Доклад по теме : Комплексная работа –один из способов формирующего оценивания планируемых результатов в начальной школе


Августовская конференция
Доклад по теме :
Комплексная работа –один из способов формирующего оценивания планируемых результатов в начальной школе
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОАУ СОШ №2 г. Шимановска
Волошина Н.В.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска»
2015-2016 уч. год

Тема моего вступления: Комплексная работа - одной из способов формирующего оценивания планируемых результатов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта начального основного образования, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной программы, повлекло за собой изменения подходов к оцениванию обучающихся: ОТ ТРАДИЦИОННОГО И ФОРМИРУЮЩЕМУ
Поэтому цель показать, что одной из форм формирующего оценивания является комплексная работа
Задачи
представить структуру комплексной работы
сформулировать требования к текстам комплексной работы
составить план комплексной работы
разработать критерии оценивания
Под формирующим оцениванием понимается оценивание в ходе обучения, когда анализируются не только знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения обучающихся. Основная цель оценивания — мотивировать обучающегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.
Формирующее оценивание является инструментом обратной связи и для учителя, и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития.
Проанализировав различные источники литературы можно сделать вывод о том, что оценивание будет являться формирующим, если выполнены следующие условия:
- задания для оценивания соответствуют содержанию пройденного материала;
- используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий, составленные таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика и показать очевидность процесса размышления, приведшего к данному результату.
Перед вами модель системы оценки планируемых результатов МОАУ СОШ №2. Система оценки рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по следующим критериям:
Оценка планируемых предметных результатов.
Оценка планируемых метапредметных результатов.
Оценка планируемых личностных результатов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом;
умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;
способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;
умение практически использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;
умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:
с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (сборник: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли /Под ред. А.Г. Асмолова – М.: 2008)
при анализе выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.
Достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Одной из форм формирующего оценивания метапредметных результатов при реализации ФГОС НОО ЯВЛЯЕТСЯ комплексная работа, позволяющая оценить выявление уровня достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы ≪Формирование универсальных учебных действий≫ (раздел ≪Чтение. Работа с текстом≫). Выполнение комплексной работы на межпредметной основе позволяет педагогу выявить уровень сформированности следующих умений:
− читать и понимать различные тексты, включая и учебные;
− работать с информацией, представленной в различной форме;
− использовать полученную в тексте информацию
для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
На сегодняшний день, к сожалению, учитель обладает недостаточно широким инструментарием для проведения и составления таких работ.
В докладе мною представлены шаги, которые были предприняты педагогами нашего МО для составления комплексных работ, а также подходы к оцениванию комплексных работ в условиях реализации ФГОС.
Работы строятся на основе несплошного текста к которому дается от 5 (в первом классе) до 10 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.
В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.
Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.
Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.
1.Структура комплексной работы
Основная часть Дополнительная часть
6-8 заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий 5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий
Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник научится» Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник получит возможность научиться»
Для подготовки к проведению комплексной работы педагогом разрабатываются:
− содержание заданий комплексной работы;
− контрольно-измерительные материалы;
− форма протокола результатов;
− шаблон аналитической справки.
2.
Так как текст является самым главным инструментом оценивания умений работать с информацией, то необходимо четко сформулировать требования к текстам. Содержание текста должно:
− соответствовать требованию ≪текстуальности≫ (внешней связности, внутренней осмысленности, законченности);
− тексты могут включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы со словесными подписями;
− тексты должны содержать чётко выраженную основную мысль, логически обоснованную систему её развития и чётко представленные микротемы;
− тексты должны по содержанию и объёму соответствовать возрасту учащихся 1–4 классов, соответствовать их читательскому, коммуникативному и жизненному опыту;
рекомендуемый объем:
1 класс — не более 200 слов
2 класс — не более 400 слов
3 класс — не более 600 слов
4 класс — не более 800 слов
В качестве основы для разработки измерительных материалов мы рекомендуем использовать научно-популярные тексты. В данном типе текстов упрощается язык науки, что делает текст доступным, понятным для широкого круга читателей, привлекает внимание к поднятой в тексте к той или иной проблеме. Терминологическая лексика присутствует в минимальных количествах, научные понятия вводятся с опорой на бытовое сознание читателей, на их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются эмоционально-экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии.
Комплексная работа может состоять из одного или нескольких текстов и заданий, связанных с информацией, представленной в тексте. Выполнение работы предполагает чтение и понимание предложенных текстов, и на их
основе выполнение заданий с привлечением знаний, полученных при изучении разных предметов. В работе оценивается сформированность трёх групп умений, обозначенных в программе ≪Формирование УУД≫ (Раздел
≪Чтение. Работа с текстом≫):
1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
− находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
− определять тему и главную мысль текста;
− делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
− вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
− сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака;
− понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов);
− понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
− понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
− использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
− ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
− использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
− работать с несколькими источниками информации;
− сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
− пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
− соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
− формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод;
− сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
− составлять на основании текста небольшое монологическое ысказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
− делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
− составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
3. Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
− высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
− оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
− на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
− участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
− сопоставлять различные точки зрения;
− соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
− в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Распределение заданий по отдельным группам умений примерно составляет: группа 1–30%,
группа 2–40%
и группа 3–30% от общего количества заданий.
При ответе на одни задания необходимо выбрать из предложенных вариантов один или несколько ответов (ВО), в других требуется дать свободный самостоятельно сконструированный краткий (КО) или развёрнутый ответ
(РО).
Ниже представлен план комплексной работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности, а также указано примерное время выполнения каждого задания.
Таблица 1.
План комплексной работы
Номер
задания Группа
умений Контролируемое знание / умение Тип задания Примерное время выполнения (в мин)
1 1 Определять цель написания текста ВО 2
2 3 Определять место и роль иллюстративного ряда в тексте РО 3
3 1 Выделять информацию, явно заданную в тексте ВО 3
4 1 Определять тип информационного источника ВО 2
5 1 Находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение ВО 4
6 2 Проводить расчеты, на основании информации в тексте ВО 3
7 2 Сопоставлять основное содержание разных текстов ВО 3
8 2 Объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи РО 5
9 1 Подбирать заголовок к тексту, основываясь на определении темы и главной мысли текста КО 3
10 1 Определять по содержанию теста значение незнакомых слов ВО 2
11 2 Преобразовывать информацию из текста в таблицу КО 7
12 1 Выделять информацию, явно заданную в тексте ВО 3
13 2 Использовать информацию текста для решения учебно-практической задачи КО 7
14 3 Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном в тексте РО 5
60 минут( в том числе 8 минут на первичное чтение текста)
4.
Важным этапом при составлении комплексной работы является разработка критериев оценивания заданий. Педагогу необходимо определить количество баллов для каждого задания, составить ключи (правильные ответы).
Критерии оценивания должны быть подробными, однозначными, по возможности рекомендуется прописать (условно) варианты кратких и развернутых ответов. Проверка и оценка выполнения заданий нашими педагогами осуществляется на основе приведенных ниже рекомендаций.
− В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.
− Если учащийся наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.
− Орфографические ошибки не учитываются.
В таблице приведены:
− к заданиям с выбором ответа — номера верных ответов,
− к заданиям с кратким ответом — верные ответы,
− к заданиям с записью решения или объяснения —
примеры решений и объяснений, описание полных и частично верных ответов
− указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ.
К некоторым заданиям при необходимости указать примечания относительно влияния на правильность ответа возможных недочетов, которые допускают обучающиеся.
Рекомендации по проверке и оцениванию работы
№ задания Правильный ответ (решение), начисляемые баллы
1 Правильный ответ: 900 дней в полном окружении, в страшной блокаде держался мужественный Ленинград.
1 балл — из текста выписано верное предложение.
0 баллов — любой другой вариант ответа.
2 Правильный ответ: 3,4,5
2 балла — выбраны все три правильных ответа, неверных ответов не выбрано
1 балл — выбраны 2 правильных ответа, неверных ответов не выбрано
0 баллов — любой другой вариант ответа
3 Правильный ответ: Танки, бронекорпуса для самолётов ИЛ-2, снаряды и авиабомбы.
2 балла — перечислены все виды военной продукции
1 балл — записаны 2–3 вида военной продукции, неверных ответов не записано.
0 баллов — любой другой вариант ответа.
4 Правильный ответ: Приведён ответ, состоящий из 2-ух частей:
1) Указано, какой именно текст понравился
2) Дано логичное, связанное с содержанием именно этого текста объяснение, почему этот текст понравился
2 балла — присутствуют обе части ответа
1 балл — присутствует только первая часть ответа ИЛИ присутствуют обе части, но объяснение не
соответствует содержанию текста
0 баллов — любой другой вариант выполнения.
Система оценки сформированности метапредметных результатов с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает так же, как и при оценке сформированности предметных результатов, выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Для описания достижений обучающихся в области сформированности метапредметных результатов установлены следующие уровни:
недостаточный — выполнено менее 30% заданий работы (задание считается невыполненным, если получен хотя бы 1 балл);
пониженный — 30–39% выполнения заданий всей работы;
базовый — 50–75% выполнения заданий всей работы и набрано менее 75% от максимального балла;
повышенный — при выполнении 2-х условий: 1) выполнено 75% заданий и набрано не менее 75% от максимального балла за выполнение всей работы
Определение уровней определяется по двум условиям:
% выполнения заданий работы и количество набранных баллов.
Результаты выполнения комплексной работы мы оформляем в виде аналитической справки, в которой указываем:
− количество учащихся, выполнявших работу;
− непосредственно результаты выполнения каждого задания;
− качество выполнения работы (уровни) в количественном и процентном отношении;
− типичные ошибки, допущенные учащимися (т. е. выполнили задание от 0 до 50% уч-ся);
− задания, выполненные на высоком уровне (т. е. выполнили от 75% до100% уч-ся);
− указать ФИ учащихся, выполнивших работу на максимальное количество баллов;
− указать ФИ учащихся, выполнивших работу ниже минимального уровня;
− общие выводы;
− планируемые мероприятия.
Перед вами текст комплексной работы для второго класса
Рассмотрим сформированность каких УУД проверяется на примере заданий с разным типом ответа
Отметь знаком (Х) сборник, в который ты бы поместил этот текст.
Запиши о каких птицах идет речь
Напиши, что обозначает слово береста
Таблица сформированности предметных умений и УУД
Номер задания Предметные
умения Познавательные УУД Регулятивные УУД
1 Определение принадлежности произведения к жанру Осуществлять анализ обьекта с выделением существенных признаков Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль
2 Осуществлять поиск необходимой информации в разных частях текста Находить в тексте информацию, заданную в явном виде Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль
3 Понимание значения слова Выражать свое мнение, аргументировать его. Использовать различные способы интерпретации информации Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль
В заключение хотелось отметить, что проводимая педагогами работа по составлению и проведению комплексных работ в начальной школе позволяет:
− выявить уровень достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» (раздел «Чтение. Работа с текстом»)
− определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи;
− мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.