Статья Значение развивающей среды и лингвистических игр для развития речи детей дошкольного возраста»
Буравлёва Лариса Ивановна
воспитатель ГККП Ясли сад «Сказка» г. Ерейментау, Акмолинская обл.Значение развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Подлинно творческое развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта. Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает разные виды детской активности (речевую, умственную, физическую, игровую), т. е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности. В ДОУ под развивающей средой понимается естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Под речевой развивающей средой понимается не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организованна, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие разных сторон речи каждого ребёнка. Исходя из этого, можно выделить следующие требования к организации речевой развивающей среды в ДОУ: в каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной); организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям; динамичность среды; функциональность предметов развивающей среды; среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам детей, «зоне ближайшего развития»; во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха детей. Главным показателем готовности ребенка к школе является развитие речи, но в последнее время детей с речевыми нарушениями в группах очень много. Поэтому в моей группе мною в центре книги создан и работает речевой уголок, в котором проходят занятия по художественной литературе и развитию речи, а так же индивидуальная работа с детьми.
Оформление уголка выглядит вот так:
Оно может носить любую тематику. Я же меняю оформление речевого уголка в соответствии с временем года. Здесь имеются пособия для развития дыхания: капельки дождя, листочки, снежинки для легкого вдоха и выдоха («поддувалочки»), цветок, ёлочка, подснежник – для глубокого вдоха и выхода («вдохни аромат хвои, подснежника»), кармашек для индивидуальных заданий (кораблик, сугроб, конвертик), и обязательно – зеркало (солнышко).
Речевой уголок оснащён разными видами мозаики и шнуровок для развития мелкой моторики. Так же имеется сухой бассейн. Это коробка, наполненная абрикосовыми косточками, из которой дети с удовольствием достают мелкие игрушки. Для развития кисти руки имеются «моталочки» (контейнеры от киндер – сюрпризов, на которые дети с удовольствием наматывают нитки).
Для развития кисти рук и мелкой моторики детей я использую ниткопись и счетные палочки. Дети с удовольствием выкладывают изображения из счетных палочек и ниток.
Речевой уголок оснащён картотеками артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, скороговорок и чистоговорок, сюжетными и предметными картинками, иллюстрациями к сказкам, детскими книгами, книжками самоделками, различными видами театра. Особо популярен у детей театр картинок.
Так же в речевом уголке имеются карты – схемы на различную тематику и мнемосхемы, которые развивают логическое мышление, речь.
В речевом уголке выставляются мнемосхемы к стихотворениям в соответствии с временем года
Мнемотаблицы к ст-ям «Декабрь», «Январь», «Февраль».
Мнемотаблицы к ст-ям «Март», «Апрель», «Май».
Мнемотаблицы к ст-ям «Сентябрь», «Октябрь», «НоябрьТак же уголок оснащён дидактическими играми. Есть и такие «волшебные кубики», с помощью которых дети произносят звуки, звукоподражания, называют звук в слове, а так же закрепляют слова на казахском языке. Имеются и дидактические игры, которые помогают закреплять слова на казахском языке («Не артыK?», «Jандай жыл мезгілі?» и д.р.). Имеются и настольно – печатные игры на казахском языке.
Оснащение речевого уголка будет пополняться в соответствии с возрастом детей. Грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально оборудованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками живой разговорной речи в естественной обстановке. Рисунок 6Описание: D:\ФОТОГРАФИИ\фото для статьи\фото1133.jpgРисунок 14Описание: D:\ФОТОГРАФИИ\фото для статьи\фото1174.jpgРисунок 17Описание: D:\ФОТОГРАФИИ\фото для статьи\фото1158.jpgРисунок 19Рисунок 22Описание: D:\ФОТОГРАФИИ\фото для статьи\фото1117.jpgРисунок 25Описание: D:\ФОТОГРАФИИ\фото для статьи\фото1115.jpgРисунок 26Описание: D:\ФОТОГРАФИИ\фото для статьи\фото1175.jpgРисунок 2Рисунок 315