«Внеурочная деятельность в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения».


«Внеурочная деятельность в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения».
Воспитание, по словам Л.Бестужева, есть наука, каким способом образовывать, научать детей так, чтобы они учились быть полезными для Отечества, приятными для самих себя, семейства своего и были бы в состоянии доставлять и для самих себя благополучие.
Воспитание сегодня - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Такое его понимание находит свое отражение в законе "Об образовании в Российской федерации" (от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям: 
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, (патриотическое)
социальное, (общественно-полезная деятельность)
общекультурное, (художественно-эстетическое)
обще-интеллектуальное.
Типы организационных моделей внеурочной деятельности (это, то, что нам предлагают)
модель дополнительного образования
модель «школы полного дня»;
оптимизационная модель
  Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в нашей школе   используется  оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения (администрация, учителя, педагог дополнительного образования, классные руководители и др.).
В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. 
Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: 
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; 
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; 
улучшить условия для развития ребенка; 
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 
  Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Формы организации внеурочной деятельности разнообразные:
Спортивно-оздоровительное направление:
•     Работа кружка "Ритмика".
•     Работа кружка "Неболей-ка".
•     Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
•     Проведение бесед по охране здоровья.
•     Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.
•     Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
Общекультурное направление:
•     Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.
•     Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.
•     Работа вокального, фольклорного, танцевального кружка, хоровой студии, мастерской "До-ми-соль-ка".
•     Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края.
•     Работа кружка "Умелые ручки".
Общеинтеллектуальное направление:
•     Предметные недели.
•     Библиотечные уроки.
•     Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
•     Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, республики.
•     Разработка проектов к урокам.
•     Факультатив "Инфознайка".
•   «Занимательная математика».
•   Научный клуб «Ключ и заря»
Духовно-нравственное направление:
•     Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
•     Выставки рисунков.
•     Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
•     Встречи с участниками «горячих точек»;
•     Тематические классные часы;
•     Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
•     Конкурсы рисунков.
•     Фестивали патриотической песни.
•     Факультатив "Вокруг тебя - мир".
Социальная деятельность:
•     Проведение субботников;
•     Работа на пришкольном участке.
•     Разведение комнатных цветов.
•     Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам»
•     Акция «Тёплый дом».
Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе. Занятия по танцам организованы на базе Дома Культуры п.Озерный. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими САНПинами и соответствует различным сменам видов деятельности  младших школьников и пятиклассников.
Развернутый план внеурочной деятельности
для 1-4 классов:
Направление внеурочной деятельности Название программы, форма реализации Кол-во учебных часов в неделю на 1 учебную группу Ф.И.О. педагога
Спортивно-оздорови-
тельное «Ритмика» 1 Курочкина Л.А.
«Не болей-ка» 2 Силантьева Н.Д.
Научно-познавательное «Занимательная математика» 1 Куликова Н.А.
Научный клуб «Ключ и заря» 1 Куликова Н.А.
Общественно-полезная деятельность «Умелые ручки» 3 Курочкина Л.А.
Развернутый план внеурочной деятельности
для 5 класса на 2015-2016 учебный год
Направление внеурочной деятельности Название программы, форма реализации Кол-во учебных часов в неделю на 1 учебную группу Ф.И.О. педагога
Спортивно-оздоровительное 1. Мероприятия в рамках деятельности классного руководителя: динамические паузы во время перемен, беседы ЗОЖ. 0.5 Классные руководители
Интеллектуальное 1.«Инфознайка» 0.5 Саулина М.С.
Духовно-нравственное 1.«Вокруг тебя - мир» 0.5 Жданкина Т.И.
2.Мероприятия в рамках деятельности классного руководителя: тематические внеклассные мероприятия и классные часы, беседы, встречи с интересными людьми, др. 0.5 Классные руководители
Социальное 1.Мероприятия в рамках деятельности классного руководителя: благоустройство класса, территории школы, уход за цветами. 0.5 Классные руководители
2.Мероприятия в рамках деятельности детской организации: акции «Помоги птицам», «Помощь ветеранам», «Шефские концерты»; трудовой десант «Озеленение территории лицея» и др. 0,5 Классные руководители
Общекультурное 1.Мастерская «До-Ми-Соль-ка» 0.5
Рузаева Н.Н.
В этом году мы впервые составляли план внеурочной деятельности в рамках ООП ООО, не совсем были продуманы внутренние и внешние возможности школы при организации внеурочной деятельности. В следующем году к этой работе мы подойдем уже с большим опытом, исправим свои ошибки.
Для реализации Программы в школе используются следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- краеведческая деятельность.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Школьник ценит общественную жизнь
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
Анализ достижения определенных результатов должен проводиться через диагностику эффективности внеурочной деятельности школьников.
Первый предмет диагностики - личность воспитанника:
В каком направлении происходит развитие личности учащегося?
На какие ценности он ориентируется?
Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Способы диагностики: наблюдение, анализ письменных работ, диагностическая методика «Личностный рост»
Второй предмет диагностики - детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика:
Каков уровень развития детского коллектива;
характер взаимоотношения школьников в детском коллективе;
Методики: диагностическая методика «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошкин; методика социометрии.
Третий предмет диагностики - профессиональная позиция педагога – важнейшее условие развития личности ученика:
-Какие профессиональные ценности сформированы у педагогов?
Характер педагогической позиции.
Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Необходимо будет подобрать диагностические методики, с которыми бы педагогический коллектив смог справиться в условиях отсутствия школьного психолога.
Хотелось бы еще раз акцентировать ваше внимание на новых целях школьного образования:
Воспитание;
Социально-педагогическая поддержка;
Развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Таким образом, внеурочная деятельность как часть программа воспитания и социализации обучающихся направлена на создание модели выпускника школы.
ПОРТРЕТЫ ВЫПУСКНИКОВ
Начальная школа Основная школа
1.Любящий свой народ, свой край и свою Родину 1. Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции
2.Уважающий и принимающий ценности семьи и общества 2. Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества
3.Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир 3.Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества
4.Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности 4.Умеющий учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике
5.Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом 5.Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством
6.Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение 6.Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов
7.Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни 7. Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
8.Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека
В заключении хотелось бы сказать, что многое изменилось за последние годы в системе образования в России и эти процессы необратимы. Необходимо просто работать в новых условиях В связи с этим вспоминаются слова Ч.Дарвина: "Выживает не самый сильный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения".
Из опыта работы педагогов ведущих внеурочную деятельность в начальной школе и в пятом классе:
1. Курочкина Л.А.
2. Силантьева Н.Д.
3. Саулина М.С.
Решения педсовета "Внеурочная деятельность в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения:
1. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
2. Разработать программы для реализации основных направлений внеурочной деятельности.
3. Сформировать методическую копилку для диагностики результатов внеурочной деятельности.