Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Выступление на педагогическом совете по теме:«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса» «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» - писал Василий Александрович Сухомлинский, подчеркивая особую роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в целом. Культура представляет весь исторически накопленный духовный и материальный социальный опыт, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность. В педагогическом наследии Василия Александровича Сухомлинского термина «функциональная грамотность» не встретить, но его мысли об интеллектуальном воспитании ученика оказываются требованием к педагогической культуре и функциональной грамотности учителя: «Оно включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике». Так педагогическое наследие В.А.Сухомлинского приобретает новое звучание, актуализируя вечные проблемы системы образования.
Современному обществу требуется личность, владеющая основами
коммуникативной культуры, способная неординарно мыслить и действовать,
обнаруживающая широкий кругозор. Поэтому в формировании такой личности огромную роль играет русский язык.
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого
чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается
чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития ученика.
Нынешние школьники имеют бедный словарный запас, используют
жаргонизмы и иноязычную лексику в общении, не используют в своей речи
цитаты, высказывания, фразеологические обороты из русской и мировой
литературы. Низким качеством отличаются творческие работы, которые всвоем большинстве являются плагиатом. Одна из причин того, что учащиеся
теряют интерес к русскому языку, заключается в том, что учителя и учебник не всегда ярко и убедительно показывают учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких.
Резкое падение интереса учащихся к русскому языку влечет за собой снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
На практике воспитать грамотного ученика можно только в рамках
хорошо продуманной системы образования, включающей в себя и элементы
риторики, и умение анализировать и конструировать тексты, и умение
общаться, используя разные стили языка, и понимание необходимости
изучения языка как средства коммуникации, успешной профессиональной
карьеры, средства для успешного изучения других предметов.
Сегодня учителю не всегда просто создать среду обучения,
стимулирующую развитие сознательно-коммуникативных навыков учащихся, уделить достаточное внимание работе над речевой культурой учащихся.
Методы преподавания русского языка не в полной мере ориентированы
на речевое развитие учащихся, развитие их творческих способностей, насамостоятельную деятельность школьников по приобретению и использованию знаний, на сотворчество учителя и ученика. Осваиваемые учителями современные образовательные технологии, основанные на коммуникативной компетентности, требуют времени для усвоения, внедрения, вживания в стиль преподавания.
Желание идти в ногу со временем, воспитывать конкурентоспособную
личность заставляет педагога искать пути совершенствования своейдеятельности, которые максимально приблизят уровень преподавания русского языка к современным требованиям.
PISA «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISA– уникальное исследование, в котором оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональная грамотность учащихся.
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности:
грамотность в чтении;
математическая;
естественнонаучная грамотность.
В фокусе программы PISA в 2009 году была читательская грамотность.
В 2013 году Организацией экономического сотрудничества и развития обнародованы результаты PISA– 2012.
Казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 – естественнонаучным дисциплинам и 63 – читательской грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
(«Формирование навыков функционального чтения». Авторы: ЛЮДМИЛА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, ИРИНА ЛОГВИНА )
Чем понятие «чтение»
отличается от понятия
«функциональное
чтение»?
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Признаки функциональной грамотности:
- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности: 1.Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение). 2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. 3. Развитие устной и письменной речи: - развитие орфоэпических навыков; - работа по обогащению словарного запаса; - развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся; - развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; - развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи. В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными: - определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план ; - прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой; - вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль . Механизм речи развивается на таких упражнениях: - механизм эквивалентных замен; - механизм памяти; - механизм сжатия текста; - механизм предвидения, предугадывания. Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста – для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи. В 8-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются: - по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю ; - подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ? ; - из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю ; - подробно изложи текст публицистического стиля ; - определи тип и стиль текстов .
Работая с классом, учитывая психофизиологические свойства учащихся, нацеливаю ребят на осознанное освоение материала, создаю ситуацию успеха для всех. Это возможно при продуманном дозировании материала, учете возможностей каждой из групп детей, например: для 1-й группы - сжатое изложение, для 2-й - подробное изложение, для 3-й - изложение сжатое или подробное с элементом рассуждения. Оценивать работы стараюсь так, чтобы оценка была стимулирующей. Предоставляю свободный выбор заданий. Комплексное использование текста на уроках русского языка даёт возможность на одном и том же материале, эффективно используя время, рассмотреть вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и развития речи, что обеспечивает систематическое повторение, связь с изучаемым материалом на уроках литературы. В учебнике выстроена система упражнений, направленных на развитие устной и письменной речи.
Устной: разговорной, учебно-научной, художественной.
Письменной: разговорной, разговорной с элементами художественной, учебно-научной, художественной. На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: задать вопросы к тексту, устно составить план рассказа на грамматическую тему, устно пересказать учебно-научный текст; подготовить устный развернутый ответ, устное сообщение на лингвистическую тему; дать формулировки. Развитие устной художественной речи осуществляется в ходе выполнения заданий к изложениям художественного текста, составления текста по опорным словосочетаниям. На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме, сочинения-повествования «Что я знаю…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка. Кроме того, предлагается множество заданий по созданию собственных текстов: «Моё любимое время года» - сочинение с использованием имён прилагательных; «Мое любимое животное», «Моя любимая игрушка» - сочинение-повествование . Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма Работая над письменной речью, я стараюсь добиться точности словоупотребления, выразительности и грамотности.
Под функциональной грамотностью чтения и письма подразумевается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность чтения – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.
В образовательном процессе актуальны следующие технологии:
развивающего обучения; проблемного обучения; разноуровневого обучения; проектного метода обучения; использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативные технологии; критического мышления; Из общего показателя интереса – активности, можно вычленить показатели уровня познавательного интереса, которые могут охарактеризовать его интенсивность и устойчивость:
- Выведение причинных связей, зависимостей, закономерностей самими учениками.
- Самостоятельность сделанных выводов и обобщений.
- Эмоциональная активность.
- Стремление учащихся участвовать в деятельности.
Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности. Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции
Приёмы для создания комфорта:
Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений.
Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
Организация деятельности, а не поведения.
Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.
Модель работы можно представить в виде плодового дерева.
- Дерево – функционально грамотная личность
- Вода – педагогические технологии
- Яблочки – ключевые компетенции
- Лейка – учитель
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей. Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
Северо- Казахстанская область
Город Петропавловск
ЧУ «Средняя школа в честь прп.Сергия Радонежского»
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Соколенко Н.А.
2014 – 2015 учебный год