Рабочая программа кружка Студия хореографии.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Веселовская средняя общеобразовательная школа №1
п. Веселый Веселовский район Ростовская область пер. Комсомольский 57.
________________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ Веселовская СОШ №1
Приказ от _______________ № ___________
___________ Г.Ф. Евдокимова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
студии «Хореография».
Направление: 5-11 классы.
Срок реализации программы: 1 год (70 часов).
Учитель: Остапущенко Ирина Олеговна
Программа разработана на основе:
Программы хореографического кружка «Помпея» под руководством Газаровой Анны Александровны(2012).
п. Веселый
2015 год.
Пояснительная записка
Направленность:
Доступное искусство танца - это духовное средство музыкального, пластического, спортивно-физического, словом, разностороннего развития личности.
Танцевальная мелодия, пластика жеста и движений органичны для человека, воспринимаются им активно и доставляют истинную радость индивидуального творчества. А систематические тренировки в процессе обучения танцу развивают мускулатуру, устраняют некоторые физические недостатки (сутулость, плоскостопие и др.). Раскрепощают фигуру, развивают осанку, помогают выработке красивой походки, элегантных манер.
Человека, занимающегося танцами, отличают логически оправданные, целесообразно завершенные, грациозные движения, собранность. Он всегда подтянут, аккуратен, энергичен, хорошо владеет собой, наделен чувством прекрасного.
Танцевальная этика предполагает и естественную культуру общения: простота, скромность, внимание друг к другу, вежливость, чувство меры, доброжелательность, приветливость, умением считаться с интересами других и отвечать за с поступки.
Словом, танец способствует формированию положительных черт характера.
Перед педагогом-хореографом стоит задача привить детям любовь к танцу, развить их танцевальные способности (музыкальность, координацию движения, изящество...) научить грамотному, выразительному исполнению танца, познакомить с разными танцевальными характерами, рассказать об истории развития.
В танцевальные группы принимаются все физически здоровые дети. В одной группе занимаются дети одного возраста.
Главное отличие и новизна программы состоит в компенсаторных возможностях детей в период их развития, принятых в танцевальный коллектив без специального отбора. Актуальность программы заключается в том, чтобы в процессе творческой практики ребенок мог открывать в себе самом общечеловеческую способность эстетического отношения к миру, жизни.
Цель:
Создание условий для реализации и раскрытия индивидуальных танцевальных способностей ребенка, формирования художественно-эстетического вкуса, оздоровление организма.
Задачи:
Сформировать у детей танцевальные знания, умения и навыки, правильную осанку, укрепить суставно-двигательный аппарат, развивать физические данные на основе овладения и освоения программного материала;
Развивать у детей музыкальный вкус, умение передать характер музыки, танца, артистизм, а также эмоциональную выразительность исполнения;
Развивать познавательный интерес детей к сохранению и укреплению своего здоровья (коррекция позвоночника).
Повышать мотивацию детей на творческую деятельность.
Одна из основных задач педагога - выявление и развитие творческой индивидуальности каждого учащегося.
Отличительные особенности данной программы.
Танец – незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании эффективной образовательно-воспитательной системы.
Он является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка:
Способствует развитию мышечной выразительности тела, формирует фигуру осанку, укрепляет здоровье;
Формирует выразительные движенческие навыки, умение легко и грациозно танцевать, а также ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;
Воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, знание простых музыкальных форм, стиля и характера произведения;
Способствует воспитанию гармонических качеств и коррекции эмоционально-психических расстройств, нарушение общения и межличностного взаимодействия;
Формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, ловкость, трудолюбие и целеустремленность;
Развивает творческие способности детей (внимание, фантазию, воображение);
Воспитывает коммуникативные качества детей, развивает чувство «локтя партнера», группового, коллективного действия.
Данная программа содержит несколько разделов: выработка осанки и походки, развитие музыкального слуха, чувства ритма, партерная гимнастика, развитие двигательных навыков, элементы классического танца, элементы народного танца, танцевальные этюды и танцы.
В данной программе используются следующие педагогические принципы:
1) Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ, подражание, имитация известных детям движений.
2) Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
3) Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их исполнения.
4) Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
5) Индивидуальный подход. Учет особенностей возраста, особенностей каждого ребенка. Воспитание интереса к занятиям, активности ребенка.
6) Сознательность. Понимание пользы упражнений. Потребность их выполнения в домашних условиях.
Возраст обучающихся: 13-17 лет.
Сроки реализации программы: 1 год (70 часов).
Ожидаемые результаты:
1.Знать постановку корпуса, позиции рук, ног;
2.Уметь согласовывать движения с музыкой;
3.Уметь исполнять движения и соединять их в комбинации;
4.Знать и уметь исполнять основные упражнения тренажа по современной хореографии;
5.Уметь исполнять танцы, выученные в течении года.
Основная форма работы – обучающие и развивающие занятия в группах или подгруппах, а также индивидуальные занятия.
Учебно-тематический план.
№
п/п
Наименование разделов.
Кол-во часов всего
Теория
Практика
Выработка осанки и походки. (3ч)
1
Вводное занятие
1
1
0
2-3
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
2
0
2
Развитие музыкального слуха, чувства ритма. (2ч)
4
Музыкальный темп. Понятие об акценте, паузах.
1
0
1
5
Знакомство со строением муз. произведения. Характер и динамика в музыке.
1
0
1
Ритмика. (1ч)
6
Ритмический рисунок. Выявление ритмического рисунка через танец. Упражнения на ориентировку в пространстве.
1
0
1
Элементы классического танца. (5ч)
7
Постановка корпуса. Demi plie grand plie по I и II позициям. Battements tendus из Iпоз. вперед, в стор. и назад. Battements tendus jete из Iпоз. вп., в стор. и назад
1
0
1
8
Понятия en fase, epaulement croisee.
1
1
0
9
Rond de jambe par terre по точкам. Виды растяжек.
1
0
1
10
Battements fondues вперед, в сторону и назад.
1
0
1
11
Grand battement jete из I поз. вперед, в сторону и назад. Элементарное adajio.
1
0
1
Элементы народного танца. (5ч)
12-13
Простые ходы в характере русского танца. Упражнения, развивающие вращения. «Моталочка». Элементы галопа. Упражнения на ориентировку в пространстве. Хлопки и хлопушки. Притопы, виды. Положения рук в русском танце.
2
1
1
14-16
«Ковырялочка», «Припадание». Комбинация «моталочки». «Ключ», «Гармошка», «елочка». «Ковырялочка» с тройным притопом. Движения плеч и корпуса в русском танце. Вращения по диагонали.
3
0
3
Элементы эстрадного танца. (9ч)
17-18
Танцевальные этюды.
2
0
2
19-32
Танцы (проучивание движений из танцев, входящих в репертуар коллектива).
14
0
14
Современные танцы. (10ч)
33-70
Танцы (проучивание движений из танцев, входящих в репертуар коллектива).
38
0
38
Итого:
70
3
67
Содержание изучаемого курса.
№ раздела и название.
Тема занятия.
Содержание учебного материала.
Требование к уровню подготовки обучающихся.
1.Выработка осанки и походки.
Вводное занятие.
Знакомство с программой этого года. Знакомство с правилами осанки и походки.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Следить за осанкой детей (держаться прямо, стройно, легко и свободно ходить, бегать, эластично отскакивать и приземляться при прыжках и пружинить при подскоках, правильно выполнять гимнастические упражнения и упражнения с предметами). Вырабатывать правильную координацию рук и ног в любых движениях. Развивать торможение, сохраняя при этом правильное положение тела.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
2.Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Музыкальный темп. Понятие об акценте, паузах.
Этот раздел включает в себя ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащ°ихся. Дети знакомятся с разно-ритмической музыкой (вальс, полька, марш), с понятиями «аллегро», «адажио», исполняют движения в такт звучания (бег, шаги, прыжки). Передача в движении шагом различного характера музыки (быстрый, задумчивый ), различной силы звучания (громко, тихо).
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
Знакомство со строением муз. произведения. Характер и динамика в музыке.
Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте вокруг себя, вправо, влево. Повороты на месте, продвижения на углах, с прыжками. Фигурная маршировка.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
3.Ритмика.
Ритмический рисунок. Выявление ритмического рисунка через танец. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
4.Элементы классического танца.
Постановка корпуса. Demi plie grand plie по I и II позициям. Battements tendus из Iпоз. вперед, в стор. и назад. Battements tendus jete из Iпоз. вп., в стор. и назад
Изучение основ классического танца. Знакомство с позициями и положениями рук и ног, положение корпуса и головы во время исполнения танцевальных движений, развитие элементарных навыков координации. Выработка прыжка, шага, устойчивости. Различные вращения. В дальнейшем переход к экзерсису у станка.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
Понятия en fase, epaulement croisee.
Изучение основ классического танца. Знакомство с позициями и положениями рук и ног, положение корпуса и головы во время исполнения танцевальных движений, развитие элементарных навыков координации. Выработка прыжка, шага, устойчивости. Различные вращения. В дальнейшем переход к экзерсису у станка.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
Rond de jambe par terre по точкам. Виды растяжек.
Изучение основ классического танца. Знакомство с позициями и положениями рук и ног, положение корпуса и головы во время исполнения танцевальных движений, развитие элементарных навыков координации. Выработка прыжка, шага, устойчивости. Различные вращения. В дальнейшем переход к экзерсису у станка.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
Battements fondues вперед, в сторону и назад.
Изучение основ классического танца. Знакомство с позициями и положениями рук и ног, положение корпуса и головы во время исполнения танцевальных движений, развитие элементарных навыков координации. Выработка прыжка, шага, устойчивости. Различные вращения. В дальнейшем переход к экзерсису у станка.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
Grand battement jete из I поз. вперед, в сторону и назад. Элементарное adajio.
Изучение основ классического танца. Знакомство с позициями и положениями рук и ног, положение корпуса и головы во время исполнения танцевальных движений, развитие элементарных навыков координации. Выработка прыжка, шага, устойчивости. Различные вращения. В дальнейшем переход к экзерсису у станка.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
5.Элементы народного танца.
Простые ходы в характере русского танца. Упражнения, развивающие вращения. «Моталочка». Элементы галопа. Упражнения на ориентировку в пространстве. Хлопки и хлопушки. Притопы, виды. Положения рук в русском танце.
Изучение отдельных танцевальных движений. Народные танцы приобщают детей к народной культуре, порождают положительные эмоции, помогают формированию эстетических чувств. Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети учатся различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавая пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
«Ковырялочка», «Припадание». Комбинация «моталочки». «Ключ», «Гармошка», «елочка». «Ковырялочка» с тройным притопом. Движения плеч и корпуса в русском танце. Вращения по диагонали.
Основные позиции рук ( на поясе, 1 и 2 позиции) и ног ( 3 и 4 позиции ). Простые танцевальные движения. Простой шаг (мягкий, перекатный с высоким подниманием бедра, на полупальцах, топающий на всей ступне ). Притопы, прыжки, хлопки, "ковырялочка". Бег на носочках, скольжение по полу, повороты на носках. Подскоки, переменная полька ( вперёд и боком ), движения друг за другом ( по кругу, змейкой, в обратном направлении ). Приседания: полуприсядка - полное приседание. Вращение на подскоках. Синхронность движений. Упражнения для развития зрительной памяти.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
6.Элементы эстрадного танца.
Танцевальные этюды.
Работа над качеством выполнения движения во всех упражнениях, танцах. Создание образа с импровизацией движений под музыку. Развитие танцевальной выразительности посредством правильного подбора репертуара. Постепенный переход от простого к сложному.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
Танцы (проучивание движений из танцев, входящих в репертуар коллектива).
Работа над качеством выполнения движения во всех упражнениях, танцах. Создание образа с импровизацией движений под музыку. Развитие танцевальной выразительности посредством правильного подбора репертуара. Постепенный переход от простого к сложному.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.)
7.Современные танцы.
Танцы (проучивание движений из танцев, входящих в репертуар коллектива).
Работа над качеством выполнения движения во всех упражнениях, танцах. Создание образа с импровизацией движений под музыку. Развитие танцевальной выразительности посредством правильного подбора репертуара. Постепенный переход от простого к сложному.
Навыки выразительного движения: комбинирование выразительных средств и приёмов (динамических, ритмических, пластических.) Знать и уметь танцевать все изученные танцы, знать различие между видами танцев, а так же уметь повторить весь материал.
Согласовано Согласовано
протокол заседания заместитель директора по УВР
методического совета ____________Т.В. Никонова
МБОУ Веселовская СОШ№1 «___»____________2015 год.
от 28 августа 2015 года № ___
_____________О.В. Беркун.
Список литературы
1. В.Н. Миронов, Н.В. Кораванец Кадеты Красноярья. Кадетский компонент содержания
образования и механизмы его реализации. Программно-методические материалы.
Выпуск 2. Красноярск, 2003
2. О.Савчук, Школа танцев для детей. СПб. Ленинградское издательство 2009.-224с.
3. Т.С. Ткаченко, Народный танец, М. Искусство 656 с. 2003
4. В.А. Звездочкин, Классический танец, М. Учебное пособие 2003-416с.
5. Н.И. Бочкарева, Хореография для школьников. Кемерово Учебное пособие, 2007.-106с.
15