Методическая разработка «Внеурочная деятельность в школе, как важное условие ФГОС»


МКОУ КСШ №3
Педагогический совет
«Внеурочная деятельность в школе, как важное условие ФГОС»
Зам.директора по ВР: Глушак О.И.
Карга
Внеурочная деятельность в школе, как важное условие ФГОС
Слайд 1
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность, которая играет значительную роль для достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) освоения этой программы.
При организации внеурочной деятельности обучающихся  чаще всего используются собственные ресурсы школы (учителя начальных классов, учителя физической культуры, музыки, педагог-библиотекарь, учитель музыки, технологии, информатики, организатор детского досуга, специалисты школы). Коллектив школы  стремится создать такую систему занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.  Дети  идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Слайд 2
Программы разработаны на основе конкретной образовательной ситуации, сложившейся в школе и являются логическим продолжением, дополнением программ отдельных учебных предметов. Таким образом, внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.
Программы внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования ставят цели:
осуществление образовательной деятельности в формах, отличных от классно-урочной, и направленной на достижение планируемых результатов основной образовательной программы;
знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории города, страны;
сохранение и укрепление физического, психического здоровья и безопасности участников образовательного процесса, обеспечение их эмоционального благополучия;
развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;
развитие у ребят трудолюбия, волевых, лидерских качеств, инициативы путем их включения в сложную, но посильную работу, самоуправленческую деятельность.
Слайд 3
Планируя организацию внеурочной деятельности в школе, мы используем имеющиеся в школе условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы.
Исходя из требований Стандарта внеурочная деятельность должна:
во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
во-вторых, способствовать их воспитанию;
в-третьих, разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;
Спортивно – оздоровительное способствующее формированию ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ, к природе, окружающей среде (включает и экологическое воспитание)
Духовно – нравственное направлено на воспитание нравственных качеств и эстетического и морально сознания;
Социальное способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека, толерантности;
Общеинтеллектуальное формирует ценностное отношение к прекрасному, представление об эстетических и культурных идеалах;
Общекультурное способствует воспитанию трудолюбия, творческого отношения к учению, труду.
в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, секции, круглые столы, конференции, диспуты, соревнования, общественно полезные практики и т.п.
Слайд 4
В начальной школе внеурочная деятельность реализуется по всем пяти направлениям, четыре направления через объединения, а духовно-нравственное через курс «Буду настоящим читателем» (часть, формируемая участниками образовательного процесса), систему внеклассных, внутришкольных мероприятий.
На внеурочную деятельность в начальной школе отводится не более 10 часов в неделю, что составляет 350 часов в год на каждого обучающегося. Посещение объединений и секций организуется по желанию детей и родителей (законных представителей). В конце учебного 2014-15 года на родительских собраниях были предложены программы и курсы внеурочной деятельности по всем пяти направлениям развития личности. Принято решение (протоколы родительских собраний) организовать внеурочную деятельность в 2015-16 учебном году по программам:
Направление деятельности Название объединений, спортивных секций Класс Кол-во часов Всего часов
Спортивно-оздоровительное «Разговор о правильном питании» 2 кл1 34
«ЮИД» 4 кл1 34
Общекультурное «Веселый хоровод» 1-4 кл2 68
«Надежда» 1-4 кл1 34
Общеинтеллектуальное«Всезнайка» 1 кл1 34
Социальное курс «Учусь оценивать себя» 1 – 4 кл1 34
курс «Организация времени» 1 – 4 кл 1 34
ИТОГО: 272 часа
Слайд 5
В основной школе внеурочная деятельность школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. В основной школе внеурочная деятельность реализуется по всем пяти направлениям
Направление деятельности Название объединений, спортивных секций Класс Кол-во
часов в неделю
Общекультурное «Музыкальный калейдоскоп» 5 - 9 2
«Ивушка» 5-7 4
Духовно-нравственное «Смена» 5-11 2
Общеинтеллектуальное«Я - исследователь» 7-8 4
«ЭКОС» 5-6 4
«Страна Информатики» 5-7 4
«Занимательная грамматика» 7-8 4
Спортивно-оздоровительное «ЮИД» 5-8 1
Спортивные секции по баскетболу 5-11 6
Спортивная секция по футболу 5-11 6
Настольный теннис 5-9 6
Социальное «Школьный вестник» 5-11 2
Курс «Учусь оценивать себя» 5 1
Курс «Организация времени» 5 1
ИТОГО: 47 часов
Слайд 6
Виды интеграции внеурочной деятельности
Осуществляются через следующие виды деятельности – разнообразные соревнования, экскурсии, общественно полезная деятельность, взаимодействие с социумом, коллективное дело. Все мероприятия реализуются на основании плана внеурочной деятельности школы, планов внеурочной деятельности классных руководителей и рабочих программ кружковой работы. Важной составной частью внеурочной деятельности является система классных часов. Классный час предполагает совместную деятельность обучающихся с родителями, представителями социума
Духовно-нравственное :тематические классные часы, праздничные концерты, мероприятия военно-патриотического направления
Спортивно-оздоровительное: спортивно-оздоровительные мероприятия, беседы с инспектором ДПС, спортивные секции, объединение «ЮИД».
Общеинтеллектуальном: торжественные линейки, предметные недели, работа экспериментальных площадок в области биологии, физики, робототехники.
Социальное: социально - значимые акции праздники труда, выпуск школьной газеты, спец.курсы
Так как в этом учебном году произошло увеличение объединений, то соответственно увеличилось количество часов на внеурочную деятельность. Но, недельная нагрузка каждого обучающегося не превышает допустимой нормы и отслеживается классными руководителями.
Направление
деятельности Вид деятельности Кол-во часов Ф.И.О. учителя
Духовно-нравственное Тематические классные часы 9 Кл. руководители
Праздничный концерт ко дню учителя 1 ЗДВР, Кл. руководители
Праздничный концерт ко дню пожилых людей 1 ОДД, Кл. руководители
Концертная программа ко Дню матери 1 ОДД, Кл. руководители
Объединение «Смена» 70 Николаенко В.В.
Всего: 82 часа
Спортивно-оздоровительное Тематические классные часы 9 Кл. руководители
Общешкольный «День здоровья» 3 ОДД, учителя физической культуры
Общешкольные соревнования 5 Учителя физической культуры
Беседы с инспектором ДПС 2 Шемелев Е.Л.
Секция по баскетболу 210 Учителя физической культуры
Настольный теннис 210 Николаенко В.В.
Секция по футболу 210 Ашифин А.А.
«ЮИД» 35 Федоринина А.Ю.
Всего: 684 часа
ОбщеинтеллектуальноеТематические классные часы 5 Кл. руководители
Торжественная линейка, посвященная дню знаний 1 ЗДВР, ОДД
Предметные недели 4 Учителя предметники, Кл. руководители
Объединение «Я - исследователь» 128 Лузгина З.Г.
Объединение «Страна Информатика» 128 Федоров М.А.
Объединение
«Экос» 128 Кожемякина Н.В.
Объединение
«Занимательная грамматика» 128 Черняева Г.В.
Всего: 522 часа
Общекультурное Тематические классные часы 5 Кл. руководители
Экскурсии 5 Кл. руководители
Осенние праздники 1 ОДД
Новогодние праздники 1 ОДД
Конкурсная программа для девочек (8 марта) 1 ОДД
Конкурсная программа для мальчиков (23 февраля) 1 ОДД
Объединение
«Музыкальный калейдоскоп» 70 Жилина Ю.О.
Объединение «Ивушка» 128 Глушак О.И.
Всего: 212 часов
Социальное Тематические классные часы 5 Кл. руководители
Социально-значимые акции 10 ЗДВР, ОДД
«Праздник труда» 9 Кл. руководители
Объединение
«Школьный вестник» 70 Гордеева Л.В.
Курс «Учусь оценивать себя» 35 Лозгунова Т.Г.
Курс «Организация времени» 35 Шкаруба А.В.
Всего: 164 часа
ИТОГО: 1664 часа
Слайд №7
Таким образом, в нашей школе в рамках реализации ФГОС работает 7 кружков от школы, 2 курса: «Учусь оценивать себя», «Организация времени», 6 объединений от ДДТ, 5 спортивных секций от ДЮСШ.
Слайд №8
Для организации образовательного процесса было составлено расписание. Учёт занятий кружков и спортивных секций осуществляют руководители объединений в журнале учёта, стандартного образца и содержание занятий соответствует содержанию образовательной программы объединения. У обучающихся есть возможность посещать не менее 3-х объединений. Средняя наполняемость объединений составляет 10-12 человек, спортивные секции по 15 человек.
Слайд №9
В практике реализации Федерального государственного образовательного стандарта мы сталкиваемся с различными вопросами. Один из таких важных аспектов при введении ФГОС является оценка результатов внеурочной деятельности.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности должна происходить на трех уровнях:
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
• представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, курса, детского объедения, системы мероприятий, т. п.);
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности являются:
комплексный подход к оценке результатов внеурочной деятельности в рамках общего образования (метапредметных, личностных и предметных результатов);
оценка динамики достижений обучающихся;
единый подход к разработке планируемых результатов и инструментария их представления;
Однако, учитель в своей работе сталкивается с отсутствием чёткого инструментария для такой оценки, с отсутствием «границ» в самой оценке достижений результатов внеурочной деятельности
Как делают это педагоги, с какими трудностями они сталкиваются в данной ситуации. О работе в объединении «Занимательная грамматика» расскажет учитель русского языка и литературы Галина Васильевна Черняева
объединение «Занимательная грамматика».
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках учитель располагает слишком малым временем, чтобы углубляться в тайны языка. А в среднем школьном возрасте легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учетом возрастных особенностей детей и с целью углубления представлений детей о языке. В наше время, когда ребенок больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьезная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком. Цель программы «Занимательная грамматика» состоит в том, чтобы вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка.
Общекультурное направление представлено объединениями: «Веселый хоровод», «Музыкальный калейдоскоп». Об опыте своей работы, расскажет учитель музыки Жилина Юлия Олеговна.
Для некоторых музыка – лишь приятное развлечение, для других – это предмет серьезной работы, исследований. Мы слышим музыку дома, в концертных залах, по радио и в телепередачах. Многие сами участвуют в музыкально-литературных мероприятиях. Таким образом, музыка помогает развивать эстетический идеал, эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, формировать творческие способности человека, музыка  способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей. Главной целью педагог ставит, это научить детей мелодично петь, ритмично исполнять танцы разного характера, играть на простейших музыкальных инструментах, раскрыть индивидуальные возможности личности ребёнка, сформировать творческий потенциал, артистические способности.
Объединение «ЭКОС», программа объединения охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных знаний о своём доме до знаний нашей планете, что позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире , о месте в нём человека.
Наталья Викторовна Кожемякина поделиться своими наработками.
Одним из приоритетных направлений в развитии творческой всесторонне – развитой личности является экологическое и трудовое воспитание обучающихся. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из актуальных задач экологического объединения.
Газета - это информация, сила которой - слово. Сочинения в различных жанрах, как никакие другие, отвечают духу современной школы и позволяют развивать творческие способности учащихся, дают возможность выражать своё «я», своё мироощущение, глубоко затрагивают интересы школьников и приобщают их к жизни школы, края, страны. Школьная газета необходима также для информированности учащихся и педагогического состава о событиях, происходящих в школе.
О роли данного кружка в формировании предметных и метапредметных результатов расскажет его руководитель Лариса Валерьевна Гордеева.
Слайд 10
Спортивные секции для детей позволяют ребенку развиться не только физически, что первостепенно, но и морально. Здесь важно очертить разницу между физкультурой и спортом в жизни ребенка.
Преобладающему числу детей с ранних лет свойственна активность, игривость, неусидчивость. Вплоть до позднего школьного возраста в ежедневном распорядке ребенка должно иметься несколько часов на активный досуг - игры во дворе, со сверстника, посещение детских спортивных секций и уроков физкультуры в школе. Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, легкая атлетика. Всего и не перечислишь. У каждого вида спорта своя специфика. И о специфики отследживания результатов на своих занятиях расскажет руководитель спортивной секции Андрей Анатольевич Ашифин.
Слайд 11
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью детского художественного воспитания.
Объединение «Надежда», педагог Васенкова Е.В. поделиться своим опытом работы в начальной школе.
Прослушав опыт и проблемы наших педагогов можно сказать следующее, что в практике своей работы можно использовать следующие формы оценки результатов:
1. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфель – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
2.Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольных праздниках (мероприятиях) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр.
3. Для мониторинга организации внеурочной деятельности необходимо создать систему организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.
4.Для оценки эффективности деятельности  по направлениям внеурочной деятельности предлагается использовать карту достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты обучающихся по направлениям. Для представления результатов достижений использовать также такие формы:
выставка достижений обучающихся;
творческие работы;
педагогический мониторинг;
практические работы и др.
5.Этапы диагностики
Входная диагностика, диагностика в конце года и по окончании освоения программы (как показатели динамики)
Слайд №7
Имеющийся опыт работы школы по новым образовательным стандартам второго поколения, позволяет сделать вывод, что внеурочная деятельность, являясь своеобразной эмоциональной средой, способствует творчеству, проявлению и раскрытию личностного потенциала каждого ребенка.
Взаимодействие с родительской общественностью – непременное условие успешности внеурочной деятельности.  На родительских собраниях, общешкольном родительском собрании и консультациях были обсуждены вопросы введения программ внеурочной деятельности по различным направлениям, в мае будет проведено анкетирование с целью выявления потребностей во внеурочной деятельности.
Посещенные внеурочные занятия педагогов, показали, что организаторы внеурочной занятости детей строят работу, отличную от урочной системы: детям предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки в процессе игр, экскурсий, наблюдений, соревнований и конкурсов. Благодаря таким формам организации деятельности дети имеют возможность выхода на новый образовательный результат: в части предметных результатов они приобретают опыт творческой деятельности; в части метапредметных результатов – использование и решение проблемных ситуаций;
в части личностных результатов – мотивации, толерантности.
Результаты работы в рамках внеурочной деятельности представляются через тематические выставки, школьный сайт. Индивидуальные достижения обучающихся фиксируются в Портфеле обучающихся. Публичное представление итогов работы, награждение лучших обучающихся осуществляется на итоговых классных часах, торжественных линейках, посвященных окончанию учебных четвертей, триместров.
Имеющийся опыт работы школы по новым образовательным стандартам второго поколения, позволяет сделать вывод, что внеурочная деятельность, является важным условием реализации ФГОС, которое способствует развитию творчеству, проявлению и раскрытию личностного потенциала каждого ребенка.
СЛ №8
Успешность реализации ФГОС внеурочной деятельности, свидетельствуют результаты обучающихся в конкурсном движении.
СЛ №9
Школа после уроков - это мир творчества, раскрытие ребёнком своих интересов, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
А чтобы увидеть результат во внеурочной деятельности:Находите время для работы - это условие успеха!Находите время для раздумий - это источник силы!Находите время для игры - это секрет молодости!Находите время для чтения - это основа знаний!Находите время для дружбы - это условие счастья!Находите время для мечты - это путь к звездам!Находите время для творчества - это муза души!
Воспитать человека
Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.
Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон
Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учебы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!
Тысячи мнений простых и сложных,
Как разные курсы для корабля,
О том, что любить надо осторожно
И мудрости вдалбливать детям должно
С первых шагов, ну почти с нуля.
Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!
РЕШЕНИЕ:
Все виды внеурочной деятельности в школе предоставляют обучающимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям, реализуемых в рамках ФГОС.В 2016-17 учебном году организовать работу объединения младших школьников духовно-нравственного направления.
3. Реализуемые программы внеурочной деятельности ориентированы на достижение предметных и метапредметных результатов.
4. Продолжать осуществление накопительной системы оценивания индивидуальных достижений обучающихся, отражающих их динамику в портфеле достижений.
5. Организовать творческую группу педагогов для создания системы мониторинга, отражающего результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.