Реферат на тему: «Теоретические аспекты коррекционно-воспитательной работы на уроках математики»
Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 91
РЕФЕРАТ
на тему: «Теоретические аспекты
коррекционно-воспитательной работы
на уроках математики»
Разработала:
учитель математики
Смоляга Л.И.
Донецк 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Актуальность темы .. 3
Описание опыта 5
Результативность .. 14
Выводы .. 15
Использованная литература 16
I. Актуальность темы
Необходимость выбора темы
Теоретические
Проблема организации, максимально учитывающая различия в развитии и способностях учащегося - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы.
Многое делается для реализации этой проблемы:
Организовано индивидуальное обучение;
Открыта целая сеть специализированных школ, классов для детей с нарушениями здоровья, психического развития;
В былые времена даже в нашей школе и районе функционироваликлассы выравнивания, КПИВ (классы повышенногоиндивидуального внимания).
Одной из возможных форм помощи таким детям вобщеобразовательных школах является организация особых классов коррекции, классов компенсационного обучения, что невозможно из-за отсутствия необходимого финансирования, хотя в России в отдельных регионах такие классы существуют.
Кто же относится к такой категории учащихся - это дети группыриска, развитие которых осложнено факторами биологического исоциального характера.
Это дети, которые имеют определенные проблемы в поведении из-за: конфликтов с родителями; конфликтов с одноклассниками; конфликтов с учителями; низкого материального состояния семьи; насилия в семье; сиротства; противоправного поведения родителей; употребление алкоголя, наркотиков;
Нарушения прав детей и другие причины;
Они не принадлежат к категории больных, но имеют худшие, чем их сверстники адаптационные возможности.
Для них характерен низкий уровень выполнения учебных заданий;отсутствие познавательных интересов; повышенная отвлекаемость, импульсивность, даже гиперактивность; у других инертность, инфантильность, повышенная утомляемость.
Хотя они не имеют выраженных отклонений в развитии, но нарушения работоспособности связаны с расстройствами поведения, они учатся с трудом, новые навыки и умения формируются у них медленно.
При обучении математике дети не овладели приемами устного счета, плохо запоминают таблицу умножения, не удерживают в памяти условия заданий.
Математика - один из предметов, который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся.
Коррекционная работа не возможна без устранения причин, которые вызвали отставание в учебе каждого ученика. Поэтому мы используем сравнение, соотношение оценок учащегося и учителя, выводов психолога по данным прогнозам в успеваемости, обучении, наличии творческих способностей.
Коррекция (от лат. Соггасiо - исправление) - система педагогических мер, направленных на исправление и ослабление недостатков психофизического развития детей.
Устранение дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначили понятие «коррекционно - воспитателъная работа».
Существуют также понятия «Компенсация», «Социальная реабилитация», «Социальная адаптация», направленных на уравновешивание недоразвитых
функций организма, включение в социальную среду, приспособление к участию в общественно-полезной жизни. Эти проблемы решает не образовательная школа,
Коррекционно-воспитательная работа - это система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности, ей подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных знаний, умений и навыков. Проводятся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
П. Описание опыта
Для изучения причин неуспеваемости и планировании коррекнионной
работы с учащимися предлагаю использовать аналитическую схему, которую заполняют учителя, медсестра, психолог, классный руководитель в процессе бесед с учащимися, на каждого ученика
Схема анализа причин неуспеваемости учащихся.
1. Ученик класса школы
2. Состояние здоровья:
слабое
удовлетворительное
хорошее
3. Взаимоотношения в семье
Успеваемость в начальной школе, последующих классах
Предмет, по которому возникла неуспеваемость, причина, знание критериев оценивания.
Понимание изучаемого материала:
умение концентрировать внимание;
оперативное запоминание;
умение повторить изложенное;
умение самостоятельно выполнять задания на уроках.
Уровень развития учебных умений:
чтение;
письмо;
счет; речь;
понимание прочитанного;
умение преобразовывать учебную информацию (выделять
главное, систематизировать информацию);
владение приемами развития памяти;
уровень ответов без конспектов;
владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, планирование деятельности, определение причин, взаимосвязей, следствии);
владение методами выполнения практических заданий.
8. Посещение дополнительных занятий:
виды учебных заданий на них;
самостоятельные дополнительные занятия.
9. Выполнение домашних заданий:
виды учебных заданий, которые вызывают затруднение;
виды помощи при выполнении трудных заданий.
Дополнительные занятия в каникулярное время, виды занятий.
Выводы специалистов, медсестры, психолога, классногоруководителя, учителей-предметников.
Кроме предложенной схемы - анализа причин неуспеваемости у учителя есть другие источники:
результаты самостоятельных и контрольных работ;
результаты экспресс - опросов;
проверка домашних заданий, тетрадей учащихся;
наблюдение за работой учащихся в классе, поэтому нетрудно легкоопределить разделы программы, недостаточно усвоенные учащимися, виды учебных заданий, вызывающих наибольшие затруднения при выполнении.
После определения проблем учитель составляет алгоритм коррекционной работы с учащимися, в который вносятся вопросы тем, задания для их повторения, для более глубокого усвоения, закрепления.
Для примера привожу алгоритм работы с учебником
Алгоритм работы с учебником
Рекомендуется учебный материал для самостоятельного изучения,ознакомления, определяются цели работы.
Текст учебника делится на законченные части - дозы, порции.
Отбирается материал из ранее изученного, на который будут опиратьсяученики (ученик), но содержание материала в этом тексте не рассматривается.
Формулируются вопросы, помогающие вспомнить необходимыйматериал, указывается источник, где можно прочесть нужное в случаезатруднений.
Формулируются вопросы, проверяющие качество усвоения изученнойчасти учебного материала.
Указывается, в какой форме нужно законспектировать изучаемый материал.
Подбираются практические задания, которые нужно рассмотреть, какони решаются, и решить по образцу аналогичные.
Подбираются вопросы с постепенно нарастающей степенью сложности для рефлексии.
Коррекционную работу с детьми группы риска рекомендовано вести по следующим направлениям:
осуществлять индивидуальный подход;
предотвращать наступление утомления;
использовать методы, активизирующие познавательнуюдеятельность учащихся, проявлять особый педагогический такт;
обеспечивать учащихся знаниями об окружающем мире;
развивать веру в собственные силы, возможности;
использовать развивающие игры;
подмечать и поощрять успехи детей;
уроки математики должны быть занимательными, интересными;
чтобы снять утомление, проводить физкультминутки.
Известная педагогическая истина гласит: «Неуспеваемость легче предупредить, чем преодолеть». С этой целью в каждой общеобразовательной школе необходимо создать систему предупреждения неуспеваемости:
Каждый учитель обязан проводить анализ успеваемости по своему
предмету, по темам, семестрам;
Проводить консультации для устранение затруднений в учебе;
По необходимости, если такое явление в классе массовое, проводитьпедагогические консилиумы по математике для составления планаконкретных мер предупреждения неуспеваемости по определенномуклассу.
Каковы же рекомендуемые методы коррекционного обучения?
1) Во все времена одним из наиболее эффективных методов преодоления неуспеваемости считалось проведение дополнительных занятий, которые были обязательными в каждой школе, для каждого учителя.
2) Взамен их в наше время администрацией образовательных школ организовано индивидуальное обучение для больных детей.
3) По каждой теме, слабо усвоенной учащимся, необходима коррекция и выполнение типовых заданий.
Рекомендованы приемы деятельности учителя для достижения положительного результата:
объяснение условия задания;
поиск необходимых правил для его выполнения;
составление алгоритма;
комбинирование правил;
оформление правил в тетрадях;
выполнение задания совместно с учениками;
пооперационный контроль выполнения задания;
самопроверка.
Выполнение самостоятельных и контрольных работ для детей группы риска должны быть обеспечены планом деятельности, алгоритмом выполнения задания, нужно их знакомить с образцами выполнения новых заданий. Самостоятельные и контрольные работы проводить вариативные, разноуровневые. Учащиеся сами выбирают задания для выполнения.
Перед такими видами работы проводить уроки-консультации, накоторых учащиеся еще раз прорабатывают слабо усвоенные разделы программы. После самостоятельных и контрольных работ обязательно проводить работу над ошибками.
Давать возможность отвечать изученный материал, используяконспекты, таблицы, схемы, составленные учащимися в тетрадке.
Особая роль в коррекционной работе, деятельности на всех уровняхотведена триаде не только «учитель-ученик», а и «ученик-ученик», «учитель-родитель». Практиковать проведение занятий, работу группами, где собраны учащиеся различных возможностей, которые друг друга учат. Такой вид работы эффективен.
8) Внедрять в практику коррекционной работы принцип моделирования, в процессе которого учащиеся составляют, используют различные модели для лучшего усвоения учебной
информации (конспекты, таблицы, схемы, аннотации).
9) Выполнять на уроках учащимися задания, практическую работу под
контролем учителя либо совместно с учителем с демонстрацией наглядности или без наглядных средств.
Учащиеся не могут одновременно усвоить большой объем материала. Предлагается делить его на логически завершенные части. Материал, который сообщается только в словесной форме, плохо воспринимается, не запоминается, необходимо сочетаниенаглядных и практических методов.
Способствует активности учащихся смена деятельности:
слушание учебного материала;
ответы на проблемные вопросы;
составление заданий, задач, математических выражений;
нахождение значений выражения будут способствовать
лучшему усвоению, чем школьная лекция.
12) В процессе обучения эффективный результат дает эвристическаябеседа: постановка вопросов, наводящие вопросы, коррекция ошибочных результатов, оценка деятельности учащихся.
Если учитель подбирает только вопросы, тогда активность учащихся снизится. Необходимо продумать приемы, активизирующие деятельность учащихся.
Приемы:
Использование демонстрационных карточек;
Работа с перфокартами;
Решение заданий, где вместо цифр использованы звездочки;
Использование индивидуальных карточек с числами для демонстрации ответов;
Выбор правильных ответов из нескольких предложенных - тестовая работа;
Использование сигнальных карточек: верный ответ - зеленая карточка; неверный - красная.
13) Дети группы риска плохо подготовлены к учебной деятельности, нет у них интереса к учению, снижено внимание, они быстроустают. Для коррекционной работы с ними необходимо включение в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению:
использование познавательных игр, игровых упражнений;
создание занимательных ситуаций;
отгадывание загадок, ребусов;
использовать на уроках стих, рифмованные тексты;
упражнения, графики, где пропущена учителем ошибка, а учащимся необходимо ее увидеть «Лови ошибку»;
* эффективным является проведение вербальных заданий. Например, игра «Ассоциации» - назвать математические термины по изучаемой теме.
14) Учащиеся обязаны овладеть умениями работы с учебнойинформацией:
учебником, справочной литературой;
пособиями - это необходимо, т.к. некоторые из них слабо читают, не умеют найти в учебнике необходимую информацию, выбрать главное в тексте.
Большинство учителей математики эпизодически организовывают работу учащихся с учебником на уроке, в основном для закрепления, при решении упражнений (из-за недостатка времени).
В каждом классе есть учащиеся, которые слабо владеют навыками работы с учебником.
А низкий уровень развития умений работы с учебником не позволяет учащимся достаточно полно усвоить объем информации, приводит к перегрузке при выполнении домашних заданий, порождает нежелание работать с любой литературой, словарем, не происходит стремления к самообразованию.
Моя задача учить составлять конспект, реферат, схему, таблицу, план ответа по заданной теме.
При коррекции недостатков развития важно учитывать возрастные этапы:
игровая деятельность - дошкольный период и начальная школа;
учебно-познавательная - школьный возраст;
познавательно-трудовая - подростковый возраст.
Наша школа работает по экспериментальному научному проекту Всеукраинского уровня, тема которого «Личностно-развивающее содержание УВП ОУ и заведений», под руководством научного руководителя Киричука Валерия Александровича. Он рекомендует педагогическому коллективу проводить учебно-развивающее и учебно-коррекционные мини-модули. Это не уроки, не воспитательные мероприятия, это занятия с элементами психологического тренинга, который учителя наполняют содержанием темы. Вы посмотрите структуру этих модулей на конкретных уроках сегодня и убедитесь, что коррекция развития ребенка там действительно проходит.
Рассмотрим два примера организации коррекционной работы в общеобразовательной школе. С учеником 8 класса Ивановым. Диагноз. Легкая умственная отсталость. Этот диагноз поставила МПК при облУОИН. Родители оставили ребенка в школе. У этого ребенка низкий уровень психических познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, что не позволяет осваивать школьную программу на уровне стандарта образования. Он плохо включается в учебное занятие, не проявляет интереса к теме урока, к предмету, испытывает трудности в процессе чтения, письма, счета.
Физическое же развитие протекает нормально. При изучении темы «Теорема Пифагора» Иванов не в состоянии освоить доказательство теоремы, предлагаемыми методами - методом подобия, либо с помощью формул площади прямоугольного треугольника и трапеции, даже индийского доказательства с указанием «Смотри».
Поэтому для Иванова и детей группы риска я предлагаю графическое ее доказательство, самое простое, о площади квадратов, построенных на гипотенузе и катетах прямоугольного треугольника, поэтому для него и детей группы риска я использую графическое ее доказательство.
Еще один пример коррекционной работы с учащимися 10 класса Петровым, стоящим на внутришкольном учете. Ребенок не болен, физическое, психическое развитие протекает нормально.
Отмечены психолого-педагогические нарушения, духовное и социальное здоровье ниже среднего, наблюдается внешняя и внутренняя конфликтность, слабо развит социальный интеллект. Для усвоения учебного материала ему нужна педагогическая поддержка. Для этого ребенка я провожу:
работу в группах;
упражнение «Наставник»;
упражнения «Перевоплощение»; «Учитель-ученик», «Быстрый счет».
Эффективна методика опережающего обучения «Учитель - ученик», когда посильный для него материал рассмотрен с ним заранее, до изучения темы (на начальном этапе).
Действительные числа.
Основные понятия. Аксиомы стереометрии.
Итак, учитель организации коррекционной работы с учащимися составляет собственный индивидуальный коррекционно-воспитательный план на основе:
> мониторинговых исследований и анализа ученических работ изучает затруднения учащихся;
формирует группы учащихся в соответствии с видами затруднений;
работает с этими учащимися индивидуально, в малых группах,включая самоконтроль, взаимоконтроль;
создает на уроках условия для коррекционной работы с учащимися,которые имеют затруднения по определенным темам программы,используя тестовые работы, работу с карточками, перфокартами;
анализирует собственную учебную деятельность с учетомрезультатов мониторинговых исследований;
прогнозирует дальнейшее взаимодействие с определением
проблемы с каждым классным коллективом и с каждым учащимся, требующим коррекции, продумывая формы обратной связи, стимулирует процесс рефлексии учащихся;
> совершенствовать систему индивидуальной учебной помощиучащимся, используя мониторинг качества образования по предмету.
III. Результативность коррекционно-воспитательной работы
Мониторинговые исследования качества образования, проводимые облИУУ и коррекционная работа, дают возможность изучить:
Проводить диагностирование учебных достижений учащихся, выявить необходимость в коррекции, расширении, углублении математических знаний учащихся.
Уровень развития учебных умений, темы программы слабо усвоеныотдельными учащимися, виды учебных знаний, которые вызывают наибольшие затруднения при выполнении заданий.
Своевременно повлиять на уровень затруднений, целенаправленноосуществить коррекционно-воспитательную работу. В результате проводимой коррекционной работы произошли позитивные изменения в учебных достижениях учащихся:
появился интерес к учебной деятельности;
формируется учебно-познавательная компетентность школьников;
IV. Выводы
Учебная деятельность учащихся, отличающихся от своих сверстников психолого-педагогическими особенностями, организуется в форме дифференцированного подхода к учащимся, направленная на коррекционно-познавательных процессов.
В обучении детей с интеллектуальными нарушениями не возможно ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем мире удастся сформировать в полном объеме. Однако нужно отметить значение общеобразовательного обучения в коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта. Обучение ведется по действующим в школе программам, с опорой на действующие учебники.
Использованная литература
Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. «Каро», 2007.
Литвин Л.Е. «Диагностико-коррекционная работа в школе как условие творческого управления обучения, воспитания и развития школьников»
Помагайло В.И. Как помочь детям хорошо учиться. Киев, 1966.
Синякина Н. Группы особого психологического внимания: своевременная диагностика и коррекция.
Староверова М. Неуспешность в обучении: природные факторы и пути коррекции
15