Урок на темуРасчет сопротивления проводника.Удельное сопротивление. в 8 классе. Технологическая карта.
Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.»Технологическая карта
Цель урока:
Выяснить, как зависит сопротивление проводника от его геометрических размеров и материала, из которого изготовлен проводник.
Задачи:
образовательные:
изучить зависимость сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения и материала из которого изготовлен данный проводник; ввести понятие “удельное сопротивление” и его единицы измерения;
развивающие:
формирование умений проводить обобщения; развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью решения исследовательских задач; развитие практических умений и навыков;
воспитательные:
воспитание внимательности, аккуратности в обращении с измерительными приборами; воспитание познавательного интереса к предмету; формирование умения строить логическую цепочку рассуждений.
Тип урока, педагогическая технология
Урок формирования новых знаний, здоровьесберегающая, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Оборудование урока
персональный компьютер, проектор, экран, презентация “Расчет сопротивления проводников”, источник тока, амперметр, вольтметр, резисторы различного поперечного сечения и удельного сопротивления, соединительные провода, трубки разного диаметра, стакан с водой.Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Актуализация знаний 8 мин Ребята мы с вами уже выяснили, что сопротивление проводника зависит от силы тока и напряжения. Но как вы думаете, от каких еще параметров зависит сопротивление проводника?
- Это мы и выясним сегодня на уроке. Но сначала выполним небольшую самостоятельную работу. Отвечают на вопросы.
Выполняют самостоятельную работу.
Постановка цели урока 10 мин Проведем лабораторный опыт. Цель : определить сопротивление проводника.
Вопросы: Одинаковое ли получилось сопротивление?
Совпадает ли оно с написанным? Зависит ли оно от напряжения и силы тока?
Как вы думаете, отчего оно зависит? Учащиеся выполняют лабораторный опыт в парах. «Определение сопротивления проводника» Измеряют силу тока в цепи и напряжение. Дальше используют закон Ома.
(Оформляют в виде задачи)
Учащиеся отвечают на вопросы.
Формулируют цель урока. Узнать, отчего зависит сопротивление.
Формирование новых знаний. 3 мин
3 мин
3 мин
2 мин 1.Проверим, зависит ли сопротивление от длины проводника.(деловая игра)
Модель проводника – ученики.
2.Как зависит сопротивление от поперечного сечения. Ток аналогичен воде в трубе. Предлагаю воду пропустить по трубкам разного диаметра.
3.Что произойдет, если поместить в трубку вату и снова пропустить воду?
Что произошло с сопротивлением?
Вывод: Сопротивление зависит от рода вещества.
Составим формулу.
Введем понятие удельного сопротивления проводника. Учитель показывает проводник длиной 1 м. и вводит определение. 1.Учащиеся делятся на две группы неравного числа.
Ток «передаётся» пожатием руки. В какой группе ток «передаётся» быстрее?
Учащиеся делают вывод.
Сопротивление прямо пропорционально длине проводника.
2.Учащиеся наливают воду в трубки и делают вывод, что сопротивление обратно пропорционально площади поперечного сечения.
3.Отвечают на вопросы и делают вывод.
Учащиеся записывают формулу. Работают с учебником.(Находят определение удельного сопротивления проводника).
Формирование умений и навыков 1 мин
5 мин.
Сегодня в школе проходит день здорового питания , поэтому задача будет про столовую. Какие электрические приборы есть в столовой?
Предлагаемая задача.
Какова длина спирали электроплиты в столовой, сделанной из нихрома толщиной 2 мм и сопротивлением 110 Ом.
Дано – на экране. Учитель разбирает решение.
Вопрос :На какую силу тока рассчитана эта плита?(2А)
Какая сила тока является безопасной для человека?( до 1 мА)
Учащиеся отвечают на вопросы.
Решают задачу.
На экране проверяем решение.
Ученики отвечают на вопросы.
Техника безопасности при работе с электрическими приборами. 7 мин Значит необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Какие правила вы знаете?
Я предлагаю составить памятку, которую можно повесить в школе.
Учитель раздает картинки, ученики должны сделать подписи.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся изготавливают памятку.
Подведение итогов 2 мин «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Так сказал древний китайский философ Конфуций. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу. Вы – молодцы!!!
Домашнее задание 1 мин
Приложение 1
В карточке ответы расположены в произвольном порядке. Необходимо привести их в соответствие с вопросами.
Электрическим током в металлах называется…
Сила тока вычисляется по формуле
Амперметр включается в цепь
Единица измерения напряжения
Гальванический элемент на схеме обозначается
Электрическая лампа на схеме обозначается
Вольтметр прибор для измерения… 1 В ...
напряжения.
последовательно с приборами.
упорядоченное движение свободных электронов
I = q/t