Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе для 11 класса «Повторение изученного, или открываем для себя поэта…»


Интегрированный урок русского языка и литературы, 11 класс
«Повторение изученного ИЛИ открываем для себя поэта…»
(75-летию со дня рождения В. С. Высоцкого посвящается)
Разработала: учитель русского языка
и литературы МОБУ СОШ с. Октябрьское
Попова Елена Ивановна
Слова бегут, им тесно - ну и что же! -
Ты никогда не бойся опоздать.
Их много - слов, но всё же если можешь -
Скажи, когда не можешь не сказать.
В. Высоцкий
«Красивых любят чаще и прилежней…»

Цель: 1) обобщение и систематизация изученного: отработка заданий части А (13,
14, 18) и части В КИМов ЕГЭ;
знакомство с биографией и творчеством В. С. Высоцкого;
2) развитие речи, словарного запаса, орфографической зоркости обучающихся;
формирование навыков анализа поэтического текста, исследовательской
деятельности, выразительного чтения;
3) пробуждение интереса к поэтическому наследию В. С. Высоцкого и его
личности – «открытие» обучающимися имени самобытного поэта.
Оборудование: портрет поэта; томики стихотворений; подсвечники; букет неярких цветов, плакаты; презентация к уроку, тексты произведений, материал для сообщений и рабочий материал.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока:
- С сегодняшнего урока мы с вами будем повторять изученный материал, над которым работали на протяжении нескольких лет, тем самым готовить себя к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. Поэтому частично будем повторять теорию по разделам языка, развивать навыки пунктуационного и синтаксического разбора простых и сложных предложений, словосочетаний; совершенствовать умения обобщать, сравнивать и делать выводы.
И в преддверии празднования юбилейной даты со дня рождения В. С. Высоцкого хочется использовать возможность прикоснуться к его поэтическому наследию. Мы попытаемся «войти» в мир поэта, понять его. Зачастую мы не до конца чувствуем гениальность писателя или поэта не только в создании образов и миросозерцании, которые индивидуальны для каждого из них, но и в языке. Не случайно эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова самого поэта (обращение к эпиграфу).
II. Подготовительный этап к основной работе на уроке:
1. Выступление биографа (заранее подготовленный обучающийся кратко рассказывает о важнейших вехах жизненного и творческого пути поэта, сопровождая рассказ показом презентации): данные сообщения отражены в табличном варианте (в буклете), куда обучающиеся имеют право вносить заметки об услышанном (буклет вклеивается в тетради по литературе).
Основные события в жизни В. С. Высоцкого Мои заметки об услышанном

2. Слово учителя:
- Для большинства людей Владимир Семёнович Высоцкий был и остаётся популярным бардом, интересным поэтом, воссоздавшим в поэтическом слове образы своих современников, драматизм их нелёгкой жизни. Драма Высоцкого-поэта – в его прижизненной «непечатаемости». Написавший сотни стихотворений и множество песен, он почти не видел своих сочинений на книжных полках или журнальных страницах.
Среди современников В. Высоцкого немало известных литераторов. Он принадлежал к поколению, в котором выделялись имена Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадуллиной, Р. Рождественского. И все же ни с кем и ни с чем не сравнима его прижизненная слава артиста и поэта, «голосом и словом которого кричит Время» (по словам Ф. Абрамова). Любительские магнитофонные записи его песен миллионными тиражами расходились по всей стране. Высоцкий и в стихах, и в своих песнях бесконечно органичен и темпераментен. Поэт был правдив и смел, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию; он был исповедален и искренен во всём, что касалось внутренней жизни его лирического героя. Высоцкий умел страдать и сострадать; как немногие из его литературных современников, умел находить общий язык с миллионами. В этом была его сила, своеобразие и неповторимость его места в культуре этих лет. По масштабам славы с ним не могли соперничать даже Б. Окуджава и А. Галич.
3. Прослушивание аудиозаписей стихотворений или фрагментов песен (в исполнении В. Высоцкого).
III. Работа по основной теме урока:
1. Прочитайте текст (см. Рабочий материал к уроку – приложение №2)
(1)У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. (2)Роли из никем не п..ставле(н,нн)ых и – более того – никем ещё (не)напис(н,нн)ых пьес.
(3)Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написа(н,нн)ы, могли бы появи(т,ть)ся на сцене. (4)Пусть (не)сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. (5)Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий (не)х..тел. (6)Он х..тел играть эти роли сегодня, сейчас, (не)медле(н,нн)о! (7)И поэтому сочинял их сам, сам был режи(с,сс)ером и исп..лнителем.
(8)Он тор..пился, прим..рял на себя одежды, характеры и судьбы других людей – см..шных и сер(ь,ъ)езных, практичных и бе..шабашных, реальных и выдума(н,нн)ых. (9)Он влезал в их заботы, пр..блемы, профе(с,сс)ии и жизне(н,нн)ые принципы, дем..нстрировал их способ мыслить и говорить. (10)Он импровизировал, увл..кался, пр..увеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, од..брял и поддерживал.
(11)Причем все это он делал так т..лантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми п..рсонажами, которых он изображал в своих песнях. (12)Путали и – вост..ргались, путали и – (не)доумевали.
(13)А Высоцкий вроде бы и (не)обращал на это никакого внимания. (14)Он снова и снова выходил на сцену, прод..лжал с..чинять и петь свои – всегда (не)ожида(н,нн)ые, разноплановые, зл..бодневные – «песни-роли». (15)И в общем-то это были уже (не)роли, а, скорее, – целые песни со своими неповторимыми, непридума(н,нн)ыми к..нфликтами, точно выстрое(н,нн)ым сюжетом.
Роберт Рождественский, 1982 год
Выполните следующие задания (устно):
1. Укажите слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня.
2. Укажите слова, в которых пишутся две буквы Н.
3. Найдите слова, с которыми НЕ пишется раздельно.
Знакомство и отработка заданий части В
В1. Укажите способ образования слова ЗЛОБОДНЕВНЫЕ (предложение 14).
В2. Из предложения 13 выпишите все частицы.
В3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании С ТАКИМИ РОЛЯМИ (предложение 3).
В4. Среди предложений 1-7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное назывное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 13-15 найдите предложение с необособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 8-12 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8. Какие из средств выразительности используются в тексте?
1) метафора
2) ряды однородных членов
3) эпитет
4) синтаксический параллелизм
5) сравнение
6) олицетворение
7) инверсия
8) восклицательные предложения
9) лексический повтор
2. Слово учителя:
Сейчас вам представиться возможность «увидеть» самобытность поэзии В. С. Высоцкого, определить выразительные средства в одном из его стихотворений. До этого хотелось бы выслушать литературоведа.
3. Выступление литературоведа:
Исследователь творчества Владимира Высоцкого Хазагеров Г. Г. (доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории мировой литературы Южного федерального университета) отмечает, что «среди черт, отличающих поэтику Высоцкого, есть две, занимающие особое место. Особенность их, во-первых, в том, что всё, заметное невооруженным глазом: деформация идиом, каламбуры, поэтические маски, нарушение языковых норм, гиперболичность, изменяющиеся рефрены, нарочитая симметрия речевой композиции, хрестоматийная ясность аллегорий, яркая рифма, лирическая напряженность, сюжетность - вытекает их этих черт. Во-вторых, интересны эти черты тем, что дают, как кажется, ключ, к языковой философии Владимира Высоцкого - поэта, который вместе со своими современниками шел дорогою всех языковых новаций, но который воистину проложил на этой дороге свою колею. Поймав в свои паруса языковую моду, поэт шел, однако, - и в этом мы еще не вполне отдали себе отчет - совершенно своеобразным, неповторимым языковым курсом».
4. Работа с терминами
4. Выразительное чтение стихотворения «Баллада о времени» (Замок временем срыт...) см. приложение №3
5. Анализ стихотворения: тема, идея, строфика, выразительные средства.
IV. Подведение итогов урока: поэтическая пятиминутка «Венок поэту» (девушка зажигает свечи, читаются стихотворения, посвящённые памяти В.С. Высоцкого: Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Риммы Казаковой и др.)
V. Домашнее задание:
По выбору:
1) Подобрать стихотворение В. С. Высоцкого, выполнить его анализ в форме связного рассказа.
2) Подобрать стихотворение В. С. Высоцкого, составить к нему задания части В.
3)* Индивидуальное задание: понаблюдать за индивидуальностью стиля поэта.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Биография и творческий путь В. С. Высоцкого
Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в г. Москве. Отец, Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1916—1980) — военный, полковник, уроженец Киева. Его дед— Вольф Шлиомович Высоцкий— из семьи стеклодува, учился в Люблинском коммерческом училище, с 1911 года жил в Киеве, где учился в киевском отделении одесского коммерческого института одновременно с И. Э. Бабелем, затем на юридическом факультете Киевского университета; в годы НЭПа организовал кустарную мастерскую по производству театрального грима и адвокатскую контору. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 1912—2003) — по специальности переводчик с немецкого языка. Дядей Владимира был писатель А. В. Высоцкий.
Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице: «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» — напишет в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны в 1941 — 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 18 км от райцентра — города Бузулука Чкаловской (ныне — Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 году пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. В 1947—1949 годах с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на фортепиано. Затем вернулся в Москву, где жил в Большом Каретном переулке, 15. Этот переулок увековечен в его песне — «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».
С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева, проучившись там один семестр.
Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого — Игорем Кохановским было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Все. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую вступить в театральный. А это — не моё…»
С 1956 по 1960 гг. В. Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем — у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. На первом курсе познакомился со своей первой женой Изой Жуковой.
1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети).
В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).
В 1960—1964 гг. Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических.
В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой.
В том же году появились его первые песни. Песня «Татуировка», написанная в Ленинграде, считается его первой песней. В дальнейшем песенное творчество стало главным (наряду с актёрством) делом жизни. Проработал менее двух месяцев в Московском театре миниатюр и безуспешно попытался поступить в театр «Современник».
В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни.
В июле 1967 года познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 г.).
В 1968 году послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма „Вертикаль“».
Летом 1969 года Высоцкий «умер» клинической смертью, и тогда выжил только благодаря Марине Влади. Она в это время была в Москве.
Ноябрь 1971 - премьера в театре на Таганке спектакля "ГАМЛЕТ", главная роль - В.Высоцкий, режиссёр - Ю.Любимов
15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению показана 55-минутная передача «Парень с Таганки» — первое появление Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием.
В 1975 году Высоцкий поселился в кооперативную квартиру на ул. Малой Грузинской, 28. В том же году впервые и в последний раз прижизненно опубликовано его стихотворение в советском литературно-художественном сборнике («День поэзии 1975». М., 1975).
В 1978 году записывается на телевидении Чечено-Ингушской АССР.
В 1979 году участвует в издании альманаха «МЕТРОПОЛЬ».
В 1970-х годах знакомится в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно исполняли вместе песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м и этот проект не осуществился.
Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу — в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами в1979 г.), Канаде, Таити и тд.
Записал около 10 радиоспектаклей (в том числе «Богатырь монгольских степей», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом»).
Дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.
22 января 1980 года записывается на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой будут впервые показаны в январе 1981 года, а целиком передача (хронометраж 1 час 03 мин)выйдет только в 1987 году
22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо. 16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв).
18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета — одноимённой постановке по Шекспиру.
25 июля 1980 года, в 4:10 утра, Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. По версии Анатолия Федотова, причиной смерти явился инфаркт миокарда.
Владимир Семёнович был похоронен 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище.
Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие трения с законом. Город был полностью закрыт для въезда иногородних граждан и наводнён милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь два сообщения в «Вечерней Москве» о смерти и дате гражданской панихиды и, возможно после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России») . За крошечный некролог в «Вечерней Москве», спустя два дня после публикации был снят с должности главный редактор газеты. Над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию. И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!..»
Основные события в жизни В. С. Высоцкого Мои заметки об услышанном
Родился в Москве 25 января 1938 года Во время Великой Отечественной войны в 1941 — 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе близ г.Бузулука Чкаловской (ныне — Оренбургской) области. 1943 г. – возвращение в Москву В 1947—1949 годах с отцом и его второй женой проживал в г. Эберсвальде (Германия) С 1953 г. посещал драмкружок в Доме учителя В 1955 г. закончил среднюю школу и поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева С 1956 по 1960 гг. — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко 1959 г. – первая театральная работа (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первая роль в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети) В 1960—1964 гг. работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина В 1961 г. появляются первые песни В 1968 г. вышла первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма „Вертикаль“» Ноябрь 1971 г. - премьера в театре на Таганке спектакля "ГАМЛЕТ", главная роль, режиссёр - Ю.Любимов В 1975 г. впервые и в последний раз прижизненно опубликовано стихотворение в советском литературно-художественном сборнике «День поэзии. 1975» В 1978 г. записывается на телевидении Чечено-Ингушской АССР
В 1979 г. участвует в издании альманаха «МЕТРОПОЛЬ» 25 июля 1980 г. скончался во сне в своей московской квартире (причиной смерти явился инфаркт миокарда) ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ и ТВОРЧЕСТВО
1964: «Добрый человек из Сезуана» (Б. Брехт), режиссёр — Ю. Любимов. Второй бог, племянник, муж, Янг Сун.
1964: «Герой нашего времени» (М. Лермонтов), режиссёр — Ю. Любимов. Драгунский капитан, отец Бэлы.
1965: «Антимиры» (поэтическое представление по стихам Вознесенского), режиссёры: Ю. Любимов, П. Фоменко
1965: «Десять дней, которые потрясли мир» (Дж. Рид), режиссёр — Ю. Любимов. Керенский, артист, анархист, солдат революции, часовой и другие.
Для спектакля Высоцким были написаны песни: «В куски разлетелася корона», «Войны и голодухи натерпелися мы всласть», «Всю Россию до границы». Это были первые песни Высоцкого, позвучавшие в спектаклях.
1965: «Павшие и живые» (поэтическое представление по произведениям фронтовых поэтов), режиссёр — Ю. Любимов. Михаил Кульчицкий, Семен Гудзенко, Гитлер, Чаплин.
Для спектакля Высоцким написана песня — «Солдаты группы „Центр“».
1966: «Жизнь Галилея» (Б. Брехт), режиссёр — Ю. Любимов. Галилей.
1967: «Послушайте!» (поэтическое представление по стихам Маяковского), режиссёр — Ю. Любимов. Маяковский.
1967: «Пугачёв» (С. Есенин), режиссёры: Ю. Любимов, В. Раевский. Хлопуша.
Для спектакля Высоцким написана песня — «Ну, что, Кузьма?..» (в спектакль вошёл сокращённый вариант).
1969: «Мать» (Максим Горький). Власов-отец.
1970: «Берегите ваши лица!» (поэтическое представление по стихам А. Вознесенского), режиссёры: Ю. Любимов, Б. Глаголин. Спектакль прошёл всего несколько раз и не был показан широкому зрителю.
В спектакль вошла песня Высоцкого «Песня о нотах»
1971:«Гамлет» (У. Шекспир), режиссёр — Ю. Любимов. Гамлет.
1975: «Пристегните ремни!» (Г. Бакланов, Ю. Любимов), режиссёр — Ю. Любимов. Солдат.
В спектакль вошла песня Высоцкого «Мы вращаем землю»
1976: «Вишнёвый сад» (А. Чехов), режиссёр — А. Эфрос. Лопахин.
1975: «В поисках жанра» (концертное представление).
1979: «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский), режиссёры: Ю. Любимов, Ю. Погребничко. Свидригайлов.
В спектакль вошёл фрагмент песни Высоцкого Романс («Она была чиста, как снег зимой…»)
КИНЕМАТОГРАФ
1959 — Сверстницы — Петя
1962 — 713-й просит посадку — Солдат морской пехоты
1962 — Карьера Димы Горина — Софрон
1962 — Увольнение на берег — Пётр, друг Валежникова
1962 — Штрафной удар — Юрий Никулин
1963 — Живые и мёртвые — весёлый солдат
1965 — Наш дом — Механик
1965 — На завтрашней улице — Пётр Маркин
1965 — Стряпуха — Андрей Пчелка
1966 — Вертикаль — Володя (также исполняет песни)
1966 — Я родом из детства — капитан-танкист Володя
1967 — Короткие встречи — Максим
1967 — Война под крышами — полицай на свадьбе
1968 — Интервенция — Мишель Воронов/Евгений Бродский (также исполняет песни)
1968 — Служили два товарища — Брусенцов
1968 — Хозяин тайги — Рябой (также исполняет песни)
1969 — Опасные гастроли — Жорж, Николай
1969 — Белый взрыв — Капитан
1972 — Четвёртый — Он
1973 — Плохой хороший человек — Фон Корен
1974 — Единственная дорога — Солодов
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — Билл Сигер (также исполняет песни)
1975 — Знаки зодиака (сценарий, музыка)
1975 — Единственная — Борис Ильич
1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — Ганнибал
1977 — Их двое («Мафильм», Венгрия)
1979 — Место встречи изменить нельзя — капитан Жеглов
1979 — Маленькие трагедии — Дон Гуан

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 1. Прочитайте текст
(1)У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. (2)Роли из никем не п..ставле(н,нн)ых и – более того – никем ещё (не)напис(н,нн)ых пьес.
(3)Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написа(н,нн)ы, могли бы появи(т,ть)ся на сцене. (4)Пусть (не)сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. (5)Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий (не)х..тел. (6)Он х..тел играть эти роли сегодня, сейчас, (не)медле(н,нн)о! (7)И поэтому сочинял их сам, сам был режи(с,сс)ером и исп..лнителем.
(8)Он тор..пился, прим..рял на себя одежды, характеры и судьбы других людей – см..шных и сер(ь,ъ)езных, практичных и бе..шабашных, реальных и выдума(н,нн)ых. (9)Он влезал в их заботы, пр..блемы, профе(с,сс)ии и жизне(н,нн)ые принципы, дем..нстрировал их способ мыслить и говорить. (10)Он импровизировал, увл..кался, пр..увеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, од..брял и поддерживал.
(11)Причем все это он делал так т..лантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми п..рсонажами, которых он изображал в своих песнях. (12)Путали и – вост..ргались, путали и – (не)доумевали.
(13)А Высоцкий вроде бы и (не)обращал на это никакого внимания. (14)Он снова и снова выходил на сцену, прод..лжал с..чинять и петь свои – всегда (не)ожида(н,нн)ые, разноплановые, зл..бодневные – «песни-роли». (15)И в общем-то это были уже (не)роли, а, скорее, – целые песни со своими неповторимыми, непридума(н,нн)ыми к..нфликтами, точно выстрое(н,нн)ым сюжетом.
Роберт Рождественский, 1982 год
Выполните следующие задания (устно):
1. Укажите слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня.
2. Укажите слова, в которых пишутся две буквы Н.
3. Найдите слова, с которыми НЕ пишется раздельно.
Знакомство и отработка заданий части В
В1. Укажите способ образования слова ЗЛОБОДНЕВНЫЕ (предложение 14).
В2. Из предложения 13 выпишите все частицы.
В3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании С ТАКИМИ РОЛЯМИ (предложение 3).
В4. Среди предложений 1-7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное назывное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 13-15 найдите предложение с необособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 8-12 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8. Какие из средств выразительности используются в тексте?
1) метафора
2) ряды однородных членов
3) эпитет
4) синтаксический параллелизм
5) сравнение
6) олицетворение
7) инверсия
8) восклицательные предложения
9) лексический повтор
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Баллада о времени (Замок временем срыт...)
Замок временем срыт
и укутан, укрыт
В нежный плед из зелёных побегов,
Но... развяжет язык молчаливый гранит —
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время подвиги эти не стёрло:
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло —
И оно свои тайны отдаст.
Упадут
сто замков,
и спадут
сто оков,
И сойдут
сто потов
с целой груды веков,
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков.
Ты к знакомым мелодиям ухо готовь
И гляди понимающим оком,
Потому что любовь —
это вечно любовь
Даже в будущем вашем далёком.
Звонко лопалась сталь под напором меча,
Тетива от натуги дымилась,
Смерть на копьях сидела, утробно урча,
В грязь валились враги, о пощаде крича,
Победившим сдаваясь на милость.
Но не все, оставаясь живыми,
В доброте сохраняли сердца,
Защитив свое доброе имя
От заведомой лжи подлеца.
Хорошо, если конь закусил удила
И рука на копьё поудобней легла,
Хорошо, если знаешь, откуда стрела,
Хуже, если по-подлому, из-за угла.
Как у вас там с мерзавцами? Бьют? Поделом!
Ведьмы вас не пугают шабашем?
Но... не правда ли, зло называется злом
Даже там — в добром будущем вашем?
И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель — всегда презираем,
Враг есть враг, и война
всё равно есть война,
И темница тесна,
и свобода одна —
И всегда на неё уповаем.
Время эти понятья не стёрло,
Нужно только поднять верхний пласт —
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.
Ныне, присно, во веки веков, старина, —
И цена есть цена,
и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остаётся добром —
В прошлом, будущем и настоящем!
1975
Литература
В.С.Высоцкий. Я не люблю…: Песни, стихотворения - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000.
Зубрилина С. Н. Высоцкий: страницы жизни
Литературные гостиные (тематические вечера для старшеклассников) – Волгоград, 1999
Предметная неделя литературы в школе – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
Русская литература 20 века. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений под ред. Ю.И. Лыссого – М.: Мнемозина, 2001.
Интернет-ресурсы