Педсовет на тему «Внеурочная деятельность в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения».
Внеурочная деятельность в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения Подготовила зам. директора по УВР МОУ «Озерная основная общеобразовательная школа» Леонтьева Т.Е. «Воспитание есть наука, каким способом образовывать, научать детей так, чтобы они учились быть полезными для Отечества, приятными для самих себя, семейства своего и были бы в состоянии доставлять и для самих себя благополучие». Л.Бестужев Воспитание сегодня - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Из закона «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ). Внеурочная деятельность обучающихся Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно- урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС)понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,Центр теории воспитания ИТИП РАО) Внеурочная деятельность Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе Способствует в полной мере реализации требований ФГОС Преимущества: предоставление учащимся широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявленияи развития ребенком своих интересов на основесвободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностейи культурных традиций. Направления внеурочной деятельности Спортивно – оздоровительное Духовно - нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Типы организационных моделей внеурочной деятельности (это, то, что нам предлагают): модель дополнительного образования модель «школы полного дня»; оптимизационная модель В нашей школе используется оптимизационная модель. Внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В Озёрной школе выделены основные направления внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное направление.• Работа кружка "Ритмика".• Работа кружка "Неболей-ка".• Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.• Проведение бесед по охране здоровья.• Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.• Участие в районных и городских спортивных соревнованиях. Результаты работы представляются на показательных выступлениях, соревнованиях, открытых внеклассных мероприятиях. Общекультурное направление Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.• Работа вокального, фольклорного, танцевального кружка, хоровой студии, мастерской "До-ми-соль-ка".• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края.• Работа кружка "Умелые ручки". Результаты работы представляются на выставках,различных конкурсах, открытых внеклассных мероприятиях. Общеинтеллектуальное направление. • Предметные недели.• Библиотечные уроки.• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, республики.• Разработка проектов к урокам. • Факультатив "Инфознайка". • «Занимательная математика».• Научный клуб «Ключ и заря» . Результаты работы представляются на олимпиадах, различных конкурсах, турнирах, конференциях. в виде защиты проектов, проведённых исследований. Духовно-нравственное направление: • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;• Выставки рисунков.• Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;• Встречи с участниками «горячих точек»;• Тематические классные часы;• Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.• Конкурсы рисунков.• Фестивали патриотической песни.• Факультатив "Вокруг тебя - мир". Социальная деятельность: • Проведение субботников;• Работа на пришкольном участке.• Разведение комнатных цветов.• Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам»• Акция «Тёплый дом». Развернутый план внеурочной деятельностидля 1-4 классов: Направление внеурочной деятельности Название программы, форма реализации Кол-во учебных часов в неделю на 1 учебную группу Ф.И.О. педагога Спортивно-оздорови-тельное «Ритмика» 1 Курочкина Л.А. «Не болей-ка» 2 Силантьева Н.Д. Научно-познавательное «Занимательная математика» 1 Куликова Н.А. Научный клуб «Ключ и заря» 1 Куликова Н.А. Общественно-полезная деятельность «Умелые ручки» 3 Курочкина Л.А. Развернутый план внеурочной деятельности 5 класса на 2015-2016 учебный год Направление внеурочной деятельности Название программы, форма реализации Кол-во учебных часов в неделю на 1 учебную группу Ф.И.О. педагога Спортивно-оздоровительное 1. Мероприятия в рамках деятельности классного руководителя: динамические паузы во время перемен, беседы ЗОЖ. 0.5 Классные руководители Интеллектуальное 1.«Инфознайка» 0.5 Саулина М.С. Духовно-нравственное 1.«Вокруг тебя - мир» 0.5 Жданкина Т.И. 2.Мероприятия в рамках деятельности классного руководителя: тематические внеклассные мероприятия и классные часы, беседы, встречи с интересными людьми, др. 0.5 Классные руководители Социальное 1.Мероприятия в рамках деятельности классного руководителя: благоустройство класса, территории школы, уход за цветами. 0.5 Классные руководители 2.Мероприятия в рамках деятельности детской организации: акции «Помоги птицам», «Помощь ветеранам», «Шефские концерты»; трудовой десант «Озеленение территории лицея» и др. 0,5 Классные руководители Общекультурное 1.Мастерская «До-Ми-Соль-ка» 0.5 Рузаева Н.Н. Виды внеурочной деятельности Игровая деятельностьПознавательная деятельностьПроблемно-ценностное общениеДосугово- развлекательная деятельность Художественное творчествоСоциальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)Трудовая (производственная) деятельностьСпортивно-оздоровительная деятельностьТуристско-краеведческая деятельность ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата). УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ знает и понимает общественную жизнь ценит общественную жизнь самостоятельно действует в общественной жизни Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действие для людей и на людях» Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.). Достижение образовательных эффектов деятельности(эффектов воспитания и социализации детей) Формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;Формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Первый предмет диагностики Личность воспитанника: В каком направлении происходит развитие личности учащегося?На какие ценности он ориентируется?Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?Способы диагностики: наблюдение, анализ письменных работ, диагностическая методика «Личностный рост» Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников Второй предмет диагностики Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.Каков уровень развития детского коллектива;характер взаимоотношения школьников в детском коллективе;Методики: диагностическая методика «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошкин; методика социометрии. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников Третий предмет диагностики Профессиональная позиция педагога – важнейшее условие развития личности ученика.-Какие профессиональные ценности сформированы у педагогов?Характер педагогической позиции.Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя. Новые цели школьного образования: Воспитание; Социально-педагогическая поддержка; Развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. ПОРТРЕТЫ ВЫПУСКНИКОВ Начальная школа Основная школа 1.Любящий свой народ, свой край и свою Родину 1. Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции 2.Уважающий и принимающий ценности семьи и общества 2. Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества 3.Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир 3.Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества 4.Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности 4.Умеющий учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике 5.Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом 5.Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством 6.Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение 6.Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов 7.Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни 7. Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни 8.Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека "Выживает не самый сильный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения". Ч. Дарвин