Комплексный подход к оценке достижений планируемых результатов освоения АООП ООО (адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования)
Симакова Ю.А.
Комплексный подход к оценке достижений планируемых результатов освоения
АООП ООО (адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования)
С введением Федерального государственного стандарта второго поколения возникла необходимость формирования новой системы оценки, которая позволила бы оценивать предметные, метапредметные результаты и наблюдать динамику личностного развития ребенка.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. В программе ООО предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что она переключает контроль и оценивание со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Вводится диагностика результатов личностного развития. Она предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения к себе, к одноклассникам.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатовпредставляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале.
Система оценки предметных результатов предполагает выделениебазового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Данная группа обучающихсятребует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Для оценки динамики формирования предметных результатов целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний.
При этом составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Особенности оценки метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельности. К ним относится:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
При этом составляющими системы мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решенииучебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных наработе с текстом;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Особенности оценки личностных результатов
Личностные универсальные учебные действия - система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированностьуниверсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированностьоснов гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованиюна основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированностьсоциальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Стандарт выделяет в качестве основных видов универсальных учебных действий (УУД), соответствующих основным целям общего образования, основные четыре блока:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
6) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение.
Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции).
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в основной школе. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД и эффективность собственной педагогической работы и нужен мониторинг.
Карта психологического-педагогического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий учащихся 5-х классов в рамках введения ФГОС ООО
Универсальные учебные действия (УУД) Содержание УУД Методики
Самоопределение и
самооценка (личностные УУД)
-положительное отношение к школе;- способность адекватно судить о причинах своего успеха, неуспеха, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; - представленность в Я-концепции социальной роли ученика Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн
Смыслообразование(личностные УУД)
- интерес к новому;- стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
- стремление к самоизменению, приобретению новых знаний и умений Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. ЛускановойНравственно-этическая ориентация
(личностные УУД)
-отношение к нравственно-этическим нормам Анкета "Оцени поступок"
(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в мод.(Е.А.Курганова и О.А.Карабанова)
Регулятивные УУД
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;- осуществление контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий Методика "Образец и правило"
(А.Л. Венгер)
«Личностный опросник Кеттелла» (в модификации Л.А. Ясюковой)
Познавательные УУД - общая осведомленность;
- выполнение инструкций;
- сравнение;
- анализ- синтез;
- обобщение;
- классификация;
- установление аналогий;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Тест на оценку сформированности навыков чтенияиз методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.
Тест на оценку самостоятельности мышления
из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. ЯсюковойКоммуникативные УУД
- умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками;
- согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности;
- учет позиции собеседника либо партнера по деятельности;
-коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе (экспертная оценка учителя)
(Э. М. Александровская)
Методика "Рукавички"
(Г. А. Цукерман)
"Совместная сортировка"
(Г. В. Бурменская)
Методики, тесты, задания при необходимости можно дополнять в соответствии с поставленными задачами и образовательным запросом.