Статья к презентации: Разработка системы оценки достижения планируемых результатов
В соответствии с требованиями ФГОС НОО система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Итоговая оценка включает
- «оценку за стандартизированные итоговые работы»;
- накопительную оценку (накопленную, интегральную).
«Накопительная оценка характеризует динамику индивидуальных образовательных достижений ученика, его продвижение в освоении планируемых результатов».
Проверку планируемых результатов рекомендуют вести при проведении трёх итоговых работ:
итоговая работа по русскому языку;
итоговая работа по математике;
итоговая комплексная работа на межпредметной основе.
Система оценки должна быть дополнена методами, позволяющими получать накопительную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере – в решении учебных задач.
Один из таких методов – проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.
Методами, служащими цели получения накопительной оценки, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Итак, итоговая оценка состоит из двух составляющих: накопленной оценки и оценки за итоговые работы. Основным методом накопительной системы оценки является портфолио.
«Портфолио» – иностранное слово. В переводе с французского означает «собрание листов», с итальянского - «портфель», «папка с документами», с английского - «портфель для документов». В русском языке слово «портфолио» может употребляться в мужском и в среднем роде!
Портфолио - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. как в рамках школьной жизни, так и за её пределами.
Портфолио наполняется учеником самостоятельно под руководством родителей. Работа с родителями по ведению портфолио проводится на родительских собраниях, где даются рекомендации по ведению и наполняемости портфолио. Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные проверочные работы (стартовые, промежуточные, итоговые) и таблицы образовательных результатов, в конце учебного года - метапредметные таблицы результатов.
Согласно предложенной структуре ученик может поместить любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.
При этом важно, чтобы ученик не просто отбирал какую-нибудь работу, но и мог бы обосновать свой выбор.
Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
В конце каждого учебного года дети нашей школы проводят рефлексию и самоанализ своего портфолио, на основе которого строят презентацию по теме: «Мои достижения» на итоговых классных часах, которые проводятся с приглашением родителей, гостей.
Презентация портфолио проходит в свободной форме, у каждого учащегося есть возможность продемонстрировать свои индивидуальные достижения в той или иной области. Это может быть музыкальное исполнение, инсценирование, показ какого-нибудь спортивного достижения, личная выставка работ, презентация с использованием ИКТ, демонстрация произведений собственного сочинения и т.п. При этом ученики не только индивидуально могут представлять свои достижения, но и задействовать в представлении своих друзей, одноклассников, родителей.
Портфолио помогает отслеживать индивидуальный прогресс учащегося и демонстрирует его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Вывод: Портфолио позволяет говорить о том, что с его помощью может быть обеспечен достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения, оценки.
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; оценку деятельности педагогов и школы, результатов деятельности системы образования. Возникают трудности с анализом тех материалов, которые собраны в папке достижений учащегося. Необходимо просматривать каждый портфолио, для того, чтобы произвести качественную и содержательную оценку. Впереди еще много работы по совершенствованию этой системы!
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915