Конспект занятия с печатным приложение и фото
«ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ»
Куксина А. В.
МБОУ «СОШ № 17» г. Усть-Илимск
Данное занятие проходит в 5 классе и подчинено теме II четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
Тип занятия: мастерская по построению знаний (3 учебных часа).
Тема занятия: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах».
«Музыка в повестях К. Паустовского».
Цель: знакомство с творчеством австрийского композитора В. А. Моцарта. На основе рассказа К. Паустовского «Старый повар», показать значимость музыки в литературных произведениях.
Предметные результаты:
- знакомство с музыкальным стилем композитора В. А. Моцарта через анализ его творческого наследия;
- ощущение содержания музыки через анализ выразительных средств;
- повышение интереса к музыке Великих классиков на примере музыкальных произведений В. А. Моцарта;
- применение школьниками своих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушании музыки, пении, пластические движения),
Метапредметные результаты:
- понимание особенности взаимодействия видов искусства через определение роли В. Моцарта в рассказе К. Паустовского «Старый повар»,
- возникновение потребности в общении с музыкой вне школы;
- расширение опыта творческой деятельности обучающихся в различных видах искусства.
Формирование УУД (научатся, получат возможность):
Личностные:
- формировать положительного отношения к музыке классиков,
- развивать чувства прекрасного и эстетического средствами мировых шедевров музыкального искусства,
- закреплять мотивации (желания) к изучению нового учебного материала,
- получат возможность формирования жизненного оптимизма под средством воздействия яркой и позитивной музыки;
- формировать границы собственного знания и незнания в рамках темы занятий.
Регулятивные:
- эмоционально, осознанно и адекватно воспринимать музыкальную информацию,
- оценивать свои собственные действия (самооценка) и действия других;
Познавательные:
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде распечатанных текстов, фотографий и музыкальных произведений,
- выделять главную идею из целого объёма информации,
- излагать свою мысль в устной форме при решении проблемных ситуаций,
- анализировать и обобщать музыкальную информацию;
- получит возможность ассоциативно мыслить, воображать и представлять.
- различать музыкальные произведения одного автора через определение существенных произнаков.
Коммуникативные:
- формировать свою точку зрения на проблему, отстаивать свои позиции;
- прислушиваться к мнению других, учитывая их точку зрения,
- осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оборудование: презентация по жизни и творчеству Моцарта; распечатки информации о биографии композитора (приложение 1) и высказывания о творчестве композитора знаменитыми людьми (приложение 3), портрет В. Моцарта, Э. Грига, П. Чайковского, Ф. Шуберта, М Глинка, Г. Свиридов, фотографии из жизни В. Моцарта (приложение 2); запись на доске – список произведений Моцарта, а так же, слова первого куплета «Колыбельной» песни.
Музыкальный ряд.
Музыка входа: «Концерт №1» для фортепиано с оркестром – Э. Грига.
Фрагменты произведений Моцарта:
Симфония № 41 – «Юпитер» - фрагмент в фортепианном исполнении в прочтении рассказа К. Паустовского «Старый повар»;
Симфония № 40 – 1часть, главная и побочная темы в исполнении оркестра и современная обработка;
«Колыбельная» - Моцарта (собственное исполнение);
«Славим мир» - «Dona nobis pacem» - одноголосье из канона»
«Откуда приятный и нежный тот звон» - хор из оперы «Волшебная флейта»:
«Маленькая ночная серенада» №13, соль мажор;
«Рондо в турецком стиле» в фортепианном и оркестровом вариантах, современная обработка.
«Маленький принц» - муз. М. Таривердиева.
Ход занятия.
Музыка входа – Концерт №1 (для фортепиано с оркестром) – Э. Грига (музыкальный материал прошлого урока)
I часть – организационный момент – 2 минуты
1. Посадка в группы по 5 – 6 человек.
2. Приветствие и приглашение на занятие в форме мастерской, где будут создаваться новые знания в различных видах искусства (музыки и литература) в рамках предложенной темы: Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
II часть – изучение нового материала.
Индукция = наведение на тему - 3 минуты.
3. Вспомнить музыку входа, дав название и имя композитора сочившего это произведение - Концерт №1 (для фортепиано с оркестром) – Э. Грига.
4. Найти портрет композитора из предложенного ряда портретов.
5. Назвать литературное произведение, в котором звучит музыка Грига («Корзина с еловыми шишками» - К. Паустовского).
Индуктор – 10 минут= чтение рассказа с музыкальным фрагментом.
6. - Предлагаю познакомиться ещё с одним произведение этого автора для того, чтобы понять, кто стал очередным героем его интересных рассказов. Обратите внимание на проблемы, которые вы должны решить после прослушивания текста:
* расскажите о своих ощущениях, вызванных музыкой;
* дайте характеристику музыки, звучащей в рассказе;
*назовите главных персонажей произведения;
*представьте описание бытовой обстановки жилища героев;
* дайте словесный портрет незнакомца;
*установите соотношение музыки и литературы.
. И так, слушайте и представляйте.
7. Чтение отрывка из рассказа К. Паустовского «Старый повар».
Самоактуализация = возможность высказать свои ощущения и предположения -5 минут
8. Анализ прослушанного по ранее предложенному алгоритму: свои ощущения от музыки, характеристика музыки и её значимость в рассказе, главные персонажи произведения, и описание их жилища, словесный портрет незнакомца, поиск нужного портрета композитора из предложенного ряда портретов. Сказать, что это австрийский композитор В. А. Моцарт, а К. Паустовский – самый музыкальный писатель России, своим рассказом показал пример того, как музыка может принести человеку «опору и утешение». Предположения ребят о соотношении музыки и литературы должны прийти к пониманию того, что музыки и литература не иллюстрируют друг друга, а дополняют, обогащают и усиливают наши переживания.
9. Предложить ребятам предположить цель занятия и иго задачи по достижению цели. Знакомство с жизнью и творчеством композитора В. Моцарта, изучение его наиболее популярных произведений. Через изучение записи на доске «Творческое наследие» мы посмотрим, в каких музыкальных жанрах работал композитор, написавший свыше 600 произведений).
Социоконструкция = конструирование новых знаний – 3 минуты.
* Из списка произведений композитора определить самые предпочитаемые жанры, в которых работал автор. Записать в тетрадь 6 наибольших показателей.
5 церковных месс, 22 церковные сонаты, 10 серенад для струнного оркестра, 71 концерт для фортепиано с оркестром и 17 концертов для разных инструментов с оркестром (всего 88), 51 симфония, свыше 50 хоров с оркестром, 30 песен с фортепиано и 40 канонов, 23 оперы и др.
Социализация. Коллективная проверка и обсуждение записей.
*С самыми популярными произведениями разных жанров я предлагаю сегодня познакомиться.
III Практическая часть. Исполнительское мастерство.
Самоактуализация. Социоконструкция - 3 минуты.
10.- Узнайте по мелодии это произведение.
Исполняю на фортепиано «Колыбельную» (Спи моя радость) без слов.
- Предлагаю совместно исполнить песню (слова 1 куплета - на доске).
11. - Ещё одно из популярных произведений Моцарта сейчас прозвучит. Дайте ему характеристику. 7 минут.
Слушаем фортепианный вариант «Турецкого рондо».
- Даём характеристику музыке (энергичная, весёлая, ритмичная).
Добавить ответы ребят историей создания марша.
* В 1783 году Вольфганг Амадей Моцарт написал музыкальную композицию под названием "Соната для фортепиано № 11 ля мажор", состоявшую из трёх частей: 1 часть - тема с вариациями "Andante grazioso"; 2 часть - менуэт;3 и заключительная часть - "Rondo Alla Turca" ("Турецкое рондо", "Рондо в турецком стиле"). Как только эту музыку стали исполнять различные австрийские музыканты, 1 и 2 части сонаты № 11 сразу же как бы отбросили за ненадобностью и забыли, зато 3 часть - "Rondo Alla Turca" - приобрела гигантскую популярность, при этом и музыканты и слушатели по общему согласию (не спрашивая композитора) самовольно переименовали "Турецкое рондо" в "Турецкий марш", и это название закрепилось за музыкой и стало общепринятым.
Почему так произошло? Дело в том, что звуки "Турецкого рондо" сразу же напомнили австрийцам хорошо знакомое звучание турецких военных маршей - стилистика у моцартовского произведения была точно такая же.
12. Предлагаю принять участие в исполнении рондо в форме физкультурной минутки.
Разучить основные движения в ритме музыки на сильную долю в фортепианном варианте исполнения: *хлопки в ладоши, скользящие в ладоши хлопки, * щелчки в поочерёдном исполнении на форте - мальчиками и на пиано – девочками, * 2 притопа в сочетании с 3 хлопками по коленям.
13. Усовершенствовать собственное исполнение с танцевальными движениями под современную обработку «Турецкого рондо».
14. Продолжить разучивание песни «Маленький принц» - муз. М. Таривердиева (5 минут)
IV часть. Рефлексия- 2 минуты.
15. – Позвольте вернуть вас к названию нашей 2-й четверти, которая звучит в виде вопроса - «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?». Выскажите свои мысли по этому поводу.
Ну а я, благодарю всех за активную и результативную работу.
Д/З: можно посмотреть через интернет мультфильм, в котором поётся «Колыбельная» песня Моцарта и послушать современную обработку Рондо.
2 час занятия. Музыка входа –
«Рондо в турецком стиле» - В. Моцарта в фортепианном варианте.
I часть – организационный момент – 2 минуты
1. Посадка в группы по 5 – 6 человек.
2. Приветствие и приглашение в мастерскую по построению и закреплению, новые знания в различных видах искусства (музыке, литературе, телевидение) в рамках предложенной темы: Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
II часть – изучение нового материала.
Индукция - наведение на тему - 3 минуты.
3. Индуктор. Вспомнить музыку входа, определив название и имя композитора сочившего это произведение - «Рондо в турецком стиле» - В. Моцарта.
4. Найти портрет композитора из предложенного ряда портретов.
5. Назвать литературное произведение, в котором звучит музыка В. Моцарта («Старый повар» - К. Паустовского).
6. Самоактуализация.
- Предлагаю вспомнить всё, что нам известно о данном композиторе (австрией, писал музыку разных жанров, но больше любил создавать инструментальную музыку – симфонии (50), концерты для разных солирующих инструментов с оркестром (88),музыку для органа – церковные сонаты (32) и мессы (5), а так же, вокальные произведения – оперы (23), песни (30), хоры (50), каноны (40).
7. Социоконструкция – 5 минуты.
- Чтобы понимать музыку композитора, непременно нужно знать некоторую информацию о нём самом. Этим я предлагаю сейчас заняться. Познакомьтесь с жизнью композитора (приложение1).
Алгоритм работы.
*Изучите индивидуально информацию в распечатке;
*Группой чётко в виде пунктов сформулируйте свой ответ при описании поставлено перед вами проблемы (она обозначена точкой в конце текста);
*выберите выступающего от группы, дополняйте ого ответ своими пояснениями.
8.Социализация -7 минут. Межгрупповое взаимодействие по обмену и обсуждению изученной новой информации. Запись в тетрадь пунктов.
«Детство и юность»:
*«Чудо – ребёнок!», *виртуозный исполнитель на клавесине, * отец – придворный музыкант, *гастроли по странам Европы (6, 14 лет), *аншлаги концертов, опера для Миланского театра*почётный человек Болонской академии в 14 лет.
«Зрелость»:
*Музыкант при дворе архиепископа г. Зальцбурга, *лакейское положение, *потрясение грубость и заболевание, *долгожданная свобода,*виртуоз эпохи, *умирал в нищете и одиночестве, *похоронен в общей могиле с бедными.
Показ фотографий жизни композитора.
В качестве дополнительной информации можно сказать и о том, что Вольфганг с большим уважением относился к своему отцу, которому никогда не смел перечить. Об этом он говорил так: «После бога только папа» [3: 51].
9. Социоконструкция. 10 минут
- Настало время расширить наш музыкальный кругозор в рамках произведений В. Моцарта и познакомиться с одним из них.
«Маленькая ночная серенада» так называется произведение написанное Моцартом в 1787 году. Причины её создания не известны, но есть предположение, что написана в честь отца, который скончался в этом году.
- Объясните, кто знает, понятие «серенада» (песня на открытом воздухе в вечернее время , как признание даме в любви).
- Предположите, по названию пьесы, её характер и настроение.
-Давайте проверим наше предположение слушанием музыки.
Самоактуализация.
Слушаем «Маленькую ночную серенаду» в записи, даем характеристику музыке (весёлая, быстрая и довольно приятная).
Дать пояснение. Помимо серьёзной музыки Моцарт сочиняет на заказ лёгкую развлекательную музыку для придворных балов, для вечерних или ночных концертов, которые в летнее время устраивались в дворянских садах. Одним из популярных жанров того времени является и серенада. Так появляется "Маленькая ночная серенада" (№13, соль мажор) - жизнерадостное и необыкновенно гармоничное по форме воплощения произведение великого мастера.
-В творчестве композитора огромное количество произведений для голоса, послушайте одно из них и дайте характеристику.
Исполняю сама канона в один голос «Dona nobis pacem» (для голоса, повтор одних и тех же слов, распевы, напевно и светло).
- Назовите отличия между первым и вторым вариантом исполнения, который я предлагаю вам сейчас послушать.
Слушаем вариант исполнения канона детьми, характеризуем (хор, повтор тем, без инструментов – а капелла, по прежнему – напевно, мелодично).
Дать определение понятию «канон» (повторение мелодического рисунка через определённый интервал времени).
Слушаем мелодию без слов вокализом и интонируем «внутренним» голосом (один куплет).
- С немецкого языка эта песня была переведена на русский язык и носит название «Да будет мир» или «Славим мир».
III Практическая часть. Исполнительское мастерство.
Самоактуализация. Социоконструкция.
10. – 5 минут. Разучивание мелодии 1 части, отработка мелодического и текстового унисона.
11. – Моцарт писал не только песни, но и оперы. Назовите основную особенность оперы (театральный спектакль, где тесно переплелись музыка и слово, так как все герои поют, без музыки это будет просто театральная пьеса).
Думаю, что вам будет любопытно познакомиться с фрагментом из последней оперы Моцарта «Волшебная флейта». Надо сказать, что именно оперу Моцарт любил писать больше всего. «Только лишь я окажусь в театре, - писал он друзьям, - только лишь услышу оркестр, настраивающий инструменты, я тут же теряю разум. Это от того, что я стремлюсь писать оперу больше всего на свете» [3: 64].
Обратите внимание на текст этот хора, записанного на доске. Предположите характер музыки, исходя из содержания. Сравним наши версии с образцом послушав хор «Откуда приятный и нежный тот звон». Определите настроение музыки.
Работа над хором «Откуда приятный и нежный тот звон».
12. Работа над ритмическим рисунком «Рондо марш» (смотреть этапы и движения в предыдущем занятии).
13. Разучивание песни «Маленький принц» - муз. М. Таривердиева
IV часть. Рефлексия – 3 минуты.
14. –Познакомившись с жизнью и творчеством Моцарта в заключении урока мне безусловно хотелось бы узнать, как вы поняли тему и что вас больше всего поразило. Но я не буду вам задавать эти вопросы, а вы сами, встав на моё место – учителя, зададите вопросы друг другу.
Назовите музыкальные произведения, с которыми вы уже знакомы и можете на слух их узнать («Да будет мир», «Рондо марш», «Маленькая ночная серенада», «Колыбельная»), определите общие черты.
15. -Так как вы сегодня очень дружно и работали, то мне хочется преподнести вам музыкальный сюрприз – видео выступления рок-гитариста Виктора Зинчука. Узнайте произведение в его исполнении («Рондо марш»).
Выслушать мнения ребят. На следующем уроке мы продолжим знакомство с музыкой В. А. Моцарта. А пока, я закончу занятие словами русского поэта А.С.Пушкина, который сказал о Моцарте так: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Благодарю всех за работу!
3 час комплексного занятия в форме мастерской по построению знаний предполагает аналитическую работу по изучению «Симфонии № 40» В. Моцарта. В качестве обобщения по всем звучащим музыкальным произведениям композитора на занятиях в мастерской, можно провести музыкальную викторину по группам, где прозвучат произведения Моцарта в разных обработках. Для обобщения теоретического, чувственного и практического материала, в качестве рефлексии занятий для учеников в качестве индивидуальной, групповой и коллективной работы (в форме мини-презентации от группы) проводится синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1-я строка название синквейна,
2-я строка два прилагательных,
3-я строка три глагола,
4-я строка фраза на тему синквейна,
5-я строка существительное – синоним ключевого слова.
В качестве дополнительного материала по определению отношения людей к музыке данного композитора, будут использоваться высказывания поэтов, писателей и музыкантов о музыке В. Моцарта. Каждая группа получает своё высказывание, изучает его и представляет остальным подгруппам.
Приложение 1. Творческий путь композитора (раздаточный материал).
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791г.) «Чудо – ребёнок»
Музыкальные способности, проявившиеся уже в трёх летнем возрасте, благополучно развивал его отец, служивший придворным музыкантом архиепископа г. Зальцбурга (Австрия). Не случайно его назвали «Чудом – ребёнком» своей эпохи. С трудом взобравшись на стул клавесина, он без труда повторял по слуху только что сыгранную отцом или старшей сестрой пьесу. С четырёх лет он уже сочинял собственные пьесы не умея их записывать нотами. Это приходилось делать отцу. Когда юному музыканту исполнилось шесть лет, отец решает показать Европе своих талантливых детей. На протяжении нескольких лет Моцарты разъезжают по городам и странам, приводя всех слушателей в восторг. По словам отца, в 8 лет он знал и умел всё, что можно было требовать от профессора сорока лет. Дальнейшее своё обучение Вольфганг Моцарт продолжил в Лондоне у Иоганна Кристиана Баха, младшего сына Себастьяна Баха, который сразу увидел, что мальчик гениален.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791г.) «Юные годы»
Покорив когда-то Париж, Лондон, Мюнхен, Вену, Женеву, четырнадцатилетнего Вольфганга отец решает снова везти за границу с целью- напоминания о «чуде - ребёнке». На этот раз они поехали в Италию, где музыка была в почёте, откуда приезжали оперные знаменитости и куда стремились все музыканты. Италия встретила юного музыканта восторженно. Поклонники просто силой прокладывали себе дорогу в зал, а Миланский театр (самый крупный на то время), заказал юноше сочинение оперы. Моцарт вновь удивляет всех своим мастерством. В Болоне Вольфганг, наравне со взрослыми композиторами, участвует в конкурсе академии. За полчаса, ему удалось развить одноголосную пьесу в четырёхголосное произведение. Жюри в восторге и вопреки всем правилам, зачислило его в члены Болонской академии, куда зачислялись композиторы не моложе 20 лет. Поездка в Италию завершила детство и юность Моцарта.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791г.) «Последние годы жизни»
Как и отец, Моцарт получил место музыканта при дворе архиепископа Зальцбурга. Каждое утро он должен был вместе с остальными слугами стоять в передней хозяина и ждать распоряжений на день, терпеть постоянные унижения и издевательства. Не выдержав этого, Моцарт подал прошение об уходе. Это обидело вельможу. Неслыханная дерзость! Один из приближённых спустил Моцарта с лестницы. Потрясённый грубостью, Моцарт потерял сознание и надолго заболел. Полученная свобода оказалась самым лучшим лекарством для полного душевного выздоровления. В эти годы он создаёт свои лучшие произведения – оперы, получившие мировое признание. Герои его опер - реальные людьми, и эта правдивость образов покоряла слушателей. В этот период он занят исполнительской деятельностью. Его по праву можно считать виртуозом своего времени. Однако, когда с успехом в театре шла его опера «Волшебная флейта», Моцарт умирал в одиночестве и нищете. Был похоронен в общей могиле для бедных в г. Вена.
Приложение 2. Портреты и фотографии.
В. А. Моцарт Э. Григ Ф. Шуберт
М. И. Глинка П. И. Чайковский Г. Свиридов
Дворец Мирабель в г. Зальцбурге (Австрия) г. Зальцбург
Вена – город роскошных дворцов Ратуша Вены – столицы Австрии
Детские годы Моцарта – «чудо – ребёнок»
Зрелые годы жизни В. Моцарта Моцарт в Венской квартире
В. А. Моцарт за работой Последние дни жизни
Могила Моцарта в Вене Памятники В. А. Моцарту в Вене Памятник
в Зальцбурге
Приложение 3. О композиторе – Моцарте и его творчестве.
1. И. Тургенев говорил: «Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно, так как льётся какой-нибудь прекрасный ручей или источник. Моцарт подобен Рафаэлю – красота его мелодий ощущает душу и поднимает её до идеалов совершенства» [2: 95].
2. "Творчество Моцарта – это энциклопедия, где музыкант может почерпнуть всё. Моцарт – эталон композитора, обладающего блистательным вкусом в соединении с глубочайшими человеческими эмоциями, чувствами, многообразием мышления. Он сочетает в себе невероятную смелость, новаторство, оставаясь в тоже время глубоко лиричным композитором" – сказал поэт Геннадий Рождественский [5].
3. Известный дипломат Г. Чичерин в книге «Моцарт» так описал своё отношение к музыке Моцарта. «Для меня Моцарт был лучшим другом и товарищем всей жизни, я её прожил с ним, самым сложным и тонким из всех композиторов, стоявшим на вышке мировой истории» [1: 66].
4. П. И. Чайковский очень любил музыку Моцарта: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть наивысший, кульминационный пункт, которого красота достигла в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, замирать от восторга как он. В. Моцарте я люблю всё, ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка» [1: 66].
5. «Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт символ самой музыки» - так сказал о Моцарте Борис Асафьев [5]
6. Д. Шостакович о композиторе выразился так: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии» [2: 90].
7. А. Рубинштейн оценил музыку Моцарта так: «Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт»[2: 95] .
Список литературы:
Самигудина В. М. Музыка. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Алиева В. В., Науменко Т. И.// Волгоград: Учитель, 2005 – 155 с.
Самигудина В. М. Музыка. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Алиева В. В., Науменко Т. И.// Волгоград: Учитель, 2005 – 160 с.
Кирнарская Д.К. Классицизм: Книга для чтения. – М:ООО «Издательство «РОС-Мэн-ПРОСС», 2002 – 110 с.
Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской мазыки. Второй год обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 288 с.
Интернет-ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - высказывания и мысли о Моцарте, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – картинки и фото.