Отчет по теме самообразования ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ ДЕТЬМИ
С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ.
Составила:
Шалахина Е. Н.,
учитель начальных классов
Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя.
В. А. Сухомлинский.
Одной из главных задач начальной школы является формирование и совершенствование навыка чтения, определяемого как автоматизированное умение воспринимать, озвучивать и осмысливать читаемое.
Необходимость овладения детьми навыком оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Для решения этой задачи была выбрана данная тема самообразования.
Цель работы по теме: отражение вопроса в литературных источниках, обработка их, применение на практике и выработка методики по овладению чтением детьми с особыми потребностями в образовании.
Формирование навыка чтения занимает довольно длительный период. По мнению Р. И. Лалаевой, он распадается на четыре ступени: 1) овладение звуко–буквенными обозначениями; 2) слоговое чтение; 3) становление синтетических приемов чтения; 4) синтетическое чтение. Исследуя младших школьников с интеллектуальным дефектом (далее, «дети, учащиеся»), Лалаева отмечает, что они испытывают значительные трудности в овладении навыком чтения. У большинства школьников становление синтетических приемов чтения длится до конца обучения в начальной школе. На протяжении всего периода обучении в начальной школе их чтение характеризуется большим количеством ошибок, низким уровнем понимания и выразительности. Причины этих нарушений устной речи кроются в несформированности фонематической системы, недоразвитии ряда речевых и неречевых функций вследствие отклонения процесса формирования высших психических функций: слухового, пространственного восприятия; зрительной, слухоречевой памяти; фонематического восприятия; произвольного внимания; мелкой моторики, зрительно-моторной координации; самоконтроля.
Отмеченные факторы побуждают искать методы и приемы, облегчающие процесс формирования и совершенствования навыка чтения у указанной категории детей.
В данной разработке предложена методика с эффективными приемами формирования функционального базиса навыка чтения.
Работа должна проводиться в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения. Для реализации поставленных целей используется система тренировочных упражнений, которые проводятся как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 7-10 минут урока и включающий в себя пять последовательно выполняемых упражнений.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
«Задуй свечу».
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
«Обрызгать белье водой».
«В цветочном магазине».
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
Использование скороговорок.
Например: Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки(глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка (и т. д. до полного выдоха).
«Медвежата».
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося [м] .
Мам, меду б нам.
Мам, молока бы нам.
«В лифте».
Едем в лифте, объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос. И наоборот.
«Работа с таблицей».
На вдохе прочитать 15 согласных.
НБСМНПХЧМКБПРВС
ШЖНБВДЗТГПЦГХЗН
МНДГМЛРВСЖЗШНКЦ
ДЛРПВФТБХЗШНГКП
ТСЧПРЛГНШКВБЗНЩ
Чтение блоков.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блока производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
1 блок: Слитное прочтение двух рядом стоящих букв.
аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
еу ад аж ай ам ап ар ах ей ел ем
ед еж ек иж из ик ил им иф их ой
ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!
эх! юг юз юм юн яд як ял ям ян яр
2 блок: Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.
При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание.
Например: га-ага, ба-бай, са-сам.
Фразы для чтения: Морж мерз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт.
3 блок: Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
4 блок: Чтение односложных слов со стечением согласных в начале слова.
влип враз врач вред втуз все
Фразы для чтения: Класс встал у парт.
Мой друг щедр.
5 блок: Чтение наиболее трудных односложных слов.
вверх взмах взмыл взнос вклад
6 блок: Чтение двусложных слов.
7 блок: Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.
Сели - съели, Семка - съемка, приезд - съезд,
прием - объем, взял - изъял, веду - въеду.
8 блок: Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.
9 блок: Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.
эссенция обыкновенная падчерица
Отработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально четкого, быстрого.
Эффективно начинать работу с одной строки скороговорки и на каждом уроке добавлять новую. Для отработки четного произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение "с разбега". И ребята, "делая разбежку" (читая знакомую часть скороговорки), готовятся в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Едет баба из города, везет вестей с три короба:
Мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом;
Мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп;
Мол, супруги Пото играли в лото.
От топота копыт пыль по полю летит.
Кто приносит вести, тому бы дать плетей на двести.
Маланъя - болтунья болтала, Что тридцать три корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали. Болтала-болтала, болтала-болтала, Да так всего не выболтала. Ложь ходит на гнилых ногах. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Развитие оперативной памяти.
Развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Прочитав несколько слов сложного предложения, дети забывают начало. Возникает необходимость работать над оперативной памятью.
Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко.
Вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения - чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь.
В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8–9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
Предложения.
Количество букв
Время показа
Набор 1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тает снег.
Идет дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.
8
9
10
11
12
13
4
4
5
5
5
6
Набор 2.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень
Дни стали короче.
В лесу много берез.
12
13
13
14
14
15
6
6
6
7
7
8
Набор 3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Прилетели птички.
Ярко светит солнце.
Лида вытерла доску.
Весело бегут ручьи.
Подул резкий ветер.
Зоя прилежно учится.
15
16
16
16
16
17
8
8
8
8
8
8
Набор 4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Дятел долбит дерево.
Я хочу посадить цветы.
Иней украсил деревья.
Без воды цветы завянут.
Пролетело жаркое лето.
Возле дома посадили ель.
17
18
18
19
19
20
8
7
7
7
7
7
Набор 5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Солнышко светит и греет.
Федя решил задачу у доски.
Загорелась в небе зорька.
На деревьях сверкал иней.
Город Киев стоит на Днепре.
В лесу собирают землянику.
20
21
21
21
22
22
6
Набор 6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Зимой река покрылась льдом.
Мальчик подарил маме цветы.
Дежурные стерли пыль с доски.
Колхозники работают на поле.
На огород забрались цыплята.
Мы жили возле березовой рощи.
23
23
24
24
24
24
5
Набор 7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Небо покрылось серыми тучами.
Дети посадили во дворе акацию.
Бабушка купила внуку букварь.
Землю согрело теплое солнышко.
Моя сестра работает на фабрике.
Ласково грело весеннее солнце.
25
25
25
26
26
26
4
Набор 8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Идет дождик.
Мы любим нашу Абазу.
Бабушка печет пирог.
У Андрея чистая тетрадь.
Помогай своему товарищу.
Быть здоровым очень важно.
10
16
17
20
21
22
5
7
8
10
10
10
Набор 9.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вода в море соленая на вкус.
Наша страна борется за мир.
Началась большая перемена.
Дети ходили в лес за грибами.
Руки надо мыть водой с мылом.
Красивы улицы нашего города
22
22
23
23
23
24
7
Набор 10.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Москва – столица нашей Родины.
Школьники поливают саженцы.
Депутаты съехались на съезд.
Надо быть честным и правдивым.
Звезды сияют на башнях Кремля.
Летом наша семья жила на Волге.
24
24
24
25
25
25
5
Набор 11.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Весело колосится густая рожь.
Поля запорошило белым снегом.
Мы читали интересный рассказ.
Мичурин много и упорно работал.
Новые дома растут очень быстро.
Из машины вышел наш учитель.
25
25
25
26
26
26
4
Набор 12.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Мальчики принесли сухих веток.
В поле поспевает рожь и пшеница.
На стройку привезли рамы и двери.
Дети всех стран хотят жить в мире.
Свежий ветерок повеял прохладой.
Сверкнула молния, и загремел гром.
26
26
27
27
28
28
4
Набор 13.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Давно скосили и убрали луга и поля.
Белка взобралась на верхнюю ветку.
Солнце светило ярко, и дети купались.
Травы скашивают во время их цветения.
Дедушка Филипп пасет коров.
Люблю я в поле встречать восход солнца.
28
29
30
31
23
32
4
Набор 14.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Поднялась за рекой большая серая туча.
В далекой тайге живут охотники – эвенки.
Все радовались встрече с космонавтами.
Разведчики отправились в опасный путь.
Дружная семья и землю превратит в золото.
Обувь всегда необходимо очищать от пыли.
32
33
33
33
34
34
4
Набор 15.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Зацветет, зазеленеет наш веселый огород.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Хороши привольные широкие степи Хакасии.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Павел и Вика любят читать волшебные сказки.
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.
34
35
35
36
36
37
4
Набор 16.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Школьники готовятся к новому учебному году.
Много работы в яблоневом саду ранней весной.
На берегу моря раскинулся спортивный лагерь.
Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.
36
36
37
37
38
38
5
Набор 17.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.
Мы посадили во дворе елочки, клены, липы и березы.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.
38
39
39
40
41
42
5
6
6
6
7
7
Набор 18.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук.
Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.
Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье.
По лесной заросшей тропе идет группа туристов.
Мальчик подошел к окну и увидел строящийся дом.
Россия живет в мире и дружбе с другими народами.
42
43
44
45
46
46
7
7
8
8
8
8
Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха».
Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:
Запишите предложения в обратном порядке;
Запишите только второе и пятое предложения;
Запишите предложения с третьего по шестое.
Наряду с такими заданиями можно использовать предложения, где есть рифма или похожие, часто встречающиеся звуки.
II класс.
Носит Сеня сено в сени.
Зяблики не мерзнут зимой.
Отец тянет сети.
У Алеши новые калоши.
Сережа рад, что сел в первый ряд.
Арина грибы мариновала.
Марина малину перебирала.
У Зины в корзине бузина.
Спать на сене будет Сеня.
Десятый поросенок был полосатый.
Воду лейкой Лиля льет.
Золото добывают из земли.
Звезды зимой яркие.
Сима поймала усатого сома.
Лес рубят – щепки летят.
Ива рано инеем покрылась.
Люся любит пироги с луком.
Коси, коса, пока роса.
Булавка упала под лавку.
Без капусты щи не густы.
III класс.
Дал Макар Роману карамельку.
Сено Сене Костя косит.
В сени сено Сеня носит.
Украсила Екатерина квартиру картиной.
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
Шила Саша шапку скоро, шов строчила шелком споро.
Запорошило дорожки, разукрасило окошки.
Порядок время бережет.
Женя живет на пятом этаже.
Дворник посадил собаку на цепь.
Жаба уничтожает комаров.
Жил я посреди двора, где играет детвора.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Я добрался до кормушки, искрошил в нее горбушку.
Белки сидели на ели и семечки от шишки ели.
Как по небу с севера плыла лебедь серая.
На дворе переполох: с неба сыплется горох.
Там, где строят новый дом, ходит воин со щитом.
В руке у Танечки зима в стаканчике.
В тетради Кондрат начертил квадрат.
Кроме того, предложения составлены таким образом, что перекликаются с темой урока.
1.
2.
3.
4.
У Оли мыло.
Коля учил.
Таня шила.
Петя пилил.
8 букв.
8
8
9
1.
2.
3.
4.
В чаще чижи
В пруду ужи.
Щавель кислый.
Широкое поле.
Сочетания ча, ща, жи, ши.
9
9
12
11
1.
2.
3.
4.
Наступило чудесное утро.
Ребята весело бегут к речке.
На траве сверкает роса.
В небе поет веселый жаворонок.
21
23
19
25
1.
2.
3.
4.
Шел Саша по шоссе.
У Зины в корзине бузина.
Люда любит пироги с луком.
На заре озеро порозовело.
14
19
21
21
1.
2.
3.
4.
5.
Ребята за работой.
Они делают лодочку.
Ставят мачту и парус.
Кораблик уже готов.
Это первая радость.
Правописание словарных слов.
15
16
17
16
16
1.
2.
3.
4.
5.
Женя очень любит читать книжки.
Она прочитала стихи, поэмы Пушкина.
Басни Крылова и рассказы Толстого.
Слушает сказки бабушки Анастасии.
Женя сама придумывает рассказы.
Прописная буква в именах собственных.
26
29
29
29
27
Интонационная разминка.
Различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противопоставления.
Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размеренный или же их сочетание).
Ставить логическое ударение в предложении.
Данные задания являются как бы подготовительными к основному процессу обучения осознанного чтения, либо его сопровождающими.
Как известно, технику чтения составляют 4 компонента: осознанность, беглость, выразительность, правильность. Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, в какой степени это возможно для детей с интеллектуальным дефектом. За время работы над самообразованием было найдено большое множество приемов, позволяющих облегчить процесс обучения. Они были применены на практике. В результате выработана система в их применении, отобраны наиболее эффективные из них. Реализация методики и приемов дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным; повышает мотивацию учащихся к чтению - в частности и к учению - в целом; помогает в развитии психических процессов.
Для эффективности необходимо включать упражнения на каждом уроке.
Упражнения для развития осознанного чтения.
1. Логические упражнения.
1) «Что общего?»
мел мель, мал мяч, мыл мил
2) «Назови одним словом».
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
3) «Найди лишнее слово».
Красивый, синий, красный, жёлтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
4) «Чем похожи слова?»
Утюг, вьюга, пачка, часы, лампа, стакан.
5) «Составь слово».
у к л б о, с н о а с, у п к с.
6) «Составь слово, взяв только слог».
Первый слог: колос, рота, ваза
кора, лото, боксер
молоко, нерест, тарелка
Второй слог: змея, рама
пуговица, молоток, лава
укор, бузина, тина
поворот, пороша, канава
Третий слог: мебель, ружье
соломка, пора, мель
лиса, бельмо, полет
смола, слеза, берет
7) Антиципация.
Соотнесение начала и конца пословицы, предложения, слова и др.
8) «Восстанови текст».
1. Да! Стать ученым нелегко!
2. Писать красиво нелегко
3. Вздохнем сначала глубоко
4. За буквой букву вывожу
9) «Да или нет».
Подходит ли слово под описание?
Мед – сладкий, тягучий, желтый, сыпучий, ледяной.
Мех – твердый, горячий, шелковистый, липкий, мягкий.
Трамвай – быстрый, усталый, белый, железный, холодный.
2. Игры со словами.
1) «Слово в слове».
гроза
газета
кустарник
поднос
шоколадка
шутка
щепка
ярмарка
2) «Найди пару».
загар золотистый
звонок занимательный
забор знаменитый
зубр звонкий
задача зрелый
земляника зеленый
3) «Закончи предложение».
По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р. и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.
4) Шарады.
5) Ребусы.
6) Загадки.
7) «Найди слово».
Необходимо найти животных в каждой строке.
Насос сосёт речную воду, И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой. Здесь хорошо бродить одному.
8) «Словесные лабиринты».
Найти слова по теме «Школа».
Д
И
Р
А
Н
О
Ч
И
Т
У
Р
Е
К
Е
Ц
Т
Е
Е
Ч
Е
Б
Т
О
Р
Р
Т
Л
Ш
М
Н
П
Е
Н
А
Д
Ь
Т
А
И
К
Л
А
У
Ь
К
Е
М
А
Т
И
К
Р
И
С
О
З
А
У
Р
А
О
К
Т
В
А
К
Ч
Л
Я
И
Р
О
У
Ч
А
К
Н
Е
Ц
У
А
9) «Словесные горки».
КО
КОТ
КРОТ
БУЛКА
СОРОКА
СНЕГИРЬ
СОСЕДНИЙ СКВОРЕЧНИК
ДИАПОЗИТИВЫ
10) «Найди четвертое слово».
Песня – композитор. Самолет - ?
Нож – сталь. Стул - ?
Утро – ночь. Зима - ?
3. Чтение текстов на речевой разминке.
Методика: чтение молча в течение 1 минуты;
чтение 1-2 учащихся вслух у доски;
вопросы по содержанию.
Пример текста:
Упражнения для формирования правильности чтения.
Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
«Назови предметы».(5 и более по памяти)
«Опиши предмет». (Остальные догадываются о названии предмета.)
«Повтори слова». (Повторить на слух запомненные слова.)
«Выбери слова на звук »
«Слова на звук, правило».
«Восполни пропуски».
Н*ш* Т*ня громко пл*чет, Наша **** громко плачет,
Уронил* в речку мячик. Уронила в речку *****.
Тише, Т*нечк*, не пл*чь, Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч. Не ****** в речке ***. 7) Работа над прогнозированием текста.
Допиши словосочетания:
Перочинный Карие
Грецкий Кромешный
Дополни предложения:
На берегу разложили костер, чтобы
2. Упражнения со словами.
Чтение слов, отличных одной буквой.
мел – мель – мыл – мыль – мал – мял
мышка – мошка – мишка – миска
Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш,
марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.
Чтение слов с одинаковыми частями.
Приехал, пришел, принес, пришил, припев.
Красное, белое, голубое, черное, желтое.
Кукла, мама, папа, лапа, ложка.
Чтение «перевертышей».
Лев ел волов.
Иди искать такси, иди.
Словарная работа.
«Зашифрованное слово» (с помощью таблиц шифров);
«Собери слово» (из букв, слогов);
«Найди объяснение» (из ряда предложенных);
«Зашумленные слова»;
«Наложенные слова»;
«Полустертые слова»;
«Чтение по таблице» (составление слов из букв)
Е
М
Т
А
О
И
Ю
Г
Ш
Р
Х
В
П
Й
З
Э
Ё
У
Ф
Б
Я
Ч
Д
Л
К
Ц
С
Н
Щ
Ж
12) Методика Мюнстерба (слово в буквах, словах).
кносликпрслонтдкволк
прщукатькарасьтпсомтд
В формировании навыка чтения важную роль выполняют существующие и наиболее приемлемые (с точки зрения каждого учителя) виды чтения или виды работ над текстом.
Жужжащее чтение.
Пятиминутки чтения (монгольский метод).
Режим щадящего чтения.
Ребенок читает 1-2 строки и отдыхает, затем – повтор.
Орфографическое чтение.
Чтение «каноном».
Чтение за хорошо читающим учеником, учителем.
Чтение по ролям.
Чтение «цепочкой».
Чтение с задание.
Представленные задания учитель может самостоятельно варьировать- подстраивать по тему урока. Тем самым проявляется его творчество, повышается у учащихся интерес к уроку, к чтению.
В результате применения приемов и выработки собственной методики по формированию навыка чтения у детей с интеллектуальным дефектом в классе сложилась тенденция роста темпа чтения, осознанности, выразительности.
Класс
Общее количество детей
Тип чтения
Осознанность чтения
Выразительность
Правильность чтения
Буква
Б + Слог
Слог
С+Слово
Слово
Понимает смыл
С вопросами
Не понимает смысл
Ошибки в ударении
Пропуск, замена букв
1
5
2
1
2
1
2
2
3
2
6
1
2
1
2
3
2
1
3
3
3
7
1
2
2
2
3
3
1
2
4
3
4
12
3
2
7
6
6
6
3
4
Литература.
Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995 г.
Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи. – М.: ВАКО, 2007 г.
Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - М.: Союз, 2002 г.
Максимчук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: ВАКО, 2006 г.
Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). – М.: Просвещение, 1986 г.
Рудченко Л. И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
13PAGE 15
13PAGE 141215
Чиж.
Юра поймал чижа. Он посадил его в клетку. Но чиж в клетке не пел. Юра открыл клетку и выпустил птицу. Чиж улетел в лес. Он сел на ветку и запел свою песню.
15