Я исследователь Зри в корень

Муниципальный симпозиум
научно-исследовательских проектов
обучающихся
«Мои исследования - родному краю»

Секция: Естественнонаучная
Тема:
«Зри в корень»


Автор: ученица 4 «А» класса МОУ «Майская гимназия»
Шмайлова Ольга Вадимовна
Научный руководитель: учитель начальных классов МОУ «Майская гимназия»
Кузнецова Ольга Ивановна

Место выполнения работы:
МОУ «Майская гимназия», Белгородский р-на, Белгородской обл.




2015
Оглавление.
Введение....3
Основная часть
Значение корня.. ...3
Интересные факты о корнях . .............3
Результаты исследований.4
Эксперимент 1: «Нужен ли растениям воздух?» ..................4
Эксперимент 2 : «Всасывает ли корень воду?. .............4
Эксперимент 3: «Что еще кроме воды всасывает корень?» 5
Дополнительный эксперимент...5
Эксперимент 4: «Может ли растение обходится без воды?» .5
Эксперимент 5: «В любой ли почве растение растет хорошо?» 5
План мероприятий по улучшению структуры и свойств почвы на клумбе..6
Таблица 2 «Состав, свойства и влияние на растения различных веществ»..8
Воплощение в жизнь плана по переустройству клумбы.9
Выводы, заключение...9
Используемая литература..10







Введение
У нашего класса около школы есть клумба, за которой мы ухаживаем. Но растения там плохо росли, и нашим родителям приходилось каждый раз сажать новые растения. Мы с мамой решили разобраться в этом, потому что на нашем огороде все растет хорошо. Мы не можем сильно повлиять на внешние условия (свет, тепло). Но мы можем повлиять на корневое питание растений.
Цель: выяснить, какие условия необходимы растениям для нормального роста и развития.
Гипотеза: возможно, если мы изменим состав почвы, то растения будут развиваться лучше.
Задачи:
Изучить доступную литературу о значении корней в жизни растений.
Провести эксперименты и выяснить влияние на растения воды, воздуха, минеральных веществ.
Составить план необходимых мероприятий по спасению клумбы.
Организовать одноклассников и их родителей для осуществления нашего плана.
Методы исследования:
1. Анализ литературы, энциклопедий, интернет источников.
2. Эксперимент.
3. Беседы с учителями.
Значение корня
Вот что я узнала из энциклопедии для детей «Биология»: корень – важный орган растения. Он выполняет ряд жизненно необходимых функций.
- корень осуществляет почвенное питание растений, он всасывает воду и минеральные вещества. Только из почвы поступает в растение соли азота, калия, кальция и др.;
- корень удерживает растение в почве. Ни сильный ветер, ни проливные дожди не могут выдернуть растение из почвы;
с помощью корня может осуществляться вегетативное размножение. Так, например, размножаются слива, одуванчик, малина, сирень;
- корень запасает питательные вещества. Это свойство используют животные и человек. Мы используем в пищу огромное количество корнеплодов: картофель, свекла, морковь, редис, имбирь, лук, чеснок и т.д.
- корни растений укрепляют рыхлые почвы и рыхлят глинистые, отмершие части делают почву более плодородной.
Интересные факты о корнях
В Интернете я обнаружила удивительные факты о корнях:
если сложить все многочисленные корни озимой ржи, то они растянутся на сотни километров. Длина самой большой измеренной корневой системы ржи составила 623 километра;
в глубину корни могут уходит на сотни метров. В литературе описан дикий инжир из ЮАР, его корни проникли на глубину 120 метров;
воздушные корни баньяна с веток спускаются к земле и укореняются там. Одно дерево вырастает размером с целый лес;
ходульные корни мангровых лесов еще и фильтруют соленую воду. Они растут от стебля и дают дополнительную поддержку растению в приливной полосе;
- дыхательные корни - пневматофоры - развиваются у тропических деревьев, растущих на болотистых или илистых местах. Это пористые выросты, которые позволяют воздуху достигать подземных корней.

II. С помощью экспериментов я решила выяснить, как повлияют на растение воздействие на его корень воды, воздуха, минеральных веществ.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Эксперимент 1.
Цель: нужен ли воздух растению?
Оборудование: три емкости с водой, три проростка фасоли, подсолнечное масло, пульверизатор.
Ход эксперимента: поместим проростки фасоли в три емкости с водой. В первую емкость будем каждый день нагнетать воздух с помощью резиновой груши, вторую емкость не будем трогать, а в третью нальем растительное масло. Растительное масло замедляет проникновение в воду воздуха.

Наблюдаем: в первой емкости растение растет хорошо, во второй емкости- немного похуже, а в третьей емкости растение быстро погибает.
Вывод: растение дышит с помощью корня и для нормальной жизни ему необходим воздух. Поэтому так важно рыхлить почву при выращивании растений. А в плотную почву добавлять вещества, которые увеличивают воздухопроницаемость.

Эксперимент 2.
Цель: всасывает ли корень воду?
Оборудование: горшок с геранью, стебель обрезаем на высоте 2 см, пластиковая трубка.
Ход эксперимента: на пенек герани наденем трубку. Будем поливать землю в горшке.
Наблюдаем: вода поднимается по трубке и вытекает наружу.
Вывод: корень всасывает воду из земли и поднимает ее в стебель.

Эксперимент 3.
Цель: что еще кроме воды всасывает корень?
Оборудование: проросток фасоли, пищевой краситель, емкость с водой.
Ход эксперимента: растворим пищевой краситель в воде, опустим туда проросток фасоли.
Наблюдаем: корни и стебель окрасятся в цвет красителя.

Вывод: корни всасывают не только воду, но и растворенные в ней вещества. Поэтому, если в почву попадут вредные для растения вещества, то растение погибнет. А если в почве содержатся все необходимые минералы, то растение будет хорошо расти. Это свойства растения позволили сделать дополнительно очень красивый эксперимент.
Дополнительный эксперимент: Белые астры я поместила в стаканы с разноцветными пищевыми красителями. Уже через час астры окрасились в разные цвета.

Эксперимент 4.
Цель: может ли растение обходится без воды?
Оборудование: два проростка огурцов в емкостях с землей.
Ход эксперимента: первое растение поливаем водой, второе не поливаем.
Наблюдаем: первое растение хорошо растет, второе быстро погибает.
Вывод: без воды растение не может обходится. Вода жизненно необходима для роста растения.

Эксперимент 5.
Цель: в любой ли почве растение хорошо растет?
Оборудование: четыре проростка фасоли, емкости с черноземом, песком, глиной, смесь песка и чернозема.
Ход эксперимента: сажаем проростки фасоли в разные емкости и наблюдаем за их ростом.
Наблюдаем: первое растение сначала хорошо растет, потом замедляется в росте, второе не растет совсем, третье растение растет хорошо и продолжительно, четвертое растение растет медленно .

Вывод: глина непригодна для роста растений, в ней мало воздуха, вода плохо проходит, образует корку на поверхности. В черноземе достаточно питательных веществ, но вода может застаиваться, растение растет медленнее. В песке много воздуха, вода хорошо проходит, растение быстро вырастает, но потом чахнет из-за недостатка питательных веществ. Лучше всего растение растет в смеси чернозема и песка: там много питательных веществ, воздух и вода хорошо проходят .
Таблица 1.

Состав почвы
Наличие необходимых веществ
Результаты



воздух
вода
минеральные вещества


1.
Песок
много
хорошо проходит
почти нет
проросток сначала быстро растет, потом рост замедляется.

2.
Глина
нет
плохо проходит
нет
проросток не растет.

3.
Чернозем + песок
хорошо проходит
хорошо проходит
много
проросток растет сначала медленнее, но потом лучше, чем в других емкостях.

4.
Чернозем
достаточно
может застаиваться
много
проросток растет, но медленно.




III. В результате экспериментов я выяснила, что для нормального роста корням растений необходимы вода, воздух и минеральные вещества. Когда мы сажали растения на нашу клумбу, то заметили, что почва на клумбе глинистая, с остатками строительного мусора. Она плохо пропускает воду, воздух, в ней мало минеральных веществ. Как же можно помочь нашей клумбе?
Вместе с мамой мы составили план необходимых мероприятий для улучшения качества почвы на клумбе. Нам нужны вещества, которые обеспечат водопроницаемость, воздухопроницаемость почвы, обогатят ее минеральными веществами, создадут рыхлую структуру. Из Интернета мы узнали что лучше всего для этого подходят торф, песок, древесная зола, куриный помет. Мы составили таблицу, в которой записали как то или иное вещество влияет на растения.( Таблица 2).
Наш план по спасению клумбы:
Привезти песок, древесную золу, куриный помет и торф.
Организовать родителей для помощи.
Выкопать аккуратно растения с клумбы.
Углубить землю примерно на 25 см.
Внести в углубление смесь песка, торфа, древесной золы, куриного помета и вырытой земли.
Высадить растения обратно на клумбу.
Хорошо полить растения.
Составить график полива клумбы.















Таблица 2. Состав, свойства и влияние на растения различных веществ.



вещество
происхождение
состав
влияние

1
Торф
Ценнейший природный материал. Образуется при разложении частей растений в условиях повышенной влажности (чаще на болотах).
Растительные волокна, гуминовые кислоты, активирующие рост растений, элементы минерального питания – азот, калий, фосфор, кальций, железо, магний, микроэлементы.
Почва становится воздухо-проницаемой, влагоемкой, пористой. Торф очищает, оздоравливает почву.

2
Песок
Это измельчённые и обточенные водою частицы горных пород.
Диоксид кремния.
Обеспечивает глинистой почве хорошую водопроницаемость, способствует разрыхлению.

3
Куриный помет
Экскрименты кур.
Содержит в своем составе: азот, фосфорную кислоту. окиси калия, известь, магний,серу. В помете содержатся и микроэлементы, а также биоактивные вещества. Азота и фосфора в курином помете содержится в 4-5 раз больше, чем в навозе крупного рогатого скота.
Используется как удобрение, улучшает рост, цветение, питание растений. Улучшает состав и свойства почвы. Действует в течении нескольких лет.

4
Древесная зола
Продукт сжигания растительных остатков.
В ней обнаружены 74 элемента периодической таблицы . Больше всего содержание кремния, кальция, калия и фосфора, а также необходимые для растений микроэлементы. Нет азота.
Используется как удобрение, улучшает состав почвы, делает почву более рыхлой. Ускоряет созревание растений. Многие вредители и вирусы не переносят золу.




IV. Выяснив, что необходимо для улучшения корневого питания растений на нашей клумбе, мы обратились за помощью к родительскому комитету. С помощью родителей из нашего класса мы осуществили задуманный план. Каждый внес свой вклад: кто-то привез песок, кто-то –древесную золу или куриный помет. Торф был закуплен на общие деньги. Папы моих одноклассников копали яму, а мамы смешивали землю с принесенными веществами и сажали растения. Мои одноклассники и я помогали поливать клумбу. Установив график, мы каждый день поливали растения в течении двух недель, и потом по мере необходимости. К началу учебного года наша клумба благоухала. Но наилучшего результата я ожидаю весной, когда все растения хорошо разрастутся, и удобрения лучше растворятся в почве.


Заключение
Проведя исследование, я пришла к следующим выводам:
1. Я узнала очень многое о значении растений, об их росте, развитии, питании;
2. Провела эксперименты и выяснила, что растениям для нормального роста необходимы воздух, вода, минеральные вещества, что корень может всасывать воду и минеральные вещества из почвы;
3. Составила план мероприятий по созданию благоприятной для корней почвы на школьной клумбе;
4. Вместе с мамой и родительским комитетом мы осуществили этот план и спасли школьную клумбу;
5. Моя гипотеза подтвердилась: уже к сентябрю растения на нашей клумбе выглядели яркими, зелеными, крепкими и жизнерадостными.
Мир растений удивительный и многообразный. Они первыми появились на нашей планете. Благодаря растениям развилась жизнь на Земле. Они снабжают нас топливом (нефть, уголь), лекарственными веществами, пищей, строительным материалом, одеждой. Невозможно назвать все сферы, где человек использует растения. Также невозможно описать все многообразие, красоту и уникальность их. Растения буквально преобразуют солнечную энергию в необходимые всем питательные вещества. А сколько необъяснимых явлений и загадок скрыто в растительном мире?! Я рада, что мне удалось хоть немного заглянуть в этот мир, и внести свой вклад в озеленение планеты!



Используемая литература.
«Азбука природы», издательство Ридерз Дайджест;
Большая детская энциклопедия «Биология», издательство «Аванта+»;
Природоведение. Природа неживая и живая. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт «Этот удивительный мир»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт “Биоуроки”;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - “Удивительный мир растений” .








13PAGE 141615


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215







15