Рабочая программа по информатике и ИКТ (ФК ГОС 2004)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №30"
г. Каменск-Уральский
Утверждена
приказом директора
Средней школы №30
от 30 августа 2016 г. №78/3
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 8-9 классов
Составил: учитель
Иванчикова Татьяна Федоровна
2016-2017 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой курса «Информатика и информационные технологии» для основной школы (8-9 классы) на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования приведено в соответствие требованиям ГОС (федеральный и национально региональный компоненты).
Цели обучения
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
Изучение общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Развитие основы системного видения мира, расширение возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
Формирование методологии использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
Возможность профилизировать обучение в гуманитарной сфере.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
-Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
-Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
- Постановление от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении САПИН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Постановление Правительства Свердловской области «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области» от 22.12.2005 № 1107-ПП
- Устав Средней школы № 30 утвержденный Приказом Органа местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» № 173 от 29.06.2016;
- Образовательная программа основного общего образования и среднего общего образования (ФК ГОС 2004 г.) Средней школы №30;
- Адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития Средней школы №30 (ФК ГОС 2004 г.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ N 576 от "08" июня 2015 г «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию ОП начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ N 253 от "31" марта 2014 г.».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (в редакции приказов Министерства образования и науки от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598).
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области РФ №02-01-82/10023 от «19» ноября 2015 г. «О направлении дополнительной образовательной программы по противодействию идеологии терроризма»
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от «01» ноября 2016 г. №02-01-81/9725 «О популяризации услуг в электронной форме»
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.
Содержание учебного предмета
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.
Практические работы (4 часа):
Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
Кодирование текстовой информации.
Кодирование графической информации.
Кодирование звуковой информации.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Практические работы (6 часов):
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.
Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.
Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.
Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
Разработка алгоритма (программы), требующего для решений поставленной задачи использования логических операций.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Практические работы (3 часа):
Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимания сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
Планирование собственного информационного пространства
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.
Практические работы (9 часов):
Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, "слепой" десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Форматирование текстовых документов
Вставка в документ формул.
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Создание гипертекстового документа.
Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
Сканирование и распознавание "бумажного" текстового документа.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Практические работы (2 часа):
Поиск записей в готовой базе данных.
Сортировка записей в готовой базе данных.
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Практические работы (4 часа):
Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора.
Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
Сканирование графических изображений.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.
Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.
Мультимедийные технологии
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы (4 часа):
Создание презентации с использованием готовых шаблонов
Запись изображений, и звука с использованием различных устройств
Запись музыки
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.
Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.
Практические работы (6 часов):
Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
Построение генеалогического дерева семьи.
Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
Практические работы (4 часа):
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
Создание и обработка таблиц.
Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений 26 функций в электронных таблицах.
Построение диаграмм и графиков.
Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Интернет как сфера распространения идеологии терроризма (Социально важные функции Интернета: коммуникативная; интегрирующая; актуализирующая; геополитическая; социальная. Способы использования террористами Интернета. Общая характеристики террористических сообществ в Интернете. Интернет как идеологическая площадка для пропаганды, вербовки сторонников террористов, а также потенциальных исполнителей актов террора. Компьютерные игры как способ вовлечения подростков и молодежи в террористическую деятельность при помощи Интернета.)
Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете ( Международное законодательство. Международные стандарты в области предупреждения преступлений в информационно-коммуникационной сфере. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конвенция Совета Европы «О киберпреступности» ETS № 185 от 23 ноября 2001 г. Международный опыт противодействия терроризму в сфере информационно-коммуникационных технологий.Российское законодательство. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года)
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.
Практические работы (8 часов):
Путешествие по Всемирной паутине.
Загрузка файла из файлового архива.
Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
Защита информации, от компьютерных вирусов.
Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по информатике и информационным технологиям
Оценка ответов учащихсяДля устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.- оценка «4» выставляется, если:ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.- оценка «3» выставляется, если:- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.- оценка «2» выставляется, если:- не раскрыто основное содержание учебного материала;- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.- оценка «1» выставляется, если:- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
- оценка «5» ставится, если:- работа выполнена полностью;- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).- оценка «4» ставится, если:- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.- оценка «3» ставится, если:- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.- оценка «2» ставится, если:- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере. - оценка «1» ставится, если:- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Критерии оценки практического задания по информатике и ИКТ.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные выводы;
работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»:
работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по информатике и информационным технологиям
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 8–9 классов
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Перечень материально-технического обеспечения
Для проведения занятий по информатике в 8-9 классах предназначен кабинет информатики, оснащенный 8 персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в сеть Интернет. В кабинете информатики имеется автоматизированное рабочее место учителя, в состав которого входит интерактивная доска, принтер, проектор.
Тематическое планирование 8 класс
Номер
урока
Тема
ПП
Реализация
ГОС (НРК)
Сроки
Информация и информационные процессы (8 часов)
1
Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, информационные объекты различных видов. Личная информация, информационная безопасность.
ИК. 43. Информационная безопасность
П-И
1
2
Информационные процессы: хранения, передача и обработка информации
Т
ИК.56.Способы проверки достоверности получаемой информации. П-И.
1
3
Дискретная форма представления информации
1
4
Единицы измерения информации.
Т
1
5
Поиск и систематизация информации
ИК.47 Информация и информационные технологии, культивирующие безнравственное, противоправное поведение, насилие и жестокость. Ц-О
1
6
Хранение информации; выбор способа хранения информации
1
7
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование
КЗ и ОЖ 46.Основы безопасного выбора сферы профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей. П-И
1
8
Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы».
КР
1
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (6 часов)
9
Основные компоненты компьютера и их функции
1
10
Программный принцип работы компьютера. Практическая работа №1 "Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно графической форме"
ПР№1
1
11
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Практическая работа №2 "Планирование собственного информационного пространства"
ПР№2
1
12
Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения
ИК.55.Понятие официального и неофициального источника. П-И
1
13
Файлы и файловая структура
Т
1
14
Контрольная работа №2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
КР
1
Основные устройства ИКТ (5 часов)
15
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению, использование различных носителей информации, расходных материалов.
1
16
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ
Т
1
17
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме
1
18
Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Т
1
19
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
КЗ и ОЖ 46.Основы безопасного выбора сферы профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей. П-И
1
Обработка графической информации (4 часа)
20
Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера. Практическая работа №3 "Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора"
ПР№3
1
21
Геометрические и стилевые преобразования. Практическая работа №4 "Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора"
ПР№4
1
22
Использование примитивов и шаблонов. Практическая работа №5 "Сканирование графических изображении"
ПР№5
1
23
Контрольная работа №3 «Обработка графической информации»
КР
1
Обработка текстовой информации (10 часов)
24
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Т
1
25
Работа с фрагментами текста. Практическая работа №6 "Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма"
ПР№6
1
26
Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Практическая работа №7 " Форматирование текстовых документов "
ПР№7
1
27
Проверка правописания, словари. Практическая работа №8 " Вставка в документ формул "
ПР№8
1
28
Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.(начало). Практическая работа №9 " Создание и форматирование списков "
ПР№9
1
29
Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Практическая работа №10 " Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнения данными "
ПР№10
1
30
Печать текста. Практическая работа №11 "Создание гипертекстового документа "
ПР№11
1
31
Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Практическая работа №11 Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»
1
32
Контрольная работа №4. «Обработка текстовой информации».
КР
1
33
Повторение
1
34
Итоговая промежуточная аттестация
КР
1
Практическая часть программы за год
№ четверти
Кол-во часов в неделе
Кол-во часов за четверть
Практическая часть программы
КР
Т
ПР
I
1
8
1
2
0
II
1
7
1
3
2
III
1
10
1
2
5
IV
1
9
2
0
4
за год
34
5
7
11
КР – контрольная работа, Т – тест, ПР – практическая работа
Контроль уровня обученности
№п\п
Вид
Форма
Сроки
1.
Тематический
Практическая работа
Тест
ноябрь
2.
Четвертной
Практическая работа
октябрь
март
3.
Полугодовой
Контрольная работа
декабрь
май
4.
Текущий
Практическая работа
От 1 до 6 раз в четверть
Устный опрос
3-5 учеников на каждом уроке
9 класс
Номер
урока
Тема
ПП
Реализация
ГОС (НРК)
Сроки
Информационные процессы 12час
1
Техника безопасности и организация рабочего места.
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.
1
2
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного.
Т
КЗ и ОЖ 46.Основы безопасного выбора сферы профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей. П-И
1
3
Кодирование текстовой информации.
Практическая работа №1 " Кодирование текстовой информации."
ПР№1
1
4
Кодирование графической информации Практическая работа № 2" Кодирование графической информации"
ПР№2
1
5
Кодирование звуковой информации Практическая работа № 3" Кодирование звуковой информации "
ПР№3
1
6
Общие сведения о системах счисления
1
7-8
Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Практическая работа № 4 " Перевод чисел из одной системы счисления в другую "
ПР№4
1
9
Представление вещественных чисел
1
10
Управление и обратная связь
1
11
Основные этапы развития средств информационных технологии
Т
1
12
Контрольная работа №1 "Информационные процессы"
КР
1
Мультимедиа (4 часа)
13
Технология мультимедиа. Практическая работа № 5 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, создание текста на слайде»
ПР№5
1
14
Компьютерные презентации. Композиция и монтаж Практическая работа № 6 «Запись изображения и звука с использованием различных устройств»
ПР№6
1
15
Создание мультимедийной презентации. Использование простых анимационных графических объектов. Практическая работа №7 «Запись музыки»
ПР№7
1
16
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа».
Практическая работа № 8 «Обработка материала, монтаж информационного объекта»
ПР№8
1
Проектирование и моделирование (8 часов)
17
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Практическая работа № 9 "Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории "
ПР№9
ИК.50.Основы культуры алгоритмизации, моделирования, программирования, сетевого обеспечения. П-И.
1
18
Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов
1
19
Диаграммы, планы, карты. Практическая работа № 10 " Построение генеалогического дерева семьи "
ПР№10
1
20
Простейшие управляемые компьютерные модели. Практическая работа № 11 "Построение и исследование компьютерной модели "
ПР№11
1
21
Практическая работа № 12 "Построение и исследование геоинформационной модели"
ПР№12
1
22
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Практическая работа № 13 "Поиск записей в готовой базе данных "
ПР№13
ИК.56.Способы проверки достоверности получаемой информации. П-И.
1
23
Создание записей в базе данных. Практическая работа №14 "Сортировка записей в готовой базе данных "
ПР№14
1
24
Контрольная работа№2 "Проектирование и моделирование"
КР
1
Обработка информации(10 часов)
25
Алгоритм, свойства алгоритмов.
ИК.50.Основы культуры алгоритмизации, моделирования, программирования, сетевого обеспечения. П-И.
1
26
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Т
1
27
Алгоритмические конструкции. Практическая работа №15 "Разработка линейного алгоритма с использованием математических функции при записи арифметического выражения "
ПР№15
1
28
Логические значения, операции, выражения. Практическая работа №16" Разработка алгоритма, содержащей оператор ветвления"
ПР№16
1
29
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Практическая работа №17 "Разработка алгоритма, содержащей оператор цикла"
ПР№17
1
30
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
1
31
Одномерный массив. Практическая работа №18 "Разработка алгоритма по обработке одномерного массива"
ПР№18
1
32
Практическая работа №19 " Разработка алгоритма, требующего для решения поставленной задачи использования логических операции"
ПР№19
1
32
Практическая работа №20 "Решение задач"
ПР№20
1
34
Контрольная работа №3 "Обработка информации"
КР
1
Начала программирования на языке Паскаль (16 часов)
35
Представление о программировании
ИК.50.Основы культуры алгоритмизации, моделирования, программирования, сетевого обеспечения. П-И.
1
36
Организация ввода и вывода данных. Практическая работа №21 «Организация ввода и вывода данных»
ПР№21
1
37
Программирование как этап решения задачи на компьютере. Практическая работа №22 «Написание программ на языке Паскаль»
ПР№22
1
38
Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №23 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»
ПР№23
1
39
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Практическая работа №24 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»
ПР№24
1
40
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа №25«Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»
ПР№25
1
41
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №26 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»
ПР№26
1
42
Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа №27 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»
ПР№27
1
43
Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа №28 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений»
ПР№28
1
44
Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа №29 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы»
ПР№29
1
45
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №30 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»
ПР№30
1
46
Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №31 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»
ПР№31
1
47
Последовательный поиск в массиве. Практическая работа №32 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве»
ПР№32
1
48
Сортировка массива. Практическая работа №33 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве»
ПР№33
1
49
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Практическая работа №34 «Написание вспомогательных алгоритмов»
ПР№34
1
50
Контрольная работа №4 «Начала программирования»
КР
1
Математические инструменты, динамические электронные таблицы (6 часа)
51
Таблица как средство моделирования
1
52
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Практическая работа №35 "Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных "
ПР№35
1
53
Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Практическая работа №36 " Ввод математических формул и вычисление по ним"
ПР№36
1
54
Практическая работа №37 "Создание и обработка таблиц"
ПР№37
1
55
Построение диаграмм и графиков
1
56
Контрольная работа №5 «Обработка числовой информации в электронных таблицах».
КР
1
Организация информационной среды (11 часов)
57
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Практическая работа №38 "Путешествие по Всемирной паутине"
ПР№38
ИК. 43. Информационная безопасность
П-И
1
58
Интернет как сфера распознования идеологии терроризма. Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете
Т
ИК.55.Понятие официального и неофициального источника. П-И
1
59
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
ИК.56.Способы проверки достоверности получаемой информации. П-И.
1
60
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Практическая работа №39 Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов
ПР№39
1
61
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
1
62
Практическая работа №40 " Создание комплексного информационного объекта в виде web странички"
ПР№40
1
63
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
ИК.47 Информация и информационные технологии, культивирующие безнравственное, противоправное поведение, насилие и жестокость. Ц-О
1
64
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Практическая работа №41 " Защита информации от компьютерных вирусов "
ПР№41
ИК. 43. Информационная безопасность
П-И
1
65
Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Практическая работа №42 " Оценка скорости передачи и обработки информационного объекта "
ПР№42
ИК.47 Информация и информационные технологии, культивирующие безнравственное, противоправное поведение, насилие и жестокость. Ц-О
1
66
Повторение
1
67
Итоговая промежуточная аттестация
КР
1
68
Повторение
1
Практическая часть программы за год
№ четверти
Кол-во часов в неделе
Кол-во часов за четверть
Практическая часть программы
КР
Т
ПР
I
1
16
1
2
8
II
1
14
1
1
9
III
1
20
2
0
17
IV
1
18
2
1
8
за год
68
6
4
42
КР – контрольная работа, Т – тест, ПР – практическая работа
Контроль уровня обученности
№п\п
Вид
Форма
Сроки
1.
Тематический
Практическая работа
Тест
ноябрь
2.
Четвертной
Практическая работа
октябрь
март
3.
Полугодовой
Контрольная работа
декабрь
май
4.
Текущий
Практическая работа
От 1 до 6 раз в четверть
Устный опрос
3-5 учеников на каждом уроке
VђЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 6„ђЗаголовок 815