Кир Булычев и его взгляд на проблему духовности
Кир Булычев и его взгляд на проблему духовностиКир Булычёв (18 октября 1934 — 5 сентября 2003), настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко — советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.
В качестве иллюстрации к теме исследования мы выбрали три произведения Булычева: рассказы «Поломка на линии», «Чечако в пустыне» и повесть «Посёлок». Впервые повесть публиковалась в журнале «Знание — сила» (номера с 7 по 11 за 1980 год). По первой части повести — «Перевал» — снят мультипликационный фильм с одноимённым названием (1988 г.).
Посёлок
Сюжет повести. Космический корабль «Полюс» потерпел крушение в горах на неизвестной планете. Спасаясь от радиации из повреждённого двигателя, уцелевшие члены экипажа с детьми были вынуждены спешно уходить через перевал в долину. Там они основали небольшой посёлок.
Через 17 лет тяжёлой борьбы за выживание в чужой агрессивной биосфере из 40 человек в живых осталось только двенадцать взрослых людей, и ещё тринадцать детей родилось уже в посёлке. Не имеющему связи с остальной цивилизацией малочисленной колонии грозит неминуемая деградация и вымирание: взрослые стареют и теряют надежду, а дети уже больше похожи на Маугли. И тогда люди решают снарядить очередную, уже третью экспедицию, на этот раз из числа выросших детей Олега, Марьяны, Дика и взрослого Томаса к космическому кораблю, в надежде, что радиация уже уменьшилась, а припасы с корабля помогут колонии.
Потеряв во время тяжёлого, но успешного похода одного из взрослых членов экспедиции — Томаса, люди с добытыми с корабля припасами и оружием возвращаются в посёлок. Олега осенила счастливая идея сделать воздушный шар и достичь корабль по воздуху. Во время одного из испытаний они замечают в небе объект, который может быть только разведывательным модулем с земного корабля, севшего на планету.
На планету действительно высадились люди на корабле «Магеллан», ничего не зная о пропавшем здесь «Полюсе». Тогда жители посёлка снова снаряжают экспедиции: одну в сторону «Магеллана» на воздушном шаре, и вторую — к «Полюсу» в надежде починить его передатчик. Потеряв воздушный шар, с трудом избежав гибели, первая экспедиция встречает землян, которые и спасают членов второй экспедиции, сбившихся с пути и стоящих на пороге смерти.
Вывод. Люди, отрезанные от цивилизации, сохранили себя людьми. Место, в котором они очутились из-за аварии и вынуждены жить, — агрессивная и неприветливая чужая планета. Но они не потеряли веры найти родину. Самоотверженно они сохраняют традиции и культуру, воспитывают их в младшем поколении, родившемся на этой планете и не имеющим представления о простых вещах, которые для старшего поколения очевидны. Вера, надежда, стремление достичь родины позволили сохранить силу духа. Те, кто прошёл через испытания воспитали в себе стойкость и мужество. Современных подростков повесть «Посёлок» учит духовным ценностям: сплочённости, бесстрашию, отваге. Сила духа позволила избежать духовной деградации, сохранила ясность мыслей и трезвость рассудка.
Чечако в пустыне
Это история о том, что делает человека человеком. Даже множество положительных качеств и добродетелей не способно определить облик человека, которого мы любим, так как только набор этих качеств — это лишь рафинированное схематичное подобие человека. Только целостный образ, который неизбежно содержит и наши недостатки, может считаться образом человека. Мы любим не «потому что...», а часто очертя голову. Чувства пробуждаются в ответ на человека — на подлинного и полного, даже в своих несовершенствах. Это рассказ о том, что наши недостатки — это не только наши уязвимые места, но и продолжение наших достоинств. Недостатки могут пробудить положительные качества, которые станут нашим достоинством. А целостное воплощение человека, быть может, проявляется только в любви: мы любим и в печали, и в скорби, и в радости. Любовь способна соединить все разрозненные части нашей личности в едином порыве. Любовь — высшее проявление человеческого в нас. Она соединяет нас и учит принимать друг друга.
Поломка на линии
Люди из будущего наладили канал передачи артефактов и ценностей их ранних эпох в своё время. До поры передача шла успешно и не привлекала внимания. Поломка на линии произошла в квартире одного инженера, жившего во времена советского застоя (в 1968 году), и когда устройство вышло из строя, то передача монет прошлого стала поступать в квартиру главного героя повествования. В силу инженерного образования он выяснил дату выпуска монет (1667 год) и понял, что они могли попасть к нему только прямой передачей из прошлого. Почтальон-механик из 2056 года тоже быстро обнаружил поломку на линии и пришёл с целью её устранения в квартиру, где она произошла.
Главная идея рассказа заключена не в событиях, которые описаны выше, а в нравственном подвиге вымышленного писателя-блокадника Черняева. До поломки передатчика герой рассказа читал последний том «Литературного наследника», в котором опубликован незавершённый роман Александра Черняева. Писатель не смог закончить произведение, потому что умер от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году. Было обидно, что никто уже не сможет увидеть мир таким, каким его видел Черняев, поэтому труд так и останется незаконченным.
Эту мысль главный герой высказал почтальону-механику, который пришёл устранить поломку. За причинённые неудобства герой попросил передать посылку в блокадный Ленинград — всё, что было: наспех составленный пластиковый мешок из двух банок сгущённого молока, пакета сахара, масла. Он надеялся, что судьба писателя, умирающего от голода, изменится и роман будет завершён.
Но Черняев сделал другой выбор: эту посылку он передал голодным детям в соседнюю квартиру. Наш герой узнал об этом из небольшого пояснения в литературном наследстве.
Вечером я прочитал статью о Черняеве. Она рассказала о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:
"Зимой, кажется, в январе, я зашел к Черняеву. Александр Григорьевич был очень слаб и с трудом ходил. Мы с ним говорили о положении на фронте, об общих знакомых (некоторых из них уже не было в живых), он рассказывал мне о планах на будущее, о том, что пишет новый роман и, если бы не слабость, закончил бы его к весне. Я не спрашивал, почему мой друг отказался эвакуироваться, несмотря на почтенный возраст и слабое здоровье. Александр Григорьевич только пожал бы плечами и перевел бы разговор на другую тему. Было холодно. Мы подкладывали в "буржуйку" обломки стула.
Вдруг Черняев сказал:
- Со мной случилась странная история. На днях получил посылку.
- Какую? - спрашиваю. - Ведь блокада.
- Неизвестно от кого. Там было сгущенное молоко, сахар.
- Это вам очень нужно, - говорю.
А он отвечает:
- А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им еще жить и жить.
- И вы им отдали посылку?
- А как бы вы на моем месте поступили, молодой человек? – спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос. Это, как ни печально сегодня сознавать, была моя последняя встреча с писателем".
Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущенное молоко в уголке. Не такой старик...
Вывод. Тема блокадного Ленинграда хорошо освещена в литературе. Однако Булычев высвечивает её в присущей писателю-фантасту манере. Надо отдать должное автору, что он силой своей фантазии оказался в блокадном Ленинграде и ещё раз напомнил о духовном, нравственном подвиге людей, принявших этот тяжкий крест. Потребность в общении к данной теме возникает у автора, потому что очевидно, что мы знаем далеко не всё о тех трагических событиях. Выжившие сохранили в памяти блокадные годы, и в их душах по-прежнему обитает страх. Но что происходило в душах тех, кто погиб под тяжестью испытаний? О потерянных жизнях мы уже не узнаем никогда. В рассказе «Поломка на линии» представлены такие компоненты духовности, как жертвенность, терпение, смирение, самообладание. Нам стоит брать нравственный пример с писателя Черняева, который не искал мимолётных выгод, а был истинным сыном своего Отечества, что доказал своей жизнью и смертью.