Система образов и художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Цыганы».
Тасеменова Гульмира Сырымовна,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 21 г.Уральска
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Дата
12.01.2016 г.
Предмет
Литература
Класс
8
Учитель
Тасеменова Г.С.
Тема урока
Система образов и художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Цыганы».
Ссылка
Учебник «Русская литература», 8 класс. Иллюстрации К.А. Клементьевой к поэме “Цыганы”, музыка из кинофильма “Табор уходит в небо” (“Дорога домой”), ария Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”.
Общая цель
Проанализировать, как диалоговое обучение влияет на уровень усвоения материала разными группами учащихся.
Результаты
обучения
Учащиеся узнают об идейно-художественном содержании поэмы
«Цыганы», дополнят знания о романтическом герое.
Ключевые
идеи
При условии активного участия в обсуждениях, диалогах дети учатся работать в группе, слушать и слышать друг друга, развивают свои коммуникативные навыки, творческую активность, критическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение.
Вводнаячасть
Созданы 4 группы, рассаживаются за столы. Запись темы урока. Время 2 мин.
Экспресс-проверка выполнения домашнего задания.
Какие из изученных произведений вам понравились? (заполнение 1 части таблицы). Время 3 мин. (Романтизм- идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века первой половины XIX века. Характеризуется изображением сильных (зачастую бунтарских) характеров, одухотворённой и целительной природы, утверждением свободной духовно-творческой жизни личности. В течение урока ученики заполняют 2 часть таблицы.
Объяснение нового материала
Как же была создана поэма «Цыганы»? Историю создания поэмы рассказывает ученик. Время 10 мин.
Сейчас я предлагаю вам прослушать музыку из кинофильма “Табор уходит в небо” (“Дорога домой”).
-Какие картины возникли в вашем воображении?-В чем привлекательность такой жизни?
-Кто из героев поэмы олицетворяет вольную жизнь? (Земфира)-Расскажите о ней подробнее.
-И все-таки романтиком автор считает другого героя. Кого же? (Алеко) -Давайте вспомним, а что значит романтический герой?
-Алеко похож на такого героя?
-Как Алеко попал в цыганский табор?Инсценировка.-А как же отец реагирует на появление незнакомца? - Но счастлив ли Алеко, доволен ли жизнью?- Как вы думаете, Алеко жалеет, что покинул цивилизованное светское общество? -Так почему же страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается? -Что это за история? Зачем её рассказывает старик?-Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика. Прочитайте строчки (стр. 185).-Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным?
-Можете ли вы теперь объяснить эпиграф
-А какова авторская позиция по отношению к своим героям?- Какие строчки поэмы вам особенно хочется зачитать и почему?
Чтение отрывка "Оставь нас, гордый человек" (стр.189).
Просмотр иллюстраций к поэме.
Давайте прослушаем арию Алеко из оперы Рахманинова. При прослушивании обратите внимание на музыкальную интонацию, тип певческого голоса. Какое впечатление от прослушивания?
Беседа: учитель-класс. Вопросы сформулированы учителем.
Задания
Задание 1. Погружение. Время 10 мин.
Давайте попытаемся обобщить наши впечатления о героях, создав кластер:
Группа 1 выполняет кластер, посвящённый Алеко.
Группа 2 выполняет кластер, посвящённый Земфире.
Группа 3 Синквейн старый цыган.
Условие: пользоваться цитатами из поэмы.
Вопросы высокого и низкого уровня сформулированы учителем. Взаимопроверка в группе.
Презентация (один ученик каждой группы защищает коллективную работу). Время 10 мин.
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А сейчас снова приготовьтесь к работе в группах.
Задание 2. Время 5 мин.
Каждая группа получит своё задание и время подготовки. 1 группа.
Какими чертами романтического героя наделён Алеко? Почему обретённая свобода не принесла Алеко счастья?
2 группа.
Какова роль и место в поэме внесюжетных частей? В чём проявилась мудрость старика?
3 группа.
Как проявляется авторская позиция в поэме? Почему человек не имеет право распоряжаться жизнью другого человека
Учитель формулирует вопросы. Работа в 4-х группах по 6 человек.
Презентация групп.
Критериальное взаимооценивание.
Оценивание
Суммативное. Время 2 мин.
Спикеры оценивают свою команду.
Рефлексия
Подведение итогов. Время 2 мин.
- понравилась ли вам поэма?
- что в ней вас взволновало, поразило, заставило задуматься?
- какие чувства вызвала у вас история Земфиры и Алеко?
Домашнее задание
Время 1 мин. Устно ответы на вопросы, стр. 191.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15