Программа саморазвития на тему: «Влияние малой формы фольклора на развитие речи у детей раннего возраста».


Программа утверждена Утверждаю:
На педсовете Заведующий МБДОУ детский сад Заведующий МБДОУ детский сад
Протокола № 1 комбинированного вида № 7
От _________ 2016 г. «Золотая рыбка»
_________ С.В. МежевоваМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка».
Программа саморазвития.
Тема по самообразованию:
«Влияние малой формы фольклора на развитие речи у детей раннего возраста».
Подготовила:
воспитатель I кв.категорииБердникова Т.П
г.Выкса 2016 г.
Программа саморазвития.
Тема по самообразованию:
«Влияние малой формы фольклора на развитие речи у детей раннего возраста».
Цель:
Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества;
Задачи самообразования по теме:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Этапы изучения темы:
Программа рассчитана на реализацию в течение 2016-2017 гг. и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.
Список изучаемой литературы:
Большева Т.В. «Учимся по сказке». «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: Учебное пособие. –М., 2012
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду с детьми 3-4 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
Информация для размещения в родительский уголок:
- Игра-ситуация отдельных действий человека, животных и птиц и ситуация основных эмоций человека;
- Игра-ситуация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя;
 - Игра-ситуация образов хорошо знакомых сказочных персонажей;
- Игра-импровизация под музыку;
- Бессловесная Игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток;
 - Ролевой диалог героев сказок;
- Инсценирование фрагментов сказок о животных;
- Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам;
- Чтение и заучивание потешек, пестушек;
Программа саморазвития детей раннего возраста
на 2016-2017 учебный год
№ Тема Задачи Содержание Уровень
1. Изготовление разных видов театров и рекомендация его другим педагогам ДОУ Презентация на тему: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста». Педсовет ДОУ
2. Самореализация Повышение педагогической компетентности в данном вопросе. Открытый показ НОД ДОУ
3. Образовательная деятельность с детьми согласно плану Использование методики и пособий по народному творчеству. ООД ДОУ
4. Оформление проекта «Сказка в гости к нам пришла». Реализация поставленных целей и задач. Презентация проекта. ДОУ
5. Консультация для педагогов «Потешки наши помощники». Педагогическое просвещение воспитателей. Педсовет. ДОУ
5. Консультация для родителей «Малые формы фольклора». Повышение уровня педагогической компетентности родителей по национальной культуре.
Выступление на родительском собрании. ДОУ
6. Вовлечение родителей в организацию работы с дошкольниками. Установление контакта с родителями с целью реализации поставленных задач по данной теме. Выступление на родительском собрании. ДОУ.
7. Интернет - обмен передового опыта. Обмен опытом на сайтах по внедрению современных развивающих технологий. Консультация для воспитателей по обмену опытом «Формы работы с родителями». Муниципальный
8. Мониторинг познавательного развития детей. Выявление уровня развития детей по устному народному творчеству. Заполнение карт мониторинга. ДОУ
Реализация.
Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотек, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовке сообщений и методических материалов.
На данном этапе разрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.
Ожидаемый результат:
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.