Стаья по биологии, экологии на тему: Некоторые подходы к осмыслению ключевых понятий в образовании для устойчивого развития
Некоторые подходы к осмыслению ключевых понятий образования
для устойчивого развития.
« дети – одна из точек отсчета в международных стратегиях развития, так как это те, чье индивидуальное т социальное развитие
будет определять будущее мира. Другой точкой отсчета
должна быть окружающая среда, так как это основа
и источник ресурсов для всего развития в будущем»
Отчет ООН «Дети и окружающая среда»
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя как организатора и консультанта, ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи. Теперь позиция ученика - познание мира в специально организованных условиях, а позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом.
Системно-деятельностный подход является основой стандартов второго поколения.
Авторы УМК по биологии для 10-11 классов, по которым я работаю,: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов и В. В. Пасечник. Вопросам о влиянии деятельности человека на окружающую среду авторы уделяют два параграфа: «Влияние загрязнений на живые организмы» и «Основы рационального природопользования». Деятельностная цель: формирование экологического сознания, научного мировоззрения тесной взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы, понимания ценности жизни.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по данной теме за счет включения в нее нового элемента: устойчивое развитие.
Цель экологического образования в рамках устойчивого развития: формирование знаний, умений и качеств личности школьника, необходимые для жизни в меняющемся мире и строительства будущего своими руками. Оно направлено на гармоничное сочетание потребностей общества с возможностями сохранения нормального функционирования биосферы.
Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности, поддержание интереса в течение занятия.
Сегодня я предлагаю упражнение, которое позволяет всем поучаствовать; объяснить другим, что понял сам; открыть новое самим и осознать результаты занятия для группы и для себя. То есть, побыть в роли ученика.
Упражнение называется «Среда обитания».
Цель: осознание роли человека в создании условий своего обитания.
Ход занятия.
Напоминаю участникам о различных местообитаниях животных, которые всевозможными способами приспосабливаются к условиям своей среды обитания. Человеку также приходиться жить в различных условиях, иногда экстремальных.
Участники делятся на группы по 3- 5 человек, и я прошу их заполнить в течении 15 мин (5 мин) таблицу, которая поможет сравнить свойства среды обитания для человека и одного вида животного. Для этого необходимо выбрать определенное местообитания (биом).
Представители от групп по завершении работы знакомят всех участников с результатами работы.
Анализ работы и мнение участников о закономерностях, которые можно отметить во взаимоотношениях животных и людей со средой обитания.
Подведение итогов.
- Животные приспосабливаются к условиям среды по – разному, а человек формирует особую среду обитания, в которой естественные факторы трансформируются по воле человека. Этому способствует социальная природа человека.
- Условия окружающей искусственной среды человека постоянны вне зависимости т местообитания.
Лист для участников
Название местообитания____________________________________
Определяемая характеристика
Человек
Животное
Пределы изменения температуры среды
Откуда берет воду
Активное время суток
Откуда берет еду
Зависит ли пищевой рацион от сезона
Сезонная способность к размножению
Есть ли необходимость в миграции
Впадает ли в спячку
Образует ли группы для совместного проживания
Для контроля знаний я предлагаю тест, который можно использовать в своей работе со школьниками.
Тест: «Глобальные изменения в биосфере,
вызванные деятельностью человека»
1. Глобальные изменения в биосфере могут быть вызваны:
Распашкой земель.
Сменой лиственных лесов темнохвойными.
Использованием генетически модифицированных организмов.
Созданием заповедных территорий.
2. Основной причиной глобального потепления является:
Возрастание солнечной активности.
Использование СВЧ печей.
Выбросов газов в атмосферу.
Освоение космического пространства.
3. Основной причиной обмеления рек является:
Эрозия почв.
Кислотные дожди
Глобальное потепление
Вырубка лесов.
Разрушение озонового слоя происходит вследствие попадания в верхние слои атмосферы:
Фреонов.
Угарного газа.
Бензопирена.
Кислорода.
Больше всего ядовитых веществ в загрязненном биогеоценозе накапливается в организме:
Травянистых растений.
Древесных растениях.
Травоядных животных.
Хищников.
Красная книга РФ содержит сведения о:
Редких и исчезающих видах растениях, животных и грибов.
О видах организмов, которые встречаются только в России.
3.Обо всех видах растений, животных и грибов, обитающих на территории России.
Об особо опасных видах вирусов, бактерий и грибов.
Исчезновение в XVII веке крупного парнокопытного животного - тура в юго – восточной Европе произошло вследствие:
Его истребления охотниками, вооруженными огнестрельным оружием.
Увеличение численности крупных хищников: рысей и медведей.
Извержение вулкана Везувий и последующего наступления ледникового периода.
Распахивание его природного ареала – степей.
Как называется участок природной территории, на которой охраняется весь комплекс природных условий, однако возможен организованный туризм отдыха:
Заказник.
Агроценоз.
Заповедник.
Национальный парк.
Предотвратить нарушение человеком равновесия в биосфере можно путем:
Повышение продуктивности экосистем.
Учет экологических закономерностей в хозяйственной деятельности.
Изучение особенностей строения, жизнедеятельности и поведения редких и исчезающих видов.
Усиление антропогенной нагрузки на отдельных территориях.
Какое международное соглашение устанавливает ограничение тепловых выбросов в атмосферу:
Конвенция ООН по изменению климата.
Монреальский протокол.
Киотский протокол.
Декларация РИО.
Какое природоохранное мероприятие позволяет хотя бы в перспективе восстановить популяцию редких, исчезающих и уже утраченных видов.
Создание заповедных территорий.
Учреждение генетических банков.
Сохранение в искусственно созданной среде обитания.
Запрет их дальнейшего уничтожения.
Сбор красиво цветущих весенних растений не может привести к:
Уменьшению численности популяций данных видов.
Снижению давления естественного отбора.
Их быстрому распространению.
Сукцессии.
Таким образом, учитывая тот факт, что дети получают информацию из множества самых разнообразных источников, у них часто формируется собственное мнение или позиция по отношению к тому или иному вопросу задолго до того, как он начинает обсуждаться в школе. Из средств массовой информации люди получают много негативных сообщений, которые заставляют их почувствовать бессилие в решении экологических проблем. Один из возможных путей избежать формирования пессимизма – дать детям возможность «выговорить» свои мысли по этому поводу, увидеть альтернативы «другого» будущего, понять свою роль в улучшении будущего для себя и своих потомков.
Используемые источники информации:
1. Методическое пособие для учителей «Образование для устойчивого развития» Общ. Ред. Алексеева С. В. Санкт – Петербург, 2000 год
2. Ю.А.Садовниченко Биология. Универсальный справочник. М. : Эксмо, 2012- 496 с
3. http://nsportal.ru/
Лист для участников
Название местообитания____________________________________
Определяемая характеристика
Человек
Животное
Пределы изменения
температуры среды
Откуда берет воду
Активное время суток
Откуда берет еду
Зависит ли пищевой рацион
от сезона
Сезонная способность
к размножению
Есть ли необходимость в миграции
Впадает ли в спячку
Образует ли группы для
совместного проживания
15