Календарно-тематическое планирование по географии для курса 8 класса ГОС для учебников В. П. Дронова (2014 года издания) География. Природа. Население. Хозяйство 8 класс. Автор: учитель географии МОУ СШ №125 г. Волгограда


Рассмотрено
на МО учителей естественнонаучного цикла
_______________ Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________________ Утверждено
Директор
________________
МОУ СОШ № 125
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
8 КЛАСС
Учитель: Новратюк В. А.
Рабочая программа курса географии 8 класса «География России. Природа. Население. Хозяйство» составлена на основе программы В.П. Дронова, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство» для 8 классов общеобразовательных учреждений авторов В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром-М.: Дрофа, 2014.
Курс географии 8 класса открывает цикл комплексного изучения географии России. «География России. Природа. Население. Хозяйство» опирается на знания полученные учащимися в ходе изучения географии материков и океанов, а также основ социально – экономической географии в 7 классе.
Цели и задачи курса:
развить географическое мышление школьников и формирование целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Общая характеристика учебного курса
Данный курс состоит из 5 разделов.
Первый раздел «Россия на карте мира» (12 часов), дает характеристику России на мировой политической арене, ее месте в геополитике, экономике, демографии. Здесь же учащиеся познакомятся с административно-территориальным устройством, границами и историей формирования России и изучением ее в прошлом.
Второй раздел «Природа России» (40 часа), раскрывает особенности природы нашей страны, ее геологическое прошлое, особенности климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира, а также знакомит учащихся с природными районами, выделяемыми на территории нашей страны.
Третий раздел «Население России» (9 часов), освещает основные вопросы, связанные с особенностями населения нашей страны (численностью, размещением, движением и пр.).
Четвертый раздел «Хозяйство России» (8 часов), дает характеристику первичного сектора экономики – сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей.
Особая роль курса географии 8 класса заключается в формировании первичных представлений о географии нашей Родины, формирует чувство патриотизма и гуманного отношения к нашему наследию.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 8-х классах на изучение географии отводится 70 часов, по программе В. П. Дронова, на изучение географии в 8 классе отводится 68 часов (по 2 часа в неделю). Так как курс обучения учащихся 8 класса состоит из 35 недель, то согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в данную рабочую программу добавлено 2 резервных часа. Внесены изменения в разделы: «Россия на карте мира» - добавлено 2 часа; к разделу «Население России» добавлен 1 час, раздел «Природа России» уменьшен на 2 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Предметные результаты:
формирование у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы.
Содержание программы
Введение (1час)
Содержание темы: Что изучает география России?
Учебные понятия: география
Основные образовательные идеи:
География России — комплексная наука, которая изучает природные процессы и явления происходящие в пределах Родины.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Раздел 1: Россия на карте мира (12 часов)
Содержание темы: Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российский границ. С кем соседствует Россия. Что такое местное и поясное время. Какие виды географического положения существуют. Где расположены крайние точки России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения сраны. В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное географическое положение. Эколого-географическое положение. Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации. Как первоначально собирались географические сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в 18 веке. Что отличало географические исследования в 19 веке. Что исследовали в 20 веке. Какие методы использовались для географического изучения России. Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.
Учебные понятия: государственная граница, государственная территория, поясное время, линия перемены дат, часовой пояс, местное время, физико-географическое положение, экономико-географическое положение, транспортно-географическое положение, геополитическое положение, геоэкономическое положение, эколого-географическое положение, геодемографическое положение, этнокультурное положение, микроположение, мезоположение, макроположение, экономически эффективная территория, импорт, экспорт, административно-территориальное деление, федерация, федеральные округа.Персоналии: И. Москвитин, В. Атласов, С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров, И. Кирилов, В. Татищев, В. Беринг, Д. и Х. Лаптевы, С. Крашенинников, Н. Пржевальский, П. Кропоткин, П. Семенов-Тянь-Шанский, В. Обручев, В. Докучаев, Д. Менделеев, Г. Седов, В. Визе, Б. Вилькицкий, Г. Ушаков, Н. Урванцев, О. Шмидт, И. Папанин, В. Татищев, М. Ломоносов.Основные образовательные идеи:
Россия – великое государство со своей историей и культурой.
Российская Федерация сложное государственное образование, занимающее ключевую позицию на современной политической карте.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
История исследования Российских земель.
Государственное устройство России, специфика административно-территориального деления.
Практические работы.
«Определение поясного времени для разных населённых пунктов России».
«Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады ».
« Анализ административно-территориального деления России».
Раздел 2: Природа России (40 часов)
Содержание темы: Геологическая история России. Самые древние участки земной коры. Каковы особенности рельефа России. Равнины России. Горы. Внутренние процессы изменения рельефа. Какие внешние процессы формируют рельеф. Стихийные природные явления в литосфере. Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу. Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения. Причины сезонности климата. Влияние сезонности на деятельность человека. Арктический климат. Климат умеренного пояса. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными. Каково влияние внутренних вод на природу и жизнь людей. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки. Озера. Подземные воды. Ледники. Какова роль воды в жизни людей. Неравномерность размещения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды. Что такое почва. Основные свойства почв. Разнообразие почв. Главные типы почв России. Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. Разнообразие живой природы. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России. Живые организмы на Земле. Охрана растительного и животного мира. Разнообразие ПТК. Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные. Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными. Каковы природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях. Какие леса растут в России. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Влияние гор на природу и человека. Высотная поясность. Виды особо охраняемых природных территорий России.
Учебные понятия: платформа, фундамент, осадочный чехол, щит, геохронологическая таблица, рельеф, неотектоника, полезные ископаемые, антропогенный рельеф, солнечная радиация, суммарная радиация, подстилающая поверхность, циркуляция, циклон, антициклон, трансформация, атмосферный фронт, погода, коэффициент увлажнения, испаряемость, климатические сезоны, типы климата, комфортность климата, агроклиматические ресурсы, ураган, суховей, речной сток, падение реки, уклон реки, межень, половодье, паводок, наводнение, минеральные воды, многолетняя мерзлота, водные ресурсы, почва, гумус, почвенный профиль, биологические ресурсы, заповедник, природно-территориальный комплекс, ландшафтоведение, физико-географическое районирование, антропогенный ландшафт, природная зональность, природопользование, природно-хозяйственная зона, высотная поясность, особо охраняемые природные территории, национальный парк, памятник природы.Персоналии: В. Докучаев.
Основные образовательные идеи:
Природа России имеет сложную структуру и определяет развитие хозяйства в разных частях нашей Родины.
Увеличение антропогенной нагрузки на природу потребовало создание специализированных многоуровневых систем охраны природы.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
Особенности природы России, ее влияние на размещение хозяйства.
Практические работы:
«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»
«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны»
«Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»
«Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»
«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических картам и климатограммам. Определение возможностей её хозяйственного использования ».
«Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата»
«Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования».
«Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности»
«Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса».
Раздел 3: «Население России» (9 часов)
Содержание темы: как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения. Кого в России больше – мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни. Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России. Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими. Какова плотность населения России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны. Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население. От чего зависит занятость людей и безработица.
Учебные понятия: демографическая катастрофа, естественный прирост, рождаемость, смертность, воспроизводство населения, механический прирост населения, половозрастная пирамида, средняя продолжительность жизни, народ, нация, этнос, депортация, реэмиграция, урбанизация, город, сельская местность, опорный каркас расселения, аул, станица, деревня, село, хутор, плотность населения, расселение населения, миграция, типы миграции, миграционный прирост, трудовые ресурсы, экономически активное население. Основные образовательные идеи:
Россия многонациональная страна.
Очень важно уважать культуру других народностей.
В последнее время численность населения нашей страны растет.
Развитие третичного сектора экономики способствует увеличению продолжительности жизни населения, рождаемости и снижает смертность, что благоприятно сказывается на уровне экономически активного населения и трудовых ресурсах.
Миграции – нежелательное явление для нашей страны, так как она не может обеспечить рабочими местами низкоквалифицированную рабочую силу, что увеличивает число безработицы и порождает увеличение преступности.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
Основные характеристики населения России (численность, плотность, особенности воспроизводства и расселения).
Виды миграций и их последствия для экономики страны.
Практические работы:
«Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России».
«Характеристика особенностей миграционного движения населения России».
Способы графического отображения статистических данных.
Раздел 4: «Хозяйство России» (8 часов)
Содержание темы: Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России. Что такое условия и факторы размещения предприятий. Что относят к первичному сектору экономики. что такое природно-ресурсный капитал и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны. Чем сельское хозяйство отличается от других отраслей. Земля – главное богатство России. Каков состав сельского хозяйства. Что такое агропромышленный комплекс. Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду. Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду. Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике. Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.
Учебные понятия: хозяйство страны, внутренний валовый продукт, производительность труда, предприятие, отраслевая структура хозяйства, функциональная структура хозяйства, межотраслевые комплексы, условия размещения, факторы размещения производств, территориальная структура хозяйства, природные ресурсы, природно-ресурсный капитал, ресурсная база, агропромышленный комплекс, технические и зерновые культуры, рыбное хозяйство. Основные образовательные идеи:
Внутренний валовый продукт – очень важная экономическая характеристика государства, отражающая уровень его развития.
Первичный сектор экономики – это многоотраслевая система сельского хозяйства, которое является основой для будущего нашей страны.
Метапредметные умения:
•ставить учебную задачу под руководством учителя;
•планировать свою деятельность под руководством учителя;
•выявлять причинно-следственные связи;
•определять критерии для сравнения фактов, явлений;
•выслушивать и объективно оценивать другого;
•уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Характеристика АПК и его составляющих.
Практические работы:
«Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России».
« Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России».
« Определение главных районов животноводства в России».
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны:
Знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением,
природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и
глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и
явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственногопотенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов
продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а
также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников
географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов
природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями врезультате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов
и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию,
сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников:
картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Географическая номенклатура
ОКЕАНЫ И МОРЯ:
Северный Ледовитый океан: Белое, Карское , Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское.
Тихий океан: Берингово, Охотское, Японское моря
Атлантический океан: Балтийское море, Чёрное море, Азовское море
КРАЙНИЕ ТОЧКИ СТРАНЫ:
Север: материковая м. Челюскин
островная м. Флигели(остров Рудольфа архипелаг Франца- Иосифа)
Южная: гора Базардюзю (горная система Кавказ)
Восточная: материковая м. Дежнёва
островная остров Ратманова в Беринговом проливе
Западная: анклав - песчаная коса вблизи Калининграда
основная территория - запад Псковской области
СОСЕДНИЕ ГОСУДАРСТВА:
Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Украина, Белоруссия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, КНДР, Япония, США ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА
Заливы: Онежская губа, Двинская губа, Чешская губа, Финский
Реки: Северная Двина, Мезень, Печора, Нева, Свирь, Ока, Волга, Дон, Кубань, Суна, Днепр, Десна, Дон, Хопёр Озёра: Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковское, Селигер (Валдайская возв), Рыбинское водохранилище, Эльтон, Баскунчак.
Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Смоленско-Московская, Среднерусская, Приволжская
Низменности: Прикаспийская, Мещёрская
Полуострова: Рыбачий, Кольский, Канин
Острова: Соловецкие, Кижи, Колгуев.
Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Донской
Моря: Белое, Баренцево, Каспийское, Азовское
Водопад: Кивач
КАВКАЗ
Заливы, Проливы: Таганрогский залив, Керченский пролив
Полуострова: Таманский, Апшеронский
Впадины: Кумо-Манычская
Горы и Хребты: Главный (Водораздельный), Боковой, Скалистый, Пастбищный, Лесистый
Возвышенности: Ставропольская
Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская
Вершины: Эльбрус, Казбек, Дыхтау, Шхара, Бештау, Машук, Фишт, Базардюзю
Перевалы: Крестовый, Марухский
Реки: Кубань, Терек, Сулак, Кума, Самур, Егорлык, Калаус
Водопады: Фишт (Центральный) Чегемский
УРАЛ
Части Урала: Предуралье, Зауралье, Пай-Хой, Полярный, Приполярный, Средний, Южный
Вершины: Народная (Приполярный Урал), Пайер (Полярный Урал), Сабля (Приполярный Урал), Тельпосиз (Северный Урал), Денежкин Камень (Северный Урал), Конжаковский Камень (Средний Урал), Качканар (Северный Урал), Ямантау, (Южный Урал), Юрма (Южный Урал), Магнитная (Южный Урал) Пещеры: Кунгурская, Дивья, Капова
Реки: Урал, Кама, Чусовая, Белая, Уфа, Вишера, Исеть, Северная Сосьва
Озера: Тургояк
Заповедники: Ильмень, Печоро - Илычский, "Басеги", "Башкирия"
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ
Полуострова: Ямал, Гыданский.
Равнина: Западно - Сибирская, Васюганская равнина, Ишимская равнина, Барабинская низменность, Сибирские Увалы
Горы: Уральские, Алтай, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж
Реки, Озера: Обь (Иртыш, Тобол, Тура, Ишим, Бия, Катунь), Таз, Пур, Надым, озеро Чаны. ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ
Моря: Карское, Лаптевых, Восточно - Сибирское
Заливы: Хатангский, Оленёкский, Янский
Проливы: Вилькицкого, Санникова, Дмитрия Лаптева
Острова: Северная Земля, Новосибирские, Анжу, Ляховские.
Хребты: Верхоянский, Черского, Сунтар-Хаята
Кряжи: Енисейский, Ангарский
Плато: Путорана, Анабарское, Вилюйское, Приленское
Плоскогорья: Среднесибирское, Янское, Эльгинское, Анадырское
Нагорья: Оймяконское
Низменности: Северо-Сибирская
Реки: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Ангара, Лена, Вилюй, Алдан, Хатанга, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма Озера: Таймыр
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 70 учебных часов. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 8 классе выделяется 2 часа в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
Всего практических работ: 18 (из них оценочных 7)
1.«Определение поясного времени для разных населённых пунктов России».
2.«Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады ».
3.« Анализ административно-территориального деления России».
4.«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»
5.«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны»
6.«Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»
7. «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»
8.«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических картам и климатограммам. Определение возможностей её хозяйственного использования ».
9.«Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата»
10. «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования».
11.«Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности»
12.«Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса».
13.«Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России».
14.«Характеристика особенностей миграционного движения населения России».
15.«Способы графического отображения статистических данных».
16.«Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России».
17.« Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России».
18.« Определение главных районов животноводства в России».
Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2009г;
Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2011г.
Рабочая тетрадь И.И. Баринова « География России. Природа » К учебнику И.И. Бариновой « География России. Природа». М.:Дрофа,2011г.
Дополнительная литература:
И.И. Баринова. Поурочные разработки по географии России. К учебнику И.И. Бариновой « География России . Природа . 8класс», М.: Экзамен ,2008г.
Е.А Жижина, Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. К учебнику И.И. Бариновой География России. Природа.8 класс. М.: Вако, 2008г.
И.В. Новоженин. Физическая география России. 8 класс. Тесты. М.: Владос, 2008г.
Интернет – ресурсы:
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
http: //www.weather.com
Календарно-тематическое планирование LINK Excel.Sheet.12 "D:\\школа\\Рабочие программы\\8 класс\\ктп 8 класс.xlsx" "Лист1!R1C1:R76C8" \a \f 5 \h \* MERGEFORMAT
Предмет Класс Вариант
География 8 8-е классы "География России. Природа. Население. Хозяйство".
Наименование раздела ДАТА Тема урока Кол-во часов Элементы содержания/Элементы дополнительного содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяДом. задание и подробности урока Вид контроля
Введение Что изучает география России. 1 Предмет и объект изучения географии России. Учащиеся должны называть: предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Объяснять: - роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны. стр. 7. Фронтальный опрос
Россия на карте мира Границы России 1 Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. С кем соседствует Россия. Учащиеся должны называть: - пограничные государства,- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России,Определять: географическое положение объектов § 1, словарь. Составить схему "Типы границ России" Фронтальный опрос
  Россия на карте часовых поясов. 1 Что такое местное и поясное время. Называть и показывать субъекты Российской Федерации,- границы часовых поясов.Определять: разницу в поясном времени территории § 2 Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Географическое положение. 1 Какие виды географического положения существуют. Описывать: географическое положение страны (экономико-географическое, геополитическое и др.)Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России. Знать основные виды ГП. §3, составить таблицу "Географическое положение России" Фронтальный опрос
  Физико-географическое и экономико-географическое положение России 1 Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Знать особенности физико-географического и экономико-географического положения. § 4, стр. 19-25, вопр. 6, к-к составить картосхему "Соседи России" Индивидуальный, фронтальный опрос
  Транспортно-географическое положение России. 1 Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения страны. Знать особенности транспортно-географического положения, уметь давать характеристику транспортно-географического положения. § 4, стр. 25-27, вопр. 5. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Геополитическое и геоэкономическое, геодемографическое положение России. 1 В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Знать и уметь давать характеристику геополитическому, геоэкономическому и геодемографическому положению страны. § 5, стр. 28-29. Индивидуальный, фронтальный опрос
  Этнокультурное и эколого-географическое положение России. 1 Этнокультурное географическое положение. Эколого-географическое положение. Знать и уметь давать характеристику этнокультурному и эколого-географическому положению России. § 5, стр. 30. Индивидуальный, фронтальный опрос
  Как формировалась государственная территория России. 1 Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации. Знать вклад великих путешественников в формирование государства Российского, уметь показывать и объяснять маршруты путешествий на карте. § 6, вопр. 2. Фронтальный опрос
  Исследование России до 19 века. 1 Как первоначально собирались географические сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в 18 веке. Знать вклад исследователей раннего периода (до 19 века) в изучение и формирование современного облика государства, уметь показывать маршруты путешествий и объяснять их значение. § 7, стр. 35-37, составить таблицу "Основные направления путешествий исследователей России". Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Исследование России в 19-20 веках. 1 Что отличало географические исследования в 19 веке. Что исследовали в 20 веке. Какие методы использовались для географического изучения России. Знать вклад исследователей 19-20 века в изучение и формирование современного облика государства, уметь показывать маршруты путешествий и объяснять их значение. § 7, стр. 37-40. вопр. 1. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Особенности административно-территориального устройства России. 1 Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа. Знать особенности административно-территориального устройства России. Уметь показывать различные субъекты на карте. § 8, к-к составить картосхему "Административно-территориальное деление России" Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Итоговый урок по теме: "Россия на карте мира" 1 Обобщающий урок темам раздела. Контрольная работа № 1. Знать основную информацию по теме раздела, овладеть навыками предусмотренными программой. без д-з Контрольная работа (письменная)
Природа России   Геологическая история и геологическое строение территории России. 1 Геологическая история России. Самые древние участки земной коры. Называть и показывать: основные геологические эры, уметь давать обобщенную характеристику различным этапам образования территории. § 9, Перечертить геохронологическую таблицу. Фронтальный опрос, заполнение таблицы
  Рельеф России. 1 Каковы особенности рельефа России. Равнины России. Горы. Называть и показывать крупнейшие формы рельефа, знать условия и механизмы их образования. § 10, к-к нанести объекты рельефа, предусмотренные номенклатурой. Работа с контурными картами
  Практическая работа: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий» 1 Зависимость крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной поверхности. Объяснять: образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых к-к нанести крупные формы рельефа и основные месторождения полезных ископаемых. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Как и почему изменяется рельеф России 1 Внутренние процессы. Какие внешние процессы формируют рельеф. Знать причины изменения рельефа, объяснять степень влияния природных процессов на преобразование рельефа местности. § 11, составить таблицу "Изменение рельефа России" Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Стихийные природные явления в литосфере. 1 Стихийные природные явления в литосфере. Знать причины возникновения опасных стихийных явлений природы, уметь объяснять принципы предотвращения серьезных последствий для жизни людей. § 12, доклад Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Человек и литосфера. 1 Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу. Уметь объяснять влияние земной коры на хозяйственную деятельность человека и влияние хозяйственной деятельности на земную кору. Знать различия в хозяйственной деятельности, осуществляемой в горах и на равнинах. § 13, словарь. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Обобщающее повторение 1 Проверочная работа по теме. Знать и уметь объяснять основные понятия, явления и механизмы их возникновения в пределах литосферы. без д-з Тестирование
  Факторы, определяющие климат России. 1 Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс. Называть: климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах.Объяснять: образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды. § 14, составить таблицу "Факторы формирования климата" Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. 1 Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Определять: погоду по синоптическим картам, знать особенности погоды разных частях нашей страны. § 15, вопр. 2, 3, 4. Работа с картами, тестирование
  Сезонность климата. 1 Причины сезонности климата. Влияние сезонности на деятельность человека. Знать причины сезонности климата, уметь давать характеристику сезонам года и состоянию погоды. § 16, вопр. 1, 2, 3. Работа с картами
  Типы климатов России. 1 Арктический климат. Субарктический климат. Климат умеренного пояса. Знать основные типы климатов России, уметь показывать области распространения разных типов климата, называть основные черты проявления погоды в разных климатических поясах. § 17, к-к составить картосхему "Типы климата России" Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Комфортность (дискомфортность) климатических условий. 1 Что такое комфортность климата. Знать определение понятия "комфортность климата", уметь объяснять степень комфортности в разных частях страны. § 18, стр. 93-94. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Практическая работа: «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения» 1 Оценка основных климатических показателей страны. Знать основные климатические показатели, уметь на их основании давать комплексную оценку условий жизни и развития хозяйства по климатическим условиям местности. § 18, стр. 95-97. итоговые зад. По теме - 1, 3, 5, 7. Заполнение таблицы
  Климат и человек. 1 Как климат влияет на жизнь людей. Как взаимосвязан климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагополучными. Уметь объяснять взаимосвязь климатических условий и видом хозяйства, оценивать степень благополучности климатических явлений. § 18, доклад Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Обобщающее повторение 1 Проверочная работа по теме. Знать основные термины по теме, уметь объяснять механизмы и порождающие их причины. без д-з Тестирование
  Разнообразие внутренних вод России. Реки. 1 Каково влияние внутренних вод на природу и жизнь людей. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки. Называть: распределение рек страны по бассейнам океанов, объяснять степень влияния внутренних вод на жизнь и природу, знать основные понятия по теме. § 19, к-к нанести объекты гидрографии по номенклатурному списку. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Практическая работа: «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических картам и климатограммам. Определение возможностей её хозяйственного использования ». 1 Характеристика рек по картам и климатограммам. Хозяйственное использование рек. Уметь работать с климатограммами, знать алгоритм характеристики рек, объяснять значение рек для хозяйства. доделать лаб.работуИндивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. 1 Озера. Подземные воды. Ледники. Мерзлота. Называть и показывать озера России, уметь сравнивать их между собой, знать причины и механизмы образования болот и многолетней мерзлоты, называть и показывать крупнейшие ледники и области распространения многолетней мерзлоты, их влияние на освоенность территории. § 20, составить схему происхождение озерных котловин. К-к отметить зоны распространения многолетней мерзлоты. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Водные ресурсы и человек. 1 Какова роль воды в жизни людей. Неравномерность размещения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды. Знать особенности размещения водных ресурсов России, уметь объяснять причины сезонных и годовых колебаний речного стока, оценивать степень загрязнения гидросферы и выявлять причины этих явлений. § 21, словарь. К-к составить картосхему "Уровень водообеспеченности регионов России" Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Обобщающее повторение 1 Проверочная работа по теме. Знать основные понятия по теме, уметь объяснять причины и механизмы явлений, происходящих в гидросфере. без д-з Тестирование
  Образование почв и их разнообразие. 1 Что такое почва. Основные свойства почв. Разнообразие почв. Знать определение "почв", уметь давать объяснение свойствам почв и механизмам их образования. § 22, составить почвенный профиль Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Закономерности распространения почв. 1 Главные типы почв России. Знать главные типы почв, уметь объяснить различия в их составе и свойствах. Показывать районы распространения разных типов почв на карте. § 23, к-к "Взаимосвязь типов почв с растительностью и климатом" Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Почвенные ресурсы России. 1 Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. Называть значение почв для жизни людей, знать основные пути загрязнения почвенного покрова, уметь объяснить последствия ухудшения качества почв и механизмы работ по их восстановлению. § 24, доклад Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Практическая работа: «Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности» 1 Условия образования основных типов почв. Оценка плодородия почв. Знать основные условия образования различных типов почв. Уметь оценивать полезные свойства почвы. доделать лаб.работуЗаполнение таблицы
  Обобщающее повторение 1 Проверочная работа по теме. Знать основной материал по теме, уметь объяснять природные механизмы и явления, связанные с почвенным покровом. без д-з Тестирование
  Растительный и животный мир России. 1 Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России. Называть: основные виды растительности и животных России.Объяснять: особенности различия растительного и животного мира. § 25, подготовить презентацию по основным типам растительности и животного мира. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Биологические ресурсы. 1 Живые организмы на Земле. Знать понятие "биологические ресурсы", уметь объяснить значение этого вида ресурсов для человека, называть основные группы биологических ресурсов. § 26, стр. 134-137, реферат Индивидуальный, фронтальный опрос, реферат
  Практическая работа: «Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса». 1 Изменение растительного и животного мира. Знать причины изменения растительного и животного мира России. доделать лаб.работуИндивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Охрана растительного и животного мира. 1 Охрана растительного и животного мира. Знать основные структурные единицы охраны живой природы. § 26, стр. 137-138, доклад. Доклад
  Разнообразие природных комплексов. 1 Разнообразие ПТК. Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные. Уметь давать определение понятию "ПТК" и устанавливать основные причины формирования ПТК на территории России. Знать особенности морских территорий. Объяснять различие между природными и антропогенными ПТК. § 27, к-к отметить основные физико-географические районы России. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Природно-хозяйственные зоны. 1 Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными. Знать определение природной зональности, называть и показывать на карте различные природно-хозяйственные зоны России. Уметь объяснить различия природы и хозяйства в каждой зоне. § 28 Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Арктические пустыни. 1 Каковы природные особенности безлесных территорий Севера. Знать особенности природы и основные элементы хозяйства зоны арктических пустынь. Уметь показывать границы зоны на карте. § 29. стр. 149-150, 152-153, составить таблицу "Арктика. Природа и хозяйство" Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Зона тундр и лесотундр. 1 Зона тундр и лесотундр. Каковы основные виды природопользования на северных территориях. Знать особенности природы и основные элементы хозяйства зоны тундр и лесотундр. Уметь показывать границы зон на карте. § 29, стр. 150-152, составить таблицу "Природа и хозяйство тундры, лесотундры" Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Зона тайги. 1 Зона тайги. Северная и средняя зона тайги. Южная подзона тайги. Знать особенности природы и основные элементы хозяйства таежной зоны, как составляющей зоны лесов России. Уметь показывать границы зоны на карте. § 30, стр. 153-155, составить таблицу "Леса России" Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Зона смешанных и широколиственных лесов. 1 Зона смешанных и широколиственных лесов. Знать особенности природы и основные элементы хозяйства зоны смешанных и широколиственных лесов как составной части зоны лесов России. Уметь показывать границы зоны на карте. § 30, стр. 156-157, продолжить заполнение таблицы "Леса России" Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Лесостепи, степи и полупустыни 1 Лесостепи. Зона степей. Зона пустынь и полупустынь Знать особенности природы и хозяйственной деятельности в лесостепных, степных и полупустынных зонах России, уметь показывать границы этих зон на карте. § 31, составить таблицу "Природные зоны юга России" Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
    Зона Средиземноморских субтропиков, рекреационные возможности города Сочи. 1 Зона Средиземноморских субтропиков. Знать особенности природы и хозяйственной деятельности в зоне средиземноморских субтропиков России, уметь показывать границу этой зоны на карте. без д-з Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Высотная поясность. 1 Влияние гор на природу и человека. Высотная поясность. Знать особенности природы и хозяйственной деятельности в пределах высотной поясности, уметь объяснить влияние гор на природу и жизнь человека. § 32, вопр. 1, 2, 3, 5, 7. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Практическая работа: " Сравнительная характеристика высотной поясности Кавказа и Альп" 1 Характеристика горных областей России и Евразии. Знать алгоритм сравнительной характеристики горных областей России и Евразии. составить профили высотной поясности Кавказа и Альп, провести сравнение. Составление таблицы
  Особо охраняемые природные территории. 1 Охрана природы. Основные заповедники. Знать основные элементы охраны природы. Уметь объяснить различия между разными уровнями природоохранных организаций. Называть наиболее известные заповедники России. § 33, доклад Доклад
  Обобщающее повторение 1 Проверочная работа по теме. Знать основные термины по теме, уметь объяснять механизмы и порождающие их причины. без д-з Тестирование
Население России   Численность населения России 1 Как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения. Знать основные понятия по теме, объяснять: различия в естественном приросте населения, темпах его роста, оценивать: изменение в численности населения, § 34, составить график изменения численности населения за последние 5 лет.Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. 1 Кого в России больше - мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни. Знать основные понятия по теме, уметь объяснить причины преобладания женского населения над мужским, знать причины низкой продолжительности жизни населения России. § 35, вопр. 2, 3. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Народы, языки и религии. 1 Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России. Называть: народы, наиболее распространенные языки, религии.Описывать: особенности быта и религий отдельных народов § 36, к-к основные религии России. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Городское и сельское население. 1 Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими. Объяснять уровни урбанизации отдельных территорий, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, оценивать изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений. § 37. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Практическая работа: «Способы графического отображения статистических данных». 1 Способы графического отображения статистических данных. Уметь преобразовывать текстовую, статистическую информацию в систему графических изображений. Составить графики изменения численности населения, половозрастную пирамиду г. Волгограда (упрощенный вариант) Построение графиков, диаграмм и их анализ.
  Размещение населения России. 1 Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Уметь объяснять причины неравномерного распределения населения по территории страны. Знать понятие плотности населения и ее уровень по разным частям России. § 38, вопр. 4. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Миграции населения России. 1 Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны. Знать направления и виды миграций. Уметь объяснять влияние миграций на жизнь страны. § 39, составить картосхему Миграционные потоки (рис. 100) Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Люди и труд. 1 Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население. От чего зависит занятость людей и безработица. Уметь давать определение понятиям "трудовые ресурсы" и "экономически активное население", знать основные причины безработицы в России. § 40, итог. Зад. По теме - 1-5. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Обобщающее повторение 1 Контрольная работа по теме. Знать основные понятия по теме, уметь объяснять причины и механизмы социально-экономических явлений. без д-з Контрольная работа (письменная)
Хозяйство России   Что такое хозяйство страны. Как география изучает хозяйство. 1 Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России. Что такое условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства. Называть: важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, Объяснять: изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, § 41-42. Фронтальная беседа
    Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал России. 1 Что относят к первичному сектору экономики. Что такое природные ресурсы и как их подразделяют. Что такое природно-ресурсный капитал и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны. Называть: основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.Оценивать: природно-ресурсный потенциал страны, региона. § 43-44. к-к составить картосхему "Природно-ресурсный капитал" (рис. 105). Фронтальный опрос
  Сельское хозяйство. 1 Чем сельское хозяйство отличается от других отраслей. Земля - главное богатство России. Каков состав сельского хозяйства. Что такое агропромышленный комплекс. Знать отличие сельскохозяйственного производства от других сфер производства. Называть состав сельско-хозяйственного комплекса, знать определение понятия "АПК". § 45, составить схему АПК Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Растениеводство. 1 Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду. Знать основные отрасли растениеводства России и принципы их работы. Уметь объяснить влияние растениеводства, как отрасли хозяйства, на окружающую среду. § 46. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Животноводство. 1 Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду. Знать основные отрасли животноводства России и принципы их работы. Уметь объяснить влияние животноводства, как отрасли хозяйства, на окружающую среду. § 47. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Лесное хозяйство. Охота и рыбное хозяйство. 1 Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике. Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство. Знать основные отрасли лесного и рыбного хозяйства России и принципы их работы. Уметь объяснить влияние этих отраслей на окружающую среду. § 48-49. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
  Обобщающее повторение 1 Обобщающий урок темам курса. Знать основные понятия по курсу "Физической географии России", уметь объяснять основные природные явления и социально-экономические аспекты жизни населения и хозяйства нашей страны. без д-з без контроля