Предупреждение негативного воздействия педагогических, физиолого-гигиенических, социопсихологических факторов на здоровье учащихся
Предупреждение негативного воздействия педагогических, физиолого-гигиенических, социопсихологических факторов на здоровье учащихся
Актуальность проблемы.Тема здоровья детей в последние годы из разряда узкоспециальных переходит в категорию общезначимых, давая ученым пищу для исследований, а медикам – повседневную работу. Причину детских болезней и психических недугов следует искать не только в социально-экономических бедствиях и экологических катастрофах, но, прежде всего, в школе.
Факторы, которые воздействуют на здоровье школьников можно разделить на две большие группы:
1. ВНЕШКОЛЬНЫЕ:
экологические:
• абиогенные (например, климатические),
• биогенные (зависящие от воздействия животных и растений), • техногенные (зависящие от влияния технических устройств), • социогенные (зависящие от влияния общественных явлений или событий),экономические,
социальные (семейные, социо-культурные).
2. ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ:
педагогические: учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, педагогические методики, организация физического воспитания;
физиолого-гигиенические: режим дня, школьное оборудование, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия); социопсихологические: мотивация учащихся, взаимоотношения «ученик – учитель», взаимоотношения «ученик – класс» (сверстники), взаимоотношения «учитель – родители».Именно о внутришкольных факторах мы сегодня поговорим более подробно
Все перечисленные выше факторы могут быть разделены на 3 категории:
Неизбежные (НФ) – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить;
Корректируемые (КФ) – действие которых можно в некоторых случаях регулировать;
Устранимые (УФ) – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.
Все ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ факторы относятся к КФ или УФ, то есть именно на них и должно быть направлено наибольшее внимание работников системы образования.
Никто не отрицает, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы, экологически неблагополучная окружающая среда, генетическая отягощенность. И все же специалисты считают, что 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей (школьные факторы риска – ШФР), но и проранжировать их по значимости и силе влияния.
К числу ШФР относятся:
стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий);
интенсификация учебного процесса;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы);
низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно (в течение 10–11 лет, ежедневно). И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие оказывается значимым. Важно отметить, что негативные влияния ШФР приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка, на период наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям, а значит, способны оказывать неблагоприятное воздействие.
Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона – ребе нок. На обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. А реплики типа «Ты опять не успел выполнить задание» (медлительному ребенку), «Ну что это за почерк!», «Не стараешься», «Больше не буду проверять такие работы!» (ребенку с расстройством психического здоровья или леворукому) обычны и типичны.
Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности – источник стресса. В классах с авторитарным, жестким педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5–2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).
Одним из стрессорных факторов в школе является ограничение времени в процессе деятельности, а именно в ситуации постоянного «цейтнота» школьник живет в течение 11 лет обучения. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых и т.п. При этом ограничение времени может быть связано как с технологией и методикой обучения, так и с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок.
Так, например, данные психофизиологических исследований процессов формирования навыков письма и чтения, проводимых в течение многих лет в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что несвоевременное форсирование темпа письма и чтения не только не способствует формированию этих базисных навыков, а, наоборот, тормозит этот процесс и нарушает его психофизиологическую структуру. Несмотря на это во многих школах продолжается «испытание секундомером» (хотя это и запрещено распоряжением министерства еще 3 года назад), приводящее к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и к тяжелым психическим расстройствам.
Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка. Результат такого несоответствия – не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, возникающий комплекс школьных проблем, повышение тревожности, а нередко неврозоподобные и невротические расстройства.
Особенно остро проблема соответствия педагогических воздействий уровню физиологической и психологической зрелости организма школьников стоит в начале обучения (при поступлении в первый класс).
По данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований Института возрастной физиологии РАО, к началу обучения в школе у подавляющего большинства современных детей 6–7 лет еще не сформированы школьно-значимые функции: организация деятельности, моторное и речевое развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции (зрительномоторные, слухомоторные координации). Все эти функции являются основой формирования базисных учебных навыков – письма, чтения, счета. Однако функциональная незрелость, несформированность школьно-значимых функций у детей 6–7 лет не означают неспособности к обучению. При правильно организованной системе обучения, адекватной системе требований, адекватных методиках само обучение способствует развитию этих функций, а при неадекватной – тормозит его. К сожалению, особенности функционального развития детей, поступающих в школу, практически не учитываются, и как результат – напряжение и перенапряжение организма, стресс и нарушение здоровья школьника.
Еще один фактор, приводящий к резкому ухудшению здоровья, – это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый – наиболее явный (открытый) – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2–6,7 часов в день, в основной школе 7,2–8,3 часов в день и в старшей школе 8,6–9,2 часов в день. Увеличение учебной нагрузки приводит к возрастанию объема и времени выполнения домашних заданий (стрессовая ситуация «цейтнота»), нарушению режима дня, резкому сокращению продолжительности сна и отдыха учащихся. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей значительно чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными нарушениями, более низкая сопротивляемость организма и т.п.
Есть второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или даже увеличении объ¬ема учебного материала, что также приводит к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса, утомлению и переутомлению учащихся.
Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности ребенка, иметь резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Число таких детей за годы обучения неуклонно растет. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Однако до сих пор приходится убеждать педагогов, что напряжение, переутомление и здоровье – взаимосвязанные процессы.
Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения возрастным возможностям школьников создают «идеальные» условия для нарушения физического и психического здоровья.
С интенсификацией учебного процесса тесно связана нерациональная организация учебного процесса. Одним из вариантов нерациональной организации учебного процесса является расписание, в котором увеличено количество учебных часов, сокращена продолжительность перемен, отсутствует активный отдых, контрольные и самостоятельные работы проводятся в один день и т.п. Все это приводит к быстрому снижению работоспособности и развитию утомления и не может не сказаться на состоянии здоровья учащегося.
Еще одним фактором риска является функциональная неграмотность педагога, работающего в школе. Он может блестяще знать свой предмет, но при этом не знать возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Это не вина учителя, поскольку система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровьесохраняющий учебный процесс.
Школе необходим педагог, знающий ребенка, педагог, осознающий свою ответственность за его развитие и здоровье (а не только за знания), педагог, умеющий отстаивать (а в этом часто есть необходимость) интересы ребенка.
Безусловно, ухудшение состояния здоровья школьников нельзя связывать только с негативным влиянием так называемых «школьных факторов». Необходимо учитывать и неблагоприятные социально-экономические условия жизни многих семей, и отрицательное влияние экологических и других факторов. Но все эти негативные влияния, за исключением «школьных факторов риска», изменить в ближайшее время и даже в ближайшие десятилетия невозможно. Поэтому так важно снизить (или полностью исключить) влияние хотя бы «школьных факторов риска».
Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять вредное воздействие корректируемых и избавляться от устранимых факторов. Ученик проводит в школе 1/3 своего времени, да еще примерно столько же он делает уроки, обсуждает с родителями и друзьями школьные проблемы, переживает свои школьные удачи и неприятности. Как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии, рабочий день ученика, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет 12–14 часов. Ученик непрерывно находится под воздействием школьной среды – материальной и психологической. Он дышит школьным воздухом, носит школьную одежду, питается в школьной столовой, занимается в школе физкультурой и трудом. Организм ребенка непрерывно адаптируется (приспосабливается) ко всем составляющим этой среды, и если она агрессивна и имеет факторы, к которым ребенок не может адаптироваться в силу своих возрастных особенностей, то вероятность того, что он заболеет, резко возрастает.
В последние годы появились объективные данные о распространенности в нашей стране так называемых социально обусловленных болезней (наркомания, алкоголизм, венерические заболевания и т.п.). Оказалось, что уровень зараженности детей и подростков школьного возраста этими болезнями весьма высок. Однако до сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представления о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о собственном здоровье. Отдельные образовательные программы, реализуемые по инициативе региональных Управлений образования, отдельных энтузиастов, создающиеся в последние годы «Школы здоровья» пока не стали массовыми. Информация, которую получают школьники на уроках биологии, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, разрозненна, не систематизирована, нет эффективных методов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, соответствующих возрастным особенностям школьников.
Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений в области сохранения здоровья школьников является обесепечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды. Создавая условия для обучения и воспитания, организуя образовательное окружение, школа формирует свой тип жизнедеятельности, который особым образом влияет на детей, их интересы, мышление, поведение и здоровье.
Здоровьесберегающая школа – это вовсе не дубликат районной поликлиники, не госпиталь со строгими медицинскими сестрами, держащими наперевес градусник и шприц. Здоровьесберегающая школа – это то место, где ребенку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без излишнего утомления и нервного напряжения, без шансов заработать близорукость или искривление позвоночника, где он не отравится бутербродом и не заработает к окончанию школы гастрит или язву желудка, не будет простужаться или страдать от аллергии на школьную пыль... Иными словами, школа – это то место, где здоровью ребенка ничто не угрожает. Не должно угрожать. Пока, к сожалению, этого удалось добиться далеко не всем образовательным учреждениям.
В настоящее время можно сформулировать основные направления организации здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений:
создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья
Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
Организация качественного горячего питания (Школьная столовая должна обеспечивать всех учащихся полноценным горячим питанием, что не только благоприятно повлияет на состояние здоровья учащихся, но и позволит без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня(посещение ГПД, занятия в кружках, секциях, клубах по интересам) )
2.рациональная организация образовательного процесса;
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся
Использование при составлении расписание трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы
Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, игровые технологии технология критического мышления)
В начальной школе:
Безотметочное обучение, при котором фиксация результатов обучение в первых классах ведется в Листах индивидуальных достижений учащихся, что позволяет создать систему портфолио.
Подвижный способ обучения со сменой динамических поз.
В средней и основной школе:
Переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности
3.рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы
Комплекс утренней гимнастики
Подвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей
Физкультминутки и динамические паузы на уроке, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем
Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления
4.медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья;
- Профилактика заболеваний(прививки, витаминизация, и т.п.);
- Анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья;
-Введение карты здоровья класса (школы);
- Комплексная педагогическая, психологическая и социальная помощь детям со школьными проблемами;
- Привлечение медицинских работников-специалистов к проведению медицинских осмотров в школе.
5.просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- профилактические беседы
- классные часы
- тематические уроки и т.д.
6.организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями
- родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников;
- наглядная пропаганда ЗОЖ;
- беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья;
- анкетирование;
- дни открытых дверей.
В здоровьесберегающей школе различные участники образовательного процесса решают при этом разные, специфические задачи в единой системе мероприятий здоровьесбережения. Коротко перечислим некоторые из них.
Задачи школьной администрации:
соблюдение СанПиНов;
внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;
обеспечение переподготовки кадров;
создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;
влияние на социальные (и экономические) факторы;
контроль и влияние на психологические факторы.
Задачи учителя и классного руководителя:
выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания;
индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
создание эффективного психологического климата в классе;
влияние на микросоциум (коллектив класса, учебной группы);
просвещение учащихся;
мотивация учащихся;
взаимодействие с семьей.
Задачи родителей:
создание необходимых условий для занятий ребенка;
создание условий для оздоровления ребенка;
формирование морали, социальных установок;
формирование мотивации;
передача культурной традиции;
взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;
влияние на психологические внутришкольные факторы.
Есть свои задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья и у самих учащихся:
формирование собственной мотивации к здоровью;
формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;
изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;
нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.
В своей пед. Деятельности я стараюсь создать такую обстановку в классе, в которой ребёнку будет комфортно находиться весь день. Расписание уроков рассчитано так, чтобы ребенок мог отдыхать от умственной работы. Я всегда стараюсь найти время на, пусть небольшую, динамическую паузу, где дети с удовольствием танцуют , тем самым снимая напряжение.
В школе проводится очень много кружков разных направлений, ученики сами выбирают, чем им заниматься.
После основных занятий мы гуляем на свежем воздухе. Почти весь класс получает полноценное горячее питание.
Я веду кружок «Если хочешь быть здоров».
Здесь ребята не только узнают много нового о здоровье человека, но и сами участвуют в организации урока.
Каждый год наши дети выезжают в санаторий.
На родительских собраниях тема «здоровье» обсуждается каждый раз.
Каждое лето в школе работает пришкольный летн лагерь «Радуга здоровья». В этом году 80% учеников моего класса посещали его и остались довольны.
Список литературы
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2012. - Т. 7. - №2. - С.21-28.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. С.29-34.
Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
17