Фитнес-игры: на уроках физкультуры и не только
Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва
Мы вместе?!
Репортаж с детской фитнес конвенции
С 30 марта по 2 апреля в Москве в спортивном комплексе «Олимпийский» проходил XVII Международный фестиваль физкультуры и спорта. В его программе была и фитнес-конвенция, посвященная вопросам методики занятий фитнесом с детьми в школе и дошкольных учреждениях.
Мы постарались разобраться в том, как можно использовать элементы фитнеса на уроках физкультуры.
В этом году среди участников конвенции было много учителей физкультуры. Большинство – финалисты конкурса «Урок физкультуры XXI века», которых пригласили принять в ней участие. Педагоги школ с удовольствием откликались на предложение принять участие в том или ином мастер-классе – их в основном проводили сотрудники фитнес-клубов.
В программе конвенции были и отдельные занятия для подростков. В начале мастер-классов ведущие говорили, что подростки – это практически взрослые люди и в работе с ними можно использовать те же методические приемы, что и со взрослыми, – а потом представляли свое занятие, разработанное для подростков как для взрослых.
К детям – как к взрослым
Занятие тренера фитнес-клуба Worldclass Елены Черенковой по пилатесу началось с пятнадцатиминутной композиции «Превращение цветка», в котором приняли участие и другие тренеры этой сети клубов.
Затем ведущая пригласила желающих разместиться на ковриках, разложенных в трех местах зала. Упражнения, которые предлагала Елена, были рассчитаны на занимающихся с разными уровнями физической подготовленности: начинающим, средним и продвинутым.
Перед началом занятия тренер напомнила об основных принципах пилатеса:
1. Упражнения выполняются босиком.
2. Упражнения выполняются в сочетании с дыханием: при вдохе – движения ребер вперед и в стороны, при выдохе – ребра соединяются.
3. Во время выполнения упражнения нужно напрягать мышцы живота, как бы подтягивая его к позвоночнику.
4. Лопатки следует тянуть одну к другой.
5. Пятки все время располагаются вместе, а носки – врозь.
Затем участники мастер-класса выполняли следующие упражнения:
1. И.п. – стоя, мяч в руках внизу. Наклоняя туловище вперед, катить мяч по бедрам, коленям и голеням до стоп. То же вверх. Опуская мяч вниз, делать вдох, поднимая – выдох.
2. Начальный уровень. И.п. – лежа на спине, согнув ноги, мяч под голову.
Средний уровень. И.п. – лежа на спине, мяч зажат между стоп.
Продвинутый уровень. И.п. – лежа на спине, мяч зажат между стоп.
Приподнять туловище и выполнять движения прямыми руками вверх – вниз, не касаясь ими пола.
3. Начальный уровень. И.п. – лежа на спине, согнув правую ногу в колене. Мяч зажат между голенью и бедром правой ноги и касается пола.
Средний уровень. И.п. – то же, но мяч пола не касается.
Продвинутый уровень. И.п. Лежа на спине, мяч под правой стопой.
Выполнять круговые движения левой ногой влево – вдох, круговые вращения вправо – выдох.
Повторить 8 раз.
То же с правой ноги.
4. Начальный уровень и средний уровень. И.п. – лежа на спине, согнув ноги, в вытянутых вперед руках.
Продвинутый уровень. И.п. – лежа на спине, мяч в вытянутых вперед руках.
Участники начального уровня катят мяч по бедрам от таза к коленям и обратно, слегка приподнимая туловище. Участники среднего уровня поднимают туловище и принимают положения седа согнув ноги, руки вверх. Участники продвинутого уровня поднимают туловище, стараясь коснуться мячом стоп.
5. Начальный уровень. И.п. – сед согнув ноги, мяч зажат между стопами.
Средний уровень. И.п. – то же, но мяч зажат между коленями.
Продвинутый уровень. И.п. – то же, но без мяча.
Перекаты на спине. Участники начального и среднего уровня принимают положение группировки. Участники продвинутого уровня сгибают руки в локтях и кладут предплечья друг на друга. Выполняя перекаты, они стараются не отрывать локтей от коленей.
6. Упражнение с роллом. Начальный уровень. И.п. – сед на ролле, носки на себя.
Средний уровень. И.п. – сед ноги врозь, ролл зажат между пятками.
Продвинутый уровень. И.п. – сед, пятки поставить на ролл.
Медленный наклон туловища вперед, стараясь прямыми руками коснуться пола.
7. Для всех уровней и.п. – те же, но руки в стороны. Представить, что сзади находится стена.
Скручивание туловища влево. Руками тянуться к левой ноге.
То же вправо.
8. Начальный уровень. И.п. – лежа на животе, руки вперед и лежат на ролле.
Средний уровень. И.п. – лежа на животе, руки согнуть перед собой, голову положить на кисти.
Продвинутый уровень. И.п. – лежа на животе, руки вперед.
Поднять ноги вверх и разводить их врозь, не опуская на пол.
9. И.п. для всех групп одинаковое – лежа на животе, руки положить вперед на ролл. Приподнимая туловище от пола, участники начального уровня выполняют движения прямыми руками вверх и вниз, среднего – в стороны и обратно, продвинутого – до бедер и обратно. Упражнение выполняется в течение 30–40 сек., не опуская рук на пол.
10. И.п. – то же для всех групп. Оторвать руки и ноги от пола и выполнять попеременные движения прямыми руками и ногами, не касаясь ими пола.
11. Для всех групп. И.п. – сед на пятках, руки вперед, голова зажата между плечами. Потянуться вперед. Зафиксировать это положение на 5–10 сек.
Функциональная тренировка
Это направление фитнеса в последнее время становится всё более популярным, так как дает большой эффект. Но оно является и наиболее сложным – в этом могли убедиться те участники конвенции, которые изъявили желание принять активное участие в работе мастер-класса. Некоторые из них не смогли выполнить все упражнения. Те же, кто вытерпел всё от начала до конца, выглядели после занятия изрядно утомленными.
Подготовительная часть
Алевтина Усенко и Иван Яшенков, супервайзеры детских клубов Worldclass, сначала построили участников парами друг напротив друга на боковых линиях спортивного зала. Под бодрую, энергичную музыку занимающиеся выполняли упражнения, двигаясь навстречу и приветствуя друг друга:
1. Обычная ходьба.
2. Ходьба приставным шагом правым и левым боком.
3. Ходьба скрестным шагом.
4. Ходьба с высоким подниманием бедра.
5. Ходьба с захлестыванием голени назад.
6. 2 шага с высоким подниманием бедра – 2 шага с захлестыванием голени назад.
7. Ходьба приставным шагом правым и левым боком. После каждого шага – наклон туловища вперед, руками коснуться пола.
8. Ходьба выпадами.
9. Наклон туловища вперед. Принять упор лежа; переставляя ноги, принять положение упора стоя, потом снова перейти в упор лежа, и т.д.
10. Выпрыгивания из приседа на месте и с продвижением вперед.
Упражнения на месте. По команде одного из ведущих: «Смена!» – занимающиеся меняются местами и выполняют следующие упражнения.
1. Прыжки на двух ногах.
2. Прыжки вперед – назад и вправо – влево.
3. Прыжки на левой (правой) ноге.
4. Прыжки в выпаде со сменой ног.
5. Прыжки через скакалку.
Ходьба по кругу. Ведущие – в центре зала вращают длинную скакалку. Участники выполняют следующие упражнения:
По очереди проходят под скакалкой.
То же, выполнив один прыжок.
То же, выполнив два прыжка.
То же, но первый номер выполняет один прыжок; в это время под вращающуюся скакалку заходит второй номер и одновременно со вторым прыжком первого номера выполняет свой первый прыжок; потом первый номер выходит из под вращающейся скакалки, а в это время под нее заходит третий, и т.д. Это задание вызвало наибольшую трудность.
Участники выстраиваются в круг и по очереди выполняют упражнения стретчинга. Закончив задание, первый номер касанием плеча передает эстафету второму, тот – третьему, и т.д.
Основная часть
Участники расходятся по десяти станциям и на каждой в течение 20 сек. выполняют различные упражнения: 10 сек. – в медленном темпе и 10 сек. – в быстром. Отдых между станциями – 20 сек.
1. Пролезание под барьером.
2. И.п. – лежа на животе, руки вперед. Оторвать прямые руки и ноги от пола; удерживать 2–3 сек.
3. Произвольные прыжки через ячейки разложенной на полу веревочной лестницы.
4. И.п. – упор лежа, правая рука на степе, левая – на полу. Выполнить сгибание и разгибание рук в упоре. Сменить положение рук: поставить левую на степ, правую – на пол. Повторить упражнение, сменить положение рук, и т.д.
5. Приседания с большим фитболом в руках. Сгибая ноги в коленях до угла 90°, касаться фитболом пола то с правой, то с левой стороны.
6. И.п. – стоя на коленях, руками касаться фитбола. Перекатывать его вперед и назад, не отрывая коленей от пола.
7. И.п. – стоя боком к барьеру. Выполнять перешагивания через барьер вправо и влево с энергичными подскоками и движениями рук.
8. И.п. – упор лежа.
1 – согнуть руки;
2 – и.п.;
3 – повернуть туловище налево, поднять левую руку вверх;
4 – и.п.;
5–8 – то же в правую сторону.
9. Перепрыгивать через высокую скамейку вправо и влево с опорой на нее руками.
10. И.п. – упор лежа (женщины – упор лежа на коленях), в руках – гантели.
1 – согнуть руки;
2 – и.п.;
3 – подтянуть правую руку к груди;
4 – и.п.;
5–8 – то же левой рукой.
После первого круга и небольшого отдыха ведущие предлагают второй набор упражнений, задания в котором нужно выполнять в парах: каждое – по 1 мин. В отдельных случаях через 30 сек. партнеры меняются ролями. Отдых между станциями – 30 сек.
1. Передачи набивного мяча двумя руками от груди. После ловли мяча – наклон туловища вперед, коснуться мячом пола.
2. И.п. – стоя в затылок на расстоянии 3–4 м друг от друга, эспандер – в правой руке. Первый номер тянет эспандер вперед, второй – назад.
То же левой рукой.
3. И.п. – стоя в широкой стойке друг напротив друга, упираясь левыми ступнями, с набивными мячами в руках.
Наклон туловища вперед, коснуться мячом пола справа от себя. Выпрямиться, соприкасаясь мячами и правыми ступнями.
То же с другой ноги.
4. Один партнер, стоя боком к другому, удерживает эспандер на вытянутых вперед руках. Другой, стоя в широкой стойке, тянет эспандер вниз, удерживая ноги прямыми.
5. Один партнер стоит на месте, а другой двигается приставными шагами по кругу, выполняя передачи набивного мяча двумя руками от груди.
Заключительная часть
Все занимающиеся выстраиваются на лицевой линии. По команде одного из ведущих: «Барьер!», «Степ!», «Мяч!», «Фитбол!» и др. они по очереди бегут до названного предмета инвентаря, берут его и относят в указанное место.
Под оставшимися на полу ковриками лежат карточки.
Упражнение в парах: кто первый добежит до коврика и поднимет карточку, убирает ее в одно место, а проигравший убирает коврик в другое.
Стретчинг в кругу в положении сидя на полу.
Фитнес-игры
Сергей Иванов и Наталья Логоватовская, тренеры по фитнесу детского клуба Worldclass из Санкт-Петербурга, познакомили присутствующих с подвижными играми и эстафетами, которые можно использовать на любой групповой тренировке по фитнесу.
Фитнес-разминка
Участники делятся на две команды и одевают футболки двух цветов. Разминка проводится в форме своеобразного синтеза баскетбола и степ-аэробики. Участники мастер-класса под музыку выполняют упражнения с баскетбольными мячами в руках, стоя на платформах.
Игра «Семь передач». Нужно передавать мяч только участникам своей команды, причем нельзя выполнять обратную передачу тому партнеру, от которого мяч только что был получен.
Фитнес-футбол
Команды выстраиваются в колонны через одного: мужчина, женщина, мужчина и т.д. Перед каждой из команд – 5 конусов.
Первый номер выполняет ведение футбольного мяча «змейкой» и оставляет его на контрольной линии, после чего возвращается к своей команде и передает эстафету второму номеру.
Тот добегает до мяча и на обратном пути так же выполняет ведение мяча «змейкой», затем передает эстафету третьему номеру, который выполняет то же задание, что и первый, и т.д.
За победу в каждом игровом задании команды получают призовое очко.
Фитнес-хоккей
Конусы устанавливают зигзагом.
Первый номер, удерживая хоккейную шайбу на голове и гимнастическую палку в руке, идет «змейкой» до последнего конуса, вставляет в него палку и возвращается таким же образом к своей команде, передает эстафету второму номеру, который выполняет это задание, двигаясь до предпоследнего конуса.
Последний участник (всего их шесть) собирает все палки, начиная от последнего конуса.
Фитнес-гандбол
Команды выстраиваются парами друг напротив друга.
Первые номера держат в руках мяч. По сигналу ведущего они стараются вырвать его друг у друга, затем передают эстафету вторым номерам, и т.д.
Побеждает команда, которая одержит больше побед в мини-поединках.
Фитнес-баскетбол
Каждая команда строится в колонну по два. Пары игроков держат гимнастическую палку за разные концы. В свободной руке у участников – по баскетбольному мячу.
По сигналу ведущего первые пары игроков с ведением мяча добегают до контрольной линии и возвращаются обратно, после чего вся команда перепрыгивает через гимнастическую палку. После этого задание выполняет вторая пара, и т.д.
Фитнес-биатлон
Первый номер располагается в 10 м от своей команды с корзиной в руках. В 2–3 м от него на полу лежит коврик, рядом с ним – мяч.
По сигналу ведущего вторые номера добегают до коврика, ложатся на него на живот, берут мяч в руки, отрывают ноги и руки от пола и в этом положении выполняют бросок в корзину. Затем второй номер встает на место первого, а первый возвращается к своей команде и встает в конец колонны. Затем то же задание выполняет третий номер, и т.д. Игра заканчивается, когда все игроки вернутся на свои места. Побеждает та команда, которая совершит больше попаданий.
Это задание можно выполнять из положения лежа на спине.
Фитнес-лотерея
Ведущие заранее надувают 12 воздушных шариков двух цветов – по числу участников, а внутрь кладут записки на бумаге двух цветов, но при этом специально путают их.
Участники садятся в круг и начинают передавать шарики друг другу в любом направлении, стараясь, чтобы они не вылетели из круга. Вставать со своих мест запрещается. Шарики, которые всё же вылетели за пределы круга, поднимать нельзя. Через 1 мин. передачи прекращаются, и участникам разрешается лопнуть все шарики. После этого подсчитывается количество оставшихся на полу записок. Та команда, записок цвета которой будет больше, побеждает.
Школа юного бойца
Мастер-классы, анонсированные ведущими как занятия для дошкольников, можно в полной мере использовать и в работе с учащимися начальных классов. В этом могли убедиться участники конвенции, особенно те, которые пожелали выступить в роли детей.
Тренеры детских клубов Worldclass Марина Дюбанова и Георгий Саман, одетые в военную форму, пригласили 10 добровольцев расположиться парами друг напротив друга на маленьких круглых резиновых ковриках разных цветов. Затем надели на них погоны тех же цветов и объяснили, что в случае успешного выполнения заданий они будут «повышены в званиях» – получат звёзды, которые будут крепиться к ним на погоны.
Импровизированная полоса препятствий. Все участники друг за другом подлезают и перешагивают через барьеры, ходят по босу, выполняют перекаты на матах в положении лежа на животе руки вперед; прыжки через лежащую на полу веревочную лестницу, способом ноги врозь – ноги вместе; лазанье по гимнастической скамейке в положении лежа на животе, подтягивая себя руками. Для соблюдения дистанции каждая из команд (пара участников) начинает прохождение полосы препятствия с этапа, определенного по их цвету.
Выполнение упражнений можно начинать, если ведущий дает один свисток; два, – то все бойцы должны принять положение «Смирно!», а по команде: «Кругом!» – выполнять задания в обратном направлении.
Разминка проводится под бодрую музыку. По ее окончании все занимают свои места, как и в начале урока. Участники, успешно справившиеся с заданиями, получают звезду, которая крепится к погонам двусторонней липкой лентой.
Завершается разминка выполнением упражнений стретчинга, имитирующих действия военнослужащих различных родов войск.
Затем участники выполняют следующие упражнения в парах:
1. Упереться ладонями в ладони партнера и постараться вытолкнуть его, заставив сделать шаг назад.
2. Бокс: одна шеренга имитирует удары, другая уворачивается от них. Потом происходит смена ролей.
3. Одна шеренга выполняет бег с высоким подниманием бедра на месте, другая – прыжки ноги врозь – ноги скрестно. После этого партнеры меняются ролями.
Всем игрокам, которые справились с заданием, вручается по звезде.
Затем участники команд расходятся по станциям круговой тренировки и выполняют следующие упражнения:
1. Передачи мяча партнеру, стоя на босу. Выполнив передачу от груди двумя руками, игрок перемещается прыжком двух ног с одной платформы на другую. Его партнер выполняет то же задание.
2. И.п. – стоя на коленях лицом друг к другу и уперевшись руками в фитбол. Один партнер толкает фитбол, другой препятствует ему в этом, и наоборот.
3. Прыжки в ячейки веревочной лестницы одновременно с двух сторон, (как в разминке: ноги врозь – ноги вместе), двигаясь навстречу, при встрече приветствуя друг друга ударом в ладонь.
4. То же с лазаньем на скамейке в положении лежа на животе.
5. Поочередные перешагивания через барьеры и подлезания под них.
Каждое упражнение выполняется в течение 1 мин. Отдых – 30 сек. Всем бойцам, которые успешно выполнили задание, вручается еще по одной звезде.
Игра «Встречный огонь». Ее правила очень похожи на игру в вышибалы, только по сигналу – аудиозапись стрельбы – все должны принять положение упора лежа на согнутых руках.
Игра продолжается 1–2 мин., после чего команды меняются местами. Наиболее активным участникам по итогам игры ведущие вручают звёзды.
После этого бойцы возвращаются на свои места, берут коврики, ложатся на спину, сгибают ноги в коленях и выполняют следующие упражнения:
1. Пальцы рук переплетены, указательные прижаты друг к другу – имитация пистолета. Поднимание туловища в положении сидя, изображая выстрел.
2. То же задание попеременно выполняет то одна, то другая шеренга – «стрельба из-за укрытия».
3. И.п. – то же, упираясь ступнями. Сгибания и разгибания ног с сопротивлением партнера – «работа мотора».
В заключение бойцы принимают положение седа ноги скрестно и в этом положении выполняют упражнения стретчинга.
Подведение итогов, подсчет звезд. По итогам всей игры участникам лучшей команды вручается по большой звезде, которая крепится на груди, как орден.
Богатыри
Елена Дмитриева и Игорь Макаров, тренеры детского клуба Worldclass, в начале своего мастер-класса раздали его участникам наклейки разных цветов и построили занимающихся в круг. Знакомство было не совсем обычным. Участники, перепрыгивая через скакалку, которую вращает один из ведущих, стоящих в центре, – как в игре «Удочка», – должны были при этом назвать свое имя.
Разминка был танцевальной и прыжковой и проходила под музыку из мультфильмов «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей». Затем участники распределились на две команды.
Первые номера делятся на пары, берут скакалки за разные концы и выстраиваются в колонну по два. Вторые выполняют бег «змейкой» между ними. Первые при этом выполнят повороты кругом на 360°, перехватывая скакалку из руки в руку. На следующем кругу они держат скакалку на уровне пояса, а вторые номера поочередно то перелезают через нее, то подлезают под нее. На третьем кругу первые номера делают «волну», поочередно то опуская, то поднимая скакалку, а вторые в зависимости от ситуации или пролезают под ней, или перепрыгивают через нее. Первые номера при этом не стоят на месте, а выполняют прыжки ноги врозь – ноги вместе или подъемы на носках. Затем первые и вторые номера меняются ролями.
Разминка завершается стретчингом, стилизованным под богатырскую тематику.
Затем участники на станциях выполняют упражнения круговой тренировки в парах – «для развития богатырской силы»:
1. Ходьба на месте, стоя на босу.
2. И.п. – лежа на животе, в вытянутых вперед руках – резиновый эспандер. Оторвать туловище от пола, растянуть эспандер, вернуться в и.п.
3. Прыжки через скамейку вправо и влево, опираясь на нее руками.
4. И.п. – лежа на спине, согнутые в коленях ноги – на мягком возвышении, в руках мяч. Поднимая туловище, коснуться мячом стоп.
5. И.п. – стоя, опираясь руками на гимнастическую палку. Сделать выпад правой ногой назад, опуститься на правое колено, потом в обратном порядке вернуться в и.п.
То же левой ногой.
6. И.п. – упор лежа лицом друг к другу. У каждой пары – мяч, который лежит перед первым номером. Он выполняет отжимание, после чего перекатывает мяч второму, тот останавливает мяч, выполняет отжимание и возвращает мяч первому номеру и т.д.
Упражнения на каждой станции выполняются в течение 30 сек. Отдых между станциями – 30 сек.
Участники садятся на детскую палку-«лошадку» и передвигаются приставными шагами по кругу. Ведущие в это время бросают в «скакунов» фитбол, от которого те стараются увернуться. Во время игры один из ведущих может подавать команды: «По парам (тройкам, четверкам) стройся!», – а участники должны быстро перестроиться соответствующим образом.
Занимающиеся убирают своих «коней», перестраиваются согласно цвету наклеек и переходят к выполнению заданий новой круговой тренировки.
«Зеленые» начинают с бега «змейкой» между стойками, «желтые» – с прыжков через лежащий на полу канат вправо и влево, «красные» – с подлезания под барьеры и перелезания через них. Выполнив по очереди задания на каждой станции, участники переходят к выполнению этих же заданий последовательно, как на полосе препятствий, от одного к другому, сохраняя дистанцию.
По ходу тренировки ведущие меняют задания. Например, между барьерами можно выполнить одно отжимание или упражнение упор присев – упор лежа; после каждого прыжка через канат – одно приседание или передвижение стоя над канатом в упоре лежа; бег между стойками можно выполнять с высоким подниманием бедра или прыжками на одной ноге.
Упражнения на восстановление дыхания.
«Зеленые» убирают один инвентарь, «желтые» – другой, «красные» – третий. Все выстраиваются в круг и выполняют упражнения стретчинга в положениях сидя и лежа.
Клуб веселых путешественников
Анжела Бурлак, супервайзер подмосковного детского клуба Worldclass, познакомила участников с играми народов мира, которые они использует на фитнес-занятиях с детьми. Многие из них имеют схожие правила и известны нам под другими названиями. Свой мастер-класс Анжела назвала «Клуб веселых путешественников» по двум причинам: во-первых, знакомясь с играми, занимающиеся словно переносились из одной страны в другую, совершая путешествие; во-вторых, предлагаемые игры можно использовать с детьми во время проведения прогулок, походов, спортивных часов и т.п. Во время каждой игры звучала национальная музыка страны – родины игры.
Японские салки
Выбирают водящего – салку. Остальные участники разбегаются, а он старается догнать их и осалить. Если ему это удается, то осаленный становится водящим, при этом пятнать он может одной рукой, а другую прикладывает к тому месту, куда его осалил предыдущий водящий.
У кого камушек?
Родина этой игры – Греция. Все играющие выстраиваются в одну шеренгу и соединяют ладошки. Ведущий, который также складывает их, держит в руках камушек. Проходя перед каждым из играющих, он незаметно старается вложить камушек в его ладошки, а с остальными лишь имитирует подобное движение. Затем по сигналу ведущего игрок с камушком делает рывок вперед, а остальные играющие стараются его запятнать, пока он не перешел контрольную линию.
То же задание можно выполнять до контрольной линии и обратно.
Прихлопнуть комара
В этой австрийской игре водящий со свернутой газетой в руках старается осалить ею любого из играющих, словно убивая комара на теле игрока. Осаленный игрок становится новым водящим.
Вариант 1 – с палочкой-выручалочкой. Водящий не может салить того из играющих, у которого в руках палочка. Игроки могут передавать ее друг другу, стараясь выручить преследуемого водящим.
Вариант 2. Водящий, наоборот, может салить только игрока, держащего палочку, которую преследуемый может передавать любому играющему.
«Кто больше соберет камней?»
Участники этой казахской игры садятся на импровизированных «коней» (см. предыдущий мастер-класс) и выстраиваются на линии старта. В центре зала на полу разбросаны камушки. Двигаясь от линии старта к линии финиша, участники должны, не слезая с «коней», собрать как можно больше камней. Побеждает тот, кто соберет их больше других, а при равном количестве –первым придет к финишу.
Бег с переменой мест
В этой австрийской игре все участники располагаются на одной из лицевых линий зала, водящий – со свистком в центре зала. Игроки по сигналу начинают передвигаться от одной лицевой линии до другой. По свистку все сразу останавливаются, по повторному свистку двигаются в обратную сторону, по следующему свистку – снова останавливаются, и т.д.
Участник, которому удастся при этом первым пересечь любую из лицевых линий, становится новым водящим. Упражнение можно выполнять шагом или бегом.
«Доброе утро, добрый охотник!»
Родина этой игры – Англия. Все участники встают в круг. Водящий ходит с внешней его стороны и дотрагивается рукой до одного из играющих. После этого они приветствуют друг друга словами: «Доброе утро, добрый охотник!», – затем идут в разные стороны, а встретившись, снова приветствуют друг друга, после чего уже бегут, стараясь занять освободившееся место. Тот, кто не успеет это сделать, становится новым водящим.
Вариант. Водящий ходит за спиной участников и говорит: «Да, да, да (сколько угодно раз) гусь!» – и дотрагивается до игрока, после чего они разбегаются по разным сторонам круга, стараясь занять свободное место.
Охотничий мяч
Участники этой французской игры также выстраиваются в круг, в центре которого – водящий с мячом. Он называет имя одного из играющих и подбрасывает мяч вверх. Тот, в свою очередь, должен успеть его поймать до касания им пола, а остальные играющие в это время разбегаются по залу. Игрок, который поймал мяч, кричит: «Стоп! Хали-хало!» – а все участники замирают на месте. Участник с мячом оценивает расстояние до одного из игроков – в шагах, ступнях, прыжках и т.д. – и громко объявляет его, затем делает названное количество шагов, прыжков и т.п. до него и выполняет бросок мячом в кольцо, которое образует выбранный им игрок, вытянув руки вперед и в стороны, согнув их в локтях и сцепив пальцы в «замок». Если бросок успешен, то новым водящим становится игрок, который изображал кольцо; если нет, то участник водит снова.
Птицы и гнёзда
В этой латвийской игре участники выстраиваются па парам, стоя в затылок друг другу и лицом в круг, в центре которого – водящие. Стоящие первыми – «гнезда», стоящие вторыми – «птицы».
Водящий подает команды:
«Раз!» – вторые номера ставят руки на пояс первым;
«Два!» – вторые номера ставят руки на плечи первым;
«Три!» – «птицы летят» – вторые номера вместе с водящим бегают по залу, совершая плавные движения руками в стороны – «машут крыльями».
По команде: «Птицы, домой!» – все, включая водящего, стараются занять освободившиеся места. Тот, кому не нашлось места в «гнезде», становится новым водящим.
Периодические первые и вторые номера меняются местами.
Иванко
В этой белорусской игре все играющие встают в круг, кроме одного, который играет роль Иванко и встает в центре. Водящий встает перед ним. Играющие в кругу стараются осалить Иванко, а водящий препятствует им в этом, стараясь осалить того, кто пытается осалить Иванко. Если водящему это удается, то игрок уже не имеет право салить Иванко. Если же игроку удается осалить Иванко, то он становится новым водящим.
Встань первым в паре
Построение участников этой шведской игры напоминает всем известный «Ручеек». Играющие встают парами боком друг к другу, держась руками вверху. Перед первой парой располагается водящий. По его сигналу игроки последней пары расцепляют руки, бегут вперед и стараются соединить их уже перед водящим, который, в свою очередь, пытается их осалить, не сходя с места. Если ему это удается, он встает в пару с неосаленным, а осаленный игрок становится новым водящим.
Корзина с фруктами и ягодами
Эту чилийскую игру проводят сидя в кругу. В центре – водящий (покупатель). Каждый игрок называет понравившийся ему фрукт или ягоду, а остальные участники стараются их запомнить. Названия повторять нельзя. Водящий называет пару фруктов или ягод, которые должны быстро поменяться местами. В это время сам он старается занять освободившееся место. Тот, кому не осталось места, становится новым водящим.
Эту же игру можно проводить, называя зверей, города, цветы и т.д.
Обучение по модульному принципу
Джозеф Морган (США), преподаватель физкультуры из московской Англо-американской школы, познакомил присутствующих с системой работы школы по физическому воспитанию, уроки физкультуры в которой в 1–10-х классах являются обязательными, а в 11-м классе – уроками по выбору.
Обучение строится по модульному принципу. В каждом модуле, продолжительность которого – 4 недели (12 уроков), ученики вправе выбрать один из двух видов спорта и не менять его. Это связано с тем, что в школе работают два преподавателя. Планируется, что со следующего года их будет три, соответственно увеличится и спектр предлагаемых для изучения видов спорта.
Первый семестр (16 недель) состоит из четырех модулей:
первый: футбол/теннис;
второй: ля-кросс/плавание;
третий: фитнес/бадминтон;
четвертый: водные игры: подводный хоккей, водный баскетбол, водное фрисби, подвижные игры/баскетбол.
Продолжительность второго триместра – 20 недель. В нем изучается пять модулей:
пятый: лыжные гонки/коньки;
шестой: независимый учебный проект;
седьмой: волейбол/водное поло;
восьмой: фрисби/игры с битой: бейсбол, софтбол, лапта и др.;
девятый посвящен соревнованиям между классами и между школами.
В следующем году в программу планируется включить уроки флорбола, гандбола, американского футбола, аква-фитнеса, стрельбы из лука, настольного тенниса, регби.
Наибольший интерес вызывает шестой модуль. В нем школьники сами выбирают себе вид спорта из числа ранее изученных или совершенно другой им понравившийся. Дети проводят небольшое его исследование, результаты которого заносят в дневник. Непременное условие заключается в том, что не менее 50% времени должно быть уделено физической активности. Учителя через дневник отслеживают, как занимаются ученики. Занятия в этом модуле могут как проводиться в зале, так и посещаться детьми самостоятельно во внеучебное время. Оценка результатов учащихся по этому модулю складывается непосредственно из демонстрации каждым учеником его успехов и самого исследования, отраженного в дневнике.
Вообще оцениванию Джозеф Морган уделил большую часть своего выступления. В частности, он отметил, что традиционно на седьмом уроке каждого модуля проводится письменный тест и дети сдают разработанный учителем норматив. При этом на десятом уроке они имеют право пересдать его.
Итоговое оценивание ученика проводится по трем критериям:
1. Активность и участие. Это 40% от максимально возможного количества баллов.
Учитываются:
– подготовка к уроку – 10%;
– взаимоуважение – 10%;
– прилежание – 10%;
– ответственность – 10%.
2. Развитие навыков. Здесь тоже можно набрать 40% от максимально возможного количества баллов. В оценивании учитываются:
– результаты выполнения нормативов – 20%;
– техника выполнения упражнений – 20%.
3. Знание теории. Оставшиеся 20% отводятся на этот не менее важный раздел программы.
Фитнес для всех
Ник Хейуорт (Англия) рассказал участникам конвенции о том, с какими трудностями сталкиваются специалисты, начинающие работу с детьми-инвалидами: они типичны для многих стран. Он призвал своих коллег не отодвигать в сторону тех, кто не меньше, чем здоровые дети, хочет выполнять физические упражнения, достичь определенных результатов и даже просто получить физическое наслаждение от нагрузки. Он рассказал не только о своем пути в параспорт, но и о международных проектах. Подробнее с его работой можно ознакомиться на сайте www.parasport.org.uk.
Тему адаптивной физкультуры продолжили Андрей Гусев и Светлана Ростикова, тренеры физкультурно-оздоровительного Центра Роналда Макдоналда для детей с ограниченными физическими возможностями. Говоря об особенностях работы с такими ребятами, ведущая мастер-класса подчеркнула, что у них отстают статическая выносливость и мелкая моторика, они плохо ориентируются в пространстве и запоминают цвета. Этому и следует уделять особое внимание.
Светлана также отметила, что важно следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, особенно тщательно соблюдать технику безопасности. Любое упражнение нужно показывать ребятам сначала в том темпе, в котором его нужно выполнять, а потом – в более медленном.
Понимая, что таким детям требуется многократное повторение каждого упражнения, следует иметь в виду, что повышать нагрузку нужно постепенно, начиная с 6–8 повторений. Чрезмерная нагрузка вызывает у детей-инвалидов агрессию. Важно также чаще хвалить таких ребят, подбадривать аплодисментами. Главный принцип занятий: «Играй, учись, твори!». Затем Светлана показала присутствующим пример своего занятия с их же помощью.
Игровые упражнения
После небольшой разминки, в которой есть место и психогимнастике, и упражнениям на координацию движений и мелкую моторику, участники выполняют следующие игровые упражнения:
1. По залу разбросаны резиновые кольца разных цветов, а по его периметру стоят разноцветные конусы. Нужно взять с пола кольцо и повесить его на конус того же цвета.
2. Ведущий. В лесу – три домика, в которых живут кубики, мячики и мешочки. Прошел ураган, и все жители потерялись. Помогите им вернуться в свои дома!
3. Участники сортируют предметы и переносят их в обручи, лежащие отдельно.
4. Командная игра «Поле чудес». В центре зала располагается много конусов. Под каждым спрятан мячик или мешочек. Одна команда собирает мячики, другая – мешочки. Игроки выходят в поле по очереди. Один участник может приподнять только один конус. Если под ним находится нужный ему предмет, он его забирает, если нет – ставит конус на место и возвращается к своей команде.
Эту игру можно проводить под музыку. Окончание композиции служит сигналом к завершению игры. Затем проводится подведение ее итогов. Освобожденные от занятия поднимают конусы и проверяют, сколько мячей или мешочков осталось на поле.
5. Упражнение на глазомер. Перед каждым игроком на расстоянии 2 м лежит обруч. Он держит в одной руке мешочек у плеча, другой рукой придерживает ее под локоть. Движением кисти нужно постараться попасть мешочком в обруч.
6. «Брось и поймай». В резиновое кольцо устанавливают фитбол, чтобы он оставался неподвижен. Участники с мешочками в руках встают вокруг него. Нужно бросить мешочек в фитбол и поймать его после отскока.
То же, сделав один шаг назад.
Вариант. Командная игра. Участники предварительно выстраиваются в колонны и выполняют по очереди по одной попытке. Подсчитывается количество удачных попыток у обеих команд.
7. Кегельбан. Команды располагаются на разных линиях одна напротив другой. Посередине установлены кегли, у участников одной из команд – маленькие резиновые мячи. Они катят мячи по полу, стараясь сбить больше кеглей. Другая команда ловит мячи и подсчитывает количество попаданий. Потом команды меняются ролями.
8. «Закати мяч в ворота». Есть несколько вариантов этого игрового упражнения:
Вариант 1. Прокатить мяч по скамейке.
Вариант 2. То же между скамейками.
Вариант 3. Бросая мешочки в фитбол, нужно сдвинуть его с места и закатить в ворота соперников.
9. Для развития мелкой моторики можно предложить построить на полу из гимнастических палок «елочку», а затем украсить ее мячиками, резиновыми кольцами, мешочками, скакалками и т.п. Этот конкурс можно провести в форме соревнования между командами.
10. «Слепи снеговика». Положить на пол резиновое кольцо, поставить на него баскетбольный мяч, сверху на мяч – два баскетбольных кольца, на них – волейбольный мяч, опять два кольца и резиновый мяч.
Команды приступают к выполнению задания только после того, как преподаватель покажет образец его выполнения.
Упражнения с парашютом
Эти упражнения особенно нравятся детям. Все участники берутся руками за большое круглое полотно – четырьмя пальцами сверху и большим снизу – и опускают его вниз.
1. «Купол». Все одновременно поднимают руки вверх, затем плавно опускают вниз. Поднимая «парашют» вверх, сделать вдох, опуская вниз – выдох.
2. «Ветер», или «Волны». Плавное покачивание «парашюта» в медленном и быстром темпе.
3. «Приветствие». Поднять руки вверх, сделать шаг вперед, сказать: «Привет!» – сделать шаг назад.
То же, но с двумя-тремя шагами вперед.
4. «Палатка». Поднять руки вверх, сделать два шага вперед, опустить «парашют» за спину, присесть. Таким образом, участники оказываются как бы внутри палатки.
5. «Карусель». Взяться за ткань «парашюта» правой рукой. Двигаться по часовой стрелке, выполняя покачивания «парашютом».
То же в другом направлении.
6. «Перебегалки». Держать полотно двумя руками. Поднять «парашют» вверх, затем женщины забегают внутрь и выбегают обратно.
То же со сменой мест.
То же задание выполняют мужчины.
Вариант. Ведущий называет двух игроков, которые должны поменяться местами, а потом опустить «парашют».
7. «Поп-корн». На полотно «парашюта» укладывают разноцветные мячики. Играющие сильными и частыми движениями создают «волну», от которой мячики постоянно взлетают вверх.
8. «Салют». То же, что и в упражнении «поп-корн», резко подняв «парашют» вверх, потом опустить его вниз и снова резко поднять вверх. От этого мячики взлетают вверх, образуя своеобразный фейерверк.
9. «Кошка и мышка». Все играющие принимают положение седа на пятках, держа «парашют» руками. Один из играющих – «мышка» – находится под полотном «парашюта». Водящий – «кошка» – передвигается сверху ткани в упоре на коленях, стараясь догнать «мышку». Важно дать каждому играющему попробовать себя и в роли кошки, и в роли мышки.
10. «Летящее облако». Стоя удерживать полотно «парашюта». Опустить руки вниз, потом поднять их вверх и одновременно отпустить «парашют». Словно облако, он улетит в сторону.
Спортивный праздник
Практически все эти упражнения сотрудники Центра Роналда Макдоналда еще раз показали участникам конвенции во время спортивно-массового праздника для детей с ограниченными возможностями «Мы вместе». В нем приняли участие дети из коррекционных учебных заведений Москвы. В паузах между соревнованиями они представили свои комплексы упражнений под музыку.
На праздник были приглашены известные спортсмены, в их числе – наш прославленный четырехкратный олимпийский чемпион Алексей Немов.
Выводы из увиденного
Просмотрев все занятия и лекции, представленные на конвенции, можно определить закономерности, которые присущи практически всем занятиям по фитнесу:
1. Нигде на занятиях не присутствует процесс обучения тем или иным двигательным действиям. Это не ставится во главу угла. Главным считаются развитие физических качеств и двигательная активность ребенка.
2. Все занятия проводятся под музыку. При этом тренеру по фитнесу с музыкой всегда помогают специально обученные люди. На процесс остановки, перемотки или повтора треков практически не тратится времени.
3. Каждому занятию присуща высокая моторная плотность. Любые паузы заполняются различными упражнениями.
4. Отсутствуют строевые упражнения, команды. Все перестроения осуществляются произвольно, без соблюдения правил терминологии.
5. Никогда не делается акцент на соблюдении техники безопасности перед занятиями, разве что в отдельных упражнениях.
6. Тренеры по фитнесу очень часто используют в своей работе метод круговой тренировки.
7. Вместо традиционных ОРУ используется стретчинг.
8. В заключительной части занятия всегда находится место стретчингу под спокойную музыку. Как правило, он проводится в положениях сидя и лежа.
9. Тренеры по фитнесу используют в своей работе те же подвижные игры, что и учителя физкультуры в школах.
10. В работе с младшими школьниками используется множество различных игровых упражнений сюжетно-ролевого характера, мотивирующих детей выполнить все задания без исключения.
11. Фитнес-тренеры постоянно хвалят своих воспитанников, никогда не ругают их.
12. Методические рекомендации даются очень редко. Ведущий делает замечания и исправляет ошибки только при неправильном выполнении упражнения.
Каждый раз, посещая фитнес-конвенцию, я ловлю себя на мысли, что и учителя и физкультуры, и тренеры фитнес-клубов делают одно общее дело – оздоравливают и развивают детей. Однако разница между теми и другими огромна. Занятия в фитнес-клубах посещает очень мало школьников, родители которых имеют возможность оплачивать услуги тренеров, а учитель физкультуры работает со всем классом независимо от интересов учеников и финансовых возможностей их родителей.
Уровень подготовки тренеров очень высокий. Все они – профессионалы своего дела, хотя круг презентеров очень ограничен. Как правило, мастер-классы проводят одни и те же люди. Становится даже обидно, что талантливые ребята нашли свое призвание не в образовательных учреждениях, а в сфере оздоровительных услуг. Но в этом не их вина.
Приятно, что своим опытом и находками тренеры постоянно делятся друг с другом, приглашая на ежегодную конвенцию учителей физкультуры, инструкторов физкультуры дошкольных образовательных учреждений, которые могут перенять всё самое лучшее и начать использовать элементы фитнеса, обогащая тем самым содержание своего предмета.
15