Программа по созданию РППС в ДОУ
Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29»
Программа по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Актуальность:
В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества, гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам. Развивающая предметно-пространственная среда призвана обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Целью создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении является обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая предметно-пространственная среда формируется на основании принципов, рекомендованных ФГОС:
принцип дистанции позиции при взаимодействии;
принцип активности самостоятельности, творчества;
принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
принцип комплексирования и гибкого зонирования;
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);
гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
В соответствии с требованиями Стандарта развивающая предметно - пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию основной общеобразовательной Программы:
Транспортируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
Вариативность среды предполагает: наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность - доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Предметная среда должна иметь привлекательный вид, выступать в роли естественного фона жизни ребенка, снимать утомляемость, положительно влиять на эмоциональное состояние, помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир, давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Развивающая предметно-пространственная среда группы и детского сада призвана сегодня нести важнейшие функции в отношении развития детей:
- информационную – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
- стимулирующую – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
- развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Показателями оценки развивающей среды являются: положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе, отсутствие конфликтов среди детей, наличие продуктов детской деятельности, динамика развития ребенка, невысокий уровень шума.
В каждой возрастной группе развивающая предметно-пространственная среда должна иметь отличительные признаки:
для детей третьего года жизни-это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
четвертого года жизни-это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;
в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
в старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры. Развивающие восприятие, память, внимание. (А.В.Запорожец,С.Л.Новоселова).
Поэтому основной целью воспитателя является: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Наблюдения за работой воспитателей показали, что педагоги испытывают трудности в построении предметно-развивающей среды в соответствии с новыми требованиями.
Посредством проведённого анализа существующих условий в группах, реализующих программы дошкольного образования, была выявлена проблема: созданная развивающая среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДО, не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды. Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в дошкольных группах: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом. Таким образом, возникает противоречие: в группах создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям Стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. А педагоги не всегда понимают и знают как построить предметную среду детского сада с учетом современных требований и особенностей восприятия мира ребенком.
Анализ выявленных проблем у педагогов при построении предметно-развивающей среды определил выбор цели и задач по построению развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Цель: Приобретение профессиональных компетенций педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы построения развивающей предметно-пространственной среды в психолого-педагогической литературе.
2. Познакомиться с требованиями к предметно-развивающей среде изложенными в ФГОС ДО к условиям реализации РППС.
4. Проанализировать условия развивающей предметно-пространственной среды в группах, реализующих программы дошкольного образования.
5. Обновить РППС в группах в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
6. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей;
Ожидаемые результаты:
1. Педагогами изучена психолого-педагогическая литература и новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.
3. У педагогов сформированы понятия: развивающая предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении развивающей среды в соответствии с новыми требованиями.
4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в образовательной организации.
Сроки реализации программы: (январь 2014г. по сентябрь 2015г.)
Этапы и мероприятия реализации программы
Этапы Мероприятия
Подготовительный этап
(январь - октябрь 2014г) Изучение современных научных разработок ,психолого-педагогической литературы в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Анализ имеющейся развивающей предметно-пространственной среды в группах. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
Разработка программы организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Проведение семинара-практикума по теме:«Развивающая предметно-пространственная ДОУ, в соответствии ФГОС ДО»
Корпоративно-
методическая
учеба Проведение педагогического часа на тему: Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.
Консультация «Оборудование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды»
Реализационный этап
(ноябрь 2014г. – апрель 2015г.) Средовые условия ФГОС ДО. Пространственная организация
Средовые условия ФГОС ДО. Предметная среда.
Средовые условия. Условия для организации опытно-экспериментальной деятельности
Средовые условия. Условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Содержание основной части основной образовательной программы.
Содержание части, формируемой участниками образовательного процесса.
Методические рекомендации к разработки рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС ДО.
Заключительный этап
(май –сентябрь 2015г.) Технология разработки модульной программы.
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
Описание и предъявление опыта построения развивающей предметно-пространственной среды педагогами групп.
Участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства БГО, Свердловской области с целью распространения имеющегося опыта построения РППС.
.Нормативно-правовая база :- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
- Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
Список литературы:
1 . Давыдов В.В., Петровский В.А.. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989
2. Закон Российской Федерации « Об образовании»
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
4. Петровский В.А., Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
7. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .
Приложения