Доклад на тему: Роль факультативных занятий по математике в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с интеллектуальными нарушениями


Роль факультативных занятий по математике в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с интеллектуальными нарушениями
Математика - один из основных общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) школе, которая способствует реализации главной цели - социальной адаптации и трудовой реабилитации ее выпускников.
При изучении математики, учащиеся с интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности, связанные с ограниченными возможностями восприятия, переработки, хранения и использования получаемой информации. Это обусловлено стойким нарушением познавательной деятельности детей. Поэтому помимо общих с массовой школой задач (образовательной, воспитательной, практической), на уроках математики решаются специальные коррекционные задачи - развитие у учащихся всех мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация и др.), а также памяти. речи, внимания, восприятия.
При обучении математике решается и воспитательная задача - воспитание у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, развитие точности измерения и глазомера, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения, т.е. формирование у детей таких личных качеств, которые позволяют им после окончания школы быть настолько самостоятельными, насколько это достижимо.
После окончания школы-интерната большинство выпускников нашей специальной (коррекционной) школы поступают в технические профессиональные заведения. При обучении в профессиональных лицеях воспитанники испытывают трудности в изучении общеобразовательных предметов, таких как математика, география, история др. Исходя из этих целей в нашей школе - интернат введен факультативный курс по математике «Введение в алгебру». Факультативные занятия проводятся на основании программы, составленной с учетом особенностей познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, требований к учебным навыкам и умениям в условиях лицея.
Программа содержит тот материал, который необходим выпускникам школы- интерната при обучении в лицее; а именно:
чтение и запись алгебраических выражений;
положительные и отрицательные числа;
координатная прямая, координаты точки;
подобные члены, приведение подобных членов;
общий множитель, вынесение общего множителя за скобки, понятие числового коэффициента;
одночлены и многочлены;
формулы сокращенного умножения;
степень, действия со степенями;
квадратные корни, извлечение корня с помощью калькулятора;
функции, координатная плоскость;
построение графиков простых функций по точкам;
решение простых линейных уравнений.
Так, например, при изучении темы «положительные и отрицательные числа» дети знакомятся с термометром - прибором для измерения температуры. Узнают, что, когда тепло, термометр показывает температуру со знаком «+». а когда голодно - со знаком «-», учатся находить заданное положение числа на координатной прямой, выполнять действия сложения, вычитания, умножения и деления с отрицательными и положительными числами, приобретают знания, умения и навыки при сравнении положительных и отрицательных чисел.
При построении точки по заданным ее координатам, при построении графиков простых функций по точкам, как прямая, парабола, гипербола, при закреплении упражнений, связанных с извлечением корня с помощью калькулятора у учащихся ігорригируется недостатки моторики, так же учащиеся учатся различать горизонтальное, вертикальное и наклонное положение в пространстве.
Каждое факультативное занятие имеет четко сформулированную тему и задачи. Для поддержания интереса учащихся занятия оснащаются наглядно дидактическими материалами, проводятся дидактические игры и используются занимательные упражнения. Обязательно учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
На занятиях большое место отводится упражнениям в закрепление навыков в самостоятельной работе учащихся. Весь программный материал факультативного курса изучается в восьмом классе, а в девятом классе осуществляется подробное повторение с изменением практических упражнений, заданий.
Математические знания, умения и навыки, полученные на факультативных занятиях, имеют для детей практическую направленность и показывается их применение в жизненных ситуациях.