Методический материал Здоровый ребёнок у компьютера: миф или реальность


Здоровый ребенок у компьютера: миф или реальность
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования.
Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Вместе с тем, глобальная компьютеризация общества – одна из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Одной из главных задач современной школы является воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии – необходимый инструмент практически в любой деятельности. В этой связи, резко возросли требования к овладению учащимися этими технологиями. Огромная роль в этом процессе отводится общеобразовательному предмету «Информатика». Изучение этого предмета кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера.
В то же время, современный ребенок проводит за компьютером и значительную часть свободного времени. В подтверждение этих слов хочу привести результаты анкеты, проведённой среди родителей учащихся 7-х классов.
Мне было интересно узнать степень обеспеченности учащихся домашними компьютерами и длительность непрерывной работы за ПК. Из 32 опрошенных 32 человека ответили, что имеют дома ПК.

48831534290
Как следует из диаграмм, из 32 учащихся ни один ребёнок не соблюдает оптимальную продолжительность компьютерных занятий. Всего 34% учащихся выполняют профилактические упражнения.
Все опрашиваемые родители утвердительно ответили на вопрос: эта анкета заставит вас задуматься: знаем ли мы, взрослые, какие проблемы возникают у ребёнка, остающегося изо дня в день один на один с компьютером?
Бесконтрольное длительное времяпрепровождение перед экраном компьютера не проходит бесследно для растущего и формирующегося детского организма, провоцируя возникновение физических и психических отклонений.
В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы.
Анализ сложившейся ситуации и практический опыт работы позволил выявить следующие противоречия:
между необходимостью обучения школьников умениям минимизировать факторы риска при работе за ПК и отсутствием в курсе информатики и ИКТ учебных часов на изучение влияния компьютера на здоровье;
между потребностью государства в молодёжи, владеющей информационно-коммуникационными технологиями и важнейшей социальной задачей, которая сегодня стоит перед образованием – забота о здоровье обучающихся;
между потребностью родителей в сохранении физического и психического здоровья ребёнка и отсутствием у детей знаний о здоровьесберегающем поведении при работе за ПК.
Для разрешения сложившихся противоречий я стала работать над проблемой формирования модели здоровьесберегающего поведения при работе за компьютером у учащихся 7 классов на занятиях факультативного курса
«Экология компьютерного детства».
Причины возникновения проблемы:
ухудшение здоровья учащихся;
непопулярность здоровьесохраняющих моделей поведения;
несоблюдение детьми элементарных физических и санитарно-гигиенических требований при работе за ПК;
недостаточная осведомлённость родителей в вопросах сбережения здоровья детей.
Цель:
создание таких педагогических условий в рамках которых можно сформировать позитивную здоровьесберегающую стратегию поведения у учащихся при работе за ПК на основе знаний о воздействии информационных, аппаратных и программных ресурсов компьютера на организм человека и окружающую среду.
Для достижения поставленной цели был определён ряд задач:
определить понятие «здоровьесберегающее поведение»;
рассмотреть разные подходы к понятию «модель изменения поведения»;
проанализировать литературу о воздействии компьютера на физическое и психическое здоровье детей, о мерах профилактики рисков;
изучить материалы об основах компьютерной эргономики;
выработать модель здоровьесберегающего поведения при работе за ПК;
разработать факультативный курс «Экология компьютерного детства»;
сформировать у учащихся опыт безопасного здорового поведения при работе на компьютере и стремление поделиться им со своим окружением.
В ходе работы по данной проблеме был разработан факультативный курс «Экология компьютерного детства».
Во время прохождения курса учащимися совместно с учителем:
была сформулирована модель здоровьесберегающего поведения;
рассмотрены основы компьютерной эргономики;
разработаны памятки организации рабочего места, памятки с комплексами профилактических упражнений;
создан итоговый проект – книга «Здоровый человек у компьютера», содержащая точные и понятные алгоритмы действий.