Презентация М.Ю.Лермонтов Герой нашего времени- психологический роман
М.Ю.Лермонтов«Герой нашего времени» — первый психологический роман9 класс Автор: Чаплыгина Г.В., учитель русского языка и литературы,МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина2017 г История создания 1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер. События разворачиваются на фоне столичной жизни. 1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется – впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах боевых действий, посещения Тамани, встречи с ссыльными декабристами. 1837 – 1840 гг. – время написания романа. Даты публикации Осень 1837г. – «Тамань» 1840 г. – напечатана в «Отечественных записках», № 2 1839 г. – «Фаталист», «Отечественные записки, № 11 1839 г. – «Бэла», «Отечественные записки», № 3 Апрель 1840 г. – опубликовано «Сочинение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Тогда же впервые появилась повесть «Максим Максимыч». Жанр романа: социально-психологический реализм.Проблематика романа «Герой нашего времени» определена автором в «Предисловии» к «Журналу Печорина: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости. СЛОВАРНАЯ РАБОТАСюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. Фабула (лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета. Сюжетный порядок Фабульныйпорядок Предисловие ко всему роману 12 Часть1I «Бэла» Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера- повествователя с Максимом Максимычем 7 1-ая часть рассказа о Бэле 5 Переезд через крестовый перевал 8 2-ая часть рассказа о Бэле 6 Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера-повествователя 9 II «Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и Печориным 10 С включением сообщения о том, что Печорин умер 11 Предисловие к «Журналу Печорина» История до того, как Печорин попал на Кавказские минеральные воды 1 I «Тамань» Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью 2 Часть 2 II «Княжна Мери» Окончание повести - запись, сделанная Печориным по памяти в крепости 3 III «Фаталист» История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы 4 Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи. Жанр романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» романтическая новеллапутевой очерк психологическая новелла авантюрная новеллаостросюжетная повесть дневник«светская» повесть запискиромантическая новелла социально-психологическийфилософский роман Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника.ПредисловиеЧАСТЬ ПЕРВАЯ I. БэлаII. Максим МаксимычЖурнал Печорина ПредисловиеI. ТаманьЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина) II. Княжна МериIII. Фаталист Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец. «Бэла» Бэла и Печорин «он часто грезился ей во сне…и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления…» Полюбить не может, так какПечорин - иноверец Страдает от противоречия НО «…наряжал ее , как куколку, холил и лелеял…» «…я ее еще люблю… я за неежизнь отдам…» «Я опять ошибся: любовь дикаркинемногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосерде-чие одной так же надоедают, как и кокетство другой…» НО Попытка приблизиться к чело-веку другой веры заканчивается трагически Повесть «Максим Максимыч» ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ Печорин Максим Максимыч Все прошедшеемучительно Не может и не хочет вспоминать спокойно, особенно историю с Бэлой Боль в душе – не может простить историю с Бэлой(ее гибель) Все прошедшее мило Общие воспоминания – основа для беседы, которуюждет с нетерпением Воспоминания о прошломпридают некуюзначительность Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты. Повесть «Тамань» М.Ю. Лермонтов, 1837 г. Ф.Д. Константинов, 1962 г. Повесть «Тамань» рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом.Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину. Печорин и Мери Раздражение Отсутствие внимания со стороны Печорина Ненависть «Дерзкие»поступкиПечорина Интерес Желание узнать, кто же такой Печорин Сопереживание Исповедь Печорина ПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ «ФАТАЛИСТ»Является завершающей частью романа, его «замковым камнем». Повествует о трагической гибели сербского офицера Вулича. Содержит безответные вопросы о роли судьбы, предопределения в жизни человека. “Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.Восстановите картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине. – Восстановите хронологический порядок событий. Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209—11). Печорин — личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. Кто виновен в судьбе Печорина? (несостоявшейся судьбе) Время и общество Он сам Судьба ↓ ↓ ↓ Социальные причины Нравственные Философия (Печорину присущи черты романтизма — конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Всё таит в себе) (Характер героя — есть одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со «вторым я» не давали ему свободы. Герой пытается «убежать от себя».) (Автор заканчивает произведение повестью «Фаталист» как бы говоря, что может быть Печорину изначально была предначертана такая судьба). В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе. НО Печорин – человек 30-х гг. (время реакции) одаренная, неординарная личность (ум, сильные страсти, воля) характер противоречив (борьба рассудочности с требованиями ума и сердца) способен на глубокую любовь (отношение к Вере) типичный герой своего времени тип лишнего человека А.И. Герцен (1861 г.): «Время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй. Оттого очень естественно Онегины и Печорины делаются Обломовыми». К типу «лишнего человека» критики XIX в. и некоторые литературоведы в ХХ в. относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого). Само наименование вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева. Сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение – это Онегин, затем – Печорин, тургеневские персонажи. Это социально-психологический тип, которому свойственно отчуждение от официальной России, от родной среды ( обычно – дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Это дворяне, не нашедшие себе места в жизни, не увидевшие применения своим силам, нередко слабые и безвольные.