Методическая разработка внеклассного мероприятия Птица гола — фазан
Птица года – фазан
(методическая разработка внеклассного мероприятия)
Цель:
Образовательная: Познакомить школьников с многообразием пернатых, в частности с птицами класса «фазаны». Расширить знания школьников о пользе птиц, которую фазаны приносят человеку.
Развивающая: Прививать любовь и бережное отношение к окружающей среде (природе), развивать внимание, память, логическое мышление, речь школьников.
Воспитательная: Воспитывать аккуратность, упорство.
Ход мероприятия
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята. Мы рады вас видеть сегодня. Ежегодно с 2025 гола 7 апреля празднуется «День птиц». Разве можно представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц?! А сколько пользы приносят птицы человеку! Их веселое пение оживляет природу.
Ведущий 2. Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. Но, прежде, чем мы перейдем, к теме мероприятия, я хочу, чтобы вы немного послушали о красной книге.
Ученик 1. (сообщение сопровождается фото) Много разных птиц и зверей истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили и клочка леса. Немало исчезло и растений. Наконец люди поняли, если не помочь природе, животные и растения будут продолжать гибнуть дальше. Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную книгу.
Красный цвет книги – символизирует - стоп, остановись. Дальше так нельзя.
В Красную книгу уже записано – 295 видов животных, 312 видов птиц. Но записать, это не значит сохранить. Сохранять и заботиться должен человек.
Красная книга состоит из цветных страниц:
· Черные страницы – те звери которых мы больше не увидим.
· На красных - редкие, исчезающие виды.
· На желтых – животные, количество которых быстро снижается.
· На белых – те животные, численность которых всегда была невелика.
· На серых – те животные, которые до сих пор мало изучены.
· На зеленых – те животные, которых удалось сохранить.
Главная наша забота, чтобы не одно живое существо больше не попало на черные страницы. Идея красной книги – спасти всех животных и растительный мир планеты.
Ведущий 1. Свой первый шаг во имя спасения птиц мы делаем ежегодно, мастерив кормушки для птиц. Теперь им будет легче перезимовать. Они с удовольствием будут обедать в столовых которые вы подготовили, главное не забывайте их кормить.
Ведущий 2. Сегодня мы с вами поговорим о необычайно красивой птице. А вот, чтобы узнать о какой, предлагаю отгадать несколько загадок:
Загадка 1.
Разноцветный петушок,
Серой курочки дружок,
Там, где травка, где бурьян
Ищет зернышки (фазан).
Загадка 2.
Красноватый огонек
Чуть поляну не поджог,
Он краса лесных полян,
Родич курицы .. (фазан).
Учитель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о чудесной птице – фазане.
Ученик 2. (сопровождается показом презентации)
Обыкновенный (или кавказский) фазан – птица из подсемейства Phasianinae, отряда курообразных.
Относится к числу одомашненых птиц и является распространенным объектом охотничьего промысла. Название птицы происходит от города Фазис, который был основан жителями Милета для торговых целей, как укрепленное складское место. На месте древнего Фазиса находится современный город Поти.
Обыкновенный фазан распространен от Турции до Приморского края и Корейского полуострова, включая Предкавказье и дельту Волги, Среднюю и Центральную Азии (Афганистан, Монголия) и большую часть Китая, и на юго-востоке до северного Вьетнама.
Северокавказский фазан занесен в «Перечень объектов животного мира, нуждающихся в особом внимании и их состоянию в природной среде».
Учитель. Как же фазан попал в Европу? Существует легенда, что первооткрывателем был Ясон, который путешествовал в поиске золотого руна. Возвращаясь назад, его внимание привернуло шикарное оперение птицы. Он не смог устоять перед такой красотой и решил взять с собой чудо-фазана. Со временем птицы стали довольно-таки быстро распространяться в угодьях, что принесло им славу и привернуло симпатию людей. Действительно ли так было, стоит только догадываться.
Сегодня ребята приготовили несколько стихотворений о фазанах:
Ученик 3.
Чемпион в бегах куриныхНосит хвост, как у павлина.Петушка зовут фазанКак в очках его глаза,А цветные чудо перьяПривлекут любого зверя.Но фазаны осторожныИ поймать их очень сложно.Хвастался фазан:» Гу-гуБегать лучше всех могу.Завяжи-ка, брат, шнуркиПобежим вперегонки?Кто из вас, ребята, ловокПобежит без тренировок?»
Ученик 4.
Прекраснее поди-ка поищи,
Чем эти птицы с грацией коричною!
Коричневою графикой горчит,
Гарцует лес чуть крапчатым величием.
Полосочки, и пятнышки, и рябь,
И ржавчина оранжево-горячая,
И скоропись по снегу быстрых лап,
И маха* в перья, и пернатый мачо**.
Фазаны на прогулке. Снег кругом.
Встает рассвет и золотит все кустики.
От позолоты – пусто и легко,
А от фазанов – густо.
Они корят, он боготворят,
Они горят, они кричат и каются.
На золотых полотнах января
Коричные скитальцы.
(* и ** - фазанья пара).
Учитель. Мы привыкли к тому, что фазан считается охотничьей промысловой птицей. Несмотря на о, что эти красавцы предпочитают жить в диких условиях, их можно увидеть и в домашнем хозяйстве. Почему же фермеры их полюбили? Все просто: они отличаются высокими показателями яйценоскости и впечатляющим внешним видом. Кроме того, их мясо очень вкусное и полезное, так что причин обратить внимание на самку или самца такой особи – множество. Предлагаю вам посмотреть видео с Ютуба «Пробуждение природы».
(Ссылка на видео 13 LINK "https://yandex.ua/video/search?text=%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%BE%20%D1%84%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85%20%D0%B2%
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·B2%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%20%D0%B2%20%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1%D0%B5&path=wizard&parent-reqid=1476725036607497-1153495815087098349352260-myt1-2097&noreask=1&filmId=qncq4-UJUXI15)
Ученик 5. Знаете ли Вы?
Первые фазаны были завезены в Европу еще в средние века (самые ранние сведения о них дошли до нас из немецких княжеств в бассейне Рейна). Поначалу фазанов разводили только в неволе, и молодых птиц выпускали на свободу непосредственно перед выездом на охоту. Уцелевшие фазаны стали родоначальниками диких популяций.
Возраст фазана можно определить по шпорам и длине когтей. У молодого самца длина когтей не превышает 10 мм, а шпоры коротки и подвижны. У старшей птицы длина когтей достигает 18 мм, а шпоры становятся длинными и острыми. Начиная с второго года жизни на петушиных шпорах ежегодно прибавляется одно колечко.
В длину тело петуха достигает 90 см, из которых 50 см приходятся на хвост.
Большую часть времени эти птицы проводят на земле в поисках семян. Взлетают они только в случае опасности.
С приближением зимы эти крупные дневные птицы собираются в стаи, причем петухи держатся отдельно от курочек. В сильные морозы много фазанов гибнет от холода и голода, если люди не проявляют о них должной заботы. На Европейском континенте у фазанов нет недостатка в естественных врагах, перед которыми они, по сути, беззащитны: так, на взрослых птиц охотятся лисы и куницы, а птенцы становятся добычей ворон и даже ежей. В сезон гнездования фазаньи гнезда часто подтопляются дождями и паводками. Большую часть жизни фазан проводит на земле, от опасности стремится спастись бегством и взлетает только в крайнем случае буквально из-под ног врага. Взрослые птицы питаются семенами, желудями и ягодами, в том числе такими ядовитыми для человека, как волчье лыко, бересклет и паслен. Летом и осенью их рацион дополняется насекомыми, пауками и улитками.
На границе Испании и Франции находится остров Фазанов, принадлежащий сразу двум государствам. 6 месяцев островом заведует муниципалитет испанского города Ирун, остальные 6 месяцев - французского города Анда. На острове установлен знак в память о подписании здесь в 1659 году Пиренейского мирного договора. На самом острове никто не живет, посетителей сюда не пускают.
Учитель. Вы заранее получили задние: в сети Интернет найти сведения о фазанах. Предлагаю вам, на основе услышанного и прочитанного поработать с тестами:
1. В честь чего был назван фазан?
А) В честь города
Б) В честь реки
В) В честь перешейка
2. Какая область остается неоперенной у обыкновенного фазана?
А) Область вокруг клюва
Б) Область вокруг глаз
В) Область под крыльями
3. Какого цвета голова у северных форм фазана?
А) Золотисто-зеленого
Б) Золотисто-оранжевого
В) Красного
4. На территории какого государства распространен фазан?
А) Турции
Б) Японии
В) Новой Зеландии
5. Где предпочитает жить фазан?
А) В полупустынных областях
Б) В лесах
В) В полях
6. Где фазаны строят свои гнезда?
А) На деревьях
Б) На земле
В) Под корнями деревьев
7. Сколько суток самка фазана насиживает яйца?
А) 14-16
Б) 18-20
В) 22-28
8. Сколько существует подвидов фазана?
А) 16
Б) 24
В) 32
9. Национальной птицей какой страны является фазан?
А) Индии
Б) Грузии
В) Турции
10. Символом какого штата США является фазан?
А) Южная Дакота
Б) Колорадо
В) Миссури.
Ведущий 1. Молодцы ребята! Спасибо вам за активное участие в игре. А закончить игру я хочу словами М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. Человеку – нужна Родина. А охранять природу, значит охранять Родину».
Ведущий 2.
Не привыкайте к чудесам! Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам! Тянитесь к ним, тянитесь! Приглядывайтесь к облакам, Присматривайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам- Ничто не повторится! За мигом миг, за часом час Впадайте в удивление, Все будет так и все не так Через одно мгновение!
15