Научная статья по теме: Способы активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по литературе
Способы активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по литературе
Преподавание литературы в учреждении среднего специального образования имеет свою специфику по сравнению со школьным. Студенты, поступившие в определенное учебное заведение и выбравшие конкретную профессию (не связанную с филологией), уверены в том, что такой предмет, как литература, им уже не нужен и нацелены на изучение своей будущей профессии. В данной ситуации достаточно непросто убедить учащихся в необходимости изучения своего предмета.
Задача педагога - вызвать интерес как к урокам, так и к произведениям, опираясь на потребности студентов, находя интересные для учащихся формы работы.
В данной работе представлены приемы обучения, применяемые на практике, которые могут способствовать активному взаимодействию студента с преподавателем, одногруппниками и даже авторами, а также конкретные задания для текущего и итогового контроля знаний по предмету.
Активные методы групповой работы студентов
Одной из наиболее популярных и практически значимых в методике преподавания литературы является групповая форма работы студентов.
Задачи:
- Развитие познавательной активности на занятиях по литературе
- Создание творческой атмосферы
- Обогащение студентов новыми знаниями, умениями и навыками, которые могут быть получены в том числе в процессе сотрудничества с одногруппниками.
Успешные результаты будут получены в том случае, если наибольшее количество учащихся примет активное участие в работе. Студенты закрепят имеющиеся знания (возможно, кто-то получит новые), разовьют и приобретут речевые навыки, научатся решать проблемы в группе, сформируется мотивация к учению, учащиеся получат возможность творчески реализовать себя.
1 прием - "Пантомима". Данный прием чаще используется на уроке закрепления какого-либо раздела в форме игры. Команды вытягивают бумажку, на которой написаны имена героев изученных произведений, либо сцену из произведения, либо название произведений, после чего без слов изображают их так, чтобы команды-соперники угадали. Оценивается творческий подход, креатив и артистические способности. Студенты всегда с интересом участвуют в игре, возникает азарт, желание опередить друг друга в отгадывании. В то же время студенты учатся работать в команде, договариваться, имеют возможность раскрыть свои актерские способности, а кто-то, возможно, побороть свой страх публичного выступления. Студенты, которые на прочли изображаемое произведение, не понимают о чем "идет речь" и, судя по реакции, завидуют тем, кто угадывает и "играет" (то есть показывает пантомиму).
Примеры заданий:
Изобразите Квашню (по пьесе М.Горького «На дне»)
Изобразите Базарова (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Изобразите бал у Сатаны (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Изобразите вечер по случаю помолвки Ларисы и Карандышева (по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница»)
Изобразите повесть «Крейцерова соната» Л.Н.Толстого
Изобразите роман «Анна Каренина» Л.Н.Толстого
и т.д.
Данный прием пользуется популярностью среди большинства студентов, вероятно, потому, что позволяет проявить свои творческие способности. "Поучать, развлекая" - так сказал Оскар Уайльд о функции искусства. Думается, это мудрое изречение применимо и к преподаванию литературы.
2 прием - "Нарисуй стихотворение". Учащимся предлагается проиллюстрировать изученное стихотворение, в котором описываются чувства и переживания героя. В процессе работы учащиеся стремятся вместе решать учебную задачу, находить компромиссы, вносить свой посильный вклад в общую работу. Данный вид работы также позволяет студентам проявить свои творческие способности, в то же время - глубже понять и прочувствовать смысл прочитанного произведения.
3 прием - "Нарисуй произведение". Известный прием, который также пользуется популярностью среди студентов. Учащиеся вместе обсуждают идеи, распределяют роли (художник, идейный вдохновитель, помощники). В процессе работы студенты активно общаются, совместно принимают решения. Художественные способности в данной работе не важны. Более того, их отсутствие способствует появлению у учащихся креативных идей, позволяет им проявить свое чувство юмора. "Разгадывание" рисунков вызывает у зрителей множество положительных эмоций и в то же время позволяет им применить свои знания на практике.
4 прием - "Придумай вопрос/задание" используется при закреплении какого-либо раздела. Применяется на уроках, проводимых в форме игры. Данный прием способствует активизации учебной деятельности студентов, помогает вспомнить изученные темы, проявить творческие способности. Оценивается оригинальность задания. Наиболее интересные вопросы и задания, придуманные студентами, используются для занятий в других группах. Таким образом, учащиеся становятся сопреподавателями, сотворцами учебного процесса.
Активные методы индивидуальной работы студентов
Индивидуальная работа является основным способом оценки знаний студентов, их интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей. Некоторые студенты по разным причинам не могут в полной мере проявится себя при групповой работе.
Задачи:
- Закрепление изученного материала в оригинальной форме
- Создание условий для творческой реализации отдельной личности
- Проведение рефлексии в процессе выполнения учебного задания (выявление личностных особенностей восприятия проблемы/героя учащимся).
1 прием - "Напиши ответ автору". Применяется в заключение изучения темы по творчеству определенного поэта. Студентам предлагается написать ответное стихотворение автору изучаемого произведения. Таким способом можно проследить их реакцию на содержание произведения, уровень усвоения основной мысли, выводы, к которым пришли учащиеся. Жестких требований к форме стихотворения нет, разрешается написать белый стих. Важно - содержание написанного. Студентам нравится данная форма работы, они создают лирические, юмористические стихотворения. Авторы имеют большой успех у слушателей, что значительно повышает самооценку и дает дополнительную мотивацию к учебе.
2 прием - "Измени ход произведения". Данный прием основан на уже известном - "Закончи произведение". Отличие заключается в том, что учащиеся имеют возможность изменить поведение и судьбу героев с любого момента произведения, что помогает студенту ощутить себя творцом и соавтором, а также он имеет возможность выразить свои желания и мечты. Учащиеся с интересом слушают друг друга, а также с удовольствием делятся своими мыслями.
3 прием - "Творческий вопрос/задание". Применяется в заключение изучения произведения.
Примеры заданий
1) Напишите письмо родителям "из будущего" от имени своей молодой семьи (чтобы избежать проблем, которые мы наблюдаем в драме А.Н.Островского "Гроза")
2) Продолжите предложение: "Иногда мой друг ведет себя, как Базаров/Кирсанов, но я хочу ему помочь измениться... (если уже помог, то как?) (По роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
3) Кому в России живется хорошо и почему? ( по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")
4) Какой герой вызывает у меня восхищение и почему (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
5) Представьте, что вы стоите рядом с Анной Карениной, вам нужно отговорить ее от самоубийства. Что вы ей скажете? (по роману Л.Н.Толстого "Анна Каренина")
6) Какое значение для меня имеет родительский дом (по комедии А.П.Чехова "Вишневый сад")
7) У вас есть возможность спасти жизни троих героев. Кого вы выберете и почему? (по трагедии В.Шекспира "Гамлет")
8) Напишите совет Желткову, как ему следовало поступить? Если вы осуждаете его самоубийство. (по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
9) Какой герой вызывает больше всего вызывает у вас сочувствие и почему? ( по пьесе М.Горького "На дне")
10) С какой из женщин должен был остаться Григорий Мелехов и почему? (по роману М.Шолохова "Тихий Дон")
11) Напишите послание солдату перед боем, из которого он, возможно, не вернется (в финале изучения прозы и поэзии периода Великой Отечественной войны)
12) Объясните фразу:
- любовь как варежки
- любовь как мерседес- любовь как марганцовка
- любовь как борщ
- любовь как "Черный квадрат" Малевича
- любовь как синтаксис
- любовь пиявка
- любовь кофе
- любовь как конфета
список можно продолжать бесконечно.
Данное задание было придумано после прочтения учащимся стихотворения И.Анненского "Две любви". Задание развивает у учащихся способность креативно мыслить, искать пути решения поставленной задачи, размышлять на заданную тему.
Данные приемы активно и довольно успешно используются в моей педагогической практике и дают положительные результаты. По моему мнению, самое главное для учителя - видеть в глазах и действиях учащегося живой отклик на важные темы, способствующие развитию и раскрытию их лучших душевных качеств.
Методы активизации познавательной деятельности способствуют формированию мировоззрения, развивают творческие способности учащихся, их познавательные возможности, активность, умение работать в команде, слышать товарищей, искать компромиссы и пути решения сложных учебных и творческих задач.