Презентация к уроку литературы в 10 классеРоль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».


Цель урока: Выявить композиционную и идейную роль эпизода, определив дуэль как завершение идеологических споров, победу человеческого начала над идейными убеждениями. 1. Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка ДУЭ́ЛЬ, дуэли, ·жен. (·франц. duel). Поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них. Дуэль между кем-нибудь и кем-нибудь. Дуэль Пушкина с Дантесом. Драться с кем-нибудь на дуэли. Вызвать кого-нибудь на дуэль.| перен. Состязание, борьба двух каких-нибудь сторон (·книж. ·газет. ). Словесная дуэль между защитником и прокурором. Англо-американская дуэль.2. Толковый словарь В. Даля ДУЭЛЬ ж. единоборство, поединок; вообще принято называть дуэлью условный поединок, с известными уже обрядами, по вызову. Дуэльный, к поединку относящийся. Дуэлист м. единоборец, поединщик, более в знач. задиры, драчуна; бретер. «Дуэль Онегина и Ленского». Картина И. Е. Репина, 1901 г. Дуэль Печорина и Грушницкого Дуэль Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова Эпизод дуэлиКлючевой эпизод в линии взаимоотношений Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым ! Человеческие, личностные взаимоотношения Е.Базарова и П.П. Кирсанова начинаются именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и либерала-аристократа. Их нелепая дуэль «за убеждения» заканчивается вполне реальной кровью. И внезапно перед Базаровым оказываетсяне заносчивый аристократ, а страдающий морально и физически пожилой человек. Лишь увидев друг в друге не только идейных противников, Павел Петрович и Базаров начинают осознавать свою неправоту. В жизненной драме Базарова и Павла Петровича Кирсанова есть нечто общее: и тот и другой страдает от неудачной любви, которую не в состоянии вытравить из сердца. Поэтому не случайно, что оба они инстинктивно тянутся к бесхитростной и простой Фенечке. Павел Петрович чувствует влечение к Фенечке из-за её внешнего сходства с княгинею Р. Для Базарова мимолётное увлечение Фенечкой – это «некий суррогат его глубокого чувства к Одинцовой». Сцена дуэли углубляет представления о личности Базарова: он оказывается намного человечней, чем заявляет о себе (помогает раненому Павлу Петровичу, наблюдает его как врач после ранения, чувствует к нему жалость, как к человеку преклонного возраста, глубоко несчастному и т. д.). Дуэль способствует обострению внутреннего конфликта Базарова. Итог урокаЭпизод дуэли в романе – это некая «точка» в отношениях разночинца-нигилиста и либерала-аристократа (композиционная роль);2. Эпизод дуэли в романе – это победа человеческого над идейным (идейная роль).