Выступление на педагогическом совете по теме Проектная деятельность младших школьников как основа формирования ключевых компетенций учащихся



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Выступление на педагогическом совете
по теме
«Проектная деятельность младших школьников
как основа формирования
ключевых компетенций учащихся»
Автор:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 17
Филатова Елена Вячеславовна
г. Саров
2015 г.
Тема моего выступления
«Проектная деятельность младших школьников
как основа формирования ключевых компетенций учащихся».
Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова французского писателя и литературного критика Анатоля Тибо Франсуа:
«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие,
обучая детей слишком многому.
Возбудите только любопытство.
Откройте своим слушателям глаза,
но не перегружайте их мозг.
Достаточно заронить в него искру,
огонь сам разгорится там,
где для него есть пища».
А.Франсуа Сегодня современная система образования столкнулась с уникальной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.
Чем же «сегодня» не похоже на «вчера»? – спросите Вы.
Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию?
Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Методов и способов формирования ключевых компетенций школьников существует много, но собственная исследовательская практика ребёнка, бесспорно, - один из самых эффективных.
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать учение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний?
Не секрет, что дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Поэтому, в начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проектная деятельность?
Проектная деятельность - это совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе метода лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:
Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.
Творческие проекты, они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть настенная газета, сценарий праздника, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д.
Исследовательские проекты, они имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации.
Метод проектов предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта главная задача падает на плечи взрослых наставников-педагогов.
В результате работы над проектной деятельностью у учащихся формируются следующие ключевые компетенции:
Учебно-познавательные:
Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
Информационные:
Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать.
Коммуникативные:
Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями; умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение
Работа по выполнению групповых проектов - это прежде всего организация и распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.
Для выявления развития личности обучающихся используется метод «системного наблюдения». На каждого ученика заводится карта наблюдений, в которой по баллам отмечаются качества личности, присущие данному ученику.
Одно из направлений президентской инициативы  "Наша новая школа",– система поддержки талантливых детей, т.е. ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения.
Поэтому, в начальной школе возникла потребность в организации (школьных и городских) конференций исследовательских проектов младших школьников.
Ребята очень серьёзно отнеслись к подготовке своих научных работ. Каждый из участников конференции выполнил большой объём работы: проанализировал теоретический материал, провёл исследование, доказал свою гипотезу. Работа над проектами была трудоемкой и довольно длительной. Все представленные работы оказались очень интересными, а для ребят это участие стало богатейшим опытом в формировании и развитии ценностно-смысловых   и информационных компетенций.
Подводя итог, хочется отметить, что в настоящее время в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения становится все более важным формирование ключевых компетенций младшего школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
Результативность данных проектов определяет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список литературы
Каменский А.М. Психологические проблемы учебно-воспитательного процесса. - СПб, 1996.-94с.
Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие. Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во Ом ГУ, 2005. - 59 с.
А.В. Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированного образования». «Народное образование» - 2003г. с.58-64.
Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1, с46-50.
Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника: Учебно-методическое пособие (Вып.1-5). - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ,2005.- 112 с.
Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа.№2.2007.- с.45
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении/ сост. И. В. Зверева. - Волгоград: ИТД "Корифей". - 112 с.