Мониторинг предметных и метапредметных результатов учащихся основной школы на уроках математики
Хохлова Наталья Александровна
учитель математики
МБОУ СОШ №70 г. Липецка
Мониторинг предметных и метапредметных результатов учащихся основной школы на уроках математики
Мониторинг предметных и метапредметных результатов учащихся в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности, стоящих перед педагогическим коллективом школы в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверкой на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы.Для организации мониторинга сформированности, как предметных, так и метапредметных результатов, учителю необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий [3].
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы, те результаты, которые имеют значение для продолжения обучения на ступени среднего общего образования. В этой связи возникла необходимость создания рабочей программы для реализации требований государственного образовательного стандарта по математике.
В нашей практике тематическое планирование, к рабочей программе имеет следующий вид:
Таблица 1
Кол-во
часов Изучаемая тема Планируемые результаты Комментарии
учителя
Предметные УУД Личностные Тематическое планирование
Подобная структура позволяет в течение учебного года вести работу по выявлению текущего состояния и отслеживанию динамики достижения планируемых результатов в ходе мониторинговых процедур. Мониторинг направлен на фиксацию актуального состояние достигнутого уровня запланированных результатов, помогает прогнозировать его дальнейшее развитие, обеспечивает управление процессом обучения.
Важно отметить, что образовательный мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных действий таких как:
- составление организационной модели проведения мониторинга;
- целеполагание и определение предмета мониторинга;
- разработка критериев оценивания;
- разработка инструментария;
- анализ и интерпретация полученных результатов.
Недостаточность практического опыта по мониторингу в рамках реализации ФГОС, нехватка методических рекомендаций и инструментария для обследования порождают проблему объективной оценки эффективности образовательных (предметных и метапредметных) достижений учащихся.
В течение 2012-2013 учебного года нами апробирована модель системы оценки достижения планируемых результатов. Каждый элемент системы предполагает рефлексию и коррекцию полученных результатов.
Срезы
Тематический
Итоговый
Промежуточный
ДИНАМИКА:
индивидуальный
прогресс
ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ
Состояние
Диагностика
Текущий
Входной
ОЦЕНКА УЧЕНИКА
Самооценка
Взаимооценка
При оценке предметных результатов на каждом этапе мониторинга используется уровневый подход в достижении планируемых результатов и соответствующий для этого инструментарий в оценке достижений. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся обязательный уровень образовательных достижений. Достижение этого уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта.
Обязательный уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения. В повышенном уровне достижения планируемых результатов оценка достижения осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый [2].
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (метапредметные и предметные стандартизированные письменные и устные, практические, творческие работы, проекты, наблюдение, самоанализ и самооценка, др.) Учащимися ведется «таблица моих затруднений» (результаты текущих диагностических и тренировочных работ) и «таблица моих достижений» (результаты тематических и итоговых работ) при изучении каждой темы, а учитель заполняет таблицу предметных результатов. Это помогает приобретать навыки самооценки и взаимооценки, рефлексии, самоанализа, самоконтроля, что дает возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью (регулятивные), что и требуют современные стандарты образования. Особое внимание необходимо уделять определению уровня достижений универсальных учебных действий. Для этого в гимназии существует такой механизм, как интегрированный экзамен в 5-8 классах.
В работе для проведения диагностики сформированности метапредметных результатов определены следующие параметры: учебно-информационные умения, учебно-коммуникативные умения, учебно-организационные умения, учебно-логические умения. Механизмами отслеживания являются:
Таблица 2
Ката достижений учащихся 5, 6 классов (заполняет учитель)
Учебно-коммуникативные умения
Ф.И. Умение аргументировать свою позицию Умение формулировать вопрос в соответствии с коммуникативной ситуацией
1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие
Например:
Учебно-коммуникативные умения
Ф.И
5-а
2012-2013уч.год умение аргументировать свою позицию умение формулировать вопрос в соответствии с коммуникативной ситуацией
1 п/г 2 п/г 1 п/г 2 п/г
Новиков ЕВыше среднего Высокий уровень Выше среднего Высокий уровень
Коробейникова ТВыше среднего Высокий уровень Выше среднего Высокий уровень
Краснухина ОВыше среднего Высокий уровень Выше среднего Высокий уровень
Бессонов АСредний Выше среднего Средний Выше среднего
Ильиных М Средний Выше среднего Средний Выше среднего
Саранин БНиже среднего Средний Низкий Средний
В течение 2012-2013 учебного года для формирования умений представленных в таблице использовались следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«Отгадай, о чем говорим»;
диалоговое слушание (вопрос-ответ);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» …
2. Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания).
3. Лист наблюдений для определения уровня сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером».
4. Лист наблюдения для определения умения планировать.
Таким образом, системный подход к отслеживанию образовательных результатов позволяет:
выявить уровень развития надпредметных умений у учащихся 5 класса и определить перспективу дальнейшей работы над данными умениями в 5, 6 классах;
определить индивидуальные достижения учащихся, выявить проблемы и скорректировать работу по освоению УУД;
конструировать индивидуальные программы развития УУД у учащихся средствами предмета;
осуществлять преемственность между начальной и основной школами в формировании и отслеживании метапредметных (УУД) результатов;
координировать и согласовывать деятельность учителей разных предметов и образовательных областей в развитии и отслеживании универсальных учебных действий.
Можно сделать вывод, что системный подход к отслеживанию образовательных результатов как текущих, так итогового освоения курса математики 5,6 классов позволяет формировать индивидуальные образовательные достижения учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, обеспечивать современное качество образования.
Библиографический список
Методические рекомендации к рабочей тетради "Учимся учиться и действовать" Ред. к.пс.н., профессора МГППУ М.Р. Битянова, М, 2011
Разноуровневые карточки для индивидуальной работы по математике 5,6 классы. Составитель А.М. Лукашенок. Мозырь «Белый ветер», 2011
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011