Разработка занятия по правовому воспитанию Всемирный день прав ребенка.


ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА.
Беседа-диалог.
Задачи:
познакомить учащихся с основными правами и свободами;
научить применять права ребенка их в жизни.
Ход занятия
1.Организационный момент, сообщение темы занятия.
2. Вводная часть
Педагог: Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права ребенка». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребенка.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? (ответы воспитанников).
Педагог: Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война 1 самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
3.Основная часть:
Педагог: 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (На доске вывешиваются плакаты с надписями прав ребенка.)
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
(У воспитанников на партах текст Декларации.)
В ходе беседы с воспитанниками педагог выясняет, как они понимают каждое названное право.
Педагог: Ребята, а теперь мы с вами поиграем.
Игра «Герои книг имеют право»
Педагог: В игре участвуют 3-4 команды. Каждая команда получает комплект книг. Ведущий зачитывают статью Декларации, участники игры показывают книгу, герой которой сталкивается с проблемой, декларируемой в статье.
Комплект книг:
Андерсен, Х.-К. «Дюймовочка».
Гаршин, В. М. «Лягушка-путешественница».
Крылов, И. А. «Мартышка и очки».
Мамин-Сибиряк, Д. Н. «Серая шейка».
Маршак, С. Я. «Багаж».
Михалков, С. В. «Три поросенка».
Носов, Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
Перро, Ш. «Красная Шапочка».
Пушкин, А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Распэ, Р. Э. «Приключения барона Мюнхгаузена».
Русская народная сказка. «Репка».
Твен, М. «Приключения Тома Сойера».
Толстой, А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Чуковский, К. «Айболит».
Перро, Ш. «Золушка».
Викторина «Права литературных героев»
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что на рушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)
Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы Пушкина А. С. «Руслан и Людмила».)
Героини, каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
Какие литературные герои воспользовалась правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Квартет», «Белоснежка и семь гномов».)
Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер.)
В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».)
У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)
Конкурс «Песня о правах»
Для каждой команды исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
1.«Песня Бременские музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний).
«Чему учат в школе» (право на образование).
«На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).
4. «До чего дошел прогресс» из кинофильма «Приключения Электроника» (право на пользование благами научно-технического прогресса).
4. Подведение итогов. Наше занятие подошло к концу.
С каким важным документом вы познакомились?
Какой организацией он был принят?
Когда отмечается «Всемирный день прав ребенка»?
Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребенка?
Каким правом вы пользуетесь сидя за партами в школе?
Именно это право - право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.