Классный час в 4 классе Через тернии к звёздам


Тема: «Через тернии к звёздам. Космическое путешествие».
Человек, как звезда рождается,
Средь неясной тревожной млечности,
Бесконечностью начинается
И кончается бесконечностью.
Поколениями созидается
Век за веком Земля нетленная...
Человек, как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Учитель. О чем сегодня пойдет разговор?
Дети. О космосе, о космонавтах.
Учитель. (Слайд №3)
В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома - Байконур.
Основоположники космонавтики - Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев.
Эти два человека положили начало освоению космоса.
4 октября 1957 года - начало космической эры - был запущен первый искусственный спутник Земли (ПС-1).
3ноября 1957 года - запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни.
20 августа I960 года запущен космический корабль, на борту - собаки Стрелка и Белка.
12 апреля 1961 года - день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. День 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.
Ученик 9. И наш праздник мы посвящаем 54-летию полета в космос первого в мире космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы –
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.
Учитель. Ребята! А вы хотите побывать в космосе?
Учитель.
В полете каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы должны все вместе его продолжить. Итак...
Космонавт, не забудь...
Дети. Во Вселенную держишь путь.
Учитель. Главным правилом у нас...
Дети. Выполнять любой приказ.
Учитель. Космонавтом хочешь стать...
Дети. Должен много, много знать.Учитель. Любой космический маршрут...
Дети. Открыт для тех, кто любит труд.
Учитель. Только дружных звездолет...Дети. Может взять с собой в полет.
Учитель. Скучных, хмурых и сердитых...Дети. Не возьмем мы на орбиту.Учитель. Внимание! Внимание! Всем приготовиться к запуску!
Дети. Есть приготовиться к запуску!

Учитель:
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким!
Конкурсная программа.
Конкурс «КОНСТРУКТОРЫ» (Слайд №4)
– Молодцы! Чтобы отправиться в космос, нужна ракета.
Дети собирают из частей ракету, придумывают для нее название, связанное с космической темой.
Конкурс капитанов
Вот теперь можно лететь!
По ступенькам поднялись
Дружно за руки взялись.
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть
Ведущий: Итак, экипажи сформированы, ракеты имеют свои имена, и теперь самое время отправиться в полёт.
У. Внимание! К запуску ракеты приготовиться!
Д. Есть приготовиться!
Звучит музыка, дети закрывают глаза.
У. Сейчас мы с вами в центре Солнечной системы. Солнечная система – это семья, в которой живет и наша планета Земля. В центре ее раскаленный газовый шар – это Солнце. Земля получает лишь малую часть солнечного тепла. Вокруг Солнца вращаются 9 планет, тысячи астероидов и комет.
– Эй, Земля, а с кем ты дружишь?
Иль одна вкруг Солнца кружишь?
– Я в компании приличной –
Братьев семь, одна сестричка.
Мы горды своей почтенной
Нашей Солнечной системой.
Конкурс «Планеты» (Слайд № 5)
Расположить в порядке возрастания все планеты. Чья команда выполнит быстрее и правильнее.(Дети располагают карточки с названиями планет) Проверка по стихотворению.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Конкурс «Загадочный» (Слайд №6)
– В полёте космонавты в свободное время не только рисуют, но и сочиняют стихи. Потренируемся и мы. Вам надо закончить четверостишия.
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в космос поднялась
С земного (космодрома).
Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый.
Мы будем слушать репортаж
С космической (орбиты).
Уже оставил луноход
Следы на лунной пыли:
На ближнем спутнике Земли
Тропинку (проложили).
С друзьями в небо ты глядишь,
Конечно, твердо веря,
Что подрастешь – и полетишь
К загадочной (Венере).
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом (скафандре).
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.(Луноход.)
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.(Ракета.)
Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего. (Звезды.)

Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.(Солнце.)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.(Космонавт.)

Учитель: В космосе всё не так, как на Земле. Ведь там нет воздуха, люди и предметы не имеют веса, всё, что не закреплено, – летает. Это состояние называется невесомостью (карточка). Человеку хотелось преодолеть земное тяготение и выйти в космическое пространство. И в 1965 году человек выходит в открытый космос. И вновь это советский космонавт – Алексей Архипович Леонов. А в 1969 году человек ступает на поверхность Луны. Это был американский астронавт Нил Армстронг. Алексей Леонов не просто побывал в открытом космосе, но и показал потом людям, что он там увидел. Он написал картины, на которых запечатлел увиденное. Посмотрите, краски космоса удивительны! Без специального оборудования человеку в космосе не выжить. Для космонавтов создана специальная одежда.
Конкурс «Шифровка» (Слайд №7)
Отгадайте ребус – и вы узнаете, как она называется.
А Д А С Ф Р Н К
3 7 5 1 4 8 6 2
Н (( (Скафандр.)
Выходя в открытый космос, космонавт надевает скафандр, который его защищает и позволяет ему дышать. Для космонавтов создана специальная еда. Бульон в тюбике, в каком обычно бывает зубная паста, шоколад в тюбике, чай в тюбике – так питались в космосе раньше. Сейчас в каждую космическую
экспедицию отправляются не только тюбики с продуктами, но и свежие фрукты, в том числе киви, апельсины, яблоки. А еще в полет отправляется лаваш – белый хлеб в виде большой плоской лепешки. Он не крошится и не так быстро черствеет, как хлеб. Когда экипаж станции проводит в космосе по полгода, свежий лаваш или кусочек яблока поднимают настроение.
Конкурс «Космическая фотография» (Слайд №9)
Командам нужно собрать разрезанную картинку с изображением и быстро назвать о ком она.
1 команда – картинка с изображением Белки и Стрелки. 2 команда – с изображением Юрия Гагарина.
3 команда – Светланы Савицкой.
Конкурс «Телепаты в космосе». (Слайд №11)
Написать слова, связанные с космосом. Команда пишет совместно, а капитаны отдельно. Время – 2 минуты. Будут учитываться совпадения.
Конкурс «Узнай планету» (Слайд №12)
Учитель:
Вот мы с вами и в открытом космосе. Наши ракеты держат курс к планетам… . А вот название планет вам предстоит выяснить самим, без посторонней помощи.
Сложить название планеты из букв, предложенных ведущим.
1 команда – Р,И,Ю,П,Е,Т. (Юпитер)
2 команда – Н,П,Н,Е,Т,У. (Нептун)
3 команда – Н,А,СУ,Р,Т.(Сатурн)
Кроссворд
Юпитер:Великан-тяжеловесМечет молнии с небес,Полосат он, словно кошка,Жаль худеет понемножку.
Сатурн:Пышный газовый гигантБрат Юпитера и франтЛюбит он, чтоб рядом былиКольца изо льда и пыли.
В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд. (Комета)
Нептун:На планете синей-синейДует ветер очень сильный.Год на ней велик весьма -Длится 40 лет зима.Солнце:Эта желтая звездаСогревает нас всегда,Все планеты освещает,От других звезд защищает.
Марс:Над планетой красной кружатКаменюки Страх и Ужас.Нет горы нигде на светеВыше, чем на той планете.
Венера:Только Солнце и ЛунаВ небе ярче, чем она.Да и горячей планеты В Солнечной системе нету.Меркурий:Крохотулечка-планетаПервой Солнышком согрета,И проворна – год на нейВосемьдесят восемь дней.
Плутон:Нужно пять часов, чтоб светуДолететь до той планеты,И поэтому онаВ телескопы не видна.
Земля:На планете чудеса:Океаны и леса,Кислород есть в атмосфере,Дышат люди им и звери.
Уран:Он уже который векСреди братьев-римлян грек,И сквозь космоса тоскуМчится, лежа на боку.Я лечу вокруг Земли,
Отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли
Принимать телеканал. (Спутник)
 
Луна:То худеет, то полнеет,Светит с неба, но не греет,И на Землю лишь однойВечно смотрит стороной.
Конкурс «Портрет инопланетянина» (Слайд №14)
Пока наши космонавты брали пробу грунта, другие члены экипажа, глядя на экраны мониторов, сделали самое главное открытие: эта планета обитаема. Как жаль, что мы забыли взять с собой камеру и фотоаппарат! Теперь придется взять в руки карандаши и самим нарисовать портрет обитателя планеты. Каждый экипаж выбирает художника, а остальные члены команды подсказывают ему детали, которые им удалось разглядеть.
Задание - нарисовать портрет обитателя планеты.
Конкурс «Секретное задание» (Слайд №15)
В этом заключительном секретном задании нельзя говорить вслух, чтобы никто не узнал ваш маршрут возвращения домой и не помешал. Работаете тихо, подчёркиваете «лишнее» в ваших заданиях. Кто первый выполнит, тот и вернётся первым из нашего космического путешествия.
Подчеркни «лишнее».
1. Луна
Венера
Земля
(Луна, так как это спутник, а не планета)
2. Сатурн
Марс
Юпитер
(Марс, так как у него нет кольца)
3. Земля
Сатурн
Меркурий
(Земля, так как на этой планете есть жизнь)
4. Солнце
Луна
Сатурн
(Сатурн, так как это планета)
5. Гагарин Ю.А.
Терешкова В.В.
Циолковский К.Э.
(Циолковский К.Э., так как он не космонавт)
6. Деймос Луна
Солнце
(Солнце, так как это звезда, а не спутник)
Учитель: Закройте глаза. Мы возвращаемся на Землю.
Звучит музыка. (Слайд №16)
– Молодцы, ребята, вы хорошо слушали, играли. Я хочу нашу встречу завершить словами космонавта Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта!
– Исследования в космосе не должны вредить природе и людям. Космос должен быть мирным.
Все исследования, которые проводятся космонавтами разных стран на борту кораблей, вся работа осуществляется во имя того, чтобы люди на Земле жили лучше, чтобы был мир.