Презентация к выступлению на педагогическом совете Психологический комфорт в школе — важное условие эффективности образовательного процесса


Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности образовательного процесса.14.11.14г.Педагог – психологЛисина А.Л. Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, так же психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания.Никакие успехи в воспитании не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий: Ничему меня не научит. То, что тычет, талдычит, жучит…Комфорт Что такое комфорт?Comfort - «поддержкаукрепление»(Н.М.Шанский)Комфорт –условия жизни,пребывания,обстановка,обеспечивающиеудобство,спокойствие и уют(С.И.Ожегов)Психологическийкомфорт – условияжизни, при которыхчеловек чувствуетсебя спокойно, нетнеобходимостизащищаться
Психологический комфорт необходим для: Что мешает психологическому комфорту?УчащимсяУчителям- неуверенность в себеповышенная утомляемостьзамедленность темпа деятельностиповышенная потребность во вниманииповышенная двигательная активностьтрудности в переключении с одной деятельности на другую- физическая и психологиче- ская напряженность трудапостоянное оценивание со стороны различных людейвысокий уровень ответственноститенденция агрессивного от- ошения со стороны родите- лей и учащихся- разные стили управления педагогами Благоприятные психологические условия характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создают комфорт и условия для работы, раскрывают потенциальные возможности личности. Неблагоприятные условия препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние, как ребенка, так и педагога. Очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.Нельзя допускать у детей комплексов, неуверенности в себе. В группе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру педагога в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Группы факторов, составляющих окружение учащихся:- психолого-педагогические факторы (личность педагога, возможности ребенка усвоить учебную программу);- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.) Как же педагогу создать психологический комфорт? Можно воспользоваться следующими рекомендациями:• используйте в своей работе просьбы, а не требования; • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие; • используйте компромиссные решения спорных вопросов, а не открытую либо скрытую конфронтацию;• добейтесь четкой организации работы, а не жесткую дисциплину;• используйте методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка). Виды нагрузок во время уроковУмственная(связана сзатратами энергиина мыслительныепроцессы приприобретениизнаний)Динамическая(как правило,недостаточна,чтоприводит кгиподинамии)Статическая (связана с необходимостью длительноевремя удерживать вынужденное положение телаво время учебных занятий)


Эмоциональное благополучие.Активную позицию в коллективе может занимать лишь тот, кто переживает эмоциональное благополучие.Психологический климат – эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.Главным условием нормального формирования личности является переживание ею эмоционального благополучия. Именно от него зависит самооценка – стержневая характеристика личности. Эмоциональное благополучие (а, следовательно, и самооценка) определяется положительной оценкой окружающих. Отсутствие таковой может стать источником неврозов. Невроз сопровождается неустойчивой самооценкой, тревожностью личности, поскольку взаимоотношения – это всегда оценочная ситуация.Поэтому, психологический климат может как стимулировать, так и предотвращать невротические переживания детей.Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная возиция становится значимой и привлекательной. Вывод:Работа педагога трудна и не всегда благодарна, но подобно камнетесу, отсекая лишнее, педагог строит будущее, воспитывая ЧЕЛОВЕКА.Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей. Вот почему психологический климат коллектива – решающее условие формирования психически здоровой и нравственно-активной личности ребенка.