Организация проектной деятельности для достижения личностных, предметных, метапредметных результатов на уроках английского языка.
Организация проектной деятельности для достижения личностных, предметных, метапредметных результатов на уроках английского языка.
Иванцова Татьяна Владимировна,
Tatyana Vladimirovna Ivantsova
учитель английского языка,
МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа№2
имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина»
8-9611688014
ivancova.tatyana@mail.ruАннотация: автор статьи обращается к вопросу формирования личностных, предметных и метапредметных результатов с помощью проектной деятельности. Актуальность данной темы связана с большим потенциалом уроков английского языка.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты, универсальные учебные действия.
Annotation: the author pays attention to the problem of formation of personal, disciplinary, and interdisciplinary results with the help of project work. The actuality of the idea is connected with great educational potential of English lessons.
Key words: project work, project method, personal results, disciplinary results, interdisciplinary results, universal educational actions.
«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памятью»
Л.Н. Толстой
В соответствии с государственным образовательным основного общего образования целью изучения иностранного языка является формирование и развитие коммуникативной компетенции, как способности личности к иноязычному межличностному и межкультурному общению с носителями языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам, что должно быть реализовано на уроках и во внеурочной деятельности. Любой учебный предмет вносит свой вклад в развитие личности. В современном уроке меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик больше не является только пассивным участником образовательного процесса, он участвует в постановке целей и задач урока, в выборе форм и способов обучения. Одной из современных педагогических технологий, удовлетворяющих поставленным задачам, является проектная деятельность, в основе которой «лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» [3, с.4-11]
Главная цель – научить детей учиться, в этом и помогает метод проектов. Его можно использовать в работе на разных этапах, он не только помогает успешно освоить изучаемый материал, но и обеспечивает нравственное и интеллектуальное развитие учащихся, развивает самостоятельность, доброжелательность; совместные проекты сплачивают детей, учат работать в команде.
Одной из особенностей проектной деятельности является стремление к достижению определенной практической цели, наглядное представление результата. Первые проекты на уроках английского языка дети разрабатывают по темам, предложенным в учебнике. Работа над каждым проектом помогает формированию личностных, предметных и метапредметных универсальных учебных действий.
Ориентация на результаты образования – это важнейший компонент федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые включают в себя:
Предметные результаты – усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. [1, с.24]
Для того, чтобы ученик добился личностных результатов, необходимо подбирать такой учебный материал, который способствует воспитанию доброжелательности, отзывчивости, сопереживания другим, пробуждает эстетические чувства. Для формирования личностных результатов в УМК по английскому языку есть разделы “Dialogue of cultures”, “Cultural corner”, информация из которых помогает учащимся в разработке проектов. У учащихся формируется способность представлять элементы родной культуры на иностранном языке, вырабатывается позитивное отношение к окружающему миру. Сравнивая культуру своей страны с различными аспектами жизни англоговорящих стран, дети учатся толерантности, уважению к другим народам, это позволяет сформировать целостную картину мира. Работать над формированием личностных результатов помогают проекты по темам: «Моя семья», «По странам и континентам», «Проблемы молодежи», «Субкультуры» и другие. В результате этой работы у детей формируется мотивация к изучению иностранных языков, стремление к совершенствованию своей речевой культуры, стремление лучше осознать культуру своего народа и готовность рассказать о ней представителям других стран, толерантное отношение к иноязычной культуре, осознание себя гражданином своей страны.
Среди метапредметных результатов при изучении иностранного языка можно назвать такие, как развитие умения планировать свое речевое поведение, коммуникативной компетенции, умения работать с информацией, развитие смыслового чтения, взаимодействие с окружающими. Для этих целей идеально подходит проектная деятельность, так как позволяет творчески применить изученный материал, представить урок в виде дискуссии, исследования, то есть организовать активную коммуникативную деятельность учащихся. Развитию умения общаться, работать в сотрудничестве помогают такие задания, как подготовка коллажа по теме, проведение анкетирования. Для достижения способности к самообразованию, развития мышления, памяти, восприятия, воображения помогают, например, такие задания: подготовка презентации любимых фильмов, составление кроссворда, ребуса, загадок.Предметными результатами можно назвать то, что учащиеся учатся рассказывать о фактах, событиях, высказывать свое мнение. Таким образом, можно сказать, что проектная деятельность способствует формированию всех универсальных учебных действий.
Проектная деятельность обладает рядом преимуществ: она характеризуется высокой степенью коммуникативности, способствует максимальному развитию речемыслительной деятельности учащихся, в работе над проектом объединяются все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо),способствует повышению интереса к изучению языка, развитию самостоятельности и активности.
Безусловно, учитель применяет на практике не один единственный метод обучения. Залог успешного урока заключается в том, чтобы вызвать интерес у каждого ребенка. Проектная деятельность в том числе помогает сформировать внутреннюю мотивацию учащихся.
Список литературы:
Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М. Просвещение, 2008.
Мангутова О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию// Интернет-журнал «Эйдос». – 2010.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. 2000 №1.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/- М.: Просвещение, 2011. - / Работаем по новым стандартам.
http://festival.1september.ru/articles/527236