Урок по литературному чтению на тему Пичугин мост по Е. Пермяку
План-конспект урока по литературному чтению .Тема: «Пичугин мост» по Е.Пермяку (продолжение)
Цель:
Обучающая:
формирование предметных компетентностей:
коммуникативно – речевая :
- формировать культуру устной речи;
- расширять словарный запас;
- учить высказывать своё отношение к героям рассказа, выделять слова и предложения, показывающие отношение автора к героям рассказа;
- обогащать словарный запас;
читательская :
продовжить работу учащихся с рассказом «Пичугин мост» по Е.Пермяку;
совершенствовать навыки чтения;
продолжить работу над пословицами ;- способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения;
- учить слушать и слышать художественное слово;
- учить определять основную мысль произведения;
- организовывать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения;
- создать условия для формирования понятия о жанре «рассказ»;
- работать над выразительностью чтения;
интеллектуальная:
формировать умения работать с разной информацией, применять полученные знания в нестандартних ситуациях;
усовершенствовать прийомы получения нових знаний;
активизировать работу в условиях поиска и исследования;
ценностно – мировозренческая:
обучать аргументировать своё отношение к прочитанному, анализировать и делать выводы, учить выборочному чтению,учить определять главную мысль произведения, жанр, тему текста, учить делить текст на части;
- усовершенствовать умения анализировать, сравнивать, понимать текст прочитаного;
творческо – деятельностная:
формировать интерес к решению любой учебной творческой задачи;
формировать критическое и логическое мышление, познавательную активность учащихся;
личностная:
- формировать умения делать анализ произведения;
- учить организовывать свою работу, придерживаясь правил этики, сотрудничества.
Развивающая:
розвивать ключевые компетентности:
социальную:
- способствовать развитию умения высказывать чётко и последовательно собственные мысли;
- развивать умение работать в малых группах и в парах;
- развивать навыки высказывать своё отношение к героям рассказа; собственную точку зрения;
- развивать умение выслушать товарища;
информационно – познавательная:
- развивать прийомы получения новых знаний;
- способствовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников;
- способствовать развитию критического мышления, умению высказывать своё мнение;
- развивать умения составлять схематический план и рассказывать по плану под руководством учителя;
- эмоциональное и эстетическое развитие;
- развитие интереса к чтению и книге;
- развивать обогащение читательского опыта;
- развитие воображения и творческих способностей;
- развивать представления учащихся о доброте и добрых поступках;
- развивать речь;
- развивать умения наблюдать, объяснять, делать выводы;
- развивать внимание, творческое воображение, память;
саморазвития и самообразования:
- формирование общеучебных умений учащихся как основу самообразовательной деятельности;
- способствовать развитию навыков работать с разными источниками информации;
здоровьесберегающая:
- формирование правильной осанки во время чтения ; - проведение физкультминутки.
Воспитательная:
- воспитывать познавательный интерес;
- бережное отношение и любовь к природе, наблюдательность;
- желание сохранять и приумножать природные богатства, любовь к родной земле;
- воспитывать в детях стремление совершать добрые поступки;
- помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость прочитанного материала;
-воспитание чуткого и бережного отношения к окружающим людям;
- воспитание желания проявлять заботу о людях;
- разъяснение понятий «подвиг», «скромность».
Цели урока:
Ученики должны знать:
Жанр произведения.
Название произведения.
Главную мысль и тему текста.
Автора рассказа.
Факты из биографии Е. Пермяка.
Главного героя рассказа.
Ученики должны уметь:
Выразительно читать рассказ.
Высказывать собственные мысли четко и последовательно о прослушанном и прочитанном.;
Сопоставлять факты между прочитанным и реальной жизнью.
Уметь давать характеристику главному герою рассказа.
Работать в группе.
Делать презентацию учебной деятельности.
Ученики должны понимать:
Нравственную и личностную значимость прочитанного материала.
Важность чуткого и бережного отношения к окружающим людям .Понятия «подвиг» и «скромность».
4. Человек становится известным, когда он совершает добрые поступки не для себя, я для других
5. Чтобы их ровесник стал известным, надо хорошо учиться; быть спортсменом; быть послушным сыном, дочерью .Тип урока: комбинированный .Межпредметные связи: чтение, русский язык, труд, природоведение.
Оборудование: презентация на электронных носителях, учебники, толковый словарь, индивидуальные карточки, карты самооценивания, Дерево знаний, маршрутные листы, кубик, конверты с заданиями, обложки книг, портрет Е.Пермяка, диафильм, видеосюжеты, мультимедийный ПК, заставки .
Методы, формы и приемы работы:
методы: беседа, формирование ожидаемых результатов, работа с книгой, частично-поисковый, репродуктивный, блиц-опрос; «Мозговой штурм»;приёмы: «Нарушенная последовательность», «Сделать обложку книги», «Ромашка Блума», кубирование, ИКТ, разноуровневая дифференциация, «Сердечко желаний», раскадровка текста, составление пословиц, «Дерево знаний», метод «Пресс», самооценка, «Микрофон», «Незаконченное предложение».форма работы: групповая, коллективная, взаимопроверка, самооценивание, презентация мини-проектов.
Опережающие задания:
Подготовить мини-презентации .Подготовить сообщения «экспертов» по биографии Е.Пермяка.
Форма урока: индивидуальная, коллективная, фронтальная, групповая
Ход урока
I Этап ориентации. Мотивация учебной деятельности.
(Цель: проверка готовности учащихся к уроку, создание позитивного настроения класса, побуждение к получению нових знаний, организация внимания учащихся)
Организация класса. Создание эмоционального фона.
Ребята, поприветствуйте гостей и улыбнитесь им.
Подарите свою улыбку мне, я улыбнусь вам. Подумайте о чём-то хорошем, приятном. Давайте в таком прекрасном настроении и проведём сегодняшний урок. Пожелаем успеха друг другу — и берёмся за работу.
2. Приветствие.
Улыбнёмся солнышку:
- Здравствуй, золотое!
Гостям улыбнёмся:
- Желаем вам добра!
Урок мы начинаем:
- Готова детвора!
II Этап целеполаганияСообщение темы и цели.
( Цель: активизировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала)
Девиз:
Внимательно слушай - и всё услышишь.
Внимательно смотри - и всё увидишь.
Думай - и всё поймёшь.
2. Определение ожидаемых результатов
На слайде расположены сердечки, на которых записаны слова: слушать, читать, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – сердечко со словом хочу. Дети объясняют, что на этом уроке мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров.
Это наши желания. А можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?
- (не знаем тему урока).
3. Работа в группах.
Достаньте из конверта карточку под №1. Как называется следующее задание? («Будь внимателен»). Как вы думаете, что здесь нужно сделать?
- Прочитав только русские буквы, получим предложения. Проверим, что у вас получилось.
ДОWБРОЕ ДЕYЛО CАUМО СZЕБЯ ХВАDЛИТ.
ДЕЛRАЙ ДРLУГИМ ДОIБРО – БУДЕQШЬ САМ БЕЗ БNЕДЫ.
ДОБSРОЕ ДЕJЛО И В ВGОДЕ НЕ ТОНVЕТ.
ЖИSЗНЬ ДАGНА НА ДОБVРЫЕ ДЕZЛА.
ДЕРQЕВО СУRДЯТ ПО ПЛОYДАМ , А ЧЕЛОLВЕКА ПО ДЕЛGАМ.
- Что это за предложения? (это пословицы).
- О чём они?(о добрых делах).
На доске:
Доброе дело
- Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке?
- Сегодня мы будем делать доброе дело - сажать дерево и посмотрим сможем ли мы вырастить «Дерево знаний» в конце урока и оправдаются наши желания.
4. Мотивация учебной деятельности
Для того, чтобы исполнить наши желания, мы выполним несколько заданий. У вас на партах лежат конверты . Конверт на парте один. Что это означает? (верно, мы работаем в группах, советуемся друг с другом, помогаем друг другу в работе).
- Посмотрите внимательно на ваши конверты. Как выдумаете, что на них написано? (наш маршрут).
- Что написано на первом конверте? («Играю и догадываюсь»).
Достаньте из конверта задание под №2. Как называется первое задание?
(«Шифровальщик»).
4
у 6
и 1
П2
и 8
м 11
т 5
г
10
с 3
ч 7
н9
о
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11
Как вы думаете, что нужно сделать в задании? Выполните задание.
Какие получились слова?
На доске:
Пичугин мост
Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке
5. Достаём карточку под №3.
- Как называется следующее задание? («Расставь по местам»). Что нужно сделать?
- Буквы рассыпались. Составьте слово. Что получилось?
На доске:
Рассказ Сказка Загадка Стихотворение Легенда
- Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке?(Это жанры произведений. )
- Какой жанр нам подходит? (Рассказ).
Рассказ
6. Достаём карточку под №4. Как называется задание? («Отгадай»). Что нужно сделать?
Отгадав ребус, вы получите ещё слово. Что получилось?
На доске:
Мальчик
- Почему эти слова появились на сегодняшнем уроке чтения? (слайд 16). Что они обозначают?
7. Открывайте текст. Какую важную информацию о произведении мы не назвали? (имя автора)
На доске:
Евгений Пермяк
Повторение знаний о биографии автора.
Кубик:(по группам)
-1. Где и когда родился Е. Пермяк?
-2. Какую роль сыграл город, где родился писатель в его творческой биографии?
-3. Кто воспитывал писателя в детстве?Где учился писатель?
- 4.Думал ли Е. Пермяк, что станет писателем?
- 5.Что часто описывал в своих рассказах Е. Пермяк? Какие рассказы Е.Пермяка вы знаете ?III Этап целереализации(Цель: организовать коммуникативные взаимодействия, в ходе которых выявляется и фиксируется отличительные свойства, зафиксировать изучаемое содержание во внешней речи.)
1. Актуализация опорных знаний, навыков и умений.
- К какой карточке переходим? («Слушаю, думаю и проверяю»).
Сейчас вы послушаете текст, а кто будет особенно внимательным, тот сможет успешно выполнить следующее задание. Слова, которые вам не совсем понятны, запомните.
Аудиозапись с диафильмом.(слайд 28).
Какие ваши впечатления? Понравилось ли вам произведение?
Вернёмся к карточкам на доске. Оправдались ли ваши предположения?
Евгений Пермяк
Рассказ
Пичугин мост
Доброе дело
Мальчик
2. Восприятие, осознание и осмысление учебного материала
- Как называется следующий конверт№5?(«Расширяем кругозор») .(слайд 29).
Когда вы слушали рассказ, какие слова вы подчеркнули?
- А вот те слова, значение которых мне бы хотелось пояснить (на доске). Информацию о слове я нашла в толковом словаре.
- Где ещё можно найти информацию?
1 группа Ветла – дерево семейства ивовых с узкими листьями и цветами, собранными в серёжки.
2группа За семь вёрст киселя хлебать – без особой нужды отправляться в дальнюю дорогу.
3группа Жерди – тонкий длинный ствол дерева, очищенный от ветвей и сучьев.
4группа Колхоз – сельскохозяйственная организация, населенный пункт
5 группа Подвиг – героический поступок, совершённый в трудных условиях.
3.Физминутка. Зажигательная «Зумба» покорила сердца людей во всем мире с Одри Нетери4.Ребята, к какому сердечку мы с вами переходим? («Читаю и рассуждаю»).
По группам.(выполнить задания , прочитав рассказ) У кого правильно.
Определите последовательность событий. Восстановите план текста .Приём «Нарушенная последовательность»
2.Сёма Пичугин
3.Речка Быстрянка5.Настоящий мосток
6.Большой мост
1.Мечты о подвигах
4. Мостишко
5.Применение навыков и умений на готовом материале в стандартных условиях.
Работа с текстом Евгений Пермяк
Пичугин мост.
1 группа. 1.Мечты о подвигах(прочитать по ролям). Дети перечитывают рассказ, инсценируют отрывок текста, изображая действия героев, мимику.
2. группа. Сёма Пичугин(ответить на вопросы) выборочное чтение
Речка Быстрянка(выборочное чтение)
Какие опасности ждали ребят, если они ходили коротким путём? Найдите в тексте.
3. группа. Мостишко( составить словесный портрет Сёмы) СенквейнПочему Сёма стал строить мост? Что нового о характере Сёмы вы узнали? (заботливый, чуткий, думал о людях тихий, молчаливый)
Было ли легко Сёме в его работе?
Как проявил себя Сёма в этой работе? (трудолюбивый, старательный, настойчивый).
4.группа. Настоящий мосток. Приём«Ромашка Блума»,
Каким получился мост?
Почему мосту не стали давать другое название? (люди помнят хорошие дела).
Ребята, как вы думаете, в каких случаях человек становится известным?(Когда человек совершает добрые поступки не для себя, я для других)
6.Обобщение и систематизация знаний. Применение их в нестандартных ситуациях.
5. группа. Сделать обложку книги.
Возьмите лист бумаги и положите перед собой вертикально.
- Кто написал этот интересный рассказ?
Евгений Пермяк – это автор
«Пичугин мост» - это название
- Что мы читаем? Рассказ.
-Какова тема рассказа? О добром деле.
- О ком рассказывается в рассказе? О мальчике.
5. Переходим к последнему заданию. Как называется? («Главная мысль»). Это наши пословицы. Есть ли среди пословиц та, которая выражает главную мысль рассказа?
Какая из этих пословиц выражает тему рассказа «Пичугин мост»?
« Жизнь дана на добрые дела».
- Какие добрые дела совершали вы?
Репортаж о благотворительной ярмарке.(В этой ярмарке принимали участие дети и родители нашего класса)
IV. Этап рефлексивно-оценочные
1. Подведение итогов урока.
- Чему был посвящён наш урок?
- Какой вид работы запомнился?
- Какие у вас впечатления от урока?
- Что нового узнали?
- Весь план выполнили?
- Оправдались ли ваши ожидания?
Ученики продолжают фразу «Сегодня на уроке я ...»
Технология «Незаконченное предложение».
( … узнал …; запомнил …; понял …; повторил ..; заинтересовался..)
-Чему научил вас этот урок?
- Где были затруднения?
2. Ценение, оценивание. Самооценка
3.Информация о домашнем задании.
Дети, которые получили от 10 до 12 баллов – молодцы! Отлично поработали! Ваше задание – в красном конверте.
У кого от 7 до 9 баллов – вы тоже старались. Ваше задание - в синем конверте.
У кого от4 до 6 баллов – у вас ещё не все сегодня получилось хорошо, нужно поработать. Ваше задание - в зеленом конверте.
Домашнее задание.
Пересказ рассказа. Найти к тексту пословицы, поговорки о доброте
Задание на анализ, синтез, оценивание (творческое задание – написать стихотворение -призыв к добрым поступкам)
Задание на анализ и синтез (творческое задание – написание рассказа о добром поступке от третьего лица)
3.Рефлексия
Какой символ проходил через весь урок? . Как вы думаете, почему сердце?(Добрые дела совершают люди от доброго сердца).
Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас совершил доброе дело уже сегодня. Ведь если люди будут совершать добрые дела, то наш мир станет добрее и лучше. Сегодня мы выполнили все задания и совершили доброе дело - на доске появилось «Дерево знаний» - вы молодцы !
У вас на партах у каждого лежат яблочки трёх цветов. Если вам было легко справляться с заданиями – возьмите красное яблочко, если пришлось подумать – зелёное, а если вызвало трудности – жёлтое. И украсим наше дерево плодами и посмотрим какой цвет преобладает. Как замечательно мы с вами поработали на уроке.
А мне бы хотелось подарить вам на память о сегодняшнем уроке своё доброе сердце с замечательным стихотворением Е.Михайличенко.
Сумей преодолеть преграды
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту.
Пригодись,
Хотя бы маленькой синичке,
Пусти её из клетки ввысь…