Рабочая программа по предмету обществознание в специальной коррекционной школе-интернате 8-го вида, 8-9 класс.


Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Всеволожская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
«____»_____________2011г
СОСНОВСКИХ А.И.___________________
«ПРИНЯТО»
На педагогическом совете
«____»_____________20____г Протокол №________
___________________________________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы-интерната
«____»_____________20____г
ПРИКАЗ №____________
________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету : «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ
Разработчик :Учитель первой
квалификационной категории
2014-2015уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8, 9 класса разработана и составлена на основе авторской программы В.М. Мозгового, В.В. Воронковой «Обществознание» (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр «Владос», 2010 г.) А также, с учетом существующей нормативно-правовой базы государственного регионального и локального уровней, направленной на защиту прав ребенка, не зависимо от его способностей но с учетом ОВР:
1)Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 год
2)Конституция Российской Федерации, 1993год
3)Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
4) Кодексы Российской Федерации
5)Устав ГКОУ ЛО «Всеволожская специальная школа-интернат»
6) Учебный план ГКОУ ЛО «Всеволожская специальная школа-интернат»
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведения носит пропедевтический характер социально-правовых норм. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. В результате прохождения курса, обучающийся приобретает определенный уровень социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной. При этом стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта
Цель:
создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
Получение элементарных знаний о праве, Законодательстве РФ, правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;
Установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
социально-полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации прав и свобод, ответственном выполнении обязанностей гражданина.
Формирование правовой культуры учащихся с нарушением интеллекта – задача сложная, требующая длительного времени, использования специальных средств и методов.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.

Курс рассчитан на 2 года обучения: 8 и 9-е классы (68 учебных часов по 34 часа в каждом классе), из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Методы и приёмы обучения:
Ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, викторины, практические занятия. Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково - познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.
Учебно – тематический план:
Класс Перечень разделов тем Общее кол-во часов Кол-во часов на практические занятия
8 класс
Введение
1. Право
2. Правоотношения
3. Право. Человек. Государство
4.Основы уголовного права
5. Права и обязанности несовершеннолетних 34 ч.
1 ч.
4 ч.
5 ч.
11 ч.
9 ч
4ч 1ч

9 класс Введение
Повторение:
1.Система законодательства
2.Гражданские правоотношения 1 ч.

2 ч. 3. Право собственности
4.Сделки, договоры
5.Наследование
6.Жилищные отношения
7.Страхование
8.Банковское право
9.Права потребителей
10.Налоги
11.Семья
12.Трудовое право
13.Ответственность











Тематика 8 класса предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве.
Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогической подачи материала. Содержание программы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.

Программа 9-го класса знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к изучению гражданских правоотношений, являющейся основной для всего курса.

Посвящена основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащегося коррекционной школы.
Содержание изучаемого курса
8 класс (1 час в неделю) – 34 часа.
Введение (1 час). Что изучает «Обществоведение»? Что такое право? В чем оно выражается? Для чего нужно изучать его?
ТЕМА 1. Право
История возникновения права. Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Отрасли права.
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.
ТЕМА 2. Правоотношения.
Что такое правоотношения? Кто в них участвует и для чего? Что нужно о них знать?
Повседневные правила поведения, построенные на основе закона.
ТЕМА 3. Право. Человек. Государство
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Правовая взаимосвязь человека и государства; субъекты и объекты правоотношений. Система органов государственной власти. Система разделения властей. Органы общественного правопорядка; судебная система; надзорные органы; нотариат.
ТЕМА 4. Основы Уголовного права РФ.
Система Уголовного права. Понятие и признаки преступления. Ответственность несовершеннолетних. Обстоятельства исключающие преступность деяния. Соучастие и добровольный отказ от участия в преступлении. Наказание: сущность, цели, виды. Обстоятельства исключающие преступность деяния.
ТЕМА 5. Права и обязанности несовершеннолетних.
Права и обязанности несовершеннолетних в законодательной системе РФ.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Содержание изучаемого курса
9 класс (1 час в неделю) – 34 часа.
Введение (1 час). Что изучает «Обществоведение»? Что такое право? Что такое закон? Для чего нужно изучать его? Для чего нужно соблюдать закон?
ТЕМА 1. Система законодательства. Внутригосударственная законодательная система и основные государственные документы. Какие области права существуют; какими законами они регулируются; их связь между собой.
ТЕМА 2. Гражданские правоотношения. Какие отношения называются гражданскими? Субъекты и объекты гражданских прав. Осуществление и защита гражданских прав.
ТЕМА 3.Право собственности. Понятие собственности (имущество- движимое и недвижимое, авторские права); кто может быть собственником. Защита прав собственности Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
ТЕМА 4.Сделки, договоры. Понятие, виды сделок, договоров. Составление договоров- простая письменная форма. Нотариальная. Соблюдение договоров. Нарушение договоров. Санкции за нарушение.
ТЕМА 5. Наследование. Понятие наследования, субъекты и объекты наследования. Принятие и отказ от наследства.
ТЕМА 6. Жилищные отношения. Жилищные права. Основания приобретения прав на жилье. Договор найма; приобретение жилья.
ТЕМА 7.Страхование.Понятие и правила страхования. Виды страхования. Договор страхования.
ТЕМЕ 8. Банковское право. Понятие банковской системы. Банковские операции. Вклады, пластиковые карты, кредиты.
ТЕМА 9.Права потребителей. Понятие потребителя. Права и защита прав потребителей.
ТЕМА 10.Налоги.Налоговая система, налоговые органы. Понятие налогов (зачем, для чего, сколько?). Оформление ИНН.
ТЕМА 11. Семья. Брак; права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Развод, взыскание алиментов. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
ТЕМА 12. Трудовое право. Право на труд. Порядок оформления на работу. Права и обязанности работника. Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних.
ТЕМА 13. Ответственность. Права и обязанности гражданина России. Ответственность по законодательству и ее виды. Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан. Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Основные экономические, социальные, гражданские, политические и культурные права граждан Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.Правильно оформлять просьбу в органы исполнительной власти.
требования к уровню подготовки:
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных и правовых норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействияобщества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (СМИ, учебного текста и т. д.); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,доверенности);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В.Воронковой, М.Владос, 2001г. доп. Министерством образования РФ, в соответствии с ФГОС и учебным планом учреждения.
2. Тематическая тетрадь «Основы правовых знаний» Е.Ф.Пуля, 8 класс специальной к(коррекционной) общеобразовательной школы 8-го вида. Москва. Классикс стиль, 2003г
3. «Основы права» :Учеб.пособие.-М.:Финансы и статистика,2000г под ред.СтепановаТ.А.(рекомендовано Министерством образования РФ).
4. «Граждановедение»,М.-НВЦ «Граждановедение»,2001г. Сокол Я.В.,6 класс
5. Граждановедение»,М.-НВЦ «Граждановедение»,2001г. Сокол Я.В.,5 класс
6. Граждановедение»,М.-НВЦ «Граждановедение»,2001г. Сокол Я.В.,8 класс
7. Конституция РФ
8. Семейный кодекс РФ, Гражданский РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ
ТСО и ИКТ
1. Моноблок 4 шт2. Принтер.
3.Копировальнная техника
4.Беспроводное сетевое соединение (доступ к электронным площадкам госслужб)
5. флеш карты, диски.