Формирование читательских умений как фактор успешного выполнения интегрированных контрольных работ


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4», г. Малоярославец
Малоярославецкого района Калужской области
Формирование читательских умений как фактор успешного выполнения интегрированных контрольных работ
Гаврилова Т.В.
учитель начальных классов
высшей категории
2013-2014
На одной из древних египетских плит высечена надпись: «Обрати свое сердце к книгам. Право, нет ничего выше книг».
В практике обучения чтению акцент долгое время делался на наращивании
темпа, а эффективность работы учителя проверялась и оценивалась по тому, насколько быстро читают его ученики. Предлагаемыми после чтения вопросами проверялось, как правило, усвоение поверхностного слоя текста, его содержания. При проверке умения читать ребенка нацеливали на беглое, «порхающее» чтение. Результат часто соответствовал известной русской пословице: «Читает – летает, да ничего не понимает».
Люди читают сотни веков, но только в наше время столь остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основной причиной этого является резкое, «лавинообразное» возрастание объемов информации, для усвоения и управления которыми требуется и существенное ускорение освоения информацию.
Научные исследования давно доказали, что отношение человека к книге – активное или умеренно пассивное – формируется в младшем школьном возрасте.
По какой бы образовательной системе учитель начальных классов не работал бы его целью стоит – вырастить функционально грамотную личность. Это личность, которая способна реализовать себя в жизни, использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Жизнь показывает, если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он занимает в коллективе заметное место, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально такой ребенок будет переживать свой недостаток.
Как показывает опыт, обычно быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание. Известный ученый педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в 5 классе.
Но и до пятого класса ребёнок будет выполнять много различных работ по - разным предметам, и прежде чем их выполнить, ему придётся их прочитать.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.
Если мы рассмотрим интегрированную работу 1 класса, то мы увидим, что в среднем она занимает 3 страницы печатного текста. В среднем в такой работе ребёнку 1 класса придётся прочитать около 300 слов, причём ему ещё надо будет и писать, и конечно думать, что он пишет. Если учащийся будет читать текст нормой 30 слов в минуту, то только на прочтение этой работы ему потребуется около 10 минут. Такое же время потратят в среднем и ученики 2-4 класса на прочтение своей контрольной работы. А ещё ребёнку надо выполнить 5-6 заданий обязательных и 4-5 заданий дополнительных. Сделать и успеть проверить.
Рассмотрим задание, которое в интегрированных работах идёт самым первым.
Задание 1
1) Начни читать рассказ. По сигналу учителя поставь палочку после слова, на котором закончил читать.   _______________  ( количество)
Поэтому, для меня сегодня, как для учителя, актуален вопрос: «Как лучше организовать учебный процесс? Как сформировать субъективную позицию учащихся в школе на уроках литературного чтения? Как с помощью литературного текста помочь ребёнку не только разбудить чувства, но и расширить границы сознания, развить мышление»
Поэтому применяя новые технологии на своих уроках я «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (литературное чтение, русский язык, окружающий мир); «Компетентностный подход в обучении», я не забываю и о проверенных ранее и дополняющих друг друга методик.
Упражнения я записываю, сохраняю и применяю с помощью интерактивной доски. Это быстро и удобно. Для большей эффективности эти упражнения я включаю и во внеурочную деятельность, например, в такой предмет как «Риторика»
Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя. Не секрет, что очень часто, когда ребёнок не понимает текст, виной тому, что он торопился, заменил буквы, не понял слова, в итоге не увидел связь в прочитанном. Данные упражнения из урока в урок приучают ребёнка в быстром темпе читать и распознавать слова, которые имеют похожий набор букв.
1 -4 класс
Кто самый внимательный? Развивает зоркость внимание к слову.
Слова, написание которых отличаются одной буквой:
козы - коса   друг-враг   ветер-вечер
травы - травка   след-следы  дедушка-девушка
Чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:
город-горох-грохочетвьют - вьюн- вьюгажалеть-желтеть, жилет, желать.
Чтение слов с твердой и мягкой согласной:
ест-есть   угол-уголь   мел-мель
полка-полька   крыло - крылья   галка-галька
мел-мель   лист - листья Чтение разных слов с одинаковой приставкой:
развел-развесил   прогибать - пробегают
побежал-полежал   прихлопнуть - притопывать
(для слабо читающих)   (для быстро читающих)
Чтение слов с одинаковым окончанием:
салазках  колючий   соседи   небесами   простые   лесок
сказках  случай   медведи   коврами   золотые   голосок
веселый   олени   лебедями   смешные   снежок лиловый   тюлени   тополями   зеленые   лужок Слова выписываем из разбираемых на уроках произведениях.
Читай быстро целыми словами. Направлено на развитие «поля» и способа чтения. Начинать надо с простых слов, с малого «поля» чтения. Слоговые трудности надо наращивать постепенно.
Чтение односложных слов:
ус   крот   брат   вдруг   хруст
уж   глаз   волк   гвоздь   взять
душ   двор   внук   дрозд   брат
нос   круг   полк   класс   хвост
рот   порт   гость   гром   взгляд
рог   стул   крот   треск   дрожь
день   квас   пень   слон   блеск
петь   двор   день   кран   ткач
Чтение двусложных и трехсложных слов:
зима   доктор   деревья
поле   валенки   травинки
кусты   пестрый   подумал
земля   снежок   навстречу
сучок   стряхнул   бабушки
каждый   прикрыл   кормушка
страна   трактор   настала
Чтение однокоренных слов (эту группу слов надо включать в урок, когда «поле» чтения будет не менее 5-7 букв):
бег – бежать – бегство   море – моряк - морской
вода - водный – водяной   чисто - чистить – чистильщик
Чтение слов – синонимов:
ключ-родникзабор - изгородь-плетеньстеречь - охранять - караулить- сторожитьхрабрый – смелый - отважный.
Чтение словосочетаний с предлогом и без предлога;
дед да баба   грачи прилетели
весна - красна   кататься на санках
медведь в берлоге   заяц- беляк
последний снег   жили-были
2 класс Во втором классе в упражнения связанные со зрительным восприятием вводятся слова с наращиванием для быстрого чтения.
Слова трехсложные и четырехсложные:
Наблюдает-соблюдает.Срывают-скрывают.
Слова с наращиванием, на карточках для быстрого чтения:
Зелень – зеленело - зазеленело.Двигать – двигаются – подвигаются.
Более трудные слова, написание которых, включает несколько одинаковых букв:
Догореть – догорать - догонять.Бархат – бархан – бронхит.
Словосочетания и предложения:
Медведица с медвежатами.Лисица с лисятами.Птицы улетают на юг.Огромные лужи воды.Пестрый ковер из листьев.
Группа слов синонимов для быстрого чтения:
Родной - родимый, знакомый, близкий.Смелый - зрелый, плохой, увядший.Готовить-варить, стряпать, есть.
Методика "Анаграммы" (по книге В. Эдигей "Учись читать, малыш!" Киев 1994 г.)Предложите ребенку прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можете взять карандаш и показать в первом предложении, какие буквы куда переместились и где их место. Обратите внимание ребенка на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом тексте. Попробуйте читать через слово, одно слово ребенку, одно читайте сами. Когда вы прочитаете половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который вы только что читали и предложите ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят, что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как будто их глаза скользят с горки, читать становится очень легко. Эта техника позволяет очень быстро улучшить скорость чтения ребенка.
1.На келыбар.
Ратеяб  лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.
2.никУче.
реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!
3. В селу.
ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!
4.соЛь.
соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.
5.амиЗ.
тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!
6.ныСнейж чайзик.
неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.
Ответы.
1. На рыбалке.
Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.
2. Ученик.
Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.
3.В лесу.
Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!
4. Лось.
Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.
5.Зима.
Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!
6.Снежный зайчик.
День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.
2. Упражнения, совершенствующие произношения. Они направлены на работу над дикцией и в определенной последовательности орфоэпическим произношением.
Эта группа упражнений способствует более правильному и выразительному чтению. Речь пришедших детей очень часто страдает недостатками. Дети не замечают своих ошибок, так как привыкают к своей повседневной речи. Упражнения в произношении делает речевой аппарат более подвижным четко произносятся слова, и темп чтения убыстряется.
1 -4 класс
Упражнения, направленные на отработку артикуляции отдельных звуков с разной интонацией:
и, а, э, у, ыи - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э - иа - и, а - ы, о - ы, о - и, а - э, о – у.Упражнения в чтении букв парами:
э - е, а - я, о - е, у - ю, ы - и;А-Я аист, март, сахар, яма, яблоко;О-Е нос, нес, мороз, лед, замерз;У-Ю пух стул, клюв, уютно, южный;Упражнения, в чтении согласных:
Ш - школа, шалаш, кувшин, карандашЖ - лыжи, флажок, желудь, жаворонок, ужи, ежиЩ - плащи, клещи вещи, щенокС - зима, зеленый, звон, язык, здоровьеЦ - цапля палец, царапина, мельница.
Упражнения, в отчетливом произношении согласных в слове:
З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.У Сени и Сани в гостях сом с усами.Ч-Ж-Щ-Ш Швец и жнец и на дуде игрец.
Произношение скороговорок и чистоговорок. Чистоговорки дети придумывают на каждом уроке чтения в 1 классе во время изучения букв. Мы их записываем и создаём свой проект. В процессе проектной работы обучающиеся знакомятся с новыми определениями, учатся пользоваться словарями, а также находить необходимую информацию в Интернете. Знакомясь со скороговорками (Приложение 1) и чистоговорками (Приложение 2) обучающиеся разучивают их, что способствует исправлению неправильного произношения звуков. Данный проект способствует развитию памяти, внимания, мышления, а также чувства рифмы.
Произношение слов произносится с заданием:
произноси медленно;
произноси чуть быстрее;
произноси чуть выше;
произносите тихо.
Упражнения в произношении ряда слов и скороговорок произносятся с понижением и повышением голоса и в различных темпах:
упражнения, в произношении сочетаний звуков «чн»: скучно, конечно, скворечник, прачечная;
упражнения в произношении звонких, перед глухими согласными: Ст- дрозд, ш -ложка, подружка, ф -вправо.
упражнения «говорите правильно»: лягу, ляжешь, случай; носки-носков, чулки- чулок; сапоги-сапог.
3. Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания. Они направлены на быстрое овладение слов в процессе чтения. Понимание содержания произведения и его смысла раскрывается через понимание значения слов.
Упражнения, в подборе обобщающего слова:
чиж, грач, сова, стриж, ласточка;ножницы, клещи, молоток, грабли, пила;шарф, варежки, шапка, пальто.Разделение слов на группы:
коза корова, соловей, овца, сорока;заяц, огурец, капуста, ежик, горох;апельсин автобус, абрикос, яблоко, трамвай.Найти лишние слова:
река   муравей   голубь
ручей   ель   воробей
лейка   ольха   синица
озеро   береза   клест
пруд   осина   верблюд
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет научить детей комплексному анализу художественного текста. При этом вырабатывается техника написания сочинения, что позволяет готовить учащихся к успешной выполнению комплексных контрольных работ, позволяя выполнять вопросы, в которых нужно высказать свою точку зрения.
Развиваю своих учеников через использование технологии формирования правильной читательской деятельности, обоснованной Н.Н.Светловской. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС. Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.
Данная технология предполагает применение трех этапов работы с текстом
Технология продуктивного чтения состоит из 3 этапов.
1-й этап. Работа с текстом до чтения.
Цель: прогнозировать будущее чтение и вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Основные приёмы:
-Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
-Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
-Постановка целей урока, с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности обучающихся к работе.
2-й этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимать текст и создать его читательскую интерпретацию(истолкования, оценки). Обеспечить полноценное восприятие текста в ходе перечитывания («медленного» чтения).
Основные приёмы:
-Первичное чтение текста.
-Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
-Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
-Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.
-Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
-Выразительное чтение.
3–й этап. После чтения.
Цель: скорректировать читательскую интерпретацию в соответствии савторским смыслом. Обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Основные приёмы:
-Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
-Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
-Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
-Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
-Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
-Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
-Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
-Соотнесение видения художника с читательскими интерпретациями (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
В технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) мне очень нравятся разные приемы анализа художественного текста. Наиболее эффективные: "диалог с автором" и комментированное чтение.
1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.
Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) "сигналы":
В – вопрос (найди, задай);
О – ответ (ответь на этот вопрос);
П – проверка (проверь точность своих предположений).
Можно это сделать не испортив книгу с помощью документ- камеры.
Важнейшим, эффективным направлением в своей деятельности я считаю обучение школьников умению самостоятельно составлять вопросы к тексту. Очень нравятся детям находить скрытую информацию в тексте. Это задание даётся не всем и не сразу. Но в любом случае ребята с удовольствием ищут ответы на эти вопросы. В таких случаях ответ на вопрос может потребовать знаний и по математике, окружающему миру, жизненных наблюдений. Составление вопросов по содержанию текста положительно влияет на его понимание учащимися, развивает такой прием чтения, как смысловая догадка, а чтобы диалог был содержательным и полноценным, ребёнку необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
- задавать свои вопросы;
- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;
- проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
- включать воображение.
Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений, а значит, развивает их мышление и повышает скорость чтения.
Большое внимание на уроках уделяю словарной работе при чтении любого текста. Здесь использовались разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Как правило, значение непонятных слов объясняют сами дети, если же они затруднялись, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре или в интернете самостоятельно. Ребята привыкли, что дома не только надо текст читать, но и выписать незнакомые слова. Очень трудно даются детям запоминание устаревших или редко встречающихся в их речи. Кстати, такое задание тоже есть в каждой комплексной работе с 1 по 4 класс.
Задание 9. Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года): текст «Сова»
1) Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.
Ответ:Незнакомых слов ________
2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.
Незнакомое слово Значение незнакомого слова
1. ____________ – ____________________________
2. ____________ – ____________________________
3. ____________ – ____________________________
4. ____________ – ____________________________
5. ____________ – ____________________________
6. ____________ – ____________________________
7. ____________ – ____________________________
8. ____________ – ____________________________
9. ____________ – ____________________________
10. ___________ – ____________________________
Часто ребята, читая текст, не осознают того, что не понимают значения многих слов, и это очень мешает пониманию. Так, казалось, сказки А.С.Пушкина, которые дети знают с детства, при разборе вызывают трудности, т.к. очень многие слова ребята даже не догадываются объяснить. Им кажется, что они это слово понимают, а когда начинаем разбирать смысл того или иного слова, звучат неправильные ответы. Поэтому я стараюсь чередовать объяснение понятных им и непонятных слов. Игра приходит на помощь. «Попробуйте объяснить это слово иностранному гражданину…» Работа на уроке поставлена так, что каждому ученику в среднем надо объяснить 5 слов по новому или уже изученному тексту.
Очень тяжело даётся детям определять главные мысли в тексте. Поэтому, в качестве разминки на 5 минут работу с текстом в группах или в парах. Тексты подбираю в соответствии с темой или изучаемым автором на уроке. К таким текстам даётся задание.
1 класс.
Одуванчики.
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.) (По К. Соколову-Микитову.)
 1. Внимательно прочитай текст.2. Выдели главные мысли текста.
3.Ответь на вопросы:
В какое время года происходят события? Почему?
Из каких цветов сплела Танюша венок?
Почему венок назван золотым?
С чем сравнивается цветок одуванчика?
Когда одуванчик становится белым?
Почему эти цветы зовут одуванчиками?
Какие слова тебе незнакомы?
Что такое венок?
4. Давай попробуем проиграть в театр и разыграть это произведение. Кем бы ты хотел(а) быть?
На уроках литературного чтения используются элементы драматизации. Ребята с удовольствием ставят маленькие спектакли по прочитанным произведениям. Эта работа чаще всего проходит в группах. Потом мы сравниваем показанное, отмечаем, что удалось и над чем ребятам надо ещё работать.
На каждой из стадий урока я опираюсь на технологию развития критического мышления использую различные методические приёмы. Их достаточно много.
Например, кластер.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова для стимулирования мыслительной деятельности. Учащиеся могут при составлении кластера найти непонятные им явления, что может создать проблему на уроке, требующую разрешения.
Приём «Верные, неверные высказывания».
Не В В
Учащиеся записывают в тетрадь в левую колонку номера «верных» высказываний, а в правую – «неверных» высказываний.

Например, учитель предлагает вопросы по теме « Текст»:
1.Текст состоит из одного предложения
2. Текст состоит из нескольких любых предложений
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу
4. Текс обязательно имеет заголовок
5. Текст не всегда имеет заголовок
6. текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму
7. Текст может быть не большим по объёму
8. Текс может состоять из нескольких частей
9. Текст всегда состоит из одной части
Приём « Корзина идей»
Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок « КОРЗИНА», в которую условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится в следующем порядке:
Задаётся вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает ( строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.
Далее, каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
Все сведения кратко, в виде тезисов записываются учителем в «корзину» идей( без комментариев» даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информацией.
Методический приём, известный как ИНСЕРТ.
(интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Авторы Воган и Эстес,1986 г).
Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить их ставить на полях в процессе чтения текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения.
Пометки могут быть следующими:
«!» - я это знал (информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.
«+» - новое для меня (ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом).
«-» - вызывает у меня сомнения (эта информация идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями)
«?» - вопрос (отмечается то, что осталось у ученика непонятным и требует дополнительных сведений)
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой информации. На практике, ученики просто пропускают то, что не поняли. А в данном случае, маркировочный знак обязывает их быть внимательнее, и проявить интерес, задать вопрос и самостоятельно найти ответ на непонятный факт. Знак « вопроса» стимулирует ученика к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они знают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ у учителя на следующем уроке.
Главная задача стадии осмысления – поддержать активность, созданную во время первой стадии вызова. На этой стадии осуществляется критический и сравнительный анализ и синтез.
Приём « Тонкие и толстые вопросы»
Толстые Тонкие
Объясните, почему? Кто?
Почему вы так думаете? Что?
Предположите, что будет если? Верно ли?
Приём составления маркировочной таблицы:
З Х У
В данную таблицу, необходимо заносить сведения и факты только своими словами, не цитируя учебник или текст, предложенный в учебнике. Данный приём позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то предложить детям завершить работу дома.
Пример:
З Х У
Слова признаки
Отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Каким членом предложения являются, как подчёркиваются в предложении Слова признаки отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое?какие? в предложении является второстепенным членом и подчёркивается волнистой линией
Завершающим этапом является стадия рефлексии(размышления), главная задача которой является вывести знания на уровень понимания и дальнейшего применения. Происходит творческая переработка, анализ, оценка изученной информации, работа ведётся в парах, индивидуально, группами. Возможно заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям. Написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант и тд.
Приём « Написание синквейна»
В переводе с французского слово « синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам Синквейн – мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи, он позволяет научить школьников излагать личное отношение к тому, или иному понятию. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал.
Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать 2 прилагательных раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза т обобщения понятий и информации.
Задания могут быть различными: составить синквейн, определить тему синквейна ( слова в первой строке), составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку.
Из представленных синквейнов учителю видно, кому данная тема понятна, а кому нет.
Рефлексию можно провести с применением опоры:
Сегодня на уроке я узнал…
В группе работать мне было…., потому что…
Помогал мне…
Мешал мне…
На уроках часто использую интернет. На уроках часто звучит музыка, чтобы создать атмосферу к читаемым произведениям, просматриваем диафильмы, отрывки художественных фильмов снятых по произведениям авторов, которые мы читаем.
Ученики моего класса стали к концу 3 класса активны, проявляют большое желание посещать библиотеку и школьную, и городскую. С первого класса школьники ведут читательские дневники. В дневниках отмечали дату чтения, автора и название произведения, рассказывают о ком или о чем книга, что понравилось или не понравилось. Объясняют свой выбор. (Почему?) Дети делятся впечатлениями о прочитанных произведениях, рассказывая своим одноклассникам о самом интересном в книгах. Уроки литературного чтения дают толчок к творческой самостоятельной деятельности каждого ученика и свидетельствуют повышению интереса к книге и чтению.
Наш класс на протяжении 3 лет занимает призовые места в школьном конкурсе «Реклама книг». Ребята являются активными участниками концертов, а публичные выступления дают детям уверенность в своих силах. Им очень нравятся аплодисменты. Но, как и многим актёрам, перед выходом на сцену приходится много работать дополнительно над голосом, текстом.
Мои ученики являются призёрами со своими исследовательскими работами в школьной научно – практической конференции. В 2014 году получили грамоту и призы от Детской библиотеки за участие в Неделе книги, где ребята показали отрывки из произведения А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия меня, как учителя, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению. Большая работа по популяризации домашнего чтения проводится с родителями учеников. На каждом родительском собрании уделяется время, для того чтобы разъяснить задачи, которые надо решить современным ученикам, раздаю различные памятки.(Приложение 3)
Темы, рассматриваемые на родительских собраниях.
1класс
1. Как научиться быстро читать.
2.Семейное чтение.(Тренинг)
3. Экскурсия по домашней библиотеке. (Книги, которые должны быть в каждой семье)
4. Чтение с увлечением. Чтение книг летом.
2класс
1.Как готовить домашнее задание по чтению.
2. Как беседовать с детьми о прочитанном3. Как помочь своему ребенку улучшить чтение
4. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка
3класс
1. Чтение – это беседа с мудрецами
2. Как учить ребёнка пониманию текста?
3. Семейное чтение – приятное общение
4. «Не позволяй душе лениться…» О летнем чтении.
4класс
1.Работа с научными текстами.
2. Роль чтения в жизни.
3. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Связь чтения с другими предметами.
4.Читающий человек - успешный человек.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования к ступени начального образования. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Приложение 1
Скороговорки раздаю по количеству уроков сразу на неделю.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека – в pеке pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку цап!
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, лавировали, дa не вылaвиpовaли.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
Везет Сеня Сaню с Соней в сaнкaх. Сaнки скок! Сеню – с ног, Сaню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугpоб – хлоп!
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Архип осип. Осип охрип.
Вылит колокол, да не по-колоколовски. Шит колпак, да не по-колпаковски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Из-под Костромщины шли четверо мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
У перепелa и перепелки пять перепелят.
Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.
Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозугpызут.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.
Вор воровал, да не доворовал, а стал доворовывать, да доворовался.
Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
Купи кипу пуха.
Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.
А мне не до недомогания.
Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Бранденбургские рододендроны из дендрария.
Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, брат Игнат бородат.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
Была у Фрола, Фролу наЛавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии. Лигурийцы регулировщика ругали.
«Полили ли лилию? Видели ли Лидию?» – «Полили лилию. Видели Лидию».
Протокол про прокол протоколом запротоколировали.
Интернет-интервьюер интервента интервьюировал, интервьюировал, да так и не проинтервьюировал.
Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
Лирики из городка Нерли на Нерли-реке читали лимерики.
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, прапорщик с прапорщицей, подпрапорщик с подпрапорщицей.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Юля юлила, а Константин все констатировал и констатировал.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
О любви не меня ли вы, милый, молили, И в туманы лиманов манили меня? На мели мы лениво налимов ловили, И вы мне меняли налим на линя.
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Граф Патто играл в лото. Графиня Патто знала про то, что граф Патто играл в лото. А граф Патто не знал про то, что графиня Патто знала про то, что граф Патто играл в лото.
Расчувствовавшаяся Варвара расчувствоваланерасчувствовавшегосяВавилу.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Баркас примчался в порт Мадрас,
Матрос принёс на борт матрас,
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
У боярина бобра нет богатства, нет добра – два бобренка у бобра лучше всякого добра.
Саша само совершенство, а ещё самосовершенствуется.
Шёл Саша по шоссе и сосал сушку.
В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких курчавеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто.
Водовоз вёз воду из водопровода.
Вот топор, вот топорище, вот кнут, вот кнутовище.
Карпу Поликарповичу Поликарп Карпыч подкарауливал в пруду карпов. А в пруду у Поликарпа – три карася и три карпа.
Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
На пеньке опять пять опят.
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить, не перевычеботарить.
Нашего пономаря не перепономаривать стать. У всякой пташки свои замашки.
Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
С вишен галок поп, пугая, в саду увидел попугая, мимо Пахом ехал верхом. Увидал Пахом, стал браниться с попом: «Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай». Но пустой голове всё трын трава.
Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой. Сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Шёл косой козёл с косой, пришёл косой козёл с косой.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши, становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь, чище шею, суше уши, и не пачкай больше уши.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара сильно карала
Карла за кражу кораллов!
На дорожках дрожки,
В дрожках кошки и блошки,
У кошек ложки,
У блошек сапожки.
Фальсификаторы фальсифицировали фальсификации да не выфальсифицировали.
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа- мужа, без ужа-мужа будет хуже.
Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу.
— Грабь граблями гравий, краб.
Сшит колпак, вязан колпак,
Да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол,
Да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать,
Да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать,
Да перевыколоколовать.
Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок —
Сорок морок.Приложение 2 (Составила: Ершова М., ученица 1 класса)Буква «Б»
Ба – ба – ба – на доме кирпичная труба.
Аб – аб – аб – огромное дерево баобаб.
Об – об – об – у человека есть лоб.Бо – бо – бо – я занимаюсь самбо.
Би – би – би – за окном летают голуби.
Иб – иб – иб – сорвал я гриб.
Бе – бе – бе – зимой гуляю в шубе.
Еб – еб – еб – в магазине купил хлеб.
Бу – бу – бу – вёслами гребу.
Уб – уб – уб – на поляне растёт дуб.
Еб – еб – еб – листья в кучу я всё сгрёб.
Бы – бы – бы – в лесу растут грибы.
ыб – ыб – ыб – на крючок поймаю рыб.
Буква «В»
Ва – ва – ва – на лугу трава.
Ву – ву – ву – видел я в лесу сову.
Во – во – во – текст пишу я заново.
Вы – вы – вы – накошу козе травы.
Ви – ви – ви – в земле живут черви.
Ав – ав – ав – ползёт длинный удав.
Ув – ув – ув – выдул шарик стеклодув.
Ов – ов – ов – на ужин сегодня плов.
Ыв – ыв – ыв – выиграл я заплыв.
Ив – ив – ив – на дереве растёт чернослив.
Буква «Г»
Га – га – га – у барана есть рога.
Гу - -гу – гу – куклу Милу подстригу.
Аг – аг – аг – бело-сине-красный флаг.
Уг – уг – уг – у меня много подруг.
Го – го – го – научусь танцевать танго.
Ог – ог – ог – в школе учит педагог.
Ги – ги – ги – красиво поют иволги.
Иг – иг – иг – в спорте много я достиг.
ыг – ыг – ыг – через лужу ловко прыг.
Буква «Д»
Де – де – де – рыбы плавают в воде.
Ед – ед – ед – вижу зайчика я след.
Ду – ду – ду – вещи в сумку я кладу.
Уд – уд – уд – люблю нырять я в пруд.
Ды – ды – ды – принесу в ведре воды.
Ыд – ыд – ыд – плачет девочка навзрыд.
Ди – ди - ди – в лесу живут медведи.
Ид – ид – ид – красивый с горы вид.
Ёд – ёд – ёд – на речке прочный лёд.
Буква «Ж»
Жу – жу – жу – кукле шапочку вяжу.
Уж – уж – уж – по тропинке ползёт уж.
Жи – жи – жи – У папы есть пасатижи.
Иж – иж – иж – на дереве сидит стриж.
Жа – жа – жа – на дороге большая лужа.
Аж – аж – аж – я беру с собой багаж.
Же – же – же – я живу на втором этаже.
Еж – еж – еж – дядя едет за рубеж.
Ёж – ёж – ёж – на перемене в классе галдёж.
Буква «З»
Зы – зы – зы – люблю цветочки розы.
За – за – за – за окном дождь и гроза.Зо-зо-зо – очень прочное железо
Зе – зе – зе – готовлю с мамой я безе.
Зи – зи – зи – на окнах в классе жалюзи.
Ыз – ыз – ыз – хомячок сухарик сгрыз.
Аз – аз – аз – красивый камень топаз.
Оз – оз – оз –по рельсам едет тепловоз.
Ез – ез – ез – на чердак залез.
Из – из – из –повешу сторы на карниз.
Буква «Л»
Ла – ла – ла – в море плавает акула.
Ло – ло – ло – у нас дома тепло.
Ли – ли – ли – к крыши капли капали.
Лу – лу – лу – в руки я возьму метлу.
Лы – лы – лы – завязали мы узлы.
Ал – ал – ал – какой красивый новогодний бал.
Ол – ол – ол – мы забили гол.
Ул – ул – ул – ветер сильный дул.
Ил – ил – ил – на берег выплыл крокодил.
ыл – ыл – ыл – у меня в гостях друг был.
Буква «М»
Ма – ма – ма – уроки делаю сама.
Му – му – му – в руки ручку я возьму.
Мы – мы – мы – я смотрю на холмы.
Ми – ми – ми – кошку покорми.
Мо – мо – мо – нам пришло письмо.
Ам – ам – ам – мы читаем по слогам.
Ом – ом – ом – мы скатаем снежный ком.
Им - им - им – громко говорим.
Ум – ум – ум – ем конфеты «Каракум».
ым – ым – ым – из трубы идёт дым.
Буква «Н»
На – на – на – в зоопарке живёт обезьяна.
Но – но – но – в моей комнате темно.
Ны – ны – ны – на водопой идут слоны.
Ни – ни – ни – на лугу пасутся кони.
Ну – ну – ну – смотрю на луну.
ын – ын – ын – у мамы хороший сын.
Ин – ин – ин – иду мимо машин.
Ун – ун – ун – по дому бегает грызун.
Он – он – он – ночью снится сон.
Ан – ан – ан – по полю бегает баран.
Буква «П»
Па – па – па – на даче растёт репа.
По – по – по – я поставлю горшок в кашпо.Ап – ап – ап – слышен громкий топот лап.
Оп – оп – оп – звёзды вижу в телескоп.
Пу – пу – пу – Бобик дай мне лапу.
Уп – уп – уп – на обед сегодня суп.
ып – ып – ып – зову цыплёнка цып- цып- цып.
Пы – пы – пы – на водопое антилопы.
Пи – пи – пи – стулом не скрипи.
Ип – ип – ип – купил мой папа Джип
Буква «Р»
Ра – ра – ра – в школу нам идти пора.
Ру – ру – ру – в Австралии живут кенгуру.
Ро – ро – ро – наберу воды в ведро.
Ры – ры – ры – плотину делают бобры.
Ри – ри – ри – со стола всё убери.
Ар – ар – ар – из кастрюли идёт пар.
Ур – ур – ур – покормите своих кур.
Ор – ор – ор – мы ходили в сосновый бор.
ыр – ыр – ыр – вкусный сыр едим.
Ир – ир – ир – по утрам я пью кефир.
Буква «С»
Са – са – са – в лесу живёт лиса.
Со – со – со – у машины большое колесо.Су – су – су – боимся мы осу.
Си – си – си – поедем на такси.
Сы – сы – сы – заплетает мама косы.
Ас – ас – ас – бегут дети в класс.
Ос – ос – ос – на столе лежит кокос.
Ус – ус – ус – я не трус.
Ис – ис – ис – на окне цветёт ирис.
ыс – ыс – ыс – не боимся даже крыс.
Буква «Т»
Та – та – та – красивая лента.
То – то – то – у меня есть пальто.
Ты – ты – ты – одену белые банты.
Ти – ти – ти – в классе учатся дети.
Ат – ат – ат – скоро будет закат.
От – от – от – мама варит мне компот.
ыт – ыт – ыт – слышим стук копыт.
Ит – ит – ит – вылечит всех Айболит.
Буква «К»
Ка – ка – ка – осторожно злая собака.
Ко – ко – ко – мне решать пример легко.Ку – ку – ку – кричит петух ку-ка-ре-ку.
Ки – ки – ки – в пруду купаются утки.
Ак – ак – ак – вышел клоун весельчак.
Ок – ок – ок – пересажу цветы в горшок.
Ук – ук – ук – у нас на даче растёт лук.
ык – ык – ык – я к вам привык.
Ик – ик – ик – во дворе висит турник.
Буква «Х»
Ха – ха – ха – несёт яблоко ежиха.
Ах – ах – ах – у цветов приятный запах.
Хо – хо – хо – в лесу гуляет эхо.
Ох – ох – ох – в поле рос горох.
Ху – ху – ху – на балконе видел муху.
Ух – ух – ух – у меня хороший слух.
Хи – хи – хи – люблю читать стихи.
Их – их – их – очень длинный стих.
Ех – ех – ех – у меня грецкий орех.
Хе – хе – хе – у меня серёжка в ухе.
Буква «Ю»
Рю – рю – рю – за поиск я благодарю.
Юр – юр – юр – хороший педикюр.
Дю – дю – дю – приготовлю я фондю.
Юд – юд – юд – по пустыне шёл верблюд.
Юм – юм – юм – в компоте есть изюм.
Лю – лю – лю – на уроках я не сплю.
Юс – юс – юс – в примере стоит плюс.
Ню – ню – ню – в шкатулке бусы я храню.
Юн – юн – юн – по забору ползёт вьюн.
Ют – ют – ют – в небе красочный салют.
Юв – юв – юв – у птицы красивый клюв.
Юбб – юб – юб – читает книги книголюб.
Буква «Ш»
Ша – ша – ша – на завтрак манная каша.
Аш – аш – аш – под деревом шалаш.
Ше – ше – ше – встать надо пораньше.
Еш – еш – еш – поеду в Бангладеш.
Шу – шу – шу – портфель в школу соберу.
Уш – уш – уш – у мамы в косметичке тушь.
Иш – иш – иш – Федя пришёл первый на финиш.
Ши – ши – ши – летят по небу олуши.
Буква «Ч»
Ча – ча – ча – на поле напала саранча.
Ач – ач – ач – кричит на дереве грач.
Чо – чо – чо – приготовлю я лечо.
Оч – оч – оч – за окном уже ночь.
Чу – чу – чу – немножко обруч покручу.
Уч – уч – уч - на математике чертили луч.
Чи – чи – чи – прилетели грачи.
Ич – ич – ич – на стройке лежит кирпич.
Че – че – че – в этом месте река мельче.
Еч – еч – еч – в музее хранится старинный меч.
Буква «Щ»
Ща – ща – ща – красивая роща.
Ащ - ащ – ащ – был у мамы серый плащ.
Ощ – ощ – ощ – помидор-это овощ.
Щу – щу – щу – змея в воздух запущу.
Щи – щи – щи – постираю свои вещи.
Ищ – ищ – ищ – всегда поможет мне товарищ.
Ще – ще – ще – во дворе сугробище.
Ещ – ещ – ещ – в речке плавает лещ.

Приложение 3
Памятка для родителей.
Упражнения для улучшения техники чтения
 Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению, родители могут воспользоваться следующими приемами. 
 1. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать. 2. Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения. Сегодня в интернете есть в диафильмы, перенесённые на электронные носители http://diafilms.com/
 3. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.
 4. Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.
5. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Например:
Забавные предложения
На бумаге записывают слово из пяти-семи букв, например: "замок", "плакат", "магазин".
Необходимо составить предложение, где каждое новое слово будет начинаться соответственно с первой, второй, третьей и последующей буквы основного слова. Соблюдая это условие, участники вольны придумывать самые абсурдные фразы.
ЗАМОК - Знаменитый Артист Муркин Оставил Кино.
ПЛАКАТ - Почему Лиловый Астролог Курит Ароматную Трубку.
МАГАЗИН - Милая Аня Горюет А Зина Ищет Носки и др.
Вариант:
Эту игру можно превратить в интересное соревнование, если каждый участник попытается составить предложение из одного и того же базового слова. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Многократное чтение
Ребёнку предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
  
 Источники:
http://nachschool.3dn.ru/index/tekhnika_chtenija/0-2http://festival.1september.ru/articles/576307/ Федяева Л.М, Виды упражнений, способствующие формированию навыков чтения в начальной школе
http://www.tvoyrebenok.ru/igry_s_bukvami.shtml Игры с буквами и словами
В. Эдигей "Учись читать, малыш!" Киев 1994 г
http://diafilms.com/ Коллекция диафильмов
http://www.bertyakova.ru Тексты для тренировки навыков чтения
Интегрированные работы
1 класс
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/integrirovannaya-kontrolnaya-rabota-1-klass-konet Е. Чарушин «Яша»
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/integrirovannaya-rabota-dlya-1-klassa-konec-goda  «Друг или враг»
2 класс
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/kompleksnaya-kontrolnaya-rabota «Бегающие птицы».
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/integrirovannaya-kontrolnaya-rabota  «Большой пёстрый дятел»
3 класс
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/integrirovannaya-proverochnaya-rabota-dlya-3 Почему ель называют «Лесной красавицей»?
4 класс
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/kompleksnaya-itogovaya-rabota-4-klass-v-ramkakh-t «День рождения», Комплексное задание «Цветок кактуса»
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/integrirovannaya-proverochnaya-rabota-dlya-4-klassa-konets-goda «Кит -убийца»