Конспект открытого урока по химии на тему Соединения галогенов (9 класс)


Конспект открытого урока по химии
Аттестуемый педагог Адресова Гульнара Ризыковна
Предмет Химия Класс 9
Тема урока «Соединения галогенов»
№ Этапы работы Содержание работы
1 Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой; настроить на успешную плодотворную работу
Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть и хочу, чтобы наш урок прошёл успешно. Успешным он будет, если всем нам будет интересно, а интерес - это в первую очередь ваше положительное эмоциональное отношение к химии. Мы будем с вами работать сегодня вот с такими картами, и давайте оценим наше эмоциональное состояние в начале урока, а потом - в конце нашей работы. Нарисуйте один из значков - солнышко, ёлочка, тучка – в уголке вашей карты. (1-2 минуты)
2 Опрос учащихся по заданному материалу
Цели, которые учитель ставит перед учениками: показать уровень знаний по пройденному материалу
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: проверить уровень усвоения пройденного материала
Методы организации работы: словесные, самостоятельная работа
Методы стимулирования: похвала
Методы оценивания:
самооценка, отметка
- Ребята, вспомним, какую тему мы изучали на последнем уроке?
- В какой группе находятся галогены в ПСХЭ Д.И. Менделеева?
- Сколько электронов содержат их атомы на внешнем энергетическом уровне?
- Какие степени окисления проявляют галогены в соединениях?
- Как изменяются физические свойства галогенов по группе?
- Как проявляется химическая активность галогенов по группе?
- Как переводятся названия галогенов с греческого языка?
-Хорошо! Молодцы! Но мне хотелось бы проверить вас всех и я предлагаю выполнить тест по теме «Галогены» (5 минут) Приложение 1
- А теперь обменяйтесь работами со своим соседом по парте и проверьте друг друга. Смотрите ключи – ответы на слайде.
- Оцените работу соседа по парте и поставьте оценку. Сдайте тетради, эти оценки я выставлю в классный журнал.
- Если оценка вас не устраивает, то поработайте еще над темой «Галогены».
3
А)
Б)
В) Изучение учебного материала
Актуализация опорных знаний
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения о галогенах
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: организовать работу по повторению сведений о галогенах, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока
Задачи: Обобщить и закрепить знания учащихся о галогенах
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог
Постановка учебной задачи:
сформулировать цели урока
Открытие новых знаний
Цель: содействовать формированию знаний о важнейших соединениях галогенов
Методы: учебный диалог, словесно-демонстрационный, исследовательский
- Итак, что мы уже знаем о галогенах?
- Что мы еще не знаем о галогенах?

- Да, поэтому тема урока «Соединения галогенов»

- Ребята, что мы должны узнать на уроке?
- В чем мы должны разобраться?
Слайд 3
Приложение 2
Слайд 4
- Галогенводороды . Их общая формула.
- Какая химическая связь в молекулах галогенводородов?
- Галогеноводороды – это едкие газы с резким запахом, токсичные, хорошо растворимые в воде
- При растворении галогеноводородов в воде образуются галогеноводородные кислоты.
Слайд 5
- Почему сила кислот увеличивается от фтороводородной до йодоводородной кислоты?
- Наиболее технически важными являются хлороводород и соляная кислота. В промышленности хлороводород получают синтезом из водорода и хлора:
Н2 + Cl2 = 2HCl
В лабораторных условиях хлороводород получают при нагревании действием концентрированной серной кислоты на хлорид натрия:
Демонстрация видеофрагмента
- Соляная кислота – бесцветная жидкость, дымит на воздухе. Чему равна ее молекулярная масса? Слайд 6
- Соляная кислота – это типичная кислота.
-Какими же химическими свойствами она обладает?
- Соляная кислота имеет широкое применение в промышленности. Посмотрите рисунок в учебнике на стр. 112
- Где применяется соляная кислота?
Физкультминутка для глаз
- Ребята, перечислите важнейшие соединения галогенов.
- Какие еще соединения мы не разобрали?
Галогенводородные кислоты образуют соли: хлориды, фториды, бромиды и иодиды. Они хорошо растворимы.
- Посмотрите внимательно таблицу «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» и ответьте на вопрос: При взаимодействии растворов с какими катионами образуются осадки? Слайд 7
- В этом вы сейчас убедитесь, выполнив самостоятельно лабораторный опыт. Вам необходимо исследовать данные растворы
Инструкция для выполнения лабораторного опыта
- Как называются такие реакции? Запишите на доске.
- А мы научились определять все галогенид-ионы? Слайд 7
- А вот для распознавания фтороводородной кислоты и ее солей фторидов нитрат серебра в качестве реактива непригоден, так как образующийся осадок фторид серебра растворим в воде. Для доказательства присутствия в растворе фторид-ионов можно использовать реакцию с ионами кальция, так как фторид кальция выпадает в белый осадок.
Демонстрация видеофрагмента
-Свое название плавиковая кислота получила именно из-за этого свойства: она взаимодействует с оксидом кремния, входящим в состав стекла и как бы «плавит» его: SiO2 + 4HF = SiF4 ↑ + 2H2O
- Эту реакцию используют для изготовления надписей и рисунков на стекле. На стекло наносят тонкий слой парафина, по которому процарапывают рисунок, а затем изделие погружают в раствор плавиковой кислоты.
Таким способом, например, литовский художник Чюрленис создал свои картины, которые хранятся в музее его имени в г.Каунасе. Слайды 8-10
- Мы убеждаемся о значимости и важности соединений галогенов
- Где же находятся важнейшие соединения галогенов в природе?
Сообщения учеников Слайд 11-12
- Мы еще раз убеждаемся о необходимости применения человеком соединений галогенов
4 Закрепление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применять полученные знания на практике
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: создать условия для использования полученных знаний
Задачи: продолжать формировать умения составлять уравнения химических реакций
Методы: репродуктивный
Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса, подведение итогов урока
А, теперь проверим, как вы усвоили материал.
- Ответьте на вопросы
- Как называются соли фтороводородной кислоты?
- Какие соединения галогенов вы знаете?
- Где в природе находятся бром и йод?
- Какой реактив используется для определения галогенид-ионов?
- Запишите уравнение реакции получения хлороводорода в лабораторных условиях.
- Ребята, какие цели были поставлены в начале урока?
- Достигли мы этих целей?
- Как вы оцениваете свою работу?
- Работу класса?
- Мы работали энергично, по-деловому, динамично. В классе была исследовательская атмосфера. Ты достоин оценки …
Нарисуйте в картах солнышко, елочку или тучку.
Поднимите руки те, кому было сегодня интересно.
Поднимите руки те, кому было сегодня трудно.
Поднимите руки те, кому было сегодня легко.
Спасибо, урок окончен, все свободны.
5 Домашнее задание
Цель: закрепить материал новой темы
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: развить умение изучения материала самостоятельно
Очень большой информационный материал. Дома постарайтесь усвоить его до конца. Разберите материал параграфа 19 и составьте уравнения реакций, подтверждающие химические свойства соляной кислоты.
Приложение 1
Тест по теме «Галогены»
I вариант
1) Что общего в строении атомов галогенов:
а) радиус атома б) заряд ядра в)число электронов на внешнем слое
2) Назовите жидкий галоген:
а) Хлор б) Йод в) Бром
3) Хлор может вступать в реакцию с:
а) Н2О б) N2 в)O2
4) Этот галоген получил свое название за цвет своих паров
а) хлор б) фтор в) йод
5) При нагревании этот галоген взаимодействует с золотом:
а) хлор б) фтор в) бром
Тест по теме «Галогены»
II вариант
1) Как изменяется электроотрицательность в группе: F-Cl-Br-I
а) уменьшается б) увеличивается
в) не изменяется.
2) Галогены являются:
а) окислителями б) восстановителями
в) переходными элементами
3) Какой галоген не существует в естественных условиях
а) фтор б) йод в) астат
4) Этот галоген – газ желто-зеленого цвета
а) хлор б) фтор в) бром
5) При нагревании без взрыва с водородом взаимодействует:
а) хлор б) фтор в) йод
Тест по теме «Галогены»
I вариант
1) Что общего в строении атомов галогенов:
а) радиус атома б) заряд ядра в)число электронов на внешнем слое
2) Назовите жидкий галоген:
а) Хлор б) Йод в) Бром
3) Хлор может вступать в реакцию с:
а) Н2О б) N2 в)O2
4) Этот галоген получил свое название за цвет своих паров
а) хлор б) фтор в) йод
5) При нагревании этот галоген взаимодействует с золотом:
а) хлор б) фтор в) бром
Тест по теме «Галогены»
II вариант
1) Как изменяется электроотрицательность в группе: F-Cl-Br-I
а) уменьшается б) увеличивается
в) не изменяется.
2) Галогены являются:
а) окислителями б) восстановителями
в) переходными элементами
3) Какой галоген не существует в естественных условиях
а) фтор б) йод в) астат
4) Этот галоген – газ желто-зеленого цвета
а) хлор б) фтор в) бром
5) При нагревании без взрыва с водородом взаимодействует:
а) хлор б) фтор в) йод

Приложение 2
Рабочая карта урока химии по теме «________________________________________________»
1. Мое эмоциональное состояние в начале урока

Мое эмоциональное состояние в конце урока
2. Галогеноводороды. Их общая формула Н+1Г-1. Напишите формулы галогенводородов:



Физические свойства:__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Галогенводородные кислоты.

4. Соляная кислота НСl
Свойства кислоты
1) ___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2) Взаимодействие с ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Напиши уравнение любой реакции
3) Взаимодействие с ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Напиши уравнение любой реакции
4) Взаимодействие с ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5) Взаимодействие с ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Д/з напиши на вторых строчках примеры любых реакций
5. Инструкция для выполнения лабораторного опыта
«Определение ионов хлора, брома, йода в растворах»
А) Прилейте в пробирки по 1-2 мл растворы хлорида натрия, бромида натрия и йодида калия.
Б) В каждую пробирку прилейте реактив нитрат серебра. Внимательно пронаблюдайте, каких цветов получились осадки.
В) Запишите соответствующие уравнения реакций:
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Природные соединения (Смотри стр. 114 в учебнике). Прослушав сообщения своих товарищей, заполни таблицу!
Формула Название Применение
NaCl Галит, каменная соль Без нее невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она участвует во многих физиологических процессах в живых организмах. В химической промышленности для получения натрия, хлора, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для консервирования продуктов питания
KCl * NaCl Бромиды Важны для организма человека, регулируют работу ЦНС.
Иодиды Влияет на работу щитовидной железы. Спиртовой раствор йода используется для обработки ран. Фармацевтическая и химическая промышленность – потребители иода.
7. Домашнее задание: § 19; составить уравнения реакций, подтверждающие химические
свойства соляной кислоты
8. Поделитесь своими впечатлениями!