы.
7. Плетение колец по четвёртому раппорту схемы.
8. Плетение колец по пятому раппорту схемы.
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Итого
57
19
38
II год обучения
I
Фриволите в интерьере (однорядная розетка)
7,5
2,5
5
1. Составление плана плетения. Однорядная розетка 1 вида.
2. Выбор ножки для 1 вида и 2 вида розетки.
3. Плетение первых трех мотивов.
4. Плетение последнего мотива (или трехлистника) в однорядной розетке 1 вида.
5. Плетение однорядной розетки 2 вида.
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
Фриволите в интерьере (многорядная розетка)
7,5
2,5
5
1. Многорядное кружево.
2. Составление плана плетения розетки. Многорядное кружево замкнутого мотива.
3. Плетение первого ряда.
4. Плетение второго ряда.
5. Плетение 2-х рядной розетки как замкнутого мотива.
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
II
Кружевоплетенная бижутерия
13,5
4,5
9
1. Плетение 2 челноками.
2. Выполнение образца мерного кружева.
3. Составление плана плетения колье.
4. Плетение колье.
5. Плетение подвеса.
3
3
3
3
1,5
1
1
1
1
0,5
2
2
2
2
1
III
Кружевоплетённые изделия в одежде
(воротник из мотивов)
15
3
12
1. Составление плана плетения. Воротник из мотивов.
2. Плетение 1 мотива – образца.
3. Плетение воротника из мотивов.
4. Выполнение 2 мотива.
5. Выполнение 3,4,5,6,7 мотивов.
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
7,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
7
IV
Кружевоплетённые изделия в одежде
(Воротник «зубок» - однорядное кружево)
13,5
4,5
9
1. Составление плана плетения. Воротник «зубок».
2. Плетение 1 зубца.
3. Плетение 2 зубца.
4. Плетение 3,4 зубца воротника.
5. Плетение 5,6 зубца воротника.
1,5
3
3
3
3
0,5
1
1
1
1
1
2
2
2
2
Итого
57
17
40
Содержание программы
I год обучения (57ч.)
I четверть
Изготовление украшающих элементов в кружевоплетении (15 ч.)
Объект работы.
1. Изготовление украшающих элементов кружевоплетением «фриволите» - фантазия.
2. Пришивание их к основным изделиям.
Технические сведения.
История происхождения плетения челноком (фриволите). Виды ниток. Подбор ниток к ткани. Нитки для пришивания украшающего элемента. Рабочие инструменты: челнок, ножницы, игла, вязальный крючок. Приспособления: наперсток, игла – колышек для распутывания (ослабления) узлов при роспуске плетения. Простейшие сведения об узлах: «фриволите», «ткацкий узел». Швы, применяемые для пришивания украшающих элементов. Правила безопасной работы. Организация рабочего места при работе с челноком.
Умения.
Ориентировка в задании по образцу. Анализ образца и план работы дает учитель; практический показ всех приемов работы, сопровождаемый объяснением. Устный отчет о плане предстоящей и выполненной работы.
Анализ, с помощью учителя, качества выполненных изделий.
Практические работы.
Выполнение узлов - ткацкий узел, левый узел, правый узел, узел фриволите.
Плетение одним челноком. Счет количества узлов. Затягивание узлов в кольцо. Изготовление из колец различных элементов (украшающих) и пришивание их к основному изделию.
Упражнения.
Выполнение движений в определенном порядке для выплетания узла
Фриволите, (развивая, и использую, тактильную память).
Самостоятельная работа (2 ч.)
Украшающий элемент для закладки книг. Выполнен из ниток «ирис».
Цветок выполняется из трех колец. В каждом кольце по 20 узлов фриволите.
Изделие выполняется по образцу.
II четверть
Изготовление украшающих элементов в кружевоплетении (13,5 ч.)
Объект работы.
1. Изготовление тесьмы из полуколец.
2. Пришивание тесьмы к основному изделию.
Технические сведения.
Условные обозначения. Виды пико и их применение в кружевоплетении.
Правила выполнения полуколец. Простейшие сведения о сцепке колец.
Умения.
Ориентировка в задании по образцу. Планирование задания технологической карте. Устный отчет о плане предстоящей работы и выполненной.
Практическая работа.
Выполнение открытого пико и закрытого пико. Плетение колец с декоративным пико. Плетение тесьмы из полуколец с декоративным пико. Пришивание тесьмы к основному изделию косыми стежками.
Упражнение.
Выполнение образца из 2 колец с декоративным пико и 2 декоративным пико
Контрольная работа и анализ её качества (2 ч.)
1 гр. (сильная группа) – Выполнение украшающей тесьмы из полуколец с декоративным пико.
2 гр. (средняя группа) – Выполнение украшающей тесьмы из колец с декоративным
пико.
3 гр. (слабая группа) – Выполнение украшающей тесьмы из колец без декоративного пико.
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.
Учащиеся должны знать: историю происхождения плетения челноком, виды ниток, используемые в кружевоплетении, название и назначение рабочих инструментов и приспособлений, название и применение узлов при изготовлении простейших изделий «фриволите», условные обозначения, виды пико и их применение в кружевоплетении.
Должны уметь: наматывать нитку на челнок, выполнять «ткацкий узел»,
выплетать левый и правый узел в определенной последовательности, затягивать узлы в кольцо, выполнять пико.
Требования к навыкам: должны уметь выполнять узел «фриволите», использую тактильную память и самоконтроль.
III четверть
Изготовление мерного кружева (15 ч.)
Изделие (7,5 ч.)
Плетение прошвы, как украшающего элемента в одежде.
Технические сведения.
Назначение прошвы. Условное и графическое обозначение. Способы соединения колец (сцепка). Размер вытянутой петли. Петля – сцепка с обратным закрепляющим узлом (счет в схеме узора). Размер длины ножки между кольцами. Правила выполнения прошвы.
Умения.
Ориентировка в задании по образцу готового изделия под руководством учителя. Анализ образца и обсуждение плана работы в процессе беседы. (Устное объяснение учителя сопровождается показом приемов плетения).
Практические работы.
Определение ширины прошвы, количества декоративных пико. Выполнение прошвы с декоративными и соединительными пико. Пришивание прошвы, как украшающего элемента к основным изделиям. Утюжка.
Упражнения.
Чтение графического и условного изображения прошвы. Образование сцепки с помощью вязального крючка и одного челнока. Закрепление сцепки обратным узлом. Плетение 3 колец с соединительным и декоративным пико (образец).
Самостоятельная работа
Плетение мерного кружева по графическому и условному изображению.
Выплетания узла фриволите и проверка правильности выполнения работы.
Выполнение прошвы – образца.
Изготовление мерного кружева (7,5 ч.)
Изделие.
Кружево углом в швейных изделиях.
Технические сведения.
Применение кружева углом, его расцветка (однотонное, цветное), вид (однорядное, многорядное). Определение размера. Правила выполнения кружева углом. Способы прикрепления кружев к изделиям. Нитки и швы, применяемые для пришивания декоративных элементов.
Умения.
Ориентировка в задании по образцу готового изделия и схеме. Устный инструктаж учителя с показом приемов раскроя ткани. Составление плана изготовления изделия в процессе беседы на основе предметной технологической карты. Во время работы над изделием план повторяется и уточняется. Анализ качества выполненной работы проводится в сравнении с образцом.
Практические работы.
Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству.
Плетение одним челноком однорядного, однотонного кружева углом по раппорту схемы. Определение места пришивания кружева. Окантовка (угла изделия из ткани кружевом) косыми стежками. Утюжка.
Упражнения.
Подсчет количества колец для определения длины кружева. Выбор длины ножки для определения ширины кружева.
Контрольная работа и анализ её качества (2 ч.)
1 группа (сильная) – Выполнение украшающей прошвы из колец и декоративного пико, по схеме на выбор, для окантовки угла основного изделия.
2 группа (средняя) – Выполнение украшающей прошвы из колец и декоративного пико (по схеме и рисунку) для окантовки прямого среза изделия.
3 группа (слабая) – Выполнение украшающей прошвы из колец без декоративного пико, с малым количеством узлов фриволите по схеме, графическому, условному изображению, для окантовки прямого среза изделия.
Требования к знаниям, умениям, Навыкам учащихся.
Учащиеся должны знать:
назначение прошвы, графическое изображение прошвы, правила выполнения прошвы, отличительные особенности однорядного и многорядного кружева, правила выполнения кружева углом.
Должны уметь: выполнять сцепку колец, вытягивать вязальным крючком петлю для сцепки колец, определять размер длины ножки между кольцами, выплетать прошву и кружево углом. Требования к навыкам: правильное поворачивание изделия во время работы, используя тактильную память и самоконтроль – одно из условий качественного выплетания прошвы.
IV четверть
Кружевоплетёные украшения в одежде (13,5ч.)
Изделие.
Детский воротник.
Технические сведения.
Фриволите в одежде. Назначение изделия. Сцепка замкнутого мотива.
Соединительное пико последнего кольца. Условное и графическое обозначение.
Умения.
Самостоятельный анализ образца и составление плана плетения воротника.
Определение количества колец в раппорте схемы. Ориентировка в задании по образцу изделия. Оценка качества работы поэтапно и после выполнения всего задания в сравнении с готовым образцом.
Практическая работа.
Плетение детского воротника. Выполнение однорядного кружева и однотонного одним челноком по раппорту схемы:
1,3,5 – К (3п3п3п3) 2,6 – К (4п4),
4 – К (4п4п2п2п2п4п4).
Упражнения.
Выполнение образца замкнутого однорядного мотива одним челноком из пяти колец.
Самостоятельная работа.
1 группа (сильная) – Выполнение тесьмы одним челноком из элементов трехлистника (усложненным вариантом) по раппорту схемы и рисунку.
2 группа (средняя) – Выполнение тесьмы одним челноком из элементов трехлистника (упрощенным вариантом) по раппорту схемы и рисунку.
3 группа (слабая) – Выполнение тесьмы одним челноком из элементов двулистника по раппорту схемы, рисунку и готовому образцу.
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.
Учащиеся должны знать: правила выполнения замкнутого мотива, правила выполнения однорядных воротников по принципу кружевоплетеной прошвы.
Должны уметь: выполнять сцепку замкнутого мотива, определять количество колец в раппорте схемы, составлять план плетения однорядных изделий, выполненных одним челноком.
Требования к навыкам: выполнение последовательной сцепки колец одним челноком по раппорту схемы.
II год обучения (57 ч.)
I четверть
Фриволите в интерьере (15 ч.)
Изделие (7,5 ч.)
Однорядная розетка.
Технические сведения.
Интерьер. Фриволите в интерьере. Назначение изделия. Условное и графическое изображение однорядной розетки. Определение длины ножки в изделии. Длина ножки влияет на размер изделия.
Умения.
Ориентировка в задании по образцу, рисунку и схеме. Составление плана работы в процессе беседы на основе технологической карты.
Практическая работа.
Плетение двух видов однорядных розеток одним челноком по одному раппорту.
Упражнения.
Плетение шести первых тренировочных колец по раппорту схемы.
Самостоятельная работа
1 группа (сильная) – Выполнение замкнутого мотива, составленного из трехлистников по раппорту схемы и рисунку.
2 группа (средняя) – Выполнение замкнутого мотива, составленного из 8 колец с декоративным пико по раппорту схемы, рисунку и инструкционной карте.
3 группа (слабая) – Выполнение замкнутого мотива, составленного из 5колец по раппорту схемы, рисунку, инструкционной карте и готовому образцу.
Фриволите в интерьере (7,5 ч.)
Изделие.
Многорядная розетка.
Технические сведения.
Отличительные особенности однорядной розетки от многорядной розетки.
Количество рядов в изделии. Размер, форма, цвет розетки. Соединительное пико последнего кольца второго ряда. Сцепка замкнутого мотива в многорядных изделиях. Цветовая гамма в изделии.
Умения.
Ориентировка в задании по образцу и рисунку изделия. Самостоятельное составление плана работы. Слабым учащимся оказывается помощь при планировании работы. Анализ и оценка качества работы с учетом времени, затраченного на выполнение изделия или отдельной операции.
Практические работы.
Подбор ниток. Определение размера изделия за счет длины ножки. Плетение 2-х рядной розетки по раппорту схемы одним челноком.
Самостоятельная работа
1 группа (сильная) – Соединение двух замкнутых мотивов, составленных из трехлистников по раппорту схемы и рисунку.
2 группа (средняя) – Соединение двух замкнутых мотивов, составленных из 8 колец с декоративными пико по раппорту схемы, рисунку и инструкционной карте.
3 группа (слабая) – Соединение двух замкнутых мотивов, составленных из 5 колец по раппорту схемы, рисунку, инструкционной карте и готовому образцу.
II четверть
Кружевоплетёная бижутерия (13,5 ч.)
Изделие.
Колье с подвесом.
Технические сведения.
Бижутерия – определение. Многообразие украшений в технике фриволите.
Плетение двумя челноками. Разомкнутый элемент – «дуга». Намотка нитей на два челнока. Применение разных цветов в плетении, используя 2 челнока (простые сведения). Соединение нитей двух цветов с применением «морского» узла.
Умения.
Ориентировка в задании по образцу изделия, рисунку и раппорту схемы. Оценка качества работы в соответствии с требованиями.
Практические работы.
Плетение колье одним челноком и подвеса в технике замкнутого мотива (одним или двумя челноками – на выбор). Прикрепление подвеса к колье сцепкой по раппорту схемы.
Упражнения.
Выполнение образца мерного кружева двумя челноками. Кружево однорядное, узкое. Раппорт схемы:
1 – К (4п4п2п2п4п4),
2 – Д (4п2п2п4).
Контрольная работа и анализ её качества (4 ч.)
1 группа (сильная) – Плетение бижутерии (сережки) на выбор из предложенных замкнутых мотивов по раппорту схемы и рисунку.
2 группа (средняя) – Плетение бижутерии (браслета) по раппорту схемы, рисунку и инструкционной карте.
3 группа (слабая) – Плетение однорядного замкнутого мотива одним челноком по раппорту схемы, рисунку, инструкционной карте, готовому образцу.
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.
Учащиеся должны знать:
назначение розеток, отличительные особенности однорядной розетки от многорядной розетки, способы увеличения розеток по размеру, какие элементы в кружевоплетении «фриволите» плетутся одним челноком и двумя челноками.
Должны уметь: выполнять сцепку замкнутого мотива двухрядного изделия, определять количество рядов в многорядных изделиях, выполнять «дугу» (разомкнутый элемент) двумя челноками, наматывать нить на два челнока (2-я способами).
Требования к навыкам: положение рук и соблюдение правил выполнения сцепки замкнутого мотива.
III четверть
Кружевоплетёные изделия в одежде (15 ч.)
Изделия.
Воротник из мотивов.
Технические сведения.
Определения цвета изделия при плетении двумя челноками (цвет определяется рабочей нитью). Рабочая и ведущая нити в кружевоплетении двумя челноками. Определение толщины нити для подсчета количества мотивов.
Умения.
Ориентировка в задании по образцу изделия. Составление плана работы (последовательность плетения) в процессе беседы по графическому изображению и раппорту схемы. Обсуждение последовательности соединения между собой мотивов с помощью сцепки. Анализ качества работы проводится поэтапно и в конце работы в сравнении с образцом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
Практические работы.
Плетение воротника из отдельных двухрядных мотивов, которые
соединяются друг с другом по ходу плетения. Каждый мотив выплетается двумя челноками без отрыва нити, т.к. все ряды имеют одну общую точку.
Упражнения.
Плетение 1 мотива – образца для определения длины воротника по раппорту схемы.
Самостоятельная работа (2 ч.)
1 группа (сильная) – Плетение любого двухцветного кружева 2 челноками
по раппорту схемы и рисунку.
2 группа (средняя) – Плетение любого одноцветного кружева 2 челноками по раппорту схемы, рисунку, инструкционной карте.
3 группа (слабая) – Плетение простой одноцветной прошвы (однорядной) 2 челноками по раппорту схемы, рисунку, инструкционной карте, готовому образцу.
IV четверть
Воротник (13,5 ч.)
ИЗДЕЛИЕ.
Воротник «зубок» (однорядное кружево).
Технические сведения.
Условное обозначение соединения колец между собой – «крестиком», соединение в одно пико. Обозначение дуг на схеме определяет последовательность плетения. Влияние толщины ниток на количество зубцов в воротнике.
Умения.
Ориентировка в задании по схеме, рисунку. Самостоятельное составление плана работы (последовательность плетения) по раппорту схемы. Обсуждение последовательности работы (плетения) в процессе действия. Анализ работы в форме беседы.
Практическая работа.
Плетение воротника «зубок» методом выполнения однорядного кружева.
Самостоятельная работа (2 ч.)
1 группа (сильная) – Плетение двухцветного, однорядного замкнутого мотива с элементами двулистника на дуге 2 челноками по раппорту схемы и рисунку.
2 группа (средняя) – Плетение одноцветного однорядного замкнутого мотива с элементами двулистника на дуге 2 челноками по раппорту схемы, рисунку и инструкционной карте.
3 группа (слабая) – Плетение одноцветного, однорядного замкнутого мотива без элементов двулистника на дуге 2 челноками по раппорту схемы, рисунку, инструкционной карте и готовому образцу.
Методическое обеспечение программы.
I год
Из истории фриволите.
Стремление сделать одежду красивой, нарядной, неповторимой всегда было
присуще человеку. Самое раннее кружевное украшение одежды - филейная вышивка по ткани с выдернутыми нитками или по специально сплетенной для этого сетке. В конце 15 века в Венеции появились кружева, выполненные иглой по нанесенному на ткань рисунку. Для того чтобы кружева были выпуклыми и упругими, по всей площади рисунка укладывали конский волос и обшивали его нитками. Такие кружева назывались венецианскими. Позднее, когда их стали изготавливать по всей Италии, они получили название «гипюр». В конце 16 - начале 17 в. в. почти во всех государствах Европы появились кружевные мануфактуры. Рисунки для них выполняли лучшие художники того времени. Кружева стали называть по месту их изготовления: валансьен, малин, тюль, фламандское, ирландское, коклюшечное и т.д. К этому периоду относится и появление кружева фриволите. Название «фриволите» французского происхождения. Его приняли в большинстве стран Европы. Но в Италии такое кружево называли «окко», что означает «глазок», в Германии – «шиффхен шпитцен» / плетение челноком /, в странах Азии этот вид кружева получил название «макук» / челнок /, в англоязычных странах – «тетинг» / плетеное кружево /. В Россию кружевное плетение пришло из Франции, чем и объясняется использование французского названия. Особенно модно фриволите было в 18 в. Хотя, в то время широко использовались кружева всех видов. К концу 19 в. в России были изданы пособия по женским рукоделиям, несколько глав в которых посвящены фриволите, что свидетельствует о популярности этого вида кружевного плетения в то время. Так, разделы «Фриволите» можно обнаружить в Энциклопедии женских рукоделий за 1887 г. и 1893 г. и в Курсе женских рукоделий за 1902г.
В конце 60 - х годов 20 столетия после очень долгого перерыва фриволите
начало возрождаться сначала в странах Европы, а в начале 80 - х. годов и в нашей стране. Плетение кружева челноками несложно, увлекательно и удобно, поскольку этим рукоделием можно заниматься практически в любых условиях. Оно не требует громоздкого оборудования, энергозатрат, для выполнения работ применяются любые нитки, рабочие инструменты - челнок и вязальный крючок. Фриволите доступно, его легко осваивают дети. Изделия получаются красивыми и прочными. Это могут быть: накидки, шали, косынки, жилеты, жабо, воротники, манжеты, салфетки, скатерти, дорожки, покрывала, декоративные сумочки, карманы и т.д. Выполненные в технике фриволите кружево, тесьма, прошва, аграманты, вставки, одноцветные и многоцветные аппликации широко применяются для отделки одежды и интерьера. Хорошо сочетаются с кружевом фриволите трикотажное полотно ручного и машинного вязания, бисер /плетение и вышивка бисером /.
Инструменты, материалы для работы.
1.Челнок - основной инструмент для плетения кружева - может быть изготовлен из пластмассы, кости, дерева, оргстекла и других материалов. В продаже встречаются челноки разных размеров (длиной 5 -10 см.). Для работы с толстой нитью необходим более крупный челнок /рис.1, а, б /, а с тонкой – челноки меньших размеров / рис. 1 в, г /. Не следует наматывать нить выше краев пластин челнока - это уменьшает скорость плетения, и, кроме того, нить пачкается. Челноки с ручной намоткой нити состоят из двух изогнутых пластин, имеющих форму вытянутых овалов, заостренных на концах. Пластины соединены между собой перемычкой так, что концы их плотно прижимаются друг к другу. Нить должна выходить из челнока со щелчком, иначе при работе она будет самопроизвольно разматываться. Форма пластин принципиального значения не имеет, однако удобный челнок обеспечивает быстрое и аккуратное исполнение изделия. Высота перемычки в челноке равна ширине пластины или чуть меньше. Челноки с механизированной намоткой нити / индийского производства / очень удобны в работе / рис. 1 г /. Они снабжены съемной шпулькой и крючком. Намотка нити на шпульку осуществляется на швейной машине. Концы пластин у этих челноков запаяны. Приобретая такой челнок, необходимо обратить внимание на то, чтобы шпулька подходила к вашей швейной машине. Расстояние между пластинами шпульки в этом челноке 0,6 - 0,7 см., он предназначен для работы с тонкой нитью.
а б
в г
Рис. 1
Для освоения приемов плетения нужно не менее двух челноков.
2. Вязальные крючки №0,5-0,7 необходимы для работы с тонкими нитями, № I, 1,5 и 2 подходят для более толстых нитей. Крючки используют для соединения элементов кружева. Для удобства нужно сделать отверстие в ручке крючка, продеть в него толстую нить и сделать петлю такой величины, чтобы крючок можно было надеть на шею.
3. Английская булавка необходима для выполнения пико из ведущей нити или для начала работы с дуги.
4. Толстая штопальная игла используется для распускания узлов при ошибке в работе.
5 Обычные иглы используются для заделывания концов нитей. Очень удобны в работе японские иглы с карабином / иглы для слабовидящих людей /.
6. Специальные бисерные иглы понадобятся, если в работе используется бисер.
7. Ножницы используют для обрезания концов нитей.
8. Канцелярской скрепкой, ее отогнутым концом удобно оплавлять синтетические нити.
9. Шаблоны / пластины из пластмассы, дерева, металла толщиной приблизительно 1 мм, длиной 4 - 5 см / пригодятся для выполнения длинных пико. Ширина шаблона равна половине длины пико.
10. Для плетения можно использовать разнообразные по составу нити - хлопковые, хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные, синтетические и др. Главное требование - нить должна быть прочной, иначе она будет рваться в процессе работы. Нить не должна иметь утолщений; они затрудняют движение узелков по ведущей нити и дают неровную по толщине дужку. С нитью плохого кручения работать можно, но трудно. Ее используют для плетения изделий без декоративных пико. Примеров такой нити может служить пряжа «лен – вискоза» / ЛВ;60% льна и 40% вискозы /, неровная по толщине, со слабым кручением. Работать с такой нитью трудно, в процессе работы летит мелкое волокно, но изделия из нее очень красивые.
Значительно расширяет диапазон применяемых материалов техника комбинированного кольца, позволяющая использовать даже нити с шероховатой поверхностью, как, например, очень красивую нить чешского производства / 70% хлопка, 30% люрекса /, а крученые металлизированные нити немецкого и японского производства. Металлизированная нить немецкого производства / фирма МАДЕИРА / эластичнее японской, поэтому ее использование предпочтительнее. Начинать осваивать приемы плетения легче на толстой нити, такой, как «ирис». В дальнейшем выбор того или иного материала зависит от пристрастий мастера и назначения изделия. Следует отметить тонкую шелковую нить «лавсан вышивальный» №30, шелк индийского производства №30 и нить «лен – лавсан» / ЛЛ / №33. Это прочные нити, они дают красивую поверхность дужки и не расслаиваются ни в процессе работы, ни в процессе стирки. Хорошее качество у хлопковых нитей турецкой фирмы ПРИМА ДОННА / артикул Н - 13 /, а также у нити французского производства –DMC №30 BRODER MACHINE. Очень красивую поверхность дужки дает вискоза №30, но она недостаточно прочна и расслаивается, изящные изделия получаются из нитей «лен – лавсан» №45, «лен – хлопок» / ЛХ / №44 «лавсан» / Л / №60, нейлона турецкого производства. Красивые изделия можно изготовить и из более толстых нитей: «вискоза – гарус», «ирис». «Ирис» турецкого производства хорошего кручения и не расслаивается даже после стирки. Отечественный и китайский «ирис», а также «вискоза – гарус» имеют слабое кручение и расслаиваются в процессе работы.
Термины, определения и условные обозначения в технике кружевоплетения.
Прямой двойной узел (пр. дв. уз) или узел фриволите.
Сложный узел, состоящий из прямого (пр. уз.) и обратного (обр. уз.) узлов.
Ведущая нить на правой руке.
Обратный двойной узел (обр. дв. уз.)
Сложный узел, состоящий из обратного и прямого узлов. Рабочая нить на левой руке.
Ведущая нить (В.Н.).
Нить, на которой формируются узлы. Правильно выполненные узлы должны свободно перемещаться по ведущей нити.
Рабочая нить (Р.Н.)
Нить, которая образует узел при плетении. Рабочая нить обвивается вокруг ведущей нити.
Кольцо (К.)
Основной элемент фриволите. Выполняется одним челноком. Представляет собой ряд узлов, стянутых таким образом, что первый и последний узлы соприкасаются.
Полукольцо (ПК).
Элемент, выполняемый одним челноком. Представляет собой ряд узлов фриволите, стянутых узлов таким образом, что между первым и последним узлом остается участок ведущей нити, равный внутреннему диаметру полукольца.
Соединительное пико (С.П.)
Петелька из одинарной нити между двумя двойными узлами, выступающая над ними. Двойные узлы, образующие пико, всегда входят в общий счет узлов. Предназначено для соединения элементов друг с другом.
Декоративное пико (Д.П.)
Такая же петелька, как и соединительное пико, только большего размера.
Длина декоративного пико 0,8 1 см. Предназначено для украшения кружева.
Пико «Жозефина» (ПЖ).
Декоративное пико (состоящее только из прямых узлов, стянутых в кольцо) или полукольцо. Количество узлов - от 5 до 12. Используется в качестве переходного элемента в отдельных мотивах.
Ножка (Н).
Небольшой отрезок одинарной нити при переходе от одного кольца или полукольца к другому. Длина ножки чаще всего равна диаметру кольца. На схемах длину ножки указывают в сантиметрах.
Схема изделия (элемента).
Графическое изображение последовательности выполнения элементов. Схема всегда дополняется раппортом элементов.
Раппорт изделия (элемента).
Запись вида элемента и его размера в виде формулы. На графических схемах элементы плетения обозначаются линией значительно более толстой, чем нитка, например:
В случае, /а/ два кольца соединены ножкой /ниткой/. В случае /б/ два кольца соединены элементом «дуга».
Роспись изделия (элемента)
Графическое изображение размера и последовательности выполнения элемента /изделия/. Цифры внутри элементов указывают последовательность их выполнения. Цифра снаружи - количество двойных узлов /размер/.
Как прочитать раппорт изделия (элемента).
А 1,3,5 – К/5п5п5п5/, или K/5п/; Б 2,4 – Д/8п8/
Цифры на схеме /рис. 2/ и в левой части формулы 1, 2, 3, 4, 5 обозначают последовательность выполнения элементов. Цифры в правой части
формулы /в скобках/ обозначают количество двойных узлов в элементе, т.е. его размер.
Формула А: элементы 1, 3, 5 - это кольца, образованные 20 двойными узлами с 3 пико через 5 двойных узлов.
Формула Б: элементы 2,4 - это дуги, образованные 16 двойными узлами с пико через 8 двойных узлов.
Изготовление украшающих элементов кружевоплетением «Фриволите».
Раппорт изделия: 1,2,3,4, 5,6 - К /30/
Схема:
Графическое изображение в вариантах.
1 вариант 2 вариант
3 вариант
Изготовление тесьмы из полуколец.
Раппорт изделия: 1п - ПК /4п2п2п4/
Схема:
Термины, определения и условные обозначения в технике кружевоплетения.
Мерное кружево.
Кружево в виде полосы произвольной длины из повторяющихся мотивов. К нему относится край - кружево прошва и аграмант.
Край – кружево.
Кружево с зубцами вдоль одной кромки.
Прошва (прошивка).
Кружевная полоса с равными кромками без зубцов. Используется в качестве вставки между двумя полотнищами ткани.
Аграмант.
Вид старинного кружева с зубцами или фестонами вдоль обоих кромок.
Используется для нашивания на ткань, особенно для отделки нарядных изделий.
Оплёт.
Кружево в виде каймы с углом поворота для окантовки текстильных изделий носовых платков, скатертей, дорожек /.
Сцепка.
Прием соединения элементов друг с другом. Выполняется с помощью вязального крючка.
Узлы для связывания нитей.
1.Крестообразный, морской, прямой, геркулесов, гераклов – это названия одного и того же основного соединительного узла в технике фриволите. Это очень древний узел. В Греции и Риме он применялся достаточно широко. По преданию, античный герой Геракл таким узлом связывал на груди передние лапы шкуры льва - излюбленной одежды героев древности. Это один из немногих узлов, который известен большинству людей.
Чтобы выполнить Гераклов узел, следует, наложив левую нить на правую нить, перевить их от себя. Конец левой нити окажется справа. Этот конец опять положить сверху и перевить нити. Затянуть узел. Если узел выполнен правильно, то два конца нити с левой стороны кольца находятся над кольцом, а с правой - под кольцом / рис. 1 /.
Рис. 1.
Неправильно завязанный Гераклов узел превращается в «бабий» узел / им завязывают платки /, который легко развязывается. / рис. 2 /.
Рис. 2.
2. Хирургический узел более надежен, чем Гераклов. Он используется врачами - хирургами для перевязывания кровеносных сосудов, сшивание тканей кожных покровов. Порядок выполнения узла показан на рис. 3.
Рис.3
Как прочитать раппорт изделия (элемента).
При двойном обозначении на схеме / рис. 4 / и в раппорте первая цифра обозначает ряд, вторая - последовательность выполнения элемента в данном ряду.
1.1 - К/4пРп4/
1.2 - К/5п5п5п5/
2.1 - К/6п6/
2.2- Д/14
Н=0,5 см.
Рис.4
Пико по шаблону.
Положить аккуратно шаблон на указательный палец левой руки длиной вдоль узелков. Придвинуть к узелку, за которым должно быть длинное пико.
Набросить рабочее кольцо на шаблон. Взять челнок, сделать узел фриволите. Узелок плотно придвинуть к сплетенным ранее узлам. Все узелки располагаются у нижней грани шаблона / рис. 5 /. Если в этом колечке только одно большое пико, шаблон снимают. Для выполнения нескольких длинных пико, не снимая шаблона, продолжить плетений кольца до следующего длинного пико. Затем выполнить пико, как описано выше.
Рис.5
Соединение колец между собой (сцепка).
Чтобы соединить два кольца, необходимо сплести первое кольцо по раппорту, затем следующее кольцо до соединительного пико. После чего, потянув вниз за нижнюю часть рабочей петли, необходимо максимально расширить рабочую петлю на левой руке. Положить челнок на стол. Взять в руку крючок, ввести его в соединительное пико первого кольца сверху вниз и захватить им рабочую нить. Вытащить на себя петлю из рабочей нити. Петля должна быть такой величины, чтобы в нее свободно мог пройти челнок. Затем в петлю ввести челнок справа налево и вытащить через нее ведущую нить/рис.6/. Расправить рабочую петлю. Закрыть сцепку обратным узлом и продолжить плести второе кольцо по раппорту. Двойной узел соединения состоит из соединительной и обратной петель и всегда входит в счет раппорта.
Рис.6 Соединение колец.
1 – соединительное пико, 2 – вытянутая крючком петля, 3 - рабочая нить, 4 - ведущая нить, 5 - челнок.
Изготовление мерного кружева.
Соединив две цепочки одинарной нитью, можно сплести, прошву, которую используют в качестве узкого кружева / рис. 7 / для отделки изделий.
Рис. 7.
Все кольца - К/5пЗп2п2пЗп5/
Н = 1 см.
1. Выполнить К1. Перевернуть его верхушкой вниз.
2. На расстоянии 1 см. выполнить К2. Работу перевернуть.
3. На расстоянии 1 см. выполнить КЗ, соединив его с К1. Работу перевернуть.
4. На расстоянии 1 см. выполнить К4, соединив его с К2.
5. Повторить, начиная с п.1.
Кружево углом.
Чтобы не ошибиться при выполнении работы, сначала плетут небольшой отрезок кружева с углом по схеме, используя для данного кружева нить. Она должна быть достаточно толстой и соответствовать виду и цвету основного изделия. Например, ткани льну с лавсаном будет соответствовать нить № 10 или № 12. Сплетенный образец проутюжить через влажную ткань, положить на лист бумаги и наметить на ней линию по краю пришива кружева, крестиками размечают на ней места прикрепления кружева к основной детали. Теперь, используя полученную схему, составляют полную схему плетения кружева и определяют оптимальный размер основного изделия, /, например, салфетки / по его периметру. По краю основного изделия размечают простым карандашом места прикрепления кружева. Затем приступают к его плетению. Для прикрепления кружева к основному изделию необходимо протянуть петлю пико через ткань в помеченном месте с помощью вязального крючка, продеть через петлю челнок, затянуть петлю и плести кружево дальше.
Раппорт схемы кружева углом: I, 3 - К / 5пЗп2пЗп5 /;
2 - К / 5пЗпЗп5 /;
4 - К / 5пЗп2п2пЗп5 /.
Схема:
Термины, определения и условные обозначения в технике кружевоплетения.
Сцепка «Вытянутая петля».
Прием соединения элементов, при котором присоединяемое кольцо выполняется на неподвижной стороне петли из рабочей нити, вытянутой через соединительное пико.
Мотив (М).
Определенное сочетаний повторяющихся элементов, из которых формируется изделие. Может представлять собой и самостоятельное изделие - розетку, прошву, многолистник. /Нельзя допускать, чтобы мотив стягивал изделие /.
Замкнутый мотив.
Сочетание нескольких элементов, сплетенных в виде геометрической фигуры, в которой последний элемент соединяется с первым. Нити связывают Гераковым узлом и обрезают. Выполняются как одним, так и двумя челноками.
Воротник.
Это самостоятельное, законченное изделие, наиболее распространенный вид плетеных изделий фриволите. Он выглядит нарядно и гармонирует с любой одеждой, как повседневной, так и праздничной. Воротник может быть разным по форме и по методу плетения.
Соединение колец по способу замкнутого мотива.
Наряду с непрерывным плетением, примером которого являются ранее показанные образцы, встречаются изделия, выполненные из отдельных мотивов. Мотивы отличаются друг от друга формой / круглый, квадратный, шестиугольный и т. д./, размерами и сложностью рисунка. Простейшим примерам мотива является цветок. Соединение первого и последнего колец в цветке выполняется по способу замкнутого мотива.
Образец № 1
Количество лепестков / колец / в цветке - может быть от 4 до 8. Все кольца - К/Зп8п8пЗ/. Основание колец должны быть расположены как можно ближе друг к другу, чтобы в центре элемента не было большого отверстия. Соединение первого и последнего колец в цветке можно выполнить двумя способами.
1 способ.
Выполнив последовательно кольца мотива до соединительного пико последнего кольца, положить челнок перед собой слева, ввести крючок в соединительное пико первого кольца сверху вниз и вытянуть на себя петлю из рабочей нити с левой руки. Ввести челнок в полученную петлю слава направо и убрать вытянутую петлю обратно. Затем снять рабочую петлю с пальцев левой руки и вытащить ее на себя в центральное отверстие мотива.
Взять сложенный пополам /от себя / мотив большим и указательным пальцем левой руки, а рабочую петлю надеть на остальные пальцы / для контроля над правильностью выполнения сцепки проверить, двигаются ли узлы по ведущей нити /. Затем закрепить сцепку обратным узлом и продолжить выполнение последнего кольца по раппорту. Расправить мотив и затянуть последнее кольцо. Отрезать нить, идущую от челнока, на расстояние 5 - 7 см. от основания последнего кольца. Стянуть концы нитей и связать их Гераковым узлом.
2 способ
Доплести К4 до соединительного пико, положить челнок справа. Сложить мотив пополам так, чтобы соединительное пико кольца K1, обозначенного на рис. 1 точкой, оказалось над рабочим кольцом К4
Соединительное пико Рис.1
последнего кольца
Протянуть рабочую нить от кольца К 4 в пико кольца К1 на себя. Продеть в образовавшуюся петлю челнок, справа налево. Закрепить сцепку обратным узлом, доплести кольцо К 4 по раппорту и затянуть. Обрезать нить, стянуть концы нитей и связать их Гераковым узлом.
Соединение колец по способу «вытянутая петля».
При этом соединении присоединяемое кольцо выполняется на подвижной стороне петли из рабочей нити, вытянутой через соединительное пико. Сплести по раппорту кольцо / 10 п 10 /. Рабочую нить уложить вдоль кольца до соединительного пико. Ввести в пико крючок сверху вниз и вытащить петлю из рабочей нити. Одна сторона петли тянется, а другая неподвижна.
Надеть петлю на пальцы левой руки неподвижной стороной. Ввести челнок внутрь кольца снизу-вверх и сплести новое кольцо по раппорту 10п10. Кольцо затянуть. Вновь вытянуть петлю через пико и плести следующее кольцо на неподвижной стороне петли /Рис.2/
рис.2.
Так можно сплести длинную цепочку из колец. Поскольку нить укладывается вдоль колец и плотно к ним прилегает, в готовом изделии она практически не видна.
Детский воротник.
Плетение детского воротника аналогично плетению прошвы. По-прежнему необходимо переворачивать работу после каждого кольца, а в нужном месте делать соединение колец. Необходимо обратить внимание на то, что в нижнем ряду кольца имеют различные раппорты.
Раппорт схемы: 1,3,5 - К/3п3п3п3/, 2,6-К/4п4/, 4-К/4п4п2п2п2п4п4/
Схема:
Материал для выполнения самостоятельной работы.
1 группа. Раппорт схемы трехлистника: 1,5 - К(6п6),
2-К (ЗпЗпЗпЗ),
3 – К (ЗпЗп2п2п2п2пЗпЗ),
4 – К (ЗпЗпЗпЗ),
Ножка 3-4 мм.
2 группа. Раппорт схемы трехлистника: 1 - К(8п4п5п7),
2 - К(7п5п5п7),
3 - К(7пЗп4п8),
4 - К(Зп2п2п2п2пЗ).
3 группа. Раппорт схемы двулистника: 1 - К (ЗпЗп2п2п2...2пЗпЗ),
всего 1 пико.
2 - К(9п7п2)
3 - К(2п7п9)
II ГОД
Термины, определения и условные обозначения в технике кружевоплетения.
Интерьер.
Внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Бижутерия.
Украшения, имитирующие ювелирные изделия.
Розетка.
Очень распространенный мотив. Розетка является украшением в виде расходящихся из центра листьев, цветочных лепестков. Она очень разнообразна.
Колье.
Шейное украшение с подвесками спереди.
Подвес.
Подвешенное украшение.
Дуга.
Основной элемент фриволите, выполняемый двумя челноками. Представляет собой ряд узлов, стянутых в дугу с выпуклой или вогнутой стороной. Ведущая нить на правой руке.
Дуга-кольцо (ДК)
Элемент, выполняемый двумя челноками. Представляет собой замкнутую в кольцо дугу. Начинается соединительным пико и заканчивается соединением дуг вогнутыми сторонами. На выпуклой и вогнутой сторонах дуги и дуга – кольца могут располагаться кольца, сплетением; из рабочей или ведущей нити.
Обратная дуга (ОД).
Элемент, выполняемый двумя челноками. В отличие от обычной дуги выполняется двойными обратными узлами. Изгибается в правую сторону.
Ведущая нить на левой руке.
Плетение розетки.
Предлагаемый мотив представляет собой однорядную розетку, сформированную прошвой по рапорту схемы:
1,5 - К /4п4п4/, 2 - К /8п5пЗ/, 3 - К /Зп5п1п1п5п3/, 4 - К /ЗпЗп8/, 6 - К /
4п4п1п1п4п4/.
Схема:
Секреты красоты.
Плетение цветными нитями.
Богатые возможности декоративного оформления кружева представляет цвет. Представление о гармоничном сочетании и равновесии цветов дает естественный цветовой круг /рис. 1/. Для его построения вершины равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета красный, синий и желтый, соединяют окружностью и строят такой же треугольник, но развернутый на 180. На его вершинах располагаются дополнительные цвета - зеленый, оранжевый, фиолетовый. Если соединить вершины обоих треугольников прямыми линиями, то на одном конце линии будет находиться основной цвет, а на другом - дополнительный. Так, дополнительным к красному будет зеленый, желтому - фиолетовый, к синему - оранжевый. Положенные рядом, они усиливают цветовое значение друг друга, а наложенные друг на друга, переходят в ахроматический цвет.
Каждый цвет отделен от соседнего цвета промежуточными цветами, которые объединяются в группы: красные, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые. Все цвета, кроме основных, являются смесью двух или нескольких чистых цветов. Цвета делятся на хроматические и ахроматические. К первым относятся все цвета, кроме белого, серого и черного. Хроматические цвета характеризуются цветовыми тонами, насыщенностью и осветленностью. Цветовой тон - это характеристика собственного цвета /красный, синий и т.д./. Насыщенность указывает на силу и интенсивность цвета и его близость к чистому спектральному цвету. Основные цвета являются насыщенными. Осветленность - это степень близости к белому, поэтому самыми светлыми, а значит, и яркими будут цвета, близкие к белому, - розовый, голубой, желтый. Ахроматические цвета обладают только одним свойством - осветленностью, а черный цвет не имеет и ее. Все цвета условно разделяются на теплые /красный, оранжевый, желтый/ и холодные /голубой, синий, фиолетовый/. Зеленый цвет является нейтральным. Желтый цвет с его промежуточными оттенками воспринимается как выступающий, а холодные - как отступающие. Насыщенность хроматического цвета можно ослабить, добавив к нему белый или черный цвет. При добавлении белого получают так называемые пастельные тона - розовый, салатный и др. Один и тот же цвет в окружении темных цветов кажется светлее, а в окружении светлых - темнее. Гармоничное сочетание составляют оттенки, расположенные рядом в спектральном круге, а контрастными являются цвета, лежащие напротив друг друга. Ахроматические цвета хорошо сочетаются между собой и гармонизуются с любым цветом. Насыщенные цвета хорошо выглядят рядом с белым и черным, а малонасыщенные - с различными оттенками серого. Все эти нюансы необходимо учитывать, работая с цветными нитями.
Рис. 1. Естественный цветовой круг
о - основной цвет, д - дополнительный.
Плетение изделия двумя цветами.
При плетении ряда нитями двух цветов необходимо добываться, чтобы цвет «помогал» прочтению графического рисунка кружева. Это возможное при условии, что кольца будут одного цвета, а дуги другого и цвет не переходит с колец на дуги и обратно. Если при плетении этого добиться нельзя, значит, данный рисунок предназначен для одноцветного исполнения. Порядное плетение нитями одной тональности, но разной насыщенности позволяет получать очень красивые, изысканные по цвету изделия. Интересные эффекты наблюдаются при порядном плетении нитями разных цветов в гармоничном или контрастном сочетании. Мотивное плетение, в основе которого лежит сочетание цветных мотивов, позволяет получать очень эффектные цветные изделия. Изделие, выполненное в цвете, должно выглядеть как единое целое, а не разваливаться на части. Кроме того, при разработке цветного изделия необходимо учитывать фон, на котором оно будет располагаться, так, как фон может усиливать, или ослаблять насыщенность цвета.
Плетение нитями разной толщины.
Этот прием позволяет сделать поверхность кружева рельефной. Например, мотивы выполняются из более толстой нити, а соединительные элементы – из белее тонкой. Причем эффект рельефа будет тем сильнее, чем больше разница в толщине нитей. Этот прием использовали в старину при вязании гипюра крючком / ирландское вязание /. В «Полной школе женских рукоделий» 1915 года издания приведено несколько образцов такого гипюра.
Плетение розетки.
Предлагаемый мотив представляет собой двухрядную розетку. Она выглядит, как цветок с центральным кольцом.
Выполнить центральное кольцо розетки - К /1п2п2п2п2п2п1/ - и плотно затянуть его.
Вытащить крючком петлю через ближайшее правое пико / по ходу часовой стрелки /. Продеть в нее челнок и затянуть.
Выполнить К 1 / 5п2п2п2п2п2п2п5 /. Вытащить петлю через следующее /по ходу часовой стрелки/ пико. Сплести К 2, соединив его с первым, и т.д.
Соединение К 1 с К6 выполнить по способу замкнутого мотива. Начало и конец нити связать прямым узлом и обрезать нить рис. 2
Рис. 2
Плетение двумя челноками.
Одним челноком можно выполнить только замкнутые элементы узора / полукольцо / и / кольцо /. Чтобы разнообразить плетение разомкнутым элементом «дуга», необходимо пользоваться двумя челноками. Дугу можно плести нитями одного или разных цветов. Цвет дуги определяется цветом рабочей нити, т.е. нити с челнока на левой руке. Пико на дуге выполняется так же, как и на кольце. На выпуклой и вогнутой стороне дуги можно располагать кольца. Кольцо на выпуклой части дуги выполняется рабочей нитью, а на вогнутой - ведущей нитью. / Рис. 3 /.
Рис. 3.
1 - рабочая нить, 2 - ведущая нить.
Обратная дуга.
Обратная дуга в отличие от обычной дуги выполняется двойными обратными узлами. Положение челноков как для плетения обычной дуги / рабочая нить на левой руке /. Средним пальцем левой руки натянуть нить, превратив ее в стержень. Ведущей нитью с правой руки оплести ее двойными обратными узлами, т. е. скачала выполнить обратный узел, а затем прямой. Гребешки узелков смотрят вниз. Пико и дополнительные кольца на обратной дуге выполняются как на обычной дуге.
Соединение дуги с другими элементами.
Сцепка дуги с другими элементами выпуклой или вогнутой стороной без излома дуги выполняется одинаково. Отводя челнок с ведущей нитью влево, крючком вытащить в соединительное пико петлю из рабочей нити и продеть в эту петлю челнок с ведущей нитью слева направо. Закрепить обратным узлом. Сцепку дуги вогнутой стороной с изломом можно выполнить двумя способами:
- сквозь соединительное пико вытащить петлю из ведущей нити и в эту петлю продеть челнок с ведущей нитью. Эта сцепка обратным узлом не закрепляется и не входит в счет узлов,
– сквозь соединительное пико вытащить петлю из ведущей нити и в нее продеть челнок с рабочей нитью направо. Закрепить обратным узлом.
Технология работы с кружевом.
Заделывание нити.
В начале работы концы нитей заплетает в элемент, прокладывая концы между рабочей и ведущей нитью после каждого одинарного узелка. Сделав 3 -4 двойных узла, оставшийся конец миги срезают. При выполнении комбинированного кольца концы нитей заделывают в соответствующую половину кольца. Известен прием начала работы без узла. При этом сначала наматывают нить на один челнок, а затем с него перематывают на другой челнок, чтобы на обоих челноках было примеряю одинаковое количество нити. Закончив работу, концы нитей связывают Гераковым или хирургическим узлом и каждый из концов вдевают в иглу. Иглу с нитью протаскивают между 3 - 4 узлами в обе стороны и оставшиеся концы растягивают в разные стороны. При этом узел от связанных нитей войдет между узелками работы. Затем концы нитей обрезают, / при заделывании нитей никогда не используют клей /.
Оставшиеся кончики синтетических нитей можно оплавить нагретой распрямленной скрепкой. Скрепку нельзя перегревать, чтобы при оплавлении нить не изменила свой цвет. Когда концы нитей от предыдущего элемента нужно спрятать в середину выполняемого элемента, дойдя до середины последнего, необходимо подвести концы нитей от предыдущего элемента на нужное расстояние. Их необходимо проложить между рабочей и ведущей нитями и заплести в 3 - 4 узла. Чтобы утолщение за счет прокладываемых концов не нарушило симметричности элемента, надо уменьшить раппорт этой части элемента на I - 2 узла.
Наращивание нити.
Если возникла необходимость нарастить нить, узел делает на таком расстоянии, где должен находиться следующий элемент. Связав нити, начинают плести элемент, первый узел элемента подвигают вплотную к узлу или протаскивают узел от связанных нитей за первый узелок элемента. Концы нитей заплетают в элемент, прокладывая их между рабочей и ведущей нитями. Особого внимания требует наращивание нити при плетении сеток. Нельзя делать узел на пико - это ненадежно. Если, обрыв нити произошел в середине работы, необходимо наращивать нить перед выполнением кольца. Связав нити на расстоянии чуть меньше ножки, / так как при затягивании кольца ножка чуть - чуть увеличивается /, сплести кольцо, заплетая концы между рабочей и ведущей нитями. Оставшиеся концы отрезает. При таком наращивании сетка будет прочной.
Исправление ошибок.
Иногда бывает необходимо распустить кольцо, в плетении которого допущена, ошибка. Для этого нужно иглой ослабить последний обратный узел и попытаться, насколько возможно, вытащить ведущую нить у начала кольца. После этого растянуть узлы на ведущей нити на небольшое расстояние. Повторить все действия в том же порядке до тех пор, пока кольцо не растянется настолько, что через петлю, образовавшуюся при ослаблении обратного узла из рабочей и ведущей нитей, можно будет продеть челнок, т. е. распустить петлю.
Распуская узлы, можно дойти до места, где была допущена ошибка. Этот прием целесообразно применять только при работе с толстой нитью. При плетении тонкой нитью проще срезать неправильно выполненный элемент и нарастить нить.
Плетение колье с подвесом.
Для выполнения колец на дугах необходимо:
* сплести двумя челноками нужное количество узлов дуги до кольца;
* смотать рабочую нить с пальцев левой руки;
* взять челнок с нужной нитью (рабочей или ведущей) и сделать из нее петлю на левой руке;
* сплести кольцо одним челноком согласно схеме и затянуть его; снова смотать рабочую нить на левую руку и продолжить плетение дуги по схеме, но при этом необходимо плотно притянуть узлы на дуге друг другу до и после
кольца;
* продолжить плетение дуги по схеме; при этом нужно смотреть, чтобы нити не перекручивались при переходе с колец на дугу, а узлы дуги до и после кольца были плотно притянуты друг к другу. Если сразу надо сплести два кольца из рабочей и ведущей нитей, не имеет значения, какое из них делать первым. Нужно сплести кольцо из нити с одного челнока, затем повернуть работу и сделать второе кольцо из нити с другого челнока.
Раппорт схемы: Схема:
1 - К(8п6п8),
2 - Д(8п8)
3 – Д (К /8п8(8п8)8п8/).
Термины, определения и условные обозначения в технике кружевоплетения.
Кольцо в кольце.
Сложный элемент, в котором внутреннее кольцо оплетается внешним кольцом или дугой. Выполняется как одним, так и двумя челноками,
Кулон.
Шейное украшение с камнями.
Воротник.
Часть одежды, пришиваемая или пристегиваемая к вороту.
Выполнение элемента «Кольцо в кольце».
Этот прием используют для выделения отдельных элементов рисунка. При этом делается дополнительный акцент на плотность кружева: различные элементы узора, выполненные одинарными, двойными или тройными цепочками, придают поверхности графическую выразительность. Кольцо в кольце плетется как, одним, так и двумя челноками. Чтобы наружное кольцо не стягивало внутреннее, оно должно быть на 4 - 6 узлов больше последнего.
Внутреннее кольцо должно включать одно соединительное пико в центре для сцепки с наружным кольцом. На некоторых рисунках наружное кольцо намного больше внутреннего. В этом случае на внутреннем кольце, кроме соединительного пико, можно делать декоративные пико. Кольцо в кольце одним челноком выполняют следующим образом.
1. Сплести внутреннее кольцо с соединительным пико в центре.
2. Работу перевернуть и сплести вокруг внутреннего кольца половину наружного кольца.
3.Для сцепки с внутренним кольцом челнок отвести влево. Через соединительные пико внутренние кольца вытащить петлю из рабочей нити и ввести в нее челнок слева направо. Вновь надеть петлю из рабочей нити на пальцы левой руки. Закрепить сцепку обратным узлом.
Доплести вторую половину наружного кольца. При работе двумя челноками элемент «кольцо в кольце» /рис.1. / выполняют каждым челноком поочередно: внутреннее кольцо – ведущей нитью, наружное - рабочей. Соединение внутреннего кольца с наружным выполняется, как описано выше. Двумя челноками можно сплести кружево с рисунком из трех концентрических колец. Тогда внутреннее и среднее кольца плетут из ведущей и рабочей нитей поочередно, а наружное кольцо представляет собой замкнутую в кольцо дугу.
Элемент «Дуга – кольцо».
Элемент «дуга – кольцо» - это дуга, замкнутая в кольцо. Рассмотрим два образца. Они отличаются друг от друга способом соединения дуги – кольца со вторым кольцом. Если во втором кольце не будет делаться пико после сцепки, то дуга –кольцо будет соединяться с кольцом 2 «в дырку» (рис. 2.).
а. б.
Рис. 2.
Раппорт схемы: 1 - К(7п7), 2 - К(10п10), 3 - Д/К(16п16) Связываем нити разного цвета с двух челноков.
1. Плетем внутреннее кольцо 1 по раппорту (нить белая).
2. Кольцо 2 плетем из темной нити по раппорту, то есть плетем 10 узлов, делаем сцепку с соединительным пико кольца 1, заканчиваем плести еще 10 узлов и стягиваем кольцо 2.
3. Затем начинаем плести дугу - кольцо 3. Плетем 16 узлов, потом делаем сцепку с кольцом 2 (сцепку делаем так же, как и с одним челноком). Но в кольце 2 нет пико, мы его соединяли с пико кольца 1. Если посмотреть на кольцо 2, то в месте присоединения кольца 2 к пико кольца 1 можно крючком найти точку, где пико от кольца 1 находится между узлами кольца 2. Введя в это место («в дырку») крючок, мы снизу-вверх вытягиваем петлю из рабочей нити дуги, в образовавшуюся петлю слева направо вводим челнок с ведущей нитью дуги, расправляем сцепку и закрепляем ее обратным узлом. Затем доплетаем по раппорту дуги еще 16 узлов.
4. Подтягиваем дугу - кольцо так, чтобы она обхватывала кольцо 2.
5. Присоединяем дугу к точке, с которой начиналось плетение дуги - кольца.
Крючком находим «дырку» между первым узлом дуги - кольца и началом дуги. Соединение в этом случае выполняется, по способу соединения дуг вогнутой стороной с изломом /достаем ведущую нить и в эту петлю вводим челнок с той же нитью/. Если же во 2 кольце после сцепки, делается пико, то дугакольцо будет соединяться с кольцом 2 в пико /рис.2б/.
Плетение несколькими челноками.
Технология плетения несколькими челноками позволяет выполнить многоцветный рисунок, не обрывая нитей. Количество челноков зависит от числа нитей разных цветов, формирующих узор. Нити должны быть одинаковой толщины. Данный прием применяется в основном для аппликаций, при этом кольца плетут нитью любого цвета, а дуги выполняют обр. дв. узлами рабочей нитью от челнока с нитью соответствующего рисунку цвета. Ведущую нить составляют натянутые нити от всех остальных челноков.
Приёмы декоративной отделки кружева.
Приемы декоративней отделки кружева весьма разнообразны. Одни из них включаются в процесс плетения кружева, другие позволяют усилить декоративный эффект готового изделия. К первым можно отнести плетение с бисером, плетение цветными нитями, плетение металлизированными нитями, плетение нитями разной толщины. Во вторую группу приемов следует отнести отделку кружева перьями птиц, мелкими бусинами из натурального камня, продергивание декоративных нитей сквозь элементы кружева, заполнение пустот, образующихся в прессе сборки мотивов, игольным кружевом или сеткой.
Плетение металлизированными нитями.
Применение металлизированной нити создает контраст между матовой поверхностью основной нити и блестящей поверхностью металлизированной, что обогащает фактуру кружева. Металлизированную нить можно использовать при плетении последнего ряда кружева, а также размещать, но всей поверхности кружева. Работать в традиционной технике такой нитью очень тяжело. Прием комбинированного кольца значительно облегчает работу с металлизированной нитью, позволяя без затруднений выполнять ею сторону обратных узлов. Технология плетения кольца тремя челноками, как двумя, позволяет легко плести все кольцо из металлизированной нити. В зависимости от желаемого результата цвет металлизированных нитей может, как сочетаться, так и контрастировать с цветом основной нити. Очень эффективны сочетания серого цвета с серебряной нитью, желтого с золотой.
Отделка готового кружева.
Оригинального эффекта можно добиться при отделке кружева перьями птиц. Во время движения пух «оживает», что придает кружеву особое очарование. Для работы подходят перья любых птиц, но обязательно с тонкими остинками и пухом. Перо за нижнюю часть пришивается к кружеву и закрывается сверху небольшим круглым мотивом. Чтобы перо не отставало от плоскости кружева, оно дополнительно прикрепляется к изделию по длине остины. Кружевное изделие можно украсить мелкими бусинами из натурального камня. Для этого в месте прикрепления бусины надо узелком закрепить нить, оставит небольшой кончик. Затем иглу с нитью проводят несколько раз сквозь отверстие бусины, каждый раз закрепляя узелком на входе и выходе. Вместе начала работы нити связывают, оставшиеся концы обрезают.
Заполнение пустот.
Для придания изделию большей выразительности пустоты, образующиеся в кружеве в процессе соединения элементов, можно заполнить игольным кружевом или сетками. Для этого подходят все виды сеток. Продергивая декоративные нити сквозь элементы кружева, можно выделить какие - либо части изделия. Так, например, в круглом мотиве, выполненном из нити ЛЗО, «ирис», продернутый через пико конец по методу штопки, позволит придать краю мотива выпуклость, а декоративная нить, продернутая по верху каймы воротника, сделает его более нарядным.
Уход за кружевом.
При стирке изделий применяют то моющее средство, которое подходит для данного типа нитей. При стирке кружево нельзя тереть и выкручивать, но при необходимости можно прокипятить. После стирки кружево следует хорошо прополоскать. Если нужно, изделие можно подкрахмалить. Для этого, лучше всего подходит средство «Элегант» в аэрозольной упаковке. Изделие нужно расправить, закрепить на гладильной доске булавками из нержавеющего металла /вкладывая их в пико/ и, равномерно обработав «Элегантом», оставить в таком положении до высыхания. Затем выгладить, предварительно вынув булавки. Можно воспользоваться подкрахмаливающим средством «Луга» или приготовить подкрахмаливающий раствор самостоятельно. Для этого 2 чайные ложки крахмала надо развести в небольшом количестве воды, затем в кипящую веду / 1 стакан / влить половину растворенного крахмала. Вскипятить, помешивая, и остудить. В остывший крахмал влить вторую половину растворенного крахмала и добавить холодную воду до тех пор, пока раствор не станет похожим по цвету и густоте на молоко. В приготовленный состав опустить кружево. Вынув, изделие и осторожно отжав, необходимо прокатать его в ладонях и слегка пошлепать, чтобы кружево равномерно пропиталось крахмалом. После этого завернуть кружево в чистую светлую ткань, стирать, не перекручивая. Чтобы придать изделию легкий кремовый оттенок, в крахмал можно добавить немного кофе или заварки чая. Утюжить кружевные изделия следует на гладильной доске, покрытой легкой светлой тканью. Изделие закрывают тонкой влажной тканью и утюжат горячим утюгом, прижимая его на каждом участке кружева до полного высыхания. Изделие снимают с доски только после охлаждения. При утюжке кружева из синтетических нитей необходимо учитывать, что нить «запоминает» форму, которую ей придается при ВТО, поэтому необходимо быть внимательным, чтобы не испортить работу на последнем этапе. Однажды выглаженное изделие из синтетической нити при последующих стирках можно не утюжить.
Плетение воротника из мотивов.
Длинный воротник плетется из отдельных мотивов, которые соединяются друг с другом по ходу плетения (рис. 3.). Каждый мотив выплетается двумя челноками без отрыва нити, так как все ряды имеют одну общую точку. Если используется толстая нить (например, 0 или 00), то для воротника достаточно сплести 7-8 мотивов. А при работе с тонкой нитью таких мотивов надо будет плести больше.
Раппорт схемы:
1 – К /5п5п5п5п5п5п5/,
2,4,6,10,12,14,15,31 – Д /3п3п3п3/,
3,5,7 все маленькие кольца – К /5п5/,
8 – Д /3п3п3п3п3п3/,
17,19,27,29 – Д /3п3п3п3п3п3п3/,
21,23,25 – Д /3п3п3п3п3п3/.
Схема:
Рис.3.
Плетение воротника «Зубок».
Данный воротник (рис. 4) плетется как однорядное кружево. В предлагаемой схеме соединение колец дано «крестиком», а можно использовать и соединение в одно пико. Если воротник плетется из толстых ниток, то достаточно 5-6 зубцов. Если же используется тонкая нить, то необходимо сплести 7-9 зубцов. Обозначение дуг на схеме показывает порядок плетения.
Раппорт схемы:
Все кольца - К(6п6),
1,5 - Д(2п2п2п2п2п2п6),
2,3 - Д(6),
4 - Д(6п2п2п2п2п2п2),
6 - Д(6п6п6),
7 - Д(2п2п2п2п2п2п2п2п2),
8-Д(6п2п2п2п6),
Схема:
Рис.4
Список литературы.
Программы специальных / коррекционных / общеобразовательных учреждений 8 вида. 5 - 9 классы. Сборник 2. Допущено Министерством образования Российской Федерацией Москва гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС" 2005 г.
Прохоров А.О., Велиева С.В. Психическое состояние детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии 2008, № 5 С.56-67.
Прохоров А.О. Экзистенциальный контекст детерминации психических состояний субъекта. /Сборник второй Всероссийской научно-практической конференции по экзистенциальной психологии. Под ред. Д. А, Леонтьева. М.: Смысл, 2010.
Синева Е.Б. Зимина С.М. Особенности психолого-педагогической работы с детьми в приютах и центрах реабилитации для несовершеннолетних: Учебно-методическое пособие для практических психологов и социальных педагогов / Под ред. Т.И.Чирковой. Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2005, 96с.
Харитонова Т.Г., Синева Е.Б. Оптимистическая позиция психолога в работе с детьми // Деятельность педагога-психолога в системе образования. Н.Новгород: НГЦ, 2011, С.112-115.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. С.-Пб.; Издательство «Питер-Пресс», 2009.
Чиркова Т.И. О профессиональном сознании - психологов и осмысленииими своих позиций по отношению к педагогической практике // Деятельность педагога-психолога в системе образования: научно- методическое и нормативно-правовое обеспечение. Вып. 11. Н.Новгород: НГЦ, 2011.
Чиркова Т.И. Повышение квалификации как условие профессионального и личностного развития педагога-психолога // Деятельность педагога-психолога в системе образования: научно-методическое и нормативно- правовое обеспечение. - Н.Новгород, НГЦ, выпуск 3, 2011,с, 126-130.
Чиркова Т.Н. Психолог в материнской школе (вопросы теории и практики). Практикоориентированная монография. Н.Новгород, НИРО, 2008.
Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии 2010. № 1. С. 3-18.
Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии 2009. № 5. С. 18-32.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142915
15